Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1-го Послания Тимофею 2:11-15 (часть 5)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 308/2020-01-09

Доброго времени суток. В этом выпуске я предлагаю последнюю часть статьи о трактовках текста 1-го Послания Тимофею о женщинах.

 Альтернативные переводы слова αὐθεντεῖν

Целый ряд исследователей изучает значение слова αὐθεντεῖν (authentein), которое традиционно связывается с властью. Как уже было упомянуто, это слово сложно для интерпретации в связи с тем, что употреблено только в данном библейском каноническом тексте. В неканонических или небиблейских древних текстах оно может принимать различные значения[48][49], в том числе связанные с убийством, самоубийством и сексуальной агрессией[50][51]. По мнению некоторых исследователей, использование слова αὐθεντεῖν в значении обладания властью, вошло в употребление лишь в патристический период, а в новозаветний период в таком значении не использовалось[51]. Поэтому некоторые эгалитаристы считают, что текст Послания Тимофею вообще не должен подразумевать запрет на учительство с применением властных полномочий в церкви, как это трактуется традиционно. Данная точка зрения отвергается консервативными богословами, но является дискуссионной, особенно среди сторонников эгалитарного подхода, которые обсуждают возможности других пониманий смысла текста.

К примеру, служитель Объединенной Церкви Христа, доктор Леланд Эдвард Уилшир (Leland Edward Wilshire) предложил, исходя из значения слова αὐθεντεῖν в древней литературе, понимать это слово в связи с насильственными действиями, а текст Послания Тимофею трактовать как запрет подстрекательства к насилию и жестокости («to instigate violence»)[51]. В большей мере известны исследования доктора антиковедения (classical studies) Катрин Кларк Крюгер (Catherine Clark Kroeger), основавшей организацию Христиане за библейкое равенство (Christians for Biblical Equality). Она занималась историко-культурными исследованиями и вместе со своим мужем, пресвитерианским пастором  Ричардом Кларком Крюгером (Richard Clark Kroeger Jr.), выдвинула альтернативную трактовку теста из Послания Тимофею, связав значение глагола αὐθεντεῖν с языческими практиками, а запрет учить — с определенным ложным учением[52]. Эта трактовка была выдвинута в книге «I Suffer Not a Woman: Rethinking 1 Timothy 2:11-15 in Light of Ancient Evidence» («Не позволяю женщине: переосмысление 1 Тимофею 2: 11-15 в свете древних свидетельств»).

Альтернативные социо-культурные трактовки

Исследуя значение слова  αὐθεντεῖν в древних текстах, Катрин Крюгер нашла тексты, в которых родственные, однокоренные этому слову слова были связаны с эротическим и сексуальным значением. Помимо примеров из древнегреческой литературы, Крюгер приводит пример комментария Иоанна Златоуста, в котором однокоренное существительное использовано для описания сексуально распущенной женщины: «сластолюбивой» в синодальном переводе (1 Тим. 5:6). Катрин Крюгер предположила, что запрет учить вместе с запретом αὐθεντεῖν подразумевает преподавание ереси, поощряющей сексуально распущенное поведение. В числе параллельных библейских стихов по этой теме Крюгер приводит, в частности, 2-е Послание Петра о лжеучителях: «… произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат…» (2 Пет. 2:18).  По мнению Крюгер, аналогичный контекст содержится во 2-м Послании Тимофею: «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:6-7)[53].

Крюгер ссылается также на Климента Александрийского, который, занимаясь опровержением ересей, описывал существование групп, которые одобряли блуд, и сетовал, что братские трапезы любви («агапы», «вечери любви») были превращены в сексуальные оргии. Одну из таких групп Климент назвал словом αυθενται (authentai), представляющим собой множественное число от αυθεντες (authentes, что в настоящее время понимается как «власть», но в древних рукописях могло подразумевать другие значения). По мнению Крюгер, призыв к женщинам о скромности, предшествующий запрету учить в 1-м Послании Тимофею, следует понимать в том же контексте противодействия сексуальной распущенности: «…чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами…» (1 Тим. 2:9-10)[53].

Крюгер считала, что в Эфесе существовало специфическое протогностическое учение, на что ссылается текст: «храни преданное тебе, отвращаясь … прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20), где употреблено слово γνώσις («гнозиз»). Она связала это учение с особым около-гностическим представлением о Еве, где Ева считалась родоначальницей Адама, чем можно было объяснить слова Послания Тимофею о библейском описании творения и грехопадения[52]. Идея существования учения, похожего на гностическое, однако, была подвергнута критике с исторической точки зрения[54], поскольку известные гностические учения возникли позднее[55][56]. С другой стороны, термин «гнозиз» действительно использовался для обозначения ересей, хотя и без четко определенного содержания[57].

В качестве еще одного объяснения связи запрета αὐθεντεῖν с сексуальной распущенностью Крюгер указывала на распространенность в Эфесе культа богини Дианы с храмовой проституцией[53]. В таком контексте введенный запрет служил для охраны христианской церкви от опасности влияния языческой практики. Данная версия получила поддержку ряда исследователей[58][59]. Согласно ранней концепции Крюгер 1979 г., значение слова αὐθεντεῖν связано с идеей зачатия детей во время ритуальных оргий[49]. В более поздней работе 1992 г. Крюгер предположила еще одно значение слова αὐθεντεῖν, связав смысловой оттенок насилия, который встречается в древних примерах использования однокоренных слов, с ритуальной кастрацией, которая практиковалось в культах Артемиды и Кибелы[52]. Данная версия нашла подтверждение в том, что ряд исследователей описали распространенность ритуальной кастрации в Малой Азии до, во время и после написания новозаветних текстов[60][61][62]. Некоторые исследователи указали, что ритуальная кастрация была формой крайнего аскетизма  в Эфесе, что оказало влияние на ранних христиан. Хотя в новозаветних текстах не было явно выраженных параллелей о кастрации, было указано на предупреждение о лжеучителях, проповедовавших излишний аскетизм,  запрещая брак и определенную пищу (1 Тим. 4:3)[62].

Культурный контекст альтернативных трактовок библейского текста, таким образом, сосредоточился на опасностях языческих культов женских божеств. С одной стороны, в этих культах происходили ритуальные оргии. С другой стороны, женским божествам служили женщины и оскопленные евнухи. Послание Тимофею в контраст этому призывает женщин к целомудрию, скромности и к роли учащегося, а не учителя. Однако, если традиционное богословие восприняло это как запрет на женское лидерство в церкви, эгалитарное богословие утверждает, что текст изначально направлен не на ограничение женщин как таковых, а на защиту церкви от опасных влияний. 

Хотя альтернативные трактовки были отклонены консервативными богословами, богословы эгалитаристы восприняли их с интересом[63], продолжая обсуждение значения слова αὐθεντεῖν и условий, в которых написан библейский текст. Тот факт, что слово αὐθεντεῖν является гапаксом (использовано только один раз в библейских канонических текстах), стал аргументом в пользу неочевидности традиционного перевода. К примеру, доктор Гилберт Билезикян отметил, что никто не должен строить вероучение, основываясь на гапаксе: поскольку в библейском каноническом корпусе нет контрольного текста, который позволил бы определить значение этого слова, невозможно с точностью заявить, что именно запрещал текст Послания Тимофею[64].

Список использованной литературы можно посмотреть на сайте (я думаю, нет необходимости копировать длинные списки в рассылке, тем более, что статья публикуется здесь по частям).

Елена Преображенская (с)

Оригинал на сайте Независимый исследователь 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное