Человек и религия в современном мире: Вегетарианство и мясоедение в Библии (часть 5)
ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск 314/2020-06-23
Доброго времени суток. Я продолжаю публикацию статьи "Вегетарианство и мясоедение в Библии".
Книга пророка Даниила
Книга пророка Даниила также
содержит повествование, имеющее отношение к теме вегетарианства. В ней говорится о времени, когда евреи оказались в вавилонском плении, и царь Вавилона прожелал отобрать для обучения молодых людей, которые могли бы в дальнейшем служить при его дворе. Среди избранных юношей, согласно библейскому повествованию, оказались Даниил и трое его единоплеменников: Анания, Мисаил и Азария. Когда царь велел, чтобы молодые люди питались от его стола, Даниил и его товарищи отказались вкушать языческую пищу и попросили
давать им вместо нее овощи, а вместо вина - воду. После десятидневного испытания оказалось, что они не только не исхудали, но выглядели красивее и были крепче, чем молодые люди, питавшиеся царской пищей. В дальнейшем, как сказано в библейском повествовании, "даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны..." (Дан. 1:1-17).
По мнению комментаторов, Даниил и трое
еврейских юношей отказались от царской еды потому, что часть пищи к царскому столу поступала из храмов, где была посвящена языческим богам, а также среди царской еды могло находиться мясо нечистых животных. Языческим ритуалом возлияния вина в честь богов комментаторы объяснили также и отказ молодых людей от вина[6][25]. Некоторые комментаторы в толкованиях на первое место ставят нежелание еврейских юношей нарушить законы кашрута, хотя и возможное осквернение пищи языческим ритуалом не отвергается[1].
Библейские писания не запрещают употреблять вино, но осуждают злоупотребление крепкими напитками. Евреи же обычно разбавляли вино водой, чего не делали вавилоняне. По мнению некоторых комментаторов, в этом состояла причина отказа юношей от вина[42].
В любом случае ясно, что главным мотивом молодых людей была верность Богу, ради которого они предпочли существенно ограничить себя в пище и питье. Христианские толкователи иногда усматривает в этом образ поста,
результатом которого может стать, как в этой истории, физическое здоровье и духовные дарования. Некоторые отцы церкви, например, Ефрем Сирин, вовсе отрицали, что описанное воздержание от царский еды было продиктовано стремлением избежать ритуального осквернения, и видели в этом пост, подобный церковному[43]. Некоторые современные протестанты рассматривают питание Даниила как пример здорового образа жизни (не только вегетарианского, но даже веганского), придерживаясь аналогичной диеты периодически или
постоянно. Наименование "Daniel fast" ("пост Даниила") стало использоваться для обозначения периодического веганского питания некоторых евангельских протестантов (в Северной Америке возникает традиция практиковать такой пост в течение 21 дня)[44][45]. Современный "пост Даниила" отличается тем, что в его объяснении превалирует утверждение пользы вегетарианский или веганской диеты для оздоровления тела[46][47].
Пища в Новом
Завете
Понятие нечистоты
Новозаветние тексты не содержат никаких новых установлений по поводу пищи. Напротив, некоторые из них традиционно толкуются как отмена Закона Моисея, в том числе постановлений о чистой и нечистой пище[6]. Однако, более серьезное изучение контекста таких текстов привело ряд исследователей к пониманию того, что в действительности Новый Завет не утверждает отмену Торы и кашрута.
Например, когда Иисус говорил: "Ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его" (Мф. 15:11, Мк. 7:15), в контексте обсуждается вопрос, следует ли соблюдать "предания старцев", в некоторых из которых Иисус видел противоречие заповедям Торы (Мф. 15:3-6, Мк. 7:8-13). Установления, не зафиксированные в писанной Торе, требовали, в частности, ритуального омытия рук перед едой, ритуального омытия посуды и скамей (Мф. 15:18-20, Мк. 7:18-19)[48]. Авторы комментариев Толковой
Библии Лопухина сделали по этому поводу противоречивый вывод: "Судя по контексту, против Моисеевых установлений Иисус не говорит, но применение Его речи к ним неизбежно..."[1]. В действительности Иисус находился в еврейской среде и не призывал нарушать Тору (Мф. 5:17), которая содержит запрет вкушать мясо нечистых животных.
Другим спорным текстом по этой теме является рассказ о видении разнообразных животных апостолу Петру в книге Деяний апостолов,
когда было сказано: "что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 10:15). Хотя многие комментаторы рассматривали буквальный смысл этих слов, в христианском богословии широко признается, что контекст описанной в данном тексте истории сосредоточен на очищении людей, а не пищи[25]. Смысл видения там же объясняет сам Петр: "Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым" (Деян.
10:28)[48]. В трактовках многих отцов церкви[49] и ряда более поздних комментаторов животные символизируют разные народы и разные состояния людей, а слова "заколи и ешь" содержат смысл, подразумевающий включение язычников в церковь вместе с уверовавшими иудеями[1].
В настоящее время среди исследователей существуют разные точки зрения о запрете вкушать нечистую пищу. По мнению некоторых богословов, таких как адвентисты седьмого дня, христиане должны
воздерживаться от нечистой пищи[50], поскольку заповеди об этом, по их мнению, не относятся к ритуальным предписаниям, а нечистая пища вредна для здоровья. Однако, такую точку зрения в целом разделяют немногие христиане, поскольку это противоречит традиционной трактовке. Другая точка зрения состоит в том, что заповеди кашрута были даны еврейскому народу, а христиане из числа других народов, составляющие подавляющее большинство церкви, не связаны Моисеевым заветом. По мнению некоторых богословов, евреи могут
соблюдать и могут не соблюдать кашрут в соответствии с иудейской традицией, это не является принципиальным вопросом, так как спасение не зависит от этого. В соответствии с таким мнением, соблюдение кашрута не возбраняется христианам из числа евреев. В раннехристианской церкви евреи продолжали соблюдать Закон Моисея, хотя неевреи были свободны от этого (Деян. 21:20-25)[1]. Существуют различные точки зрения среди современных евреев, ставших христианами. В частности, мессианские иудеи (евреи, принявшие Иисуса
как Мессию) считают соблюдение кашрута по-прежнему важным для христиан еврейской национальности[48].
Тема вегетарианства не затрагивается в указанных новозаветних текстах. Церковь адвентистов седьмого дня рекомендует переходить на вегетарианский или даже веганский образ жизни[50], поскольку изучение влияния нечистой пищи на организм человека привело пастырей этой церкви к заключению о преимуществе отказа от мясной пищи как таковой, и к этому же подводит библейское
повествование о первоначальном сотворении человека. Однако, в целом традиция вегетарианства не опирается на Закон Моисея, хотя Тора, как было показано выше, способствует ограничению употребления мяса. Но даже из традиционной христианской трактовки об отмене запрета нечистой пищи не вытекает ненужность отказа от мяса. Известно, что в христианской традиции было немало монашествующих, которые подолгу воздерживались от мяса, а в церкви сложились практики регулярных периодов постов. Хотя некоторые протестанты
выводили осуждение церковных постов из традиционной трактовки об отмене запрета нечистой пищи[51], подобное толкование не имеет ничего общего с контекстом новозаветних текстов[52].
На иллюстрации: Отто Адольф Стемлер, Даниил отказывается от царской пищи (нач. 1900-х).