Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 1)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 253/2017-10-23

Доброго времени суток. Представляю вашему вниманию новую статью об истории развития взглядов на аборт в католичестве и современных проблемах, связанных с этой темой.

Католичество и аборт 

Католическая традиция исторически порицает любые аборты. Однако, на протяжении значительной части истории католичества среди теологов было широко распространено представление о том, что аборты на раннем сроке беременности не должны рассматривались наравне с убийством, поскольку эмбрион еще не обладает человеческой душой. Хотя представление о появлении души человека во время зачатия существовало в раннехристианский период, это мнение не относится к числу общепринятых католических доктрин. Одинаково жесткое осуждение ранних и поздних абортов утвердилось в католической церкви лишь на рубеже XIX и XX веков. Вместе с абортами католическая традиция отвергла контрацепцию, что стало следствием неприятия любых форм нерепродуктивного секса.

Современное католическое учение утверждает, что человеческая жизнь возникает во время зачатия, и в эмбрионе заложена идентичность человеческой личности. Из этого положения католическая доктрина выводит требование защиты эмбриона, начиная с зачатия, и наделение его правами, равными с человеческой личностью, основным из которых является право на жизнь. Современная католическая церковь занимает наиболее жесткую позицию в отношении абортов среди христианских церквей и других религий, запрещая аборты при любых обстоятельствах, включая такие как угроза жизни и здоровью женщины. Католическая иерархия стремится продвигать законодательные ограничения абортов в политике. Однако, в текущей реальности, хотя многие католики считают аборт аморальным в общем случае, немногие католики согласны с тем, что аборты должны запрещаться во всех случаях, и немало католиков не разделяют требование запрета абортов законами государства. При этом распространенность тех или иных точек зрения по этим вопросам зависит от региональных особенностей, а также от частоты церковной практики мирян.

Раннехристианские тексты об абортах

Католическая церковь исторически осуждает аборты. Для обоснования этой позиции документы католической церкви ссылаются на неканонические тексты ранних христиан, такие как Дидахе и Послание Варнавы, содержащие призывы не убивать младенцев в утробе матери[1]. Осуждение абортов также обосновывается ссылками на ряд ранних христианских богословов, негативно упоминающих аборты. В числе таких авторов западного христианства находятся, например, Тертуллиан, Ипполит Римский, Минуций Феликс, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и другие[2]. Восточные отцы церкви (жившие в эпоху неразделенной церкви) также являются авторитетными для католичества.

Тертуллиан

Особенно важные для истории церковной традиции тексты против абортов оставил ранний христианский апологет Тертуллиан[1]. В частности, в апологетическом послании императору Септимию Северу (197 г.) Тертуллиан опровергал наветы о том, будто христиане приносят в жертву и поедают детей, и в числе прочего писал: "В нашем случае [в отличии от мифологических и исторических случаев жертвоприношений детей греко-римского мира] раз и навсегда запрещено убийство, мы не можем уничтожить даже плод в утробе, пока человеческое существо получает кровь для питания из других частей тела [материнского организма]. Препятствовать рождению есть просто быстрый способ человекоубийства; и не имеет значения, отнимаете ли вы жизнь, которая родилась, или уничтожаете того, кому предстоит родиться. То есть человека, который находится в процессе появления к существованию: вы имеете плод уже в семени"[3][4].

В трактате "О душе" Тертуллиан одним из первых христианских авторов высказал идею о том, что человеческая душа появляется во время зачатия, хотя он уподоблял возникновение душ материальному размножению организмов[3], что отвергали многие отцы церкви[5]. Для обоснования концепции появления души во время зачатия Тертуллиан, в числе других аргументов, приводил ссылки на библейские эпизоды, упоминающие беременных женщин и младенцев внутри них [3]: "Вот лоно Ревеки волнуется (Быт. 25: 22), а далеко ещё до времени родов. (...) Ликует Елисавета: её толкнул изнутри Иоанн (Лк. 1: 41-45). Прославляет Бога Мария: Христос внутри Её к этому побудил (Лк. 1: 46-55). Матери узнают своих детей, узнанные равным образом ими самими, конечно, живущими, обладавшими не только душой, но и духом. Так, ты читаешь голос Бога и к Иеремии: Прежде, чем Я тебя образовал во чреве, я познал тебя (Иер. 1: 5). Если Бог образовывает человека во чреве, то душу в него вдыхает так, как сделал это вначале: И образовал Бог человека и вдохнул в него дыхание жизни (Быт. 2: 7). Бог мог познать человека во чреве только всего целиком: И прежде, чем ты вышел из лона, Я освятил тебя (Иер. 1: 5), неужели ещё остающегося неживым телом? Конечно нет: ведь Бог – Бог живых, а не мёртвых (Мф. 22: 32)"[5].

Тертуллиан был первым христианским автором, который связал эти библейские тексты с темой абортов. Хотя его главной целью было обоснование концепции о душе, одним из мотивов развития его рассуждений стала критика абортов. Особенностью текстов Тертуллиана было то, что он рассматривал не просто бытовые способы абортов, а медицинские аборты того времени, которые совершались врачами при помощи хирургических инструментов. Тертуллиан оставил описание этих хирургических инструментов. Основной его идеей было осуждение любого аборта как убийства[3]. Однако, когда это касалось спасения жизни женщины, он назвал аборт "жестокой необходимостью": "Но иногда по жестокой необходимости, еще находясь в утробе, младенец подвергается смерти, когда он, неправильно лежа в проходе лона, препятствует родам и убивает свою мать, если не умирает сам"[4]. По мнению ряда исследователей, Тертуллиан допускал обоснованность абортов ради спасения жизни женщины[6][7], хотя современное учение католической церкви не допускает этого.

Другие раннехристианские авторы

Аналогично Тертуллиану другой западный апологет Минуций Феликс протестовал против обвинений христиан в жертвоприношениях детей и настаивал, что христиане не могут убивать детей, в то время как язычники совершают аборты, которые Минуций Феликс называет детоубийством. Так апологеты утверждали отличие христиан от язычников и относили к числу этих отличий отказ от абортов.

Однако, уже Ипполит Римский писал, что аборты стали совершать христианки: "женщины, считающиеся верующими, начали употреблять снадобья, производящие бесплодие, и опоясывать себя [перетягивать себя] таким образом, чтобы изгнать то, чем они забеременели, из-за того, что не хотели иметь ребенка рабом или каким-нибудь ничтожным человеком, ради своей семьи и чрезмерного богатства"[3]. Как утверждают исследователи, этот текст подразумевает древнеримских конкубин, женщин низшего сословия, состоящих в сожительствах с мужчинами по древнеримским обычаям. Дети от таких сожительств были лишены законных прав, отчего эти женщины, как пишет Ипполит Римский, пытались стать неспособными зачать или сознательно вызвать выкидыш. Ипполит Римский назвал это "великим нечестием, которое совершается беззаконно через прелюбодеяние и убийство одновременно".

Аналогичным образом о принадлежавших к христианству женщинах, которые, подобно язычникам, принимали снадобья, чтобы стать неспособными зачать, и плотно перевязывали себя, чтобы произошел выкидыш, упоминал известный богослов восточного христианства Ориген. В качестве мотива этих женщин Ориген указывал, что они не хотят родить детей от отца, бывшего рабом, или от мужчины низшего сословия[3]. Подобные тексты являются примерами того, как церковные богословы объединяли аборты с использованием средств контрацепции того времени.

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное