Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 7)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 259/2017-10-29

Доброго времени суток. Сегодня я предлагаю заключительныечасти статьи "Католичество и аборт".

Отношение мирян

Многие католики, согласно социологическим исследованиям, не согласны с учением церкви о том, что аборты должны быть запрещены во всех случаях, включая угрозу жизни и здоровью матери и беременность от изнасилования. Многие католики склонны принимать учение о том, что аборты в целом морально неприемлемы, но немногие согласны с тем, что аборты не могут быть разрешены ни в каком случае.

Опрос католиков, проведенный в 12 странах мира в 2014 году по заказу американской испаноязычной компании Univision, показал, что 65% опрошенных считают, что аборт должен быть разрешен в каких-то случаях: большинство, 57%, считают, что аборт должен быть разрешен в некоторых случаях, и 8% считают, что аборт должен быть разрешен во всех случаях[75]. При этом проявились значительные региональные различия. Самая большая поддержка церковного учения о том, что аборты должны быть всегда запрещены выявилась среди африканских и азиатских католиков. Самое большое расхождение с церковным учением обнаружилось среди европейских католиков, большинство которых поддерживает право на аборт в некоторых случаях и значительно меньшее число которых разделяет поддержку запрета абортов во всех случаях (причем в некоторых странах доля поддерживающих запрет даже уступает доле тех, кто поддерживает право на аборт во всех случаях). Среди американских и латиноамериканских католиков наблюдается как расхождение с церковным запретом абортов без исключений, так относительно немалая поддержка этого запрета.

Далее результаты исследования представлены в процентных показателях[76].
Франция: 32% католиков считают, что аборт должен быть разрешен во всех случаях, 62% — что аборт должен быть разрешен в некоторых случаях, 5% — что аборт никогда не может быть разрешен.
Испания: 24% — во всех случаях, 64% — в некоторых, 8% — никогда.
Италия: 15% — во всех случаях, 68% — в некоторых, 13% — никогда.
Польша: 9% — во всех случаях, 73% — в некоторых, 13% — никогда.
США: 10% — во всех случаях, 66% — в некоторых, 21% — никогда.
Бразилия: 7% — во всех случаях, 74% — в некоторых, 18% — никогда.
Аргентина: 6% — во всех случаях, 73% — в некоторых, 20% — никогда.
Мексика: 5% — во всех случаях, 68% — в некоторых, 27% — никогда.
Колумбия: 3% — во всех случаях, 58% — в некоторых, 38% — никогда.
Демократическая республика Конго: 5% — во всех случаях, 35% — в некоторых, 56% — никогда.
Уганда: 5% — во всех случаях, 30% — в некоторых, 64% — никогда.
Филиппины: 2% — во всех случаях, 25% — в некоторых, 73% — никогда.

В Италии, по данным опроса Eurispes 2006 года, большинство католиков выступают за допустимость абортов в определенных экстренных обстоятельствах: 83,2% — в случае угрозы жизни матери, 72,9% — в случае серьезной патологии плода, 61,9% — в случае сексуального насилия. Однако, значительно меньше итальянских католиков соглашаются с тем, что аборты должны допускаться по экономическим причинам или из-за нежелания женщины иметь детей: 23% и 18,6% соответственно[77].

В США, согласно исследованию Pew Research Center 2016 года, 51% католиков сообщили, что аборты морально неприемлемы, но 31% готовы принимать аборты[78]. По данным опроса, проведенного Gallup в 2006-2008 годах, 40% американских католиков согласились, что аборты морально приемлемы, и такой показатель практически не отличается от показателя не-католиков, давших аналогичный ответ[79]. Однако, отмечена закономерность, что те, кто регулярно посещают богослужения, чаще выступают против абортов, в то время как сторонников права выбора женщины среди регулярно посещающих богослужения меньше, чем среди мало практикующих католиков[79][80][81]. Латиноамериканские католики в США чаще выступают против абортов, чем белые католики американцы[81].

По некоторым социологическим исследованиям 2008 года, позицию церкви о том, что аборт всегда должен быть запрещен законом, разделяет меньшинство американских католиков избирателей: от 15% до 22%. Остальные опрошенные католики считают, что аборты должны быть законны либо в определенных случаях, либо во всех[82][83]. Согласно опросу Pew Research Center 2009 года, 47% американских католиков считают, что аборты должны быть легализованы в большинстве случаев или во всех, в то время как 42% американских католиков считают, что аборты должно запрещаться законом большинстве случаев или во всех[80]. Голосуют за кандидата, исходя из его позиции по абортам, меньшинство католиков: согласно опросу Zogby International 2008 года, 29%, и большинство из них голосуют за кандидата с позицией против абортов. В целом 44% американских католиков считают, что «хороший католик» не может поддерживать кандидата, выступающего за право выбора женщины в вопросах аборта, но 53% считают, что «хороший католик» может поддерживать такого кандидата[82]. Согласно докладу Института общественно-религиозных исследований 2011 года, 68% американских католиков считают, что могут быть «хорошими католиками», не соглашаясь с позицией церкви по абортам, и это примерно столько же, сколько в других религиозных группах[81].

В Великобритании, по данным опроса YouGov 2010 года, большинство католиков не поддерживают официальное учение церкви: семь из десяти католиков считают, что женщина должна иметь право выбора аборта, только один из десяти католиков выступает против абортов в случае изнасилования и лишь один из четырнадцати католиков — против абортов в случае угрозы жизни женщины[84].

Католические диссиденты

Некоторые католические теологи не во всем разделяют официальное учение церкви об абортах, хотя из-за церковной жесткости по этому вопросу несогласие редко звучит публично. В 1973 году католический диссидент теолог Чарльз Каррэн (Charles Curran) утверждал: «Существует значительное и растущее число католических теологов, которые не согласны с некоторыми аспектами официально выдвинутого католического учения о том, что прямой аборт от момента зачатия всегда неправилен»[85][86].

В 1973 году, после легализации абортов Верховным судом США (решения по делу «Роу против Уэйда»), была создана организация «Католики за выбор» (Catholics for Choice), которая утверждает альтернативное церковному мнение об абортах и контрацепции. На основе социологических опросов эта группа считает, что представляет мнение большинства католиков. Основными аргументами организации являются: утверждение права следовать своей совести, даже если это противоречит официальной линии иерархии, отсутствие консенсуса среди теологов о времени появления души, исторические мнения видных католических теологов о том, что человеческая душа появляется позднее зачатия, утверждение того, что учение об абортах не является безошибочной догмой, а также факт страдания женщин из-за запрета абортов, особенно, в бедных странах[86][87].

Группу «Католики за выбор» создали три католички Джоан Харриман (Joan Harriman), Патриция Фогарти Мак Куиллан (Patricia Fogarty McQuillan) и Мета Малкахи (Meta Mulcahy), которые были членами Национальной организации женщин, феминистской организации левого толка. В первую годовщину решения «Роу против Уэйда» Патриция Мак Куиллан, ставшая первым председателем группы, выступила на ступенях собора святого Патрика в Нью-Йорке, одевшись в символические папские одеяния. Она заявила, что противодействие католической церкви абортам основано на историческом доминировании мужчин и связано с тем, что только мужчины входят в ее иерархию. Некоторое время председателем «Католиков за выбор» был священник-иезуит Джозеф Рурк (Joseph O’Rourke), вскоре лишенный сана, и феминистская активистка Патриция Мак Махон (Patricia McMahon). В течение 25 лет председателем была ученая и активистка женского движения Фрэнсис Кисслинг (Frances Kissling), ставшая также со-основательницей Национальной федерации аборта. После нее (по настоящее время, на момент написания этой статьи) председателем является мужчина из Ирландии Джон О’Брайен (Jon O’Brien), который в прошлом работал в Европейском бюро Международной федерации планирования родительства в Лондоне[88].

Католическая иерархия неоднократно осуждала организацию и заявила, что эта организация не является католической. Американская группа «Католики за выбор» создала аналогичные сестринские группы в Южной Америке, Канаде и Европе, включая небольшую группу в Великобритании[89].

На фото в последнем разделе Чарльз Каррэн.

Список использованной литературы:
[1] Катехизис католической церкви, 2271
[2] Roman Catholicism and abortion access: Pagan & Christian beliefs 400 BCE -1980 CE. (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[3] Michael J. Gorman. Abortion and the Early Church. — Wipf and Stock Publishers, 1998
[4] Цитаты из произведение Тертуллиана: Tertullian at web-site Priests for Life
[5] Климик И. Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша (Портал Богослов.Ru, 6 мая 2011)
[6] Jean Reith Schroedel. Is the Fetus a Person? A Comparison of Policies Across the Fifty States. — Cornell University Press, 2000. P. 18
[7] Tom J. Obengo. The Quest for Human Dignity in the Ethics of Pregnancy Termination. — Wipf and Stock Publishers, 2016. P. 24
[8] Elsakkers, M.J. Chapter 2: Early Christian views on abortion / Reading between the lines: Old Germanic and early Christian views on abortion. — Amsterdam Institute for Humanities Research, 2010
[9] Peter Millikan. Abortian / Adrian Hastings, Alistair Mason, Hugh Pyper. The Oxford Companion to Christian Thought. — Oxford University Press, 2000
[10] John Hardon. The Catholic Catechism: A Contemporary Catechism of the Teachings of the Catholic Church. — Doubleday, 1981. P. 340
[11] St. Augustine. Marriage and Concupiscence 1.15.17, — CSEL 42:229-230
[12] Pope Pius XI. Casti connubii, 65
[13] Евгений Кадосов. Человеческий зародыш на ранней стадии. Богословское осмысление (Портал Кредо)
[14] Frank K. Flinn, J. Gordon Melton. Encyclopedia of Catholicism. (Encyclopedia of World Religions). — Facts On File, 2007 . P. 4
[15] Helga Kuhse, Peter Singer. A Companion to Bioethics. — Wiley, 2001
[16] William Petersen. From Persons to People. — Transaction Publishers, 2002. P. 114
[17] Broedel, Hans Peter. The Malleus Maleficarum and the Construction of Witchcraft: Theology and Popular Belief. — Manchester University Press, 2004. P. 34
[18] Katherine Brind’Amour. «Effraenatam» (1588), by Pope Sixtus V. — The Embryo Project Encyclopedia. (The Embryo Project at Arizona State University)
[19] David Bohr. Catholic Moral Tradition: «In Christ, a New Creation». — Our Sunday Visitor Publishing, 1999. P. 293
[20] Michèle Goyens, Pieter de Leemans, An Smets. Science Translated: Latin and Vernacular Translations of Scientific Treatises in Medieval Europe. — Leuven University Press, 2008. Pp. 390-396
[21] Charles Coppens. Abortion. Catholic Encyclopedia 1907
[22] Aaron L. Mackler. Introduction to Jewish and Catholic Bioethics. — Georgetown University Press, 2003. P. 122
[23] Charles H. Lippy. Faith in America: Changes, Challenges, New Directions. Vol. 1. — Praeger Publishers, 2006 (Greenwood Publishing Group, 2006). P. 160-161
[24] Daniel C. Maguire. The Moderate Roman Catholic Position on Contraception and Abortion. (The Religious Consultation on Population, Reproductive Health & Ethics)
[25] Abortion. The Catholic Encyclopedia (1907)
[26] Pope Pius XI. Casti Connubii, 64
[27] Donald DeMarco. The Roman Catholic Church and Abortion: An Historical Perspective. — Homiletic & Pastoral Review, August-September 1984
[28] McIntyre, Alison. Doctrine of Double Effect / Edward N. Zalta. Stanford Encyclopedia of Philosophy (First published Jul 28, 2004; substantive revision Sep 23, 2014)
[29] Alphonsus Maria de Ligorio. Theologia Moralis (Bassano 1831), vol. 1, pp. 247-248
[30] New Catholic Encyclopedia, Abortion II, p.29, Col 1
[31] Instruction Donum vitae of the Congregation for the Doctrine of the Faith (February 22, 1987)
[32] Катехизис католической церкви, 270
[33] Катехизис католической церкви, 274 (в оригинале: Embryo, quippe qui tamquam persona, inde a conceptione…)
[34] Кодекс Канонического права, канон 1398; Катехизис католической церкви, 2272
[35] Кодекс канонического права, канон 1324
[36] E. Caparros, M. Thériault, J. Thorn. Code of Canon Law Annotated. — Wilson & Lafleur, 1993, pp. 829-830
[37] Jimmy Akin. Holy Year Gestures on Abortion and the SSPX: 12 Things to Know and Share. (National Catholic Register, September 1, 2015) (есть также сообщения на русском языке)
[38] Elisabetta Povoledo, Liam Stack. Pope Francis Extends Priests’ Ability to Forgive Abortion (The New York Times, November, 21, 2016) (есть много сообщений на русском языке)
[39] Mark P. Aulisio. Double Effect, Principle or Doctrine of / Encyclopedia of Bioethics. — The Gale Group, 2004
[40] A Catholic Approach to Tubal Pregnancies / The Jan/Feb 2004 Issue of Lay Witness Magazine
[41] Marie A. Anderson, Robert L. Fastiggi, David E. Hargroder, Rev. Joseph C. Howard Jr., and C. Ward Kischer. Ectopic Pregnancy and Catholic Morality. A Response to Recent Arguments in Favor of Salpingostomy and Methotrexate / National Catholic Bioethics Quarterly 11.1 (Spring 2011)
[42] Father Tadeusz Pacholczyk. When Pregnancy Goes Awry: Ectopic Pregnancies / Making Sense Out of Bioethics (October, 2009) (The National Catholic Bioethics Center)
[43] Kathy Schiffer. When Pregnancy Goes Awry: The Moral Ending to an Ectopic Pregnancy (National Catholic Register, Nov. 17, 2015)
[44] Roman Catholicism and abortion access Cases where Catholic teachings on abortion may cause, rather than prevent, death (Ontario Consultants on Religious Tolerance)
[45] Becky Garrison. Playing Catholic politics with US healthcare (The Guardian, December 31, 2010)
[46] Nicholas Kristof. Sister Margaret’s Choice (The New York Time, May 26, 2010)
[47] Gary Duffy. Rape row sparks excommunications (BBC, March 5, 2009)
[48] Vatican backs excommunication of Brazilian MDs over child’s abortion (CBCNews, Mar 07, 2009)
[49] The Holy Office Teaches Archbishop Fisichella a Lesson (L’espresso, 10.7.2009)
[50] CNBB desautoriza iniciativa de bispo (Estado, 13 March 2009)
[51] Husband: Ireland hospital denied Savita Halappanavar life saving abortion because it is a «Catholic country» (CBS News, 14 November 2012)
[52] Religious Remark Confirmed in Irish Abortion Case (The New York Times, April 11, 2013)
[53] Protesters in Ireland rally for abortion rights (CNN, November, 17 2012)
[54] Ирландская медсестра призналась, что запретила пациентке сделать аборт из-за католицизма (RT, 11 апреля 2013)
[55] Епископы о скандальном деле Савиты Халаппанавар: лечение тяжелобольной беременной допустимо, даже если оно опасно для ребенка (Katolik.ru, по материалам Радио Ватикана, 21.11.2012)
[56] Катехизис католической церкви, 2273
[57] Frank K. Flinn, J. Gordon Melton. Encyclopedia of Catholicism. — Facts on File, 2007. P. 5
[58] Sandro Magister. Obama’s Pick for Vice President Is Catholic. But the Bishops Deny Him Communion (L’espresso, 27.8.2008)
[59] John Allen. Antiabortion imperative more complex than acknowledged: bishops’ views on abortion (National Catholic Reporter, October 31, 2008)
[60] 89 Catholic Bishops Speak Out: In This Election, Abortion is the Defining Issue (Christian Newswire, October 28, 2008)
[61] Worthiness to Receive Holy Communion. General Principles by Cardinal Joseph Ratzinger (July 2004)
[62] Jimmy Akin. Explaining Ratzinger’s «Proportionate Reasons» (Catholic Answers, November 02, 2004)
