Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 3)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 255/2017-10-25

Доброго времени суток. Предлагаю третью часть статьи "Католичество и аборт".

«Одушевление» эмбриона и различение раннего и позднего абортов

Хотя католическая традиция поставила в один ряд детоубийство, аборт и контрацепцию, в западной церкви также распространение получила концепция о том, что не любой аборт подобен убийству, а только аборт на поздних сроках беременности, когда эмбрион приобретает очертания тела человека. В частности, так считал Иероним Стридонский, который писал: «Семя постепенно приобретает форму в матке, и [аборт] не считается убийством, пока отдельные элементы ни приобретают внешний вид и члены тела»[2].

Августин также придерживался такого взгляда и, как и часть восточных отцов церкви, объяснял это интерпретацией текста Септуагинты Исход 21:22-23 (который в действительности был ошибочным переводом оригинала на иврите): «[Писание] не распространяет понятие убийства на несформировавшийся эмбрион, ибо определенно то, что еще находится в утробе, не может считаться человеком…» Августин считал, что душа эмбриона появляется постепенно, вначале она не является человеческой, не имеет чувств и потому уничтожение такого эмбриона, хотя и греховно, но не может считаться убийством[2][13].

Идея о том, что убийством является аборт сформированного плода, который получил человеческую душу, была отражена в Апостольских постановлениях 380 года: «Не убивай ребенка, вызывая аборт, не убивай рожденных. Все, что сформировано и получило душу от Бога, если было убито, должно быть отомщено как несправедливо погубленное»[2]. Концепция постепенного «одушевления» эмбриона широко распространилась в западной церкви. Например, теолог Ансельм Кентерберийский в XI веке писал: «Никакой человеческий разум не принимает взгляд, что младенец имеет мыслящую душу в момент зачатия»[14].

Фома Аквинский

Концепция постепенного появления человеческой души возникла под влиянием философии Аристотеля. Благодаря латинским переводам западно-арабского мыслителя Аверроэса, начиная с XII века наследие Аристотеля было заново открыто на западе. Католические теологи, особенно Фома Аквинский, адаптировали аристотелизм к нуждам церковного богословия[15].

Фома Аквинский, влиятельный теолог, провозглашенный учителем церкви, вслед за Аристотелем верил в постепенное, по мере развития в теле матери, «одушевление» эмбриона. Он писал об этом: «Растительная душа, которая появляется первой, когда эмбрион живет жизнью растения, исчезает и сменяется более совершенной душой, питательной и чувствительной, и тогда плод живет животной жизнью; когда же она исчезает, то заменяется душой разумной, привносимой Богом»[13].

Фома учил, что человеческая душа эмбриона мужского пола появляется на 40 день от зачатия, а у эмбриона женского пола — на 80 день, аборты до этого времени являются аморальными, но не убийством. Фома писал: «Этот грех, хотя тяжелый, причисляющийся к злодеяниям и противоестественный [грех против природы] … нечто меньшее, чем убийство … не должен судиться подобно иррегулярному [нарушению порядка, являющемуся препятствием получения духовного сана или осуществления священнического служения]»[16].

Фома считал, что после появления человеческой души эмбриона мать ощущает шевеление плода в своем теле[15]. Вьеннский собор (XV собор католической церкви, прошедший в 1311-1312 годах) заявил, что субстанция мыслящей или интеллектуальной души это по существу форма тела (в понятиях аристотелевской философии о форме и материи) и подтвердил учение Фомы Аквинского о медленном превращении эмбриона в человека[14].

Римские папы

Папа Иннокентий III и папа Григорий XIV, как и Фома Аквинский, считали, что шевеление плода указывает на «одушевление», и что после этого момента аборт должен рассматриваться как убийство[15]. Папа Иннокентий III вынес решение по поводу картезианского монаха, который организовал аборт для своей любовницы: папа заключил, что монах не виновен в убийстве, если плод не был «одушевлен»[2].

В эпоху средневековой инквизиции церковное осуждение абортов и контрацепции дополнилось возможностью обвинения в колдовстве повивальных бабок и знахарок, которые оказывали женщинам услуги по абортам и контрацепции. В 1484 году папа Иннокентий VIII издал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), в которой заявил о существовании ведьм и одобрил против них действия инквизиции. Булла утверждала, в частности, что ведьмы могут совершать «убийство младенцев еще в утробе матери», а также «препятствовать мужчинам совершать сексуальный акт и женщинам зачинать». Известное руководство по охоте на ведьм Malleus Maleficarum («Молот ведьм») среди прочего обвиняет ведьм в детоубийстве и способности «похищать мужские пенисы»[17].

Значительное осуждение абортов и контрацепции произошло в 1588 году, когда папа Сикст V издал буллу Effraenatam. Хотя Decretum Gratiani, сборник канонического права католической церкви XII-XIII веков, различал ранние и поздние аборты[14], булла Effraenatam сравняла их, подвергая совершающих аборты на любом сроке беременности одинаковому отлучению от церкви и наказанию гражданскими властями наравне с убийцами. В булле были перечислены различные народные методы совершения абортов, существовавшие в то время: «удары, яды, лекарственные препараты, зелья, гири, грузы, работа и труд беременных женщин». Наравне с абортами булла осуждала применение противозачаточных средств и стерилизующих процедур[18].

Однако, действие Effraenatam продлилось всего три года: в 1591 году преемник папы Сикста папа Григорий XIV отозвал буллу и ограничил отлучение от церкви за аборты только теми случаями, когда плод был сформировавшимся и считался «одушевленным». Григорий XIV установил этот срок в 116 дней беременности (16 1/2 недель)[2]. Помимо этого, Григорий XIV отменил юридическую классификацию абортов как убийства[18].

В этот исторический период некоторые католические теологи не только мягко относились к абортам на ранних сроках беременности, но даже стремились оправдать их в определенных случаях. В 1679 году папа Иннокентий XI осудил 65 предложений иезуитских казуистов (Эскобар-и-Мендозы, Франсиско Суареса и других), которые включали в себя допущение делать аборты беременным девушкам до срока одушевления плода во избежание убийства или шельмования этих девушек и на том основании, что аборт на этом сроке не является убийством[19].

Различия в осуждении абортов на ранних и поздних сроках существовало на протяжении большей части истории католической церкви. В числе прочего это проявлялось в разной протяженности эпитимьи, налагаемой за аборты на разных сроках[20]. Лишь в 1869 году папа Пий IX буллой Apostolicae Sedis отменил возвращенное Григорием XIV смягчение осуждения абортов на ранних сроках беременности и вновь ввел отлучение от церкви за аборты на любом сроке беременности[2]. С этого времени каноническое право католической церкви прекратило делать различия между абортами на ранних и поздних сроках в отношении отлучения от церкви.

Пий IX сделал зачатие моральной критической точкой для любых абортов после того, как провозгласил догмат о Непорочном зачатии Девы Марии (утвердившем, что Мария была предохранена от греха с момента зачатия) в 1854 году[9]. Однако, даже после выпуска буллы Apostolicae Sedis некоторые различия между абортами на разных сроках беременности, такие как исключение из отнесения к иррегулярному нарушению способствования аборту на раннем сроке, в канонах церкви еще сохранялись[21]. Полностью эти различия были аннулированы лишь в Кодексе канонического права 1917 года. 

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное