Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 5)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 257/2017-10-27

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи "Католичество и аборт". Оставшиеся несколько частей статьи посвящены современному учению и событиям, связанным с этой темой.

Современное католичество и аборт

Современное учение католической церкви

В отличии от средневековой теологии, современные официальные документы католической церкви избегают определения того момента, когда зародыш в действительности становится человеком. Новая католическая энциклопедия утверждает: «После определенного этапа внутриутробного развития совершенно очевидно, что жизнь плода полностью человеческая. Хотя некоторые могут гадать, когда достигается этот этап, нет способа придти к этим знаниям по какому-либо известному признаку; и поскольку существует вероятность, что жизнь эмбриона является человеческой с момента его существования, целенаправленное ее завершение аморально»[30].

В эпоху современности католическое учение стало использовать термин «личность» и ссылаться на открытия в области эмбриологии и генетики. Современное учение утверждает, что зачатие дает начало человеческой жизни, и идентичность человека содержится уже в зародыше. В инструкции Конгрегации доктрины веры 1987 года по этому поводу говорится: «Это учение [о начале человеческой жизни в зачатии, которое ранее утверждалось в Декларации 1974 года] подтверждается, если подтверждение необходимо, современными данными биологической науки о человеке, которые признают, что в зиготе, возникшей в результате оплодотворения, уже образована биологическая идентичность новой человеческой личности. Конечно, никакие экспериментальные данные не могут сами по себе быть достаточными для признания духовной души; тем не менее, выводы науки относительно человеческого эмбриона дают ценный намек [для того], чтоб разглядеть посредством рассуждения присутствие личности в момент этого первого появления человеческой жизни: как может человеческий индивид не быть человеческой личностью? Учительство [церкви] само по себе не направлено специально на заявления философского характера, но постоянно подтверждает осуждение всех видов произведения абортов»[31].

Современный катехизис католической церкви говорит о необходимости уважения и защиты человеческой жизни, начиная с зачатия[32]. Согласно катехизису, к зародышу следует относиться как к личности человека. Катехизис на русском языке говорит об этом, что «с самого зачатия зародыш должен почитаться за личность». В оригинале на латыни (все католические документы выходят на латинском языке, после чего переводятся на национальные языки) употреблено слово tamquam[33], означающее «как», «словно», «будто», «как если бы», «как будто бы», «точно так же, как если бы», что позволяет интерпретировать утверждение не как буквальную тождественность зародыша и личности. Учение церкви таким образом оставляет возможность для существования разных мнений о времени начала человеческой личности или появления души, но утверждает, что в любом случае к зародышу должно быть такое же отношение, как к личности. Исходя из этого утверждения, церковь настаивает, что эмбрион должен обладать такими же правами, как личность, начиная с права на жизнь[32].

Отлучение и прощение

Современные каноны католической церкви объявляют совершивших аборты и всех, кто этому способствовал, включая врачей, отлученными от церкви в силу самого факта деяния (экскоммуникации latae sententiae, что означает «вынесенный ранее приговор», то есть такое отлучение не требует отдельного объявления)[34]. Под отлучение не подпадают подростки моложе 16 лет, а также люди, которые «без халатности» не знали учение об абортах, и те, кто оказался в сложных обстоятельствах: «был принужден серьезным страхом или нуждой или серьезным беспокойством»[35][36]. Отлучение может быть снято посредством покаяния через исповедь, но отпущение грехов в этом случае до недавнего времени могли дать только определенные назначенные духовные лица. Папа Франциск предоставил такие полномочия всем священникам во время Внеочередного юбилейного года милосердия (8 декабря 2015 года — 20 ноября 2016)[37] и продлил эти полномочия на неограниченное время Апостольским посланием Misericordia et misera («Милосердие и скорбь» [или, возможно, допустимо: «Милосердие и нищета (духовная)»]) от 22 ноября 2016 года[38].

Лечение при беременности

Косвенный аборт остается единственной формой аборта, который не запрещен в католической церкви. Следуя логике принципа двойного эффекта, учение католической церкви допускает совершать такие медицинские операции или терапию, результатом которых может стать гибель плода, в то время как целью было лечение беременной женщины, а не аборт. В качестве примера такой операции современные католические теологи наиболее часто приводят удаление матки в случае рака[39].

Многие католические теологи рассматривают как такой пример также удаление фаллопиевой трубы в случае внематочной беременности. Более новые и щадящие методы лечения внематочной беременности, предполагающие удаление только плодного яйца, являются спорными среди католических теологов и врачей. Многие католические моралисты считают эти методы неприемлемыми, поскольку в рамках католической традиции они могут рассматриваться как случаи прямого аборта[40][41][42][43]. Некоторая часть современных католических специалистов считает эти методы допустимыми, используя разные аргументы[41][42][43]. Особенностью этого случая является то, что эмбрион вне матки в любом случае фактически не имеет шансов выжить, а мотивацией врачей является не само по себе уничтожение эмбриона, но терапия, необходимая для сохранения здоровья и жизни женщины. 

Продолжение статьи следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное