Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Трактовки текста 1-го Послания Тимофею 2:11-15 (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 306/2020-01-07

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи о трактовках текста 1-го Послания Тимофею о женщинах.

Современное богословие

Расхождение консерваторов и эгалитаристов

В современном богословии существуют значительные противоречия между сторонниками традиционной (в протестантизме подчас даже более консервативной, чем традиционная) трактовки и теми, кто выступает за переосмысление значения текста. Хотя традиционное богословие стремится избегать примитивно патриархальных воззрений, язык этого богословия сохраняет определенные стереотипы, свойственные патриархальной эпохе.

С точки зрения богословов эгалитаристов, обсуждаемый текст соответствует древней культуре и имеет временное применение, либо имеет иной смысл, чем традиционно трактуется, но в любом случае в настоящее время не существует препятствий для лидерства женщин в церкви. Эгалитарный подход можно продемонстрировать на примере пресвитерианского богослова Уильяма Баркли, который в комментариях второй главы Послания Тимофею утверждает: «Многие проблемы, затронутые в этой главе, носят исключительно преходящий характер, потому что они имели отношение к конкретной сложившейся ситуации. Свое глобальное отношение к этой проблеме апостол Павел высказал в Гал. 3,28: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе». Во Христе стерлись все различия в месте, в почестях и в функциях, выполняемых в Церкви»[30].

Апологеты консервативной точки зрения возражают на такой аргумент ссылками на упоминания в тексте порядка творения и грехопадения. С их точки зрения, эти ссылки придают запрету универсальный характер, закрепляя положение женщины подчиненным мужчине как изначальную волю Творца[31][32]. Однако, с точки зрения многих современных богословов, буквальное, натуралистичное понимание описания истории творения первых людей и их грехопадения сами по себе являются архаичными, поскольку возникают в культуре древнего мира и изложены на свойственном такой культуре языке. (Подробнее см. статью Сотворение женщины). Кроме того, идея господства мужчины над женщиной утверждается лишь после грехопадения (Быт. 3:16). По мнению многих современных богословов, это указывает на то, что патриархат возник как нарушение гармонии полов в следствие грехопадения, а не как изначальная воля Творца[33].

Часть богословов эгалитаристов связана с консервативным протестантизмом, где большое внимание уделяется букве библейского текста. Эта условно «консервативная» часть эгалитаристов (нередко евангельские протестанты более либеральных взглядов, чем другие) в основном сосредоточена на реинтерпретации текста, а не на аргументе об изменениях в культуре.

Авторство и патриархат

По мнению многих современных исследователей, Послание Тимофею не относится к числу аутентичных посланий апостола Павла[34][35][36]. С точки зрения ряда исследователей, текст Послания отражает переход ранней церкви от харизматического служения к иерархическому, когда женщины были оттеснены от лидирующих ролей. По мнению представительниц теологии феминизма (например, Элизабет Шюсслер Фиоренца[37]), на заре возникновения церкви христианские женщины обладали значительной свободой, но под влиянием социального окружения в церкви стали преобладать патриархальные тенденции, которые были закреплены, в частности, этим Посланием[38].

По мнению многих эгалитаристов, подлинная позиция апостола Павла была отражена в Послании Галатам, где утверждается всеобщее равенство верующих во Христа. Но существует также точка зрения о том, что апостол Павел разделял отчасти эгалитарные, отчасти патриархальные идеи, будучи человеком своего времени[37][38]. «Консервативные» эгалитаристы разделяют традиционную точку зрения об авторстве апостола Павла, однако, с их точки зрения, Павел не утверждал патриархат, а лишь принимал организационные меры при определенных обстоятельствах (об этом чуть подробнее будет сказано далее). 

Продолжение статьи последует в следующих выпусках. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

Cтарый сайт  "Путь в бесконечность"Блог "Записки бунтаря"

Фейсбук: Прогрессивная религия. ВКонтакте: Независимый исследователь 


В избранное