[63] Archbishop: Catholics Can’t Vote for Pro-Abortion Candidates (LifeNews.com, Oct. 26, 2012)
[64] Catholic Questions and Answers on Abortion (web-site Catholics for Obama)
[65] Voting One’s Conscience (America. The Jesuit Review, October 27, 2008)
[66] Forming Consciences for Faithful Citizenship. A Call to Political Responsibility from the Catholic Bishops of the United States with Introductory Note (United States Conference of Catholic Bishops, 2007, 2011, 2015)
[67] John L. Allen Jr. Who speaks for the Vatican? (National Catholic Reporter, 28 May 2004)
[68] John L. Allen Jr. No hard line from pope on communion for pro-choice pols (National Catholic Reporter, Apr 20, 2008)
[69] Top clerics divided on penalty for pro-choice Catholics (Irish Independent, 20 May 2013)
[70] Pope arrives in Brazil with tough abortion stance (USA Today / Associated Press, 10 May 2007)
[71] Uruguay’s bishops clarify: pro-abortion lawmakers not excommunicated (CatholicCulture.org, October 25, 2012)
[72] Irish Catholic Church Condemns Abortion Legislation (International Herald Tribune, 3 May 2013)
[73] U.S. Catholic bishops urge Congress to protect conscience rights on abortion immediately (LifeSiteNews, July 11, 2016)
[74] Catholic midwives win right to object over abortion planning in Scotland (Guardian, 24 April 2013)
[75] Catholics and church at odds on contraception, divorce and abortion (The Guardian, 9 February 2014)
[76] Voice of the people. Univision asked Catholics on five continents about some of the issues most important to them and thus, to the Church too, in an eye-opening Global Survey (web-site Univision)
[77] Cattolici italiani favorevoli ai Pacs e anche a divorzio e aborto (La Repubblica, 17 January 2006)
[78] Lipka, Michael; Gramlich, John. 5 facts about abortion (Pew Research Center, (January 26, 2017)
[79] Newport, Frank. Catholics Similar to Mainstream on Abortion, Stem Cells (Gallup, March 30, 2009)
[80] Obama, Catholics and the Notre Dame Commencement (Pew Forum on Religion and Public Life, April 30, 2009)
[81] Jones, Robert P.; Cox, Daniel; Laser, Rachel. Committed to Availability, Conflicted about Morality: What the Millennial Generation Tells Us about the Future of the Abortion Debate and the Culture Wars (Public Religion Research Institute, June 9, 2011)
[82] Karkabi, Barbara. Abortion not main issue for Catholics: Survey results contradict bishops’ stance (Houston Chronicle, October 31, 2008)
[83] Smith, Gregory; Pond, Allison. Slight but Steady Majority Favors Keeping Abortion Legal. (Pew Research Center, September 16, 2008)
[84] Most UK Catholics support abortion and use of contraception (The Independent, 19 September 2010)
[85] Joseph Cardinal Bernardin. Consistent Ethic of Life. — Sheed & Ward, 1988
[86] Jon O’Brien. The Catholic Case for Abortion Rights (Time, Sep 22, 2015)
[87] Jon O’Brien and Sara Morello. Catholics for Choice and Abortion: Prochoice Catholicism 101 (Catholics For Choice, Conscience Magazine, Spring 2008)
[88] Catholics For Choice (web-site Discover the Networks: Groups — Feminist — Catholics For Choice)
[89] Woman’s Hour: Is it possible to be a practising catholic and pro choice? (BBC, 24 June 2004)
Для написания текста некоторых разделов использована информация англоязычной википедии, однако, данная статья не является переводом англовики.


Елена Преображенская (с)
Оригинал этой статьи (сайт Независимый исследователь)

Статьи о других конфессиях по теме аборта планируется создать в будущем. В ближайших планах - создание статьи по православию и протестантизму. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное