Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1-го Послания Тимофею 2:11-15 (часть 4)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 307/2020-01-08

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи о трактовках текста 1-го Послания Тимофею о женщинах.

Современные трактовки

Современные исследователи уделяют большое внимание историческим условиям, в которых был написан текст. Многие исследователи размышляют, какие причины побудили автора написать этот текст. Ряд исследователей предполагают такие причины в культуре древнего мира. Другие предполагают особенные обстоятельства, сложившиеся в общине, предстоятелем которой был адресат Послания. Некоторые современные исследователи предлагают трактовки с принципиально новым содержанием.

Историко-критическая трактовка

Многие современные авторы отмечают, что женщины в древности занимали крайне низкое положение. Так, в комментариях этого текста Уильям Баркли подробно описывает обычаи, принятые в ту эпоху в иудейской и греческой культуре. В частности, он отмечает, что в иудаизме женщинам не разрешалось изучать Тору, а мужчины в каждодневной молитве благодарили Бога за то, что Он не создал их язычниками, рабами или женщинами (в молитвенниках ортодоксальных иудеев такое благодарение сохраняется даже в наше время). Баркли также отмечает, что в греческой религии женщины могли играть роль храмовых проституток, но уважаемые женщины вели уединенный образ жизни, не выходили на улицу одни и не посещали общественных собраний. По мнению Баркли, греческие женщины не могли принимать активное участие в церковном служении, поскольку для порядочной женщины такая активность была неприемлема в той культуре, и если бы женщинам в церкви было это разрешено, то общество воспринимало бы церковь как прибежище распутниц[30].

По мнению прогрессивистской части современных богословов, христианский потенциал раскрывается в исторических масштабах постепенно, а люди медленно осознают смысл откровений Бога. С такой точки зрения патриархальные взгляды, которые отразились в библейских текстах, представляют собой этап человеческой истории. В комментариях Брюссельского издания Библии по поводу обсуждаемого текста сказано: «Апостол принимает патриархальную структуру семьи и правила поведения женщины, укоренившиеся в античной и восточной традициях»[39]. В англоязычном издании Amplified Bible приводится такой комментарий: «Ранняя церковь, очевидно, следовала еврейским практикам в религиозном образовании. В Израиле матери обучали своих дочерей, а отец должен был обучать своих сыновей во всех областях, включая религиозное образование. Так что запреты Павла здесь соответствуют практикам его времени»[40].

Значение ученичества

Некоторые авторы, в частности, консервативные, отмечают, что христианство внесло новое видение женщин, утверждая, что они должны получать религиозные знания: слова «жена да учится»  использованы в повелительном наклонении, что представляет собой контраст и новшество в сравнении с иудаизмом и вообще положением женщины в древнем мире[32][41]. В таком контексте статус учащегося выглядит не как принижение, а как получение некоторой привилегии, которой не было ранее.

В комментариях данного текста мессианский богослов Давид Стерн отмечает, что слово μανθανέτω (manthanetō), которое переводится как «учится», означает не обучение в современном понятии, а такое понятие ученика, которое предполагает вместе со знаниями принятие практических наставлений и становление последователем. По мнению Стерна, библейский текст повелевает женщинам быть ученицами в таком смысле слова, но не играть роль учителя, берущего на себя ответственность за жизнь мужчин и делающего из них своих последователей[42]. Традиционная трактовка, однако, не запрещает женщине быть наставницей за пределами публичного богослужения, и история церкви знает таких праведных женщин, которые были духовными авторитетами для мужчин.

Герменевтика «консервативных» эгалитаристов

По мнению некоторых богословов эгалитаристов, запрет женщинам учить и занимать управляющие роли в церкви был обоснован тем, что женщины в ту древнюю эпоху, когда писался этот текст, не имели образования и были некомпетентны. Некоторые богословы эгалитаристы связывают с необразованностью женщин влияние на них ложных учений. В контексте такой трактовки упоминание в тексте Евы означает, что если позволить неподготовленным женщинам учить, то они могут допустить ошибки и увлечь за собой мужчин, подобно тому как Ева соблазнилась хитростью змея и увлекла Адама[43]. Эта трактовка похожа на традиционную с той разницей, что там причиной грехопадения становится слабость женского пола, в то время как в эгалитарной трактовке Ева оказалась негативным примером лишь в том отношении, что поддалась обману, но это не свойство женского пола как такового, а ошибка, которой могут избежать компетентные женщины.

По мнению профессора протестантского Колледжа Уитона (штат Иллинойс) Гилберта Билезикяна (Gilbert Bilezikian), апостол Павел писал это послание Тимофею, стоявшему во главе поместной церкви Эфеса, которая находилась в кризисе из-за распространения суеверий и оккультных практик. В своей книге «Вне половых ролей» (Beyond Sex Roles) Билезикян пишет, что в такой чрезвычайной ситуации Павел, чтобы спасти церковь от распада, решил ограничить служения внутри церкви определённой группой лиц и исключил из учительства женщин (в ранней редакции книги необразованных[43]), которые оказались под влиянием ложных учений. По мнению Билезикяна, запрет женского учительства носил временный, а не универсальный характер, потому что был связан с чрезвычайными обстоятельствами[44].

Такие трактовки подвергаются критике со стороны консервативных протестантов и некоторых эгалитаристов других точек зрения[45][46][47]. В частности, в консервативном протестантизме данный подход порицается оппонентами за построение предположений, не ограниченных непосредственно буквой библейского текста, поскольку в тексте не сказано, что апостольский запрет был временным или что запрет был дан для необразованных женщин или что запрет был дан заблуждающимся. С другой стороны, в тексте нет также явного указания на то, что запрет распространяется на все церкви в мире и на все исторические эпохи вне зависимости от обстоятельств. 

Представители «консервативного» крыла эгалитарных богословов опровергают патриархальный стереотип о том, что именно женщина ответственна за грехопадение, указывая, что в Послании Римлянам апостол Павел пишет о грехе Адама как причине падения человеческого рода и совсем не упоминает Еву. С точки зрения эгалитаристов, разделяющих традиционное представление об авторстве текстов, апостол Павел писал разные утверждения в разных обстоятельствах, потому что решал разные практические и богословские задачи. В том числе, хотя в Послании Тимофею ссылается на Еву, говоря об опасности обольщения женщин, во 2-ом Послании  Коринфянам говорит обо всех верующих (возможно, даже только о мужчинах): «Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3). Таким образом, пример Евы приводится в одном случае по поводу женщин, а в другом случае без связи с полом[20]. 

Продолжение и завершение статьи последует в другом выпуске.

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное