Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Вегетарианство и мясоедение в Библии (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 312/2020-06-21

Доброго времени суток. Продолжаю публикацию новой статьи "Вегетарианство и мясоедение в Библии".

Кашрут

Вторым значительным ограничением вкушения мясной пищи для иудеев стал кашрут (предписания о дозволенном, наиболее известные из которых подразумевают исключение из пищи мяса животных, отнесенных к числу нечистых, однако, этим понятие кашрута не ограничивается)[28]. В определение кашерности входит шхита, определенный способ забоя животных, который, по мнению представителей иудаизма, является сравнительно сострадательным[29][30] (с современной точки зрения это неочевидно и вызывает протесты зоозащитников, однако, апологеты приводят данные о том, что этот способ, по крайней мере, не более жестокий, чем другие[31]; в любом случае нужно иметь ввиду, что правила шхиты возникли в древности). Кашрут предписывается иудеям в Торе, но шхита относится к Устной (неписанной) Торе. По мнению средневекового комментатора Шломо Эфраима Лунчица, шхита усложняет использование мяса для пищи и, сдерживая легкое удовлетворение желания мясной пищи, тем самым ограничивает его потребление[5][32]. Аналогичную точку зрения разделял раввин Авраам Ицхак Кук[5][33][34]. 

Хотя в традиции иудаизма существуют различные объяснения кашрута, рассматривающие его с этической, педагогической, психологической, гигиенической, мистической сторон[28], кашрут также рассматривается некоторыми современными раввинами как определенное препятствие к употреблению мяса. Израильский раввин Пинхас Пели писал: "Законы кашрута учат нас, что первым предпочтением для еврея должна быть вегетарианская пища. Однако, если некто не может контролировать страстное желания мяса, это должно быть кошерное мясо, которое послужило бы напоминанием о том, что съедаемое животное является творением Бога, что смерть такого существа нельзя воспринимать легкомысленно, что охота для развлечения запрещена, что мы не можем безжалостно относиться ко всякому живому существу, и что мы ответственны за то, что происходит с другими существами (людьми или животными), даже если мы лично с ними не контактировали"[5][35]. 

Христиане, как правило (за некоторыми исключениями), не рассматривают предписания кашрута актуальными, что совпадает с иудейской традицией в отношении народов мира. Согласно ортодоксальной трактовке иудаизма, заповеди кашрута не распространяются на тех, кто не является евреем и не совершил обрезание. Апостол Павел, проповедуя христианство язычникам, не нарушал этот принцип. Ранняя христианская церковь распространила на неевреев только лишь заповедь, данную Ною после потопа, запрещающую вкушать мясо с кровью, о чем упомянуто в книге Деяний апостолов (Деян. 15:29).

Жертвоприношения

Согласно иудейской традиции, первоначально съедать мясо животных было дозволено только при жертвоприношениях. С этой трактовкой совпадает упомянутое ранее мнение Иоанна Златоуста о том, что, когда Бог разрешил Ною и его семье вкушать мясо, речь шла именно о принесении жертв[13]. Согласно библейскому тексту, после исхода евреев из Египта Закон Моисея (Тора) запрещал заклание животных вне жертвоприношений Богу у скинии (простейшего переносного храма в палатке): "если кто из дома Израилева [или из пришельцев, присоединившихся к вам] заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана и не приведет ко входу скинии собрания, [...], чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего" (Лев. 17:3-4). 

Целью такого постановления, как сказано в тексте далее, было предупреждение языческих жертвоприношений (Лев. 17:5-7). Согласно классическому иудейскому комментарию Раши, пролитие крови животного без приношения его в жертву Богу приравнивалось к пролитию крови человека ("человеку тому вменена будет кровь")[2]. Это установление, по мнению некоторых комментаторов, также воспитывало уважение к жизни животных[1]. 

Существует несколько объяснений, отвечающих на вопрос, зачем в Законе Моисея предписывались жертвоприношения животных. Согласно некоторым иудейским комментаторам, таким как Авраам ибн Эзра и Рамбан, жертвоприношения представляли собой компенсацию за грехи ради восстановления утраченной гармонии мироздания. Согласно другим комментаторам, таким как эллинист Филон Александрийский, философ Иехуда ха-Леви и более современные раввины Шимшон бен Рефаэль Гирш и Давид Цви Хоффман, описания жертвоприношений в Торе являются аллегориями или символами, имеющими духовный смысл[2]. 

Согласно третьей, наиболее рационалистичной  трактовке, которую утверждали такие авторитетные комментаторы иудаизма как Рамбам[36] и Абраванель Ицхак бен-Иегуда, жертвоприношения были необходимы только потому, что практиковались у язычников: если бы еврейский монотеистический культ не содержал жертв, посвященных Богу, то евреи неизбежно бы стали приобщаться к язычеству для совершения общепринятых тогда ритуалов. По мнению Рамбама, Тора должна постепенно удалить людей от примитивных форм поклонения и привести к чисто духовному служению Богу[2]. Также, по его мнению, жертвоприношения животных помогали отказу от человеческих жертвоприношений, распространенных в языческих культах[37]. Все три перечисленные способы толкования жертвоприношений известны также в христианстве (разница в том, что, когда речь идет о жертвах за грех, христианские комментаторы понимают жертвенные животные как прообразы Иисуса Христа, но следует иметь ввиду, что не все ветхозаветние жертвы были жертвами за грех). 

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное