Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Католичество и аборт (часть 2)


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 254/2017-10-24

Доброго времени суток. Предлагаю продолжение статьи "Католичество и аборт".

Аборт и контрацепция в контексте осуждения нерепродуктивного секса

Некоторые исследователи полагают, что, хотя раннехристианские тексты осуждают аборт как убийство, в значительной мере мотивом борьбы против абортов было общее представление, что секс предназначен для деторождения, и отвержение нерепродуктивного секса[8]. В раннехристианскую эпоху не существовало современной грани, которая различает аборты и контрацепцию, поскольку не было глубокого биологического знания о том, как происходит зачатие и размножение. Роль женщины воспринималась в то время подобно инкубатору мужского семени[9]. Ряд отцов церкви осуждали стремление сделать секс лишенным возможности зачать (хотя из этих богословских текстов непонятно, идет ли речь о стерелизующих средствах, ведущих к бесплодию, или о предохраняющих от зачатия контрацептивах подобных современным).

Поместные соборы

Осуждение использования контрацептивных средств наравне с осуждением абортов было закреплено на Втором соборе в Браге в 572 г. В то время как ранние поместные церковные соборы, такие как Эльвирский 306 г. и Анкирский 314 г., предписывали многолетнее отлучение от церкви за аборты, на втором Брагском соборе было провозглашено одинаковое отлучение от церкви как за аборты, так и за применение контрацептивов. Исследователи считают, что такое закрепление соборного осуждения стало результатом общего осуждения любых форм контроля рождаемости, в основе чего лежала идея о предназначении секса только для размножения[8].

Иероним Стридонский

Характерным выражением католической традиции по этому вопросу является текст Иеронима Стридонского. Осудив вместе женщин, которые пытаются вызвать неспособность к зачатию, и которые совершают аборты, он написал: «Они пьют зелья, чтобы обеспечить бесплодие, и виновны в убийстве человеческого существа, еще не зачатого. Некоторые, когда узнают, что имеют ребенка через грех, совершают аборты, используя снадобья, часто они умирают сами и предстают перед властелинами низшего мира виновными в трех преступлениях: самоубийстве, прелюбодеянии против Христа и убийстве нерожденного ребенка»[10].

Выражение «убийство до зачатия» контрастирует с современным церковным учением о том, что человеческая жизнь начинается с зачатия. Вместе с тем, эти слова иллюстрируют типичный для католической традиции взгляд, который сопоставляет контрацепцию и аборт и усматривает в использовании противозачаточных средств готовность уничтожить плод после неудачной попытки избежать зачатия[10]. В традиции католического богословия то и другое одинаково считается нарушающим естественный процесс размножения[9], являясь таким образом «грехом против природы». (В этот же ряд «грехов против природы» католическая традиция включила мастурбацию мужчин, которая также воспринимается отклонением от цели деторождения).

Августин

Значительное влияние на развитие подобной теологии оказал святой Августин. В известном произведении «О супружестве и похоте» он утверждал, что сексуальность как таковая испорчена, и что только в случае использования секса для зачатия и рождения потомства он не является грехом, вплоть до того, что даже в браке сексуальные отношения мужа и жены греховны, если нет цели деторождения. В контексте этого Августин, в частности, писал: «Иногда сладострастная жестокость, или жестокая похоть, приводит к тому, что они [муж и жена, которые вступают в сексуальные отношения не ради размножения] даже добывают отравы для бесплодия и, если те не действуют, уничтожают и разрушают плод каким-либо способом во чреве, предпочитая, чтоб их отпрыски умерли до того, как станут жизнеспособны, или, если уже стали жизнеспособны во чреве, то убить до рождения. Несомненно, если муж и жена предпочитают это, то они не состоят в браке, и, если они были такими с самого начала, то они объединились, вступая не в супружество, но в обольщение. Если не оба предпочитают это, то, я дерзну сказать, что либо жена походит на блудницу своего мужа, либо он прелюбодействует со своей женой»[11]. Такие идеи оказали сильное влияние на развитие католического учения о цели брака и запрет контрацепции. Папа Пий XI привел эту цитату в энциклике Casti Connubii («О целомудренности брака») 1930 года[12], в которой он запретил использование контрацепции и подтвердил запрет абортов. 

Продолжение статьи следует 

На иллюстрациях: 1) Святой Иероним (Церковь всех святых во Флоренции, худ. Доменико Гирландайо, 1480); 2) Святой Августин (Лувр, худ. Юстус ван Гент, ок. 1474).

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное