Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вегетарианство и мясоедение в Библии (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 313/2020-06-22

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию статьи "Вегетарианство и мясоедение в Библии".

Мясоедение без жертвоприношения

Согласно библейскому тексту, закалать животных для еды без жертвенного ритуала евреям было разрешено только после расселения народа в земле Израиля. Люди в то время привыкли употреблять мясо животных в пищу, хотя не делали это часто. Популярный комментарий Сончино (написанный главным раввином Британской империи Йосефом Цви Герцем в середине XX века) отмечает, что мясо животных редко употреблялось в пищу: его готовили только в честь праздников или в честь собрания знатных людей[2]. Однако, в Торе приносить жертвы было предписано только в определенном месте (Втор. 12:5-14), в то время как евреи расселялись по всей территории обетованной земли и могли находиться на больших расстояниях от места жертвоприношений. Библейский текст не называет этого места. По сложившейся традиции считается, что таким местом является иерусалимский храм. Однако, изначально евреи совершали поклонение в других местах. Раши в комментарии называет таким местом Силом[2]. Согласно Евангелию, во дни Иисуса Христа иудеи и самаряне спорили о том, чей центр поклонения подразумевается в Торе (Ин. 7:20). Существуют разные трактовки текста упомянутой заповеди и истории ее закрепления в традиции, но в нашей теме важно отметить лишь основной прицип, что, согласно Торе, евреи не должны были приносить жертвы в любом месте своего проживания (Втор. 12:13). 

Разрешение вкушать мясо без сакрального ритуала описано в библейском тексте таким образом: "Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, – тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь [Бог твой], как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей" (Втор. 12:20-21). 

Согласно комментарию Раши, Тора учит поедать мясо только тогда, когда человек может себе это позволить, используя свой мелкий и крупный скот[2]. Охота как способ добычи мяса не была предусмотрена, а домашний скот был слишком ценен, чтоб закалать его без серьезного повода. По мнению некоторых комментаторов, выражение, описывающее поедание мяса "по желанию души", является одним из способов описания изобилия и плодородия земли обетованной[25] (приведем для сравнения известное образное библейское выражение: "земля, где текут молоко и мед"). 

Слова "заколай... как я повелел тебе" трактуется в ортодоксальной иудейской традиции как указание на шхиту, данную в Устной Торе[2][38]. Хотя запрет на охоту библейский текст не содержит, а к числу чистых животных отнесены не только домашние животные, требования штихи в иудаизме делают охоту невозможной, за исключением отлова животных. Однако, библейские тексты упоминают лишь двух охотников, и оба традиционно трактуются как неправедные: Нимрод и Исав. Охота в иудейской традиции связывается с развитием недобрых качеств человека. К примеру, комментарий Сончино к тексту о том, что Исав был охотником (Быт. 25:27-28), утверждает: "Эйсав представляется хитрым охотником, похожим на Нимрода. Убивая животных, он постоянно проявляет жестокость"[2].

Ропот в пустыне

Существует еще один библейский текст, косвенно имеющий отношение к теме вегетарианства, где повествуется о ропоте народа, вышедшего из Египта, из-за отсутствия привычной пищи, в числе которой особенно выделяется мясо: "Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших. (...) И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава ["Гробы прихоти"], ибо там похоронили прихотливый народ" (Числ. 11:4-6, 31-34). 

По мнению некоторых современных исследователей, слова о желании насытиться мясом, как это было в Египте, подразумевают не мясо скота, а рыбу, к которой евреи привыкли, живя на берегу Нила (рыба же упоминается далее в этом тексте)[25]. Еврейский народ в Египте находился на положении рабов, а скот же был ценным и его мясо редко использовалось для еды. Из текста следует, что после выхода из Египта народ вынужден был питаться достаточно скудной, в основном вегетарианской пищей, но в большом количестве им встречалась  манна. Согласно распространенной современной трактовке, манна представляла собой затвердевшую в форме мелких, подобных семени кориандра, шариков секрецию тлей, которые питаются соком тамариска, перерабатывая его[25]. (Некоторые авторы видят в манне сладкий сок колючего пустынного растения Hammada salicornica[25], а некоторые -- лишайник рода аспицилия, однако, это мнение оспаривается из-за неполного соответствия библейскому описанию[39]). Когда народу надоела однообразная пища, он возроптал, и сильный ветер прибил множество перепелов, но после того, как люди набросились на еду, многие заболели и начали умирать. По мнению некоторых авторов, мясо испортилось и от его неумеренного употребления у поедавших его возникало выраженное желудочное заболевание[1]. С современной точки зрения можно допустить, что из-за употребления мяса перелетных птиц могла произойти эпидемия какого-то заболевания[40]. 

Сторонники вегетарианства, среди которых есть некоторые современные раввины, видят в этом библейском отрывке назидательный пример в пользу вегетарианского образа жизни[5]. Ортодоксальная христианская традиция рассматривает описанный в этом тексте ропот народа как проявление плотских похотей и греха чревоугодия. К примеру, святой Григорий Нисский в толковании этого текста утверждает: "И народ предался опять бесчинию, к преступлению же привела неумеренность в наслаждениях чрева ... пожелание плоти, приверженность к мясоедению делали, что египетское рабство казалось для них предпочтительнейшим..."[41]. Еврейский комментарий Сончино утверждает, что "причиной их гибели стала страсть, не сдерживаемая разумом"[2]. 

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное