Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 10/03/2010


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 10/03/2010
============================================================
скончался шейх тантауи - один из крупнейших авторитетов в мире ислама

10.03.2010 22:15 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33040
------------------------------------------------------------
Каир, 10 марта, Apic/Благовест-инфо. Шейх Мухаммед Сайед Тантауи скончался сегодня утром. Покойный занимал пост великого шейха исламского университета "Аль-Азхар" в Каире и считался главным авторитетом в мире суннитского ислама.

81-летний Тантауи скончался в среду утром в Саудовской Аравии от сердечного приступа. Смерть наступила в аэропорту Эр-Рияда, откуда шейх собирался вылететь обратно в Каир.

Мухаммед Сайед Тантауи поступил в исламсий институт Александрии в 1944 году, затем учился и преподавал в различных вузах Египта, Ливии и Саудовской Аравии. В 1986 году стал Верховным муфтием Египта, а десятью годами позже, в 1996-м, по указу египетского президента Хосни Мубарака, возглавил "Аль-Азхар" - крупнейший центр суннитского богословия и науки. Близкий к властям Египта, он неоднократно высказывал умеренные суждения по острым вопросам, волновавшим мусульманскую умму.

Так, я октябре прошлого года он вызвал протесты радикально настроенных мусульман, заявив, что ношение никаба - ткани, скрывающей всю фигуру и лицо женщины и оставляющей лишь щель для глаз, - является не более чем "данью традиции, не имеющей отношения к религии".

Ранее шейх Тантауи осуждал теракты 11 сентября 2001 года, использование террористов-смертников, высказался в пользу аборта, если беременность наступила вследствие изнасилования, сообщает Википедия.

Соболезнования в связи с кончиной шейха Тантауи уже выразил ряд религиозных деятелей - в том числе глава Папского совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан.
============================================================


в архиепархии божией матери прошел симпозиум "литургия и пастырство"

10.03.2010 21:54 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33039
------------------------------------------------------------
Москва, 10 марта, Благовест-инфо. Симпозиум "Литургия и пастырство" прошел 9-10 марта в здании курии архиепархии Божией Матери в Москве. Работа симпозиума началась после мессы 9 марта с доклада президента Папской богословской академии, профессора литургического пастырства о. Манлио Соди "О литургии как общинном священнопраздновании". На открытии мероприятия присутствовал глава архиепархии Божией Матери архиепископ Паоло Пецци; в его работе приняли участие священники, монашествующие, миряне.

Доклад был условно разделен на шесть разделов. Говоря о литургическом богослужении, докладчик обратил внимание, как в каждой культуре празднуются основные моменты жизни. Такую схему можно увидеть в любом литургическом богослужении. Далее он коснулся таких моментов, как: библейские основания христианского священнодействия (кн. Исхода, 19-20, 24); священнопразднования как "актуализации Пасхи Христовой" - во времени ("литургический год"), в жизни (таинства), в культуре (народное благочестие, благословения); значение
и роль литургической книги (Миссала). "Литургический год - это репрезентация спасения, и проживая его, следуем по пути отождествления себя с Христом", - подчеркнул о. Манлио. Далее он коснулся христианского священнопразднования в истории, подчеркнув, что мы "живем в рамках великой традиции". Когда Евангелие встретилось с культурами, появились различные обряды. "Множество обрядов свидетельствует о том, что литургия живая и должна быть выражением жизни", - отметил до
кладчик. Он сделал краткий обзор появления различных обрядов в истории Церкви, а также реформ (Лев Великий, Григорий Великий, Средневековье, Григорий VII, Иннокентий III, тридентская реформа, Бенедикт XIV и т.д.). Литургическая реформа была завершена на II Ватиканском соборе, однако "работа по литургическому обновлению бесконечна", отметил докладчик.

Говоря о задаче пастырства и катехизации, он обратил внимание на "контекст диалога с православной традицией", в котором живут российские католики. Он подчеркнул "силу катехизации" православных икон, в которой он сам лично убедился, посетив Музеи Московского Кремля. "Мы не призваны к тому, чтобы копировать иконы, а призваны научиться ценить духовное богатство икон", - сказал он.

Отдельная часть доклада была посвящена евхаристическому священнопразднованию (celebrazione). Священнодействие делает реальным присутствие Христа. Делает реальным "здесь и сейчас прошлое событие", и это происходит через Св. Духа. Докладчик отметил основные элементы священнодействия: слово Божие, евхологию, обрядовость. Важную роль играет пение. "Необходимо, насколько возможно, петь литургию - чтобы жить литургией", - считает М. Соди. В заключительной части, посвященной духовности и мистике, он подчеркнул, что
надо стремиться к тому, чтобы "каждый день жизни становился вечной Пасхой".

По окончании доклада состоялся круглый стол, посвященный литургической ситуации в приходах.

"Литургия в наших общинах. Взгляд не из пресвитерия" - с таким докладом выступил Петр Сахаров, преподаватель литургики в Институте св. Фомы Аквинского, член Литургической комиссии архиепархии Божией Матери. Богослужение "отсюда и оттуда" выглядит иначе, воспринимается иначе и производит другое впечатление. Он предложил представителям духовенства воспринять его слова как "дружескую, конструктивную критику". "Иногда кажется - идем в одной процессии, но если отойти - все выглядит по-другому", - сказал выступавший.
В частности, отметил он, "когда должны выражать празднование - кажется, как будто кого-то хоронят". Он также подчеркнул, что пастырская и эстетическая сторона богослужения оставляют желать лучшего. Одним из главных "врагов богослужения" Петр Сахаров считает микрофон, хотя "технические достижения в целом помогают". Когда храме установили микрофоны и вывели их на улицу, они стали "озвучивать часть Малой Грузинской". "Если хотите, чтобы люди сюда не вошли, можно оставить
так", - считает выступавший. Но это, по его мнению, "не привлекает эстетически". Говоря о назидательной роли богослужения, о центре евхаристии - благодарении, он задал вопрос: "Почему нельзя сделать так, чтобы в это время не собирать деньги?..". Петр Сахаров призвал найти способы избежать этого, чтобы во время освящения Даров никто не отвлекался. В противном случае, убежден он, верующие не будут понимать центральные события богослужения. Путем к "преодолению рутины", по его мнению, является создание "литургических
групп".

Священник из Красноярска о. Антоний Бадура выразил несогласие с Петром Сахаровым, заявив, что "громкоговорителей должно быть больше, и они должны быть хорошие". В своем выступлении он обозначил такую важную проблему, как литургическая лексика русского языка. Прежде католические общины были национальные - немецкие, украинские. Сейчас, начиная с 90-х годов, католическое богослужение на русском языке формировалось под влиянием православной традиции, но не всегда это было удачно. В целом процесс формирования терминологии
идет вот уже 30 лет, и сейчас наступил его самый сложный период - "войти в дух того, что эти термины несут". "Поколение бабушек, которые молятся на немецком, уходит", - подытожил он, отметив при этом, что "мы живем среди наших диаспор". В заключительной части круглого стола состоялась дискуссия.

10 марта симпозиум "Литургия и пастырство" продолжил работу; в его рамках состоялся круглый стол с участием о. Манлио Содди и о. Евгения Гейнрихса, на котором обсуждались вопросы катехизации и литургического пастырства.
============================================================


в пакистане боевики напали на христианскую организацию

10.03.2010 17:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33038
------------------------------------------------------------
Исламабад, 10 марта. Группа вооруженных людей напала на миссию американской благотворительной организации World Vision неподалеку от города Оги в Северо-Западной пограничной провинции в Пакистане.

При нападении погибли, по различным данным, от пяти до шести сотрудников неправительственной организации, еще шестеро получили ранения. Представитель World Vision заявил о четырех погибших.

Среди погибших оказались две женщины. Как сообщает Regions.Ru со ссылкой на Invictory, все погибшие и пострадавшие являются жителями Пакистана, американцев среди них нет. Полиция вступила в перестрелку с напавшими на лагерь World Vision, боевики забрасывают лагерь гранатами.

World Vision была основана в 1950 году и сейчас является одной из крупнейших в мире благотворительных христианских организаций. Подвергшийся нападению лагерь World Vision расположен примерно в 60 километрах от столицы Пакистана Исламабада.
============================================================


в тульском педуниверситете откроют домовый храм

10.03.2010 17:27
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33037
------------------------------------------------------------
Тула, 10 марта. В Тульском государственном педагогическом университете имени Льва Николаевича Толстого будет открыт домовый храм святого благоверного князя Александра Невского, сообщают "Вести - Тула".

Над зданием первого учебного корпуса вуза на днях уже воздвигли православный крест. А 9 марта 2010 года митрополит Тульский и Белевский Алексий освятил этот символ веры. Установка креста над старинным зданием, в котором до 1917 года находилась Тульская мужская классическая гимназия, стало первым этапом работ по восстановлению некогда существовавшего здесь домового храма Святого благоверного князя Александра Невского.

"Это не было решением ректората. К нам обратились представители Совета студентов университета с просьбой открыть домовый храм. Ученый Совет поддержал это ходатайство. Мы очень надеемся на то, что храм будет открыт в ближайшее время", - говорит ректор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого Надежда Шайденко.
============================================================


литва: на ремонт сгоревшего католического храма выделено 145 000 евро

10.03.2010 17:08
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33036
------------------------------------------------------------
Вильнюс, 10 марта. Кабинет министров Литвы решил выделить средства на восстановление сгоревшего лабанорского костела Рождества Св. Девы Марии.

На встрече с епископом Кайшядориса Юозасом Матулайтисом премьер-министр Андрюс Кубилюс заявил о выделении 500 000 литов (около 145 130 евро).

Деревянный костел вместе со всеми хранящимися в нем произведениями искусства сгорел 21 декабря 2009 года.

На ремонт храма уже пожертвовано 100 000 евро. Однако на полное восстановление костела потребуется более 300 000 евро.
============================================================


иконы, якобы пропавшие из музея в царицыно, хозяйка коллекции передала в дар гмии им.пушкина

10.03.2010 16:56 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33035
------------------------------------------------------------
Москва, 10 марта, Благовест-инфо. В феврале этого года многие СМИ распространили сообщение о пропаже из экспозиции музея "Царицыно" 190 икон из частной коллекции, принадлежавшей собирателю древностей Михаилу де Буару (Елизаветину). О происхождении и судьбе коллекции на пресс-конференции в РИА Новости 10 марта журналистам рассказала бывшая жена Михаила де Буара (Елизаветина) Любовь Елизаветина - человек, который самым непосредственным образом был причастен к формированию коллекции и является ее законной владелицей,
что подтвердил участвовавший в пресс-конференции известный адвокат Генрих Падва.

Стоит напомнить, что речь идет об уникальном частном собрании шедевров русской иконописи, включающем 600 произведений, относящихся к XIV - начала XX века. Коллекция складывалась с 1970-х гг. ХХ в. ; с середины 1990-х гг. в ее пополнении принимала участие искусствовед Любовь Елизаветина, которая была супругой Михаила де Буара (Елизаветина) с 2002 по 2008 г. Летом 2008 г.190 икон из этого собрания были с согласия коллекционера выставлены в экспозиции Государственного музея-заповедника "Царицыно". Во всех официальных
документах по передаче на временное музейное хранение и, соответственно, по возвращению икон владельцем произведений поименована Любовь Елизаветина, причем не только в данной ситуации, но и прежде, когда иконы уже выставлялись в Государственной Третьяковской галерее. По словам Г.Падвы, многие могут подтвердить, что коллекционер подарил свое уникальное собрание тогдашней супруге - Л.Елизаветиной. В августе 2009 года 70−летний Михаил Елизаветин, будучи тяжело бо
льным, женился на другой женщине - Татьяне. Это произошло за месяц до его кончины. В феврале 2010 г. музей "Царицыно" официально вернул иконы Л.Елизаветиной, которая, как было заявлено на пресс-конференции, передала в дар Музею личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им.Пушкина (ГМИИ) 75 наиболее ценных памятников.

Как отметила в РИА Новости Любовь Елизаветина, она следовала воле покойного коллекционера, который мечтал о создании в России музея собранных им икон и подчеркивал необходимость сохранения целостности коллекции. Однако после кончины Михаила Де Буара 400 икон оказались в доме вдовы Татьяны Де Буар, и местонахождение их сейчас неизвестно, о чем сообщил Генрих Падва. "Никто ничего не похищал, кроме 400 икон, которые пропали в доме Татьяны Де Буар", - сказал юрист.

Он убежден, что "гнусная клеветническая кампания" в СМИ о том, что иконы из Царицыно якобы пропали, "продиктована желанием разбить значительную часть коллекции между наследниками и таким образом лишить нашу родину уникального собрания". Известный адвокат убежден, что данная кампания была инициирована Татьяной Де Буар, которая и подала ряд исков и заявлений, обвиняющих Л.Елизаветину и директора Царицынского музея в "создании преступной группировки с целью хищения икон", в подлоге документов и т.д. Последнее из
этих заявлений было официально отклонено 5 марта, что и позволило Л.Елизаветиной обнародовать свою точку зрения на события. Однако судебное разбирательство и необходимый в этом случае арест, наложенный на иконы, подаренные ГМИИ, - все привело к срыву намеченной на начало апреля выставки в ведущем столичном музее. Об этом Л.Елизаветина сожалеет особо, так как, планируя вернисаж в канун дня рождения своего покойного супруга, она хотела таким образом почтить его память.

Как подчеркнул Г.Падва, все перемещения икон на выставку и обратно были абсолютно "прозрачны", подкреплены официальными документами. Факт дарения коллекции Л.Елизаветиной также не вызывает сомнений. По словам адвоката, право собственности в этом спорном вопросе установит суд, однако сам он не сомневается в правах своей доверительницы. Он особо подчеркнул, и Л.Елизаветина это подтвердила со своей стороны, что она намерена передать государству все иконы из собрания мужа, которыми сейчас располагает. Также Л.Елизаветина
заявила, что не собирается ни продавать, ни вывозить памятники за пределы России.

Ценность памятников из коллекции Михаила Де Буара подтвердили на пресс-конференции начальник департамента Росохранкультуры Виктор Петраков, известнейший искусствовед-древнеруссник, профессор МГУ им.Ломоносова Энгелина Смирнова (в видеозаписи), замдиректора по науке Центрального музея древнерусского искусства им.Андрея Рублева Наталья Комашко и преподаватель МГУ, историк искусства Александр Преображенский. По мнению экспертов, коллекция представляет собой самое крупное и уникальное собрание редчайших памятников,
которое нуждается в серьезном изучении и экспонировании. "Это собрание абсолютно выдающееся. Ее экспонирование и публикация - это факт российской культурной жизни. Разбазаривание этой коллекции будет ударом для всей нашей культуры", - сказала Н.Комашко.

К числу особо ценных памятников эксперты относят две ростовские иконы XIV в. "Сошествие во ад", три новгородские иконы XV в., в том числе - житийный образ великомученицы Екатерины, иконы Симона Ушакова, "умопомрачительный" (по выражению А.Преображенского) образ Софии Премудрости XVII в., прекрасное собрание палехских икон.

Говоря о своем намерении передать иконы, собранные бывшим мужем, "в надежные руки государства", Л.Елизаветина ответила журналистам на вопрос о том, почему ей не приходило в голову отдать шедевры Русской Православной Церкви. Во-первых, коллекция должна сохранить свою целостность, что возможно только в условиях государственного попечения. А во-вторых, хозяйка собрания согласна с мнением директора ГМИИ Ирины Антоновой: "Когда икона находится в музее, она может привести к вере человека, который никогда не зайдет
в церковь".

По окончании пресс-конференции Л.Елизаветина сообщила "Благовест-инфо", что намерена подать встречный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в адрес Татьяны де Буар и других наследников, инициировавших клеветническую кампанию против нее. О перспективах воссоздания целостности собрания Михаила де Буара, о судьбе 400 икон, местонахождение которых пока неизвестно, она пока говорить отказалась.

Юлия Зайцева
============================================================


круглый стол "православная книга в образовании". москва
11 марта

10.03.2010 16:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=33034
------------------------------------------------------------
11 марта 2010 г . в Московском городском психолого-педагогическом университете пройдет круглый стол "Православная книга в образовании" с участием Департамента образования города Москвы, Комитета по связям с религиозными организациями города Москвы, Издательского совета Русской Православной Церкви, научных и образовательных учреждений.

Участники круглого стола обсудят вопросы преподавания в школе ряда исторических дисциплин, в том числе истории православной книги и книгопечатания в России. Дискуссия пройдет в рамках проведения в Москве Дня православной книги, который отмечается в столице с этого года по предложению Русской Православной Церкви 14 марта, в день выхода в свет первой печатной книги - "Апостола" Ивана Федорова.

В круглом столе примут участие:

Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви;

Орлов Михаил Олегович, Председатель Комитета по связям с религиозными организациями города Москвы;

Ермаченко Юрий Алексеевич, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, кандидат политологических наук;

Исаченко Татьяна Александровна, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела книговедения Российской государственной библиотеки, доктор филологических наук;

Богатова Галина Александровна, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор филологических наук;

Дудова Людмила Васильевна, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, кандидат филологических наук, доцент;

Макарова Елена Владимировна, директор НОУ Школа "Живоносный Источник", кандидат педагогических наук. Место проведения: Московский городской психолого-педагогический университет. Адрес: ул. Сретенка, д. 29. Проезд: ст. метро "Сухаревская". Время проведения: 11 марта 2010 года с 12.00 до 14.00. Регистрация участников с 11.00 до 12.00. Аккредитация журналистов: (495)789-90-45.

__________________________________________________________

Информация Комитета по связям с религиозными организациями г. Москвы
============================================================


книга архимандрита петра (кучера) признана противоречащей православному вероучению

10.03.2010 16:01
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33033
------------------------------------------------------------
Москва, 10 марта. Издательский совет Русской Православной Церкви включил книгу духовника Свято-Боголюбовского монастыря Владимирской области в список изданий, не рекомендованных к распространению в храмах и монастырях, сообщает "Интерфакс-религия".

"Постановили: считать невозможным распространение указанной книги через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть, поскольку в ней содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной церкви", - сказано в выписке из протокола заседания коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета от 25 февраля 2010 года, опубликованной на официальном сайте Совета.

Заседания экспертной коллегии будут проводиться раз в две недели, а результаты экспертиз станут публиковать в обновляемом каталоге.

Как сообщалось, в сборнике своих проповедей под названием "Блюдите убо како опасно ходите", изданном монастырем в 2006 году, отец Петр среди прочего описывает ряд "чудесных явлений", происшедших с ним в разные годы жизни.

К примеру, в 1971 году он в собственном подъезде будто бы встретил "святого Иоанна Предтечу", одетого в свитку из верблюжьей шерсти с солдатским ремнем, синие брюки и хромовые сапоги. "Предтеча" молча лежал на лестничной клетке, пока будущий отец Петр, в те годы - ветеринар Петр Петрович Кучер, пораженный, "не отрываясь, рассматривал его с головы до ног".

Внимание общественности и представителей СМИ к личности и последней книге духовника обители архимандрита Петра (Кучера) привлек скандал вокруг Боголюбовского женского монастыря под Владимиром, разгоревшийся после побега из монастырского приюта двух воспитанниц и их жалоб на жестокое обращение.
============================================================


во франции за последние полгода ограблены 204 церкви

10.03.2010 15:47
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33032
------------------------------------------------------------
Париж, 10 марта. Во Франции в последнее время мародеры все чаще стали грабить и осквернять церкви. Только за последние шесть месяцев в стране были ограблены 204 церкви, сообщает "Седмица" со ссылкой на "Le Pelerin", КNA и Kipa.

Главным образом воры крадут в храмах драгоценную утварь и произведения церковного искусства.

Кроме того, зафиксированы многие случаи святотатства и осквернения не только католических храмов, но и мечетей и синагог.
============================================================


единство - не прихоть
Мусульманские организации России хотят объединиться

10.03.2010 15:40 | "Российская газета"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=33031
------------------------------------------------------------

============================================================


резня севера и юга
В Нигерии произошли кровопролитные столкновения между христианами и мусульманами

10.03.2010 15:16 | "Время новостей"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=33030
------------------------------------------------------------

============================================================


грузия: христиане-демократы требуют выделения средств на восстановление сельских церквей

10.03.2010 14:58 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33029
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 10 марта, Благовест-инфо. Парламентская фракция христиан-демократов потребовала выделения средств на восстановление сельских церквей из государственной программы развития села, сообщает агентство "Пирвели". По словам председателя фракции Георгия Ахвледиани, нельзя отказывать сельскому населению в его желании получить необходимое финансирование на реабилитационные работы в местных храмах.

В качестве примера Ахвледиани привёл высказанное жителями села Орбели Лечхумского района желание направить средства, выделенные на развитие села, именно на реабилитацию орбельской церкви.

С мнением членов "ХДД" представители парламентского большинства не согласны. Вице-спикер Михаил Мачавариани заявил, что средства, выделенные из бюджета на государственную программу развития села, должны быть потрачены на развитие сельской инфраструктуры. Что же касается реабилитации сельских церквей, Мачавариани посоветовал коллегам из парламентской оппозиции обратиться с соответствующей просьбой к министру культуры Нике Руруа.
============================================================


"чернобыльская литургия" на русском языке будет впервые исполнена в нижнем новгороде

10.03.2010 14:50 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33028
------------------------------------------------------------
Нижний Новгород, 10 марта, Благовест-инфо. В Нижнем Новгороде впервые прозвучит "Чернобыльская литургия" на русском языке. Инициатором этой идеи стал автор произведения архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, сообщили "Благовест-инфо" в Нижегородской епархии.

Епископ Ионафан находился в Нижегородской области с паломническим визитом.

По его словам, увидев памятник чернобыльцам, установленный около Спасского собора, он решил, что первое исполнение "Чернобыльской литургии" должно прозвучать именно в Нижнем Новгороде.

Памятник погибшим чернобыльцам был открыт в 2009 году Патриархом Кириллом. Во многом завершение строительства памятника произошло благодаря усилиям Нижегородской епархии.

"Чернобыльская литургия" - это музыка на канонический текст Литургии Иоанна Златоуста. Премьера на украинском языке состоялась в Киеве в Национальном доме музыки.
============================================================


в пермском крае из белогорского монастыря украли три иконы

10.03.2010 14:38
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33027
------------------------------------------------------------
Пермь, 10 марта. В Пермском крае из Белогорского монастыря украли три иконы. Как рассказали "Комсомольской правде" в милиции села Калинино Кунгурского района Пермского края, с заявлением о пропаже трех икон и деревянного креста в ОВД обратился и.о. настоятеля Белогорского монастыря.

Из нижнего храма, который круглосуточно открыт для прихожан, пропали небольшая икона 18 века Николая Мирликийского, иконы Богоматери, мученика Антипа и деревянный крест.

По факту кражи уголовное дело пока не возбуждено, эксперты подсчитывают стоимость пропажи и сумму ущерба, который понес монастырь.
============================================================


патриарх кирилл и глава роспечати открыли тринадцатую выставку "книги россии"

10.03.2010 14:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33026
------------------------------------------------------------
Москва, 10 марта. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Роспечати Михаил Сеславинский открыли тринадцатую выставку "Книги Росси" в Москве. По традиции ярмарка проходит в 57-м павильоне Всероссийского выставочного центра, к кассам которого уже с утра выстроилась очередь.

Как отметил на открытии Патриарх Кирилл, "книга учит жизни, она сохраняет память предыдущих поколений, национальную самоидентичность, это способ разговора людей сквозь время". "Чтение формирует самосознание человека, преображает его духовный мир и первостепенная задача Церкви - издательская деятельность, - сказал Кирилл. - Мы будем и дальше продолжать сотрудничать со светскими издательствами". В качестве примера такой работы он привел полное собрание сочинений Николая Гоголя. Патриарх также выразил обеспокоенность
"значительным снижением уровня грамотности населения России" и добавил, что "наша общая задача воспитывать вкус к качественным книгам и популяризировать чтение".

В свою очередь глава Роспечати Михаил Сеславинский, отметил, что "книгоиздание пережило экономический кризис и отрасль продемонстрировала запас прочности и даже, пусть не намного, на четыре процента, но произошел рост по количеству наименований книг по сравнению с 2008 годом и Россия продолжает удерживать позиции в пятерке наиболее активных книгоиздающих держав мира". Также он напомнил, что на стендах ярмарки представлено свыше 150 тыс. наименований книг, особо отметив, что впервые православная литература экспонируется
в столь большом объеме.

В этом году выставка пройдет под знаком 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. На "Книги России" также отметят 150-летний Антона Павловича Чехова и 70-летие со дня рождения Иосифа Бродского. Участниками ярмарки станут несколько десятков прозаиков и поэтов. В этом году почетный гость выставки - Астраханская область. По традиции в рамках выставки вручат ряд премий. Своих "героев" найдет антиприз "Абзац", который вручается за плохую работу в области редактуры, корректуры и перевода. Огласят на ярмарке и
лауреатов Шестого Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая родина".

Экспозиция открыта до 15 марта, передает ИТАР-ТАСС.
============================================================


заявление директора пресс-службы ватикана священника федерико ломбарди по поводу случаев сексуального домогательства

10.03.2010 13:55 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=8&id=33025
------------------------------------------------------------
Ватикан, 10 марта, VIS/Благовест-инфо. В течение нескольких месяцев очень серьезный вопрос о сексуальном насилии над несовершеннолетними в учреждениях, управляемых церковными организациями, а также людьми, занимающими ответственные посты в Церкви, в частности, священниками, беспокоит Церковь и общество в Ирландии. Святой Отец недавно также продемонстрировал свою озабоченность, в частности, проведя две встречи: сначала с высокопоставленными членами епископата, а затем со всеми ординариями. Он также готовит к
публикации послание к ирландской Церкви.

Но в последние недели обсуждение вопроса о сексуальном насилии над несовершеннолетними охватило Церковь и в некоторых странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Голландия). И по этому поводу нам хотелось бы сделать несколько простых замечаний.

"Основные церковные институты - Иезуитская провинция Германии (первой оказавшаяся в центре внимания в связи с делом Коллегии Канизиуса в Берлине), Германская епископская конференция, Австрийская епископская конференция и Епископская конференция Нидерландов - встретили появление этой проблемы своевременными и решительными действиями. Они продемонстрировали стремление к прозрачности и, в некотором смысле, ускорили выявление проблемы, пригласив жертв открыто высказаться, даже если случаи, о которых идет речь, произошли
много лет назад. Поступив так, они подошли к проблеме должным образом, потому что правильное начало решения - признание того, что случилось, забота о жертвах и последствиях преступлений, совершенных по отношению к ним. Более того, они пересмотрели действовавшие до сих пор "Директивы" и разработали новые руководства к действию, цель которых, в том числе - определить предупредительную стратегию, с тем, чтобы сделать все возможное для предотвращения подобных случаев
в будущем.

