Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 23/09/2020
АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО" http://www.blagovest-info.ru/ Новости за 23/09/2020 ============================================================ Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил 85-летие 23.09.2020 17:59 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90633 ------------------------------------------------------------ Фото: Олег Данилов, sergievhram.ru Москва, 23 сентября, Благовест-инфо. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, патриарший наместник Московской епархии, отметил 22 сентября 85-летие. «Ваша жизнь, насыщенная различными событиями и испытаниями, — яркий и убедительный пример непоколебимой верности Богу, самоотверженного служения Его Церкви и деятельной проповеди Христова благовестия. Господь призвал Вас к трудам в Своем Винограднике в непростое для нашего народа время, но невзирая на сложные обстоятельства, Вы с готовностью откликнулись на сей спасительный зов и, презрев трудности земного бытия, словно мудрый купец из евангельской притчи (Мф. 13:45-46), возревновали о нетленных сокровищах Небесного Царствия», - написал в своем поздравлении Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, удостоивший иерарха ордена Славы и чести I степени. «Приняв монашеский постриг от рук приснопамятного митрополита Никодима (Ротова), Вы всегда старались подражать своему авве в его неутомимом свидетельстве о Христе Живодавце и красоте Православия», - отметил далее предстоятель РПЦ. Митрополит Ювеналий (Владимир Кириллович Поярков) родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Родственники со стороны отца были старообрядцами. Религиозное воспитание осуществляла мать, бывшая духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), которого она даже посещала в ссылке, затем Владимира Градусова (впоследствии архиепископа Ярославского Димитрия). С 1946 года состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архиереях. В 1953 году, завершив среднее образование, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду. 9 октября 1956 года во время обучения в 4 классе семинарии в академическом храме во имя св. Иоанна Богослова поставлен во чтеца епископом Старорусским Сергием (Голубцовым). В 1957 году поступил в Ленинградскую духовную академию. 10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского. 4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) в Князь-Владимирском соборе города Ленинграда рукоположен во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплевым) в Николо-Богоявленском Соборе города Ленинграда рукоположен во иеромонаха. Архимандрит Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем Отдела внешних церковных сношений, перевел иеромонаха Ювеналия в Москву, где тот окончил Московскую духовную академию (1961). 21 февраля 1963 года — возведен в сан архимандрита в Ярославском кафедральном соборе архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (Ротовым). 25 ноября 1965 года решением Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений. 25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской духовной академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры — архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим. 20 марта 1969 года — назначен епископом Тульским и Белевским с оставлением в должности заместителя председателя ОВЦС. В 1967-1970 гг. — поручается окормление приходов Японского благочиния. В сентябре-октябре 1967 года совершил поездку в Японию для детального ознакомления с жизнью благочиния. 7 октября 1967 года по докладу епископа Ювеналия о поездке в Японию принято решение Священного Синода об упразднении благочиния и восстановления деятельности Православной духовной миссии в Японии. С 1968 года принимал участие во всех Всеправославных совещаниях в составе делегации Русской Православной Церкви. С 13 по 28 марта 1969 года посетил Грецию и Святую Гору Афон, где вел переговоры о пополнении монахами Русского Пантелеимонова монастыря. 10 апреля 1970 г. Священный Синод поручил епископу Ювеналию временное управление Патриаршими приходами в США и Канаде. В связи с провозглашением автокефалии Православной Церкви в Америке и упразднением экзархата Московского патриархата епископ Ювеналий в мае-июне находился в США и занимался устроением церковной жизни в приходах Русской Православной Церкви в США, оставшихся в юрисдикции Московского патриархата. 18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви (30 мая — 2 июня 1971 года) Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа, 27 апреля 1972 года - сана митрополита. 30 мая 1972 года решением Патриарха и Священного Синода назначен Председателем ОВЦС, постоянным членом Синода. 16 апреля 1976 года в связи с празднованием 30-летия ОВЦС удостоен права ношения двух панагий. 11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, постоянным членом Священного синода по кафедре. С тех пор секретариат митрополита Ювеналия находится в Новодевичьем монастыре в Москве, где с 1964 года находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских. 14 апреля 1981 года освобождён от руководства ОВЦС. С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года — председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; освобожден от этой должности решением Священного Синода согласно поданному прошению. 25 апреля 2007 года вместе с митрополитами Смоленским и Калининградским Кириллом и Калужским и Боровским Климентом совершил чин отпевания первого президента России Бориса Ельцина. С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре. 10 октября 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения удостоен высшей иерархической награды РПЦ — права преднесения креста за богослужениями в пределах Московской областной епархии. 22 сентября 2010 года митрополит Ювеналий известил Патриарха о своем достижении 75-летнего возраста. На заседании Священного Синода 6 октября было постановлено (Журнал 95): «Просить Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия продолжать управление Московской областной епархией. Выразить Преосвященному Владыке благодарность за многолетние труды по окормлению православной паствы Московской области». Совместно с губернатором Московской области основал Фонд по восстановлению порушенных святынь. Благодаря фонду появилась возможность выразить свое неравнодушие к судьбе разрушенных храмов у многих благотворителей Подмосковья и других регионов, а сотни порушенных святынь получили надежду на возрождение. 1 февраля 2017 года решением Синода назначен председателем организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. В разное время митрополит Ювеналий являлся членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства; Советского комитета защиты мира; Общественной комиссии Советского Комитета защиты мира по связям с религиозными кругами, выступающими за мир; Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество; Совета Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами; Президиума Советского комитета солидарности стран Азии и Африки; Советского комитета поддержки народов Вьетнама, Лаоса и Кампучии; комитета советской общественности по правам человека и международному гуманитарному сотрудничеству; Российского Палестинского общества при АН СССР; Правления Фонда культуры РСФСР; комиссии СССР по делам ЮНЕСКО; вице-президентом Общества СССР-США и Общества дружбы СССР-ФРГ; заместителем председателя Правления Общества СССР-Кипр. Удостоен множества наград, как церковных, так и светских, в числе которых - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, врученный накануне 85-летия президентом Путиным. Имеет ряд ученых степеней и званий, является автором научных публикаций и книг. По материалам сайтов Московской епархии, «Патриархия.Ru», «Википедия». ============================================================ Патриаршая комиссия выступила против корректировки позиции РПЦ по ЭКО 23.09.2020 16:39 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90630 ------------------------------------------------------------ © Фото : Сергей Власов/ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Москва, 23 сентября. Изменение общецерковной позиции по вопросу экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) пока преждевременно, нужно вначале дождаться получения однозначных научных данных относительно последствий ЭКО, заявил новый председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов в первом интервью РИА Новости после назначения. Лукьянов занял пост главы Патриаршей комиссии по решению Священного синода Русской Православной Церкви в конце августа. До этого комиссию возглавлял протоиерей Димитрий Смирнов. Ранее стало известно, что РПЦ может уточнить свою позицию по ЭКО с учетом новых технологий – некоторые варианты экстракорпорального оплодотворения могут быть приняты при определенных условиях как допустимые. По словам одного из авторов готовящегося документа в Межсоборном присутствии РПЦ, священника Романа Тарабрина, разрабатываемый документ будет отражать отношение Церкви к ЭКО с учетом последних достижений и появившейся возможности не уничтожать так называемые лишние эмбрионы. «Если предположить, что Церковь даст этическое одобрение методу ЭКО для бесплодных пар (даже в случае использования лишь одного эмбриона), получается, что мы подписываемся на чистом листе бумаги и серьезно рискуем. Мы не знаем подлинных последствий, которые проявятся спустя десятилетия», - сказал Лукьянов. Он напомнил, что первый ребенок родился с помощью ЭКО лишь в 1978 году, а в СССР - в 1986 году. «На мой взгляд, какое-либо изменение позиции Церкви возможно лишь тогда, когда хотя бы научное сообщество получит более-менее полную картину последствий использования экстракорпорального оплодотворения. До сих пор не разработана - и я думаю, не случайно - единая система оценки как эффективности, так и безопасности различных вспомогательных репродуктивных технологий с ведением единых регистров таких пациентов. По крайней мере, нет общедоступных и объективных данных, а не данных лоббистов данной технологии. Наоборот, многие ученые высказывают серьезную обеспокоенность последствиями ЭКО», - отметил Лукьянов. По его словам, вмешательство в естественный процесс зачатия «может индуцировать трудно тестируемые, сложные и далеко идущие изменения в генетическом материале потомства». Собеседник агентства задался вопросом, готова ли сейчас Церковь «взять на себя моральную ответственность за сохранение и воспроизводство факторов нарушения здоровья потомства, а самое печальное, за передачу последующим поколениям мужского и женского бесплодия?». Полемизируя со сторонником корректировки позиции Церкви священником Романом Тарабриным, глава Патриаршей комиссии сослался на «данные авторитетных российских ученых», согласно которым, число детей с врожденной патологией сильно разнится среди тех, кто рожден с помощью ЭКО и зачатых естественным образом. «Более 70% детей, зачатых с помощью ЭКО, имеют нарушения в развитии. Это позиция Союза педиатров России, глава которого, ученый с мировым именем, академик Александр Баранов, неоднократно заявлял об опасности ЭКО как для здоровья женщин, так и для здоровья детей, зачатых таким образом. <...> Согласно данным финских исследователей, приведенным в документе «О состоянии здоровья детей, родившихся в результате использования вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе ЭКО», смертность среди ЭКО-детей оказалась в два раза выше, в сравнении с результатами в популяции», - сообщил Лукьянов. ============================================================ Силовики заглянули в "Город солнца" В Красноярском крае задержаны лидеры религиозной общины 23.09.2020 16:19 | "Коммерсантъ" http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=90628 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Гаврилов: законопроект об аттестации духовенства вызвал большой резонанс Принято решение отложить его рассмотрение на более поздний срок 23.09.2020 15:22 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90624 ------------------------------------------------------------ Фото: securenews.ru Москва, 23 сентября. Мнения представителей всех конфессий России учтут при подготовке законопроекта об аттестации духовенства ко второму чтению, заявили РИА Новости в пресс-службе председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергея Гаврилова. «В случае принятия или одобрения законопроекта в этот вторник, в соответствии с регламентом Госдумы на представление поправок было бы отведено около 30 дней. Законопроект вызвал большой резонанс. Стало очевидно, что необходимо провести дополнительные консультации с представителями конфессий. Поэтому было принято решение отложить рассмотрение законопроекта на более поздний срок. Мы учтем мнения всех религиозных организаций», - сказали в пресс-службе. В комитете уточнили, что текст законопроекта может быть изменен с учетом всех предложений только после его принятия в первом чтении. Накануне Совет думы принял решение отложить первое чтение законопроекта «О внесении изменений в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которое было запланировано на 22 сентября. Среди прочего проект предусматривает для священнослужителей и «персонала религиозных организаций», которые получили духовное образование за рубежом, обязательную переаттестацию в российских учебных заведениях, иначе они не смогут заниматься преподавательской и религиозной деятельностью. Эта норма вызвала негативную реакции со стороны российских буддистов, которые традиционно получают духовное образование за рубежом. Также свою озабоченность в связи с законопроектом выразили некоторые мусульманские, еврейские, протестантские и католические организации. Основная цель предлагаемых изменений, согласно пояснительной записке к законопроекту, заключается в том, чтобы «не допустить участие в деятельности религиозных организаций священнослужителей, получивших религиозное образование за рубежом и распространяющих религиозно-экстремистскую идеологию». Новый проект ФЗ также призван предотвратить «вовлечение участников религиозной группы в экстремистскую деятельность и деятельность, направленную на финансирование терроризма». ============================================================ Данные о попытке помешать визиту российской делегации на Афон опровергли 23.09.2020 15:13 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90622 ------------------------------------------------------------ Афины, 23 сентября. Дипломатический источник в Греции назвал «личными измышлениями и спекуляциями» заявления о якобы попытке помешать неофициальному визиту российской делегации во главе с премьер-министром Мишустиным на Афон. Как он сообщил РИА Новости, заявления о том, что Афон якобы пытаются закрыть на карантин под предлогом коронавируса, «являются личными измышлениями и спекуляциями». Афинское агентство новостей АМНА в понедельник сообщило, что российская делегация совершит 24-25 сентября двухдневную паломническую поездку на гору Афон, посетит административный центр Афона Кариес, встретится с руководством монашеской республики, побывает в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где проживают монахи в основном российского происхождения. Близкий к церковным кругам источник сообщил РИА Новости, что предстоящая поездка вызвала беспокойство у некоторых представителей Церкви и политиков, выступающих против российского присутствия в Греции, и в связи с этим они пытаются объявить на Святой Горе карантин под предлогом борьбы с коронавирусом. Во вторник в административном центре Афона Кариесе прошла встреча с участием главного эпидемиолога Греции Сотириса Циодраса и генерального секретаря гражданской защиты Василиоса Папагеоргиу на тему остановки распространения коронавируса на полуострове Афон. По итогам встречи Священный Кинот Афона, руководящий орган монашеской республики, ввел ограничения на Святой Горе из-за коронавируса. Кинот разослал циркуляр всем монастырям Афона, в котором в качестве меры по предотвращению распространения коронавируса ограничивается число посетителей – не более 10 на монастырь. Циркуляр также запрещает передвижение посетителей в монастырь кроме тех, у кого есть разрешение. Эта мера относится в основном к посетителям, имеющим работу в монастырях, сотрудникам, поставщикам и работникам, и существенно сокращает возможности для других паломников. «Издание распоряжения для монастырей было сочтено необходимым после подтвержденных случаев коронавируса в монастыре святого Павла, одного в монастыре Хиландар и подозрения на инфицирование в Лакском ските (ските святого Димитрия)», - сообщило Афинское агентство новостей АМНА. Один монах из монастыря святого Павла был доставлен и находится на лечении в больнице в Салониках. Оба монастыря закрыты на карантин. На Афоне находятся специалисты национальной организации общественного здравоохранения для дальнейшего исследования подозрительных случаев, сообщает АМНА. ============================================================ В Петербурге неизвестные разбили окна в православном храме 23.09.2020 14:57 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90621 ------------------------------------------------------------ Фото: globus.aquaviva.ru Санкт-Петербург, 23 сентября. Неизвестные проникли в православный храм на Горском шоссе в поселке Левашово в Санкт-Петербурге и разбили в нем окна. Об этом сообщили журналистам в среду в главке МВД по городу и Ленинградской области. «Проводится проверка по факту происшествия в храме в Выборгском районе», - говорится в сообщении. По данным полиции, изначально в ведомство сообщили, что в храме разбили окна и похитили вещи, однако сотрудники МВД установили, что все вещи в церкви остались на месте. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. На Горском шоссе расположен православный храм Спиридона Тримифунтского, передает ТАСС. ============================================================ Как физик стал богословом: коллеги рассказали о жизни Сергея Хоружия 23.09.2020 14:31 | РИА Новости http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=90619 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Страна Виссариония. Как бывший милиционер провозгласил себя Христом 23.09.2020 13:43 | РИА Новости http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=90616 ------------------------------------------------------------ ============================================================ Скончался заслуженный профессор СПбДА протоиерей Василий Стойков 23.09.2020 13:18 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90618 ------------------------------------------------------------ Протоиерей Василий Стойков. Фото: spbda.ru Санкт-Петербург, 23 сентября. На 92-м году жизни 20 сентября скончался первый проректор Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, сообщает сайт академии. Жизнь отца Василия была тесно связана с духовной школой города на Неве. Закончив обучение в Ленинградской духовной академии в 1955 году, он был назначен преподавателем христианской этики и аскетики. Разные поколения студентов запомнили отца Василия на посту секретаря Ученого совета, инспектора, проректора по учебной работе, а также ректора академии. «Ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан, преподаватели, сотрудники и студенты, лично знавшие почившего, скорбят об уходе отца Василия и молятся Господу о упокоении его бессмертной души», – говорится в сообщении на сайте СПбДА. 23 сентября после Божественной литургии в Александро-Невской лавре состоялось отпевание новопреставленного протоиерея Василия. Он будет похоронен на Никольском кладбище монастыря. В настоящее время пресс-служба академии готовит материал, посвященный отцу Василию. Воспоминания о нем можно присылать на электронную почту redaktor.spbda@gmail.com. ============================================================ В РПЦ при необходимости окажут помощь членам "Церкви последнего завета" 23.09.2020 12:46 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90615 ------------------------------------------------------------ Сергей Тороп (Виссарион) после заседания Центрального районного суда Новосибирска. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев Красноярск, 23 сентября. Красноярская епархия окажет моральную и духовную поддержку членам "Церкви последнего завета", лидера которой вместе с помощниками задержали 22 сентября в Курагинском районе Красноярского края, сообщил РИА Новости руководитель пресс-службы Красноярской епархии Андрей Скворцов. Ранее СК РФ сообщил, что руководители религиозной организации "Церковь последнего завета" в Красноярском крае Сергей Тороп, Вадим Редькин и Владимир Ведерников задержаны. Установлено, что они руководили общиной с 1991 года по 22 сентября 2020 года. При этом Тороп именовал себя «Сыном Божьим Христом» под именем Виссарион. В ведомстве сообщили, что в дальнейшем им планируется предъявить обвинения в "создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинение тяжкого вреда здоровью двум и более лицам", и арестовать их. "Церковь высказывала свою обеспокоенность по поводу деятельности данного человека (Сергея Торопа – ред.) еще в самом начале. Поэтому то что сейчас происходит, результат ожидаемый. У нас вызывает обеспокоенность люди, которые там находятся, какова будет их дальнейшая судьба. Я имею в виду людей, которые попали под влияние этого человека… При необходимости специалисты окажут помощь моральную и духовную", - сказал Скворцов. Несколько тысяч последователей общины Торопа, приехавшие в том числе из других регионов, проживают в нескольких поселках Курагинского и Каратузского районов Красноярского края. ============================================================ Премьер-министр Северной Македонии попросил у Константинопольского Патриарха автокефалию 23.09.2020 12:16 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90614 ------------------------------------------------------------ Премьер-министр Северной Македонии Зоран Заев и Патриарх Варфоломей. Фото: mia.mk Скопье, 23 сентября. Премьер-министр Республики Северная Македония Зоран Заев направил письмо Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой дать автокефалию непризнанной в православном мире Македонской православной церкви, пишет СПЖ со ссылкой на сайт македонского правительства. «Мы требуем быть свободными и церковными в пределах нашей страны, а наши иерархи должны служить вместе с иерархами всех православных церквей мира», – говорится в документе. От имени православных людей страны премьер-министр попросил Патриарха Варфоломея признать Македонскую православную церковь – Охридскую архиепископию и дать этой структуре автокефалию. Церковная проблема в Северной Македонии возникла из-за автокефального раскола. Страна относится к канонической территории Сербской Православной Церкви. Хотя провозглашенную в 1967 году Македонскую православную церковь не признала ни одна Поместная Православная Церковь, власть в стране поддерживает именно эту структуру. ============================================================ Ватикан: эвтаназия - преступление против жизни 23.09.2020 11:45 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90612 ------------------------------------------------------------ Фото с сайта Vatican News Ватикан, 23 сентября. Ватикан обнародовал новый документ Конгрегации вероучения Samaritanus bonus – «Добрый самарянин», посвященный заботе о людях на критическом и терминальном этапе их жизни. Папа Франциск одобрил этот документ, подписанный кардиналом-префектом Луисом Ладариа и секретарем Конгрегации архиепископом Джакомо Моранди, 25 июня этого года, сообщает Русская служба Радио Ватикана. Как претворить в жизнь евангельское послание о добром самарянине, применяя его к сопровождению больных на терминальном этапе их жизни, так чтобы это сопровождение уважало и продвигало неотчуждаемое достоинство человека, его призвание к святости и высочайшую ценность его жизни? Необычайный и постоянный прогресс биомедицинских технологий значительно расширил возможности недиагностической медицины. Церковь, как утверждается в документе, с надеждой смотрит на научно-технические исследования, однако сами по себе они не являются определяющими для служения целостному благу и достоинству человека. Любой прогресс «требует растущей и мудрой способности к нравственному распознаванию, чтобы избежать несоразмерного и обесчеловечивающего использования технологий, особенно на критических и терминальных стадиях жизни человека». Кроме того, организация современных систем здравоохранения может отрицательно повлиять на доверительные отношения между врачом и пациентом, сводя эти отношения к техническим аспектам, и этот риск особенно значителен в тех странах, которые узаконивают самоубийство при врачебном содействии и эвтаназию для самых уязвимых категорий. Ответственное отношение к больному подразумевает уход за ним до самого конца. Именно этот критерий и должен лежать в основе оценки различных действий, которые следует предпринять в ситуации неизлечимой болезни, помня, что невозможность вылечить не означает невозможность лечить. Однако паллиативного лечения будет недостаточно, если рядом с больным нет человека, благодаря которому он может осознать свою ценность и уникальность. Рядом со страждущим может быть немало людей, как это было во время распятия Христа: у Креста были и чиновники Римской империи, и любопытные, и безразличные, и разгневанные люди. Они находились у Креста, но не были с Распятым. Точно так же, в отделах интенсивной терапии или в больницах рядом с пациентами можно «находиться», подобно чиновникам, а можно «быть» с больными. В документе перечисляются некоторые факторы, которые затемняют священный характер каждой человеческой жизни, ограничивая способность воспринимать ее глубокую ценность, и первый из этих факторов – это двусмысленное понятие «достойной смерти», которое соотносится с понятием «качества жизни». Здесь мы сталкиваемся с утилитаристской антропологической перспективой. Второй фактор – это ошибочное понимание сострадания. Перед лицом страдания человека, которое мы расцениваем как нестерпимое, некоторые оправдывают его смерть во имя «сострадания». На самом деле, подчеркивается в документе, «человеческое сострадание заключается не в содействии смерти, а в принятии больного, в том, чтобы поддерживать его в трудностях, проявлять к нему любовь, внимание и предлагать средства для облегчения страданий». В некоторых законодательных текстах есть также упоминание о «праве на одиночество», основанное на автономии личности и на принципе «разрешения-согласия»: это «разрешение-согласие» в страдании может дойти до решения, жить дальше или нет. Именно такая концепция права побуждает к эвтаназии и самоубийству при врачебном содействии, приводя к утрате чуткости по отношению к человеку, нуждающемуся в заботе, и искажая человеческие взаимоотношения. Эвтаназия – это преступление против человеческой жизни, подчеркивается в документе Конгрегации вероучения. Цитируя предыдущие свои документы на эту тему, Конгрегация напоминает, что настойчивые просьбы пациентов об ускорении смерти не следует воспринимать как выражение реальной воли к эвтаназии, но почти всегда речь идет об отчаянных просьбах о помощи и о любви. Когда мы говорим о паллиативном лечении, не следует забывать о духовном сопровождении больного и его родных, с тем чтобы помочь им принять кончину близкого человека. Два раздела документа посвящены хосписам, которые названы «святилищами боли, переживаемой во всей полноте ее смысла». Недопустимо для священнослужителя предпринимать действия, которые могут интерпретироваться как одобрение эвтаназии, например, недопустимо находиться в палате больного во время ее осуществления. Это присутствие должно расцениваться как соучастие. Особенно это относится к капелланам тех структур, в которых практикуется эвтаназия: священнослужители никоим образом не должны вводить верующих в соблазн, выступая соучастниками в уничтожении человеческой жизни, говорится в документе. ============================================================ Кардинал Паролин: ООН призвана быть "нравственным центром" 23.09.2020 11:30 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90611 ------------------------------------------------------------ Кардинал Пьетро Паролин. Фото с сайта Vatican News Ватикан, 23 сентября. В 75-ю годовщину основания Генеральной Ассамблеи ООН государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин выступил со специальным видеопосланием. Непростая задача поиска общего блага, заявил иерарх, должна по-прежнему быть целью для членов Организации Объединенных Наций, передает Русская служба Радио Ватикана. В своем историческом обзоре кардинал напомнил о надеждах на безопасный мир и гармонию между государствами, с которыми народы обращались к ООН за последние десятилетия, надеясь на ещё большее уважение человеческого достоинства, на заботу о бедных и страдающих и прогресс в деле обеспечения справедливости – основополагающих ценностей, которые Организация Объединенных Наций стремилась конкретизировать с течением времени. Кроме того, отметил кардинал, вклад Ватикана всегда выражался в поддержке ООН и участии в ее работах, начиная с 1964 года, когда Ватикан был признан в качестве государства-наблюдателя. Епископы Рима, напомнил иерарх, цитируя Павла VI, Иоанна Павла II и Папу Франциска, всегда призывали этот «благородный институт быть нравственным центром», где каждая страна в семье наций могла бы чувствовать себя как дома, где международное сообщество находило бы многосторонние решения глобальных проблем в духе братства и солидарности. Как показала пандемия COVID-19, мы не можем думать только о самих себе, но призваны работать вместе, чтобы преодолеть самые тяжелые страдания в мире, «осознавая, что бремя, которое несут некоторые, неизбежно касается всей семьи народов». Отличительным знаком первых 75 лет существования ООН стала поддержка права и справедливости в мире, решение проблем голода, защита общего дома от войн и насилия, «укрепление мира, основанного на целостном человеческом развитии». Кардинал Паролин упомянул о работе ООН по защите основного права на свободу вероисповедания, а также о приверженности организации – с помощью дипломатии и диалога – урегулированию военных конфликтов и восстановлению того, что разрушает насилие. В истории международного института были и неудачи, отметил государственный секретарь: Организация Объединенных Наций не идеальна и не всегда оправдывала свое имя и идеалы; это происходило всякий раз, когда «особые интересы» превалировали над поиском общего блага. В связи с этим иерарх рекомендовал дипломатам, заседающим в ассамблее, не только оживить первоначальный дух организации в условиях меняющегося мира, но и заново подтвердить искреннюю приверженность поискам общего блага на основе подлинного консенсуса и компромисса. В конце выступления кардинал Паролин подчеркнул, что Организация Объединенных Наций, в которой народы могут вести диалог и координировать совместные действия, сегодня как никогда необходима для оправдания больших надежд мира. ============================================================ Путин наградил орденом "За заслуги перед Отечеством" старейшего из правящих архиереев РПЦ 23.09.2020 11:21 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90610 ------------------------------------------------------------ Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Фото с сайта pravmir.ru Москва, 23 сентября. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (I степени), передает «Интерфакс-Религия». Соответствующий указ президента РФ размещен на официальном портале правовой информации. Награда присуждается «за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами». 22 сентября митрополиту Ювеналию исполнилось 85 лет. Митрополит Ювеналий (в миру Владимир Кириллович Поярков) – старейший по возведению в сан митрополит Русской Православной Церкви, старейший по дате хиротонии правящий архиерей РПЦ, а с 1 июня 2020 года еще и старейший по возрасту из ее правящих архиереев. ============================================================ Настоятельница монастыря извинилась за свое выступление на форуме "За Беларусь" 23.09.2020 11:07 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90609 ------------------------------------------------------------ Игумения Гавриила (Глухова). Фото: church.by Гродно, 23 сентября. Настоятельница Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря в Гродно игумения Гавриила (Глухова) извинилась за свое выступление на женском форуме "За Беларусь". Игумения Гавриила попросила прощения у всех, кого "оскорбило или задело" ее выступление на этом мероприятии, сообщает официальный портал Белорусской Православной Церкви. "Настоятельница гродненской обители объяснила свои эмоциональные высказывания переживаниями за судьбу Родины и призвала всех стремиться к миру, согласию и любви", - отмечается в сообщении. В своём выступлении на женском форуме, которое цитировал ряд СМИ, игумения сравнивала участников несанкционированных акций с "сектантами", называла их "толпой безумцев", которые, "как разъяренное стадо, вопят на весь город бесовские выкрики". В Белоруссии уже больше месяца продолжаются акции протеста против итогов выборов президента, которые прошли 9 августа. Победителем объявлен действующий глава государства Александр Лукашенко, который занимает этот пост с 1994 года. Оппозиция не признала объявленные властями итоги выборов и считает их сфальсифицированными. ============================================================ Более 1,5 тысяч паломников приняли участие в IX Елисаветинском крестном ходе 23.09.2020 10:37 http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90607 ------------------------------------------------------------ Фото предоставлено Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Москва, 23 сентября. В Подмосковье состоялся IX Елисаветинский крестный ход. Событие было организовано Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» и приходом храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово при поддержке Одинцовского и Красногорского благочиний, администраций Одинцовского и Красногорского городских округов. Крестоходцы прошли маршрутом, соединяющим старинные подмосковные села императорской усадьбы «Ильинское-Усово» с переправой через Москву-реку. В этом году событие было приурочено к 20-летию прославления святых царственных страстотерпцев в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и 10-летию великого освящения храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Усово. В крестном ходе приняли участие свыше 1500 паломников из Москвы и Подмосковья, Екатеринбурга, Алапаевска, Калуги и Перми, сообщили «Благовест-инфо» в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. По традиции Елисаветинский крестный ход начался с соборной молитвы. Для соблюдения всех санитарных норм богослужение проводилось на улице, паломники находились на площади перед храмом. Божественную литургию возглавил епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид. «Крестный ход крайне важен, поскольку он воскрешает в памяти паломников великую русскую историю, которая связана с именами людей не просто царского или княжеского рода, а с именами тех представителей императорского дома Романовых, которые сохранили достоинство и честь, достигли великой святости через любовь ко Христу и своему Отечеству», — сказал в интервью журналистам протоиерей Дмитрий Рощин, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Торжественное шествие с иконами и хоругвями растянулось на несколько километров. Участие в нем принимали целыми семьями. Шли монахини из Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга, сестры милосердия Казанского монастыря Калуги, представители подворья святителя Митрофана Воронежского в Перми. Переправу совершали по понтонному мосту и на плотах. ============================================================ Восемь русских христианств Вышел в свет сборник научных статей о разных религиозных организациях в России и за ее пределами 23.09.2020 10:27 | Благовест-инфо http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=90606 ------------------------------------------------------------ Фото с обложки сборника «Eight Essays on Russian Christianities» Москва, 23 сентября, Благовест-инфо. Презентация коллективной монографии «Eight Essays on Russian Christianities» («Восемь эссе о русских христианствах») состоялась 21 сентября на онлайн-семинаре Центра по изучению истории религии и церкви ИВИ РАН. Восемь эссе написаны десятью авторами – это историки, этнографы, религиоведы, социологи, антропологи, теологи, фольклористы, которые объединили свои усилия в этом сборнике междисциплинарных исследований, чтобы рассказать о разных формах русскоязычного христианства. Героями их статей стали православные, католики, протестанты разных деноминаций, духоборцы и даже ищущие путь к истине позднесоветские хиппи. Пусть не смущает читателя непривычное словосочетание «русские христианства». Инициатор и ответственный редактор сборника Игорь Микешин пишет в предисловии: «Христианство в целом настолько разнообразно, что было бы справедливо рассматривать его во множественном числе». На презентации он сказал, что задумка коллективной монографии – в том, чтобы «описать невидимые, скрытые, непубличные формы христианства». «Невидимые» в том смысле, что исследования посвящены не богословским спорам, не официальным позициям исповеданий, а повседневной религиозной практике, тому, как носители тех или иных верований воплощали их в своей индивидуальной и общинной жизни. Издание вышло на английском языке, чтобы познакомить с русским христианством академических исследователей в разных странах и университетах. Сборник состоит из трех разделов, но во всех статьях стержнем является главный вопрос: «Что значит быть русским христианином?». Благодаря возможностям онлайн-трансляции, почти все авторы смогли представить свои статьи. Первый раздел посвящен проблемам православия. Антрополог Маргарита Чубукова изучала «Знаменный распев как символ ортопраксии в Русской Православной церкви». На примерах московских и петербургских приходов она сделала вывод о том, что использование знаменного распева, который был распространен на Руси в допетровские времена и традиционно ассоциируется со старообрядческой культурой, сейчас может обнаруживать разные смыслы, может становиться атрибутом самых разных практик и идеологических посылов. Очевидно, что старообрядцев и единоверцев «больше остальных заботит вопрос аутентичности исполняемого певческого материала». А вот в новообрядном приходе знаменный распев в ходе «стандартного богослужения» может пониматься как отсылка к "корням", как отклонение от "стандартов" современного богослужения. Музыканты-профессионалы через исполнение знаменного распева «конструируют и транслируют образ русского Средневековья». «Современные "носители" знам енной традиции формируют собственный образ современного Православия и могут преследовать цель воссоздать образы древнерусского подвижничества, изжитые событиями последних нескольких веков истории Русской церкви», – полагает автор. «Православие в исламском контексте постсоветского Узбекистана: религиозное сознание и традиции» – работа Юлии Цыряпкиной. На основе полевых исследований автор делает вывод о том, что «для русских в большинстве случаев православие рассматривается как часть культуры, которая является необходимой для приписывания себя к этнической группе». При этом с каждым годом в православных храмах увеличивается количество прихожан из смешанных семей и союзов, и для них на первый план среди идентификационных маркеров выходит знание русского языка и «европейская» социокультурная идентичность, а значение этнической самоидентификации и отождествление с православием является второстепенными. Ирина Гордеева – автор статьи «Христианский самиздат о религиозном поиске советской контркультурной молодежи 1970-середины 1980-х годов». В фокусе ее исследования – движение хиппи этого времени как особая среда воцерковления. Она отметила, что если первое поколение советских хиппи больше проявляло интерес к восточным практикам, то для конца 1970-середины 1980-х годов характерен «массовый исход хиппи в православие». «Контркультурная молодежь в христианстве искала прежде всего новые, альтернативные советской, формы социальности, идеал которой нередко виделся ими воплощенным в форме христианской общины. А самые радикальные христиане, пришедшие из молодежной контркультуры, рассчитывали на то, что молодежное христианское движение послужит социокультурной базой для будущей духовной, религиозно-нравственной революции, революции сознания». По словам Гордеевой, тогда тема христианства была связана с темой свободы, «а сейчас больше – с темой несвободы». Она отметила также, что исследования в этой области будут продолжены – еще и потому, что к этой теме причастны многие нынешние священнослужители и монашествующие РПЦ, готовые поделиться воспоминаниями о своем «хипповском» прошлом. Второй раздел сборника посвящен протестантам. Надежда Белякова и Екатерина Миронова представили материал «Невидимое пасторство в условиях преследований: женщины в евангельских общинах послевоенного СССР». Исследователи ставят вопрос о том, насколько гендерно детерминированным было распределение ролей и функций внутри религиозных сообществ и как современники событий воспринимали и описывали мужские и женские роли в евангельско-баптистских общинах. Сюжет главы разворачивается вокруг руководительниц баптистской общины районного центра Рассказово (исторически традиционного молоканского региона) Антонины Тереховой и Анны Желтовой. По словам Н. Беляковой, эти баптисты оказались «трижды маргиналами»: и как маленькая община в «затухающем городке», и с точки зрения «мужчин-представителей атеистической власти, наиболее нетерпимых к женскому религиозному лидерству». Кроме того, одна из них была вдовой репрессированного. Этот сюжет в сборни ке – один из тех «невидимых» и малоизвестных даже для современных единоверцев героинь исследования, подчеркнула Н. Белякова. «Советские пятидесятники: исключительность исключенных» – так назвала свою главу Вера Клюева. Ее герои – тоже маргиналы, причем в еще большей степени, чем баптисты, поскольку последние «пускали» пятидесятников к себе (для регистрации), опасаясь их и воспринимая как «волков в овечьей шкуре». Автор говорит о «двойной эксклюзии (социальной и религиозной) пятидесятников, которые ощущали свою исключительность по отношению к светскому обществу и другим протестантам». Несмотря на это, они «смогли сохранить целостность своего движения в советские годы» и «были достаточно адаптированы и интегрированы в советскую повседневность». Более того, «давление со стороны государства, общества и других евангеликов сплотило пятидесятников, ощущавших свое доктринальное единство, и заставило выработать особые практики консолидации, основанные на "проявлениях действия духа святого"», утверждает Клюева. «Меньшинство внутри меньшинства: как русские евангелики в Финляндии обосновывают идентичность и свое присутствие в обществе» – об этом можно прочитать в статье Татьяны Крихтовой и Майи Пенттиля. Эта глава рассказывает о том, как русскоязчные евангельские верующие осмысляют и выражают свою жизнь в Финляндии, как они взаимодействуют и самоорганизуются в новой стране, используя религиозные и этнические идентичности. Герои третьего раздела монографии – менее распространенные христианские группы: духоборцы и католики. Первых изучала Светлана Тамбовцева на основе источников по истории духоборческих поселений в Грузии. Автор показывает, как со временем меняются стратегии самоидентификации, к которым прибегают духоборцы: например, «многие из них переходят в православие, и при этом не готовы отказаться от принадлежности к собственной традиции». Исследователь считает, что в этом можно видеть характерную для традиции духоборцев «креативность, позволяющую примирить стремление к интеграции в "моральное сообщество" и национальную общность российского православия с приверженностью духоборческой культуре». «Почти православные» – так озаглавила она свой материал. Глава «"Рациональное" и "магическое" в миссионерских проектах российских католических традиционалистов» написана Екатериной Хониневой на материалах включенного наблюдения в ряде традиционалистских католических сообществ в Москве и Санкт-Петербурге. Глава посвящена католическому традиционализму – «протестному движению в Католической церкви, которое представляет собой консервативную реакцию на ряд изменений доктринального и литургического характера, реализованных после Второго Ватиканского Собора». Автор показывает, «как представители католического традиционализма манипулируют образами рационального и магического в своих миссионерских проектах», «пытаются переиграть модерное на поле рациональности, а также сознательно апеллируют к образам нерациональной веры и "магической религиозности", чтобы достичь своих целей». При этом католические традиционалисты «не стесняются быть модерными: они по дчеркивают свою рациональность и индивидуализм, некоторые из них охотно признают за собой некоторую хитрость в презентации традиционалистской повестки и ее проектов», утверждает исследовательница. Материалы сборника «Eight Essays on Russian Christianities» («Восемь эссе о русских христианствах») выложены в открытом доступе, с ними могут ознакомиться все интересующиеся. Юлия Зайцева ============================================================ |
В избранное | ||