Эти события мобилизуют Церковь на поиск подобающих ответов, и должны быть помещены в более широкий контекст защиты детей и молодежи от сексуального насилия в обществе в целом. Разумеется, ошибки, допущенные церковными институтами и церковными деятелями, заслуживают особого осуждения, ввиду той образовательной и моральной ответственности, которую несет Церковь. Однако все объективные и хорошо информированные люди понимают, что вопрос стоит намного шире, и концентрация всех обвинений вокруг одной только Церкви
дает неверное представление о ситуации. Если привести пример, то последние данные, предоставленные компетентными органами Австрии, показывают, что за одно и то же время число доказанных случаев сексуального насилия в церковных институтах составило 17, в то время как в других учреждениях таких случаев было 510. Было бы также полезно озаботиться и этими случаями.

В Германии сейчас выдвинута инициатива, поддержанная министерством по делам семьи, созвать круглый стол различных образовательных и общественных организаций, чтобы компетентно и исчерпывающе рассмотреть этот вопрос. Разумеется, Церковь готова участвовать, и возможно, ее собственный горький опыт будет полезен для других. Канцлер Ангела Меркель справедливо отметила в этой связи, что немецкая Церковь подошла к проблеме со всей серьезностью и проявила конструктивный подход.

Завершая это заявление, будет уместно снова напомнить, что Церковь существует как часть гражданского общества и несет на своих плечах собственные обязанности, но в то же время обладает своим особым кодексом - канонами, в которых отражена ее духовная и священная природа и в которых, соответственно, предписаны иные юридические и пенитенциарные процедуры (например, в канонах не предусмотрены денежные штрафы или лишение свободы, но предусмотрено запрещение в священнослужении и лишение определенных прав в сфере церковной
деятельности, и т.д.). С точки зрения канонического права, преступление, каковым является сексуальное насилие над малолетними, всегда считалось одним из наиболее тяжких, и канонические нормы постоянно подтверждают это. В частности, речь идет о Письме от 2001 года "De delictis gravioribus" ("Тягчайшие преступления"), которое иногда несправедливо называют причиной "культуры тишины". Те, кто знаком с содержанием Письма и понимают его, знают, что оно было решительным
сигналом, напомнившим епископату о серьезности проблемы, а также важным стимулом к разработке оперативного руководства для ее решения.

И в заключение, нисколько не отрицая серьезность трудностей, с которыми столкнулась сейчас Церковь, мы должны сделать все возможное для того, чтобы в конечном итоге эти трудности привели к положительным результатам: к более эффективной защите детей и молодежи в Церкви и обществе, а также к очищению самой Церкви".

Ватикан, 9 марта


============================================================


отсутствие веры в бога - причина большого числа самоубийств в японии, считают католические епископы

10.03.2010 13:31 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33024
------------------------------------------------------------
Токио, 10 марта, Благовест-инфо. В среднем, каждые 15 минут в Японии происходит одно самоубийство. В год в Стране восходящего солнца сводят счеты с жизнью 30 000 человек.

Итальянский журналист Сильвио Пьерсанти, живущий в Токио, обсудил причины этой ситуации с разными людьми, в том числе - с католическим архиепископом столицы и апостольским нунцием в Японии.

Оба христианских лидера согласны в том, что на высокий уровень суицида влияет религия большинства жителей страны.

У японцев нет веры в личностного Бога, без которого "человек не может быть счастливым" - такие выводы делает Пьерсанти на страницах L'Espresso.

"У японцев нет личных взаимоотношений с Богом, - говорит архиепископ Альберто Боттари де Кастелло, апостольский нунций в Токио. - Понятие личности, центральное для западной культуры, вообще не свойственно японцам: они идентифицируют себя с группой, обществом, компанией, нацией. Когда решение покончить с собой принимает христианин, он знает, что хочет нарушить священный закон: жизнь дана ему Богом, и только Бог может ее забрать. У японца, стоящего перед искушением самоубийством, нет этого препятствия, у него
нет понятия греха, у него нет никого, к кому он мог бы обратиться за помощью. Христиане всегда могут воззвать к Богу, даже в самые темные моменты жизни, а японцы не могут. У них восемь миллионов богов, тысячи прекрасных храмов и две официальных религии - буддизм и синтоизм, но они живут без Единого, всемогущего и милостивого Бога, без понятия о Боге как Отце всего человечества, присутствующего в каждом из нас".

С ним соглашается архиепископ Токио Павел Кадзухиро Мори. "Когда вы, журналисты, приезжаете в Японию, вы восхищаетесь ее выдающимися достижениями в социальной сфере - школами, больницами, изобилием материальных благ, высокими зарплатами, низким уровнем преступности, безопасностью на улицах и процветающей индустрией, - говорит прелат. - И если вы верите, что социальное благополучие делает человека счастливым, то Япония - самая счастливая страна в мире. Но если вы заглянете глубже, вы поймете, что мы - одна из
беднейших стран, с точки зрения уважения к личности и духовных благ".

Протестанский пастор Самуэль Коцзи Араи также считает, что самоубийства вызваны неверием в Бога. "Самоубийства? У меня нет ни малейшего сомнения в том, что их причина - отсутствие Бога в жизни японцев", - говорит пастор Араи, сравнивающий соотечественников, опьяненных своим благосостоянием, с израильтянами, пляшущими вокруг золотого тельца.

Католическая Церковь ведет в Японии большую работу, говорит архиепископ Мори. Построены больницы, школы и университеты. Совместно с протестантами католики создали телефонную линию доверия для людей, размышляющих о самоубийстве. Но для того, чтобы преодолеть "феномен самоубийства", этого мало, считает прелат. "Мы должны внедрить понятие о Боге и о священности жизни в японскую культуру", - подчеркивает архиепископ Мори.
============================================================


церковь должна приготовиться к расходам

10.03.2010 13:14 | "Православие и мир"/"Нескучный сад"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=33022
------------------------------------------------------------

============================================================


апостольский администратор католиков закавказья: поддержание экуменических контактов позволит и католикам, и православным эффективнее противостоять вызовам секуляризации

10.03.2010 12:31
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33021
------------------------------------------------------------
Тбилиси, 10 марта. Грузия сумела сохранить веру, будучи порабощена коммунистическим режимом, но ныне рискует потерять свою религиозную идентичность вследствие развивающегося процесса секуляризации, роста настроений практического атеизма и материализма. Такое заявление сделал Апостольский администратор Римско-Католической Церкви в Закавказье епископ Джузеппе Пазотто в своей беседе с представителями организации "Помощь Церкви в нужде", сообщает Грузия Online.

Католический прелат подчеркнул, что политика экуменизма является приоритетом для Церкви в этом регионе и указал на необходимость сотрудничества Католической и Православной Церквей, как и совместного противостояния секуляризации. "Приоритетное задание Католической Церкви в Грузии - трудиться во благо экуменизма, достигая взаимопонимания с Грузинской Православной Церковью", - сказал он.Далее епископ Пазотто отметил, что секуляризации содействуют современные информационные технологии, такие как Интернет и пр. Через
их посредство людей постепенно пропитывает духовный яд практического атеизма и материализма. "Я опасаюсь, что молодым людям не достанет сил сопротивляться искушению", - добавил он.Грузия - страна древнейшей христианской культуры, христианство стало здесь главной религией еще в IV веке, христианское наследие пропитывает всю историю грузинского народа, христианская вера глубоко укоренена в сердцах, но теперь эти ценности могут быть утрачены, - отметил прелат.

Даже в трудные для религии советские времена, когда христианство официально преследовалось, Грузия не позволила советскому режиму вырвать веру из своего сердца. Однако теперь эта угроза стала вполне реальной. Причины следует искать в изменении ментальности, в повороте к материализму. И с последствиями этих опасных явлений в равной мере имеют дело и католики, и православные.

Главная задача Церкви на современном этапе - заложить у новообращенных солидный базис веры посредством основательной катехизации. Люди нуждаются в более глубоком знании Библии и истин веры. В этом отношении очень важным делом является перевод на грузинский язык Катехизиса Католической Церкви, который ныне осуществляется при поддержке организации "Помощь Церкви в нужде".Текущие отношения с Грузинской Православной Церковью епископ Пазотто охарактеризовал как "в целом очень хорошие", "исполненные взаимопонимания",
поскольку и та, и другая Церковь стремятся, чтобы вера глубже укоренилась в сердцах людей, чтобы нравственные ценности вошли в их повседневную жизнь. Как раз поддержание экуменических контактов позволит и католикам, и православным эффективнее противостоять вызовам секуляризации.

Вместе с тем, прелат признал, что в сельских районах отношения между католиками и православными порой еще остаются напряженными. "Католическое меньшинство не принимается православным большинством, - сказал он. - Католики подвергаются дискриминации в школе и при устройстве на работу".

"Эта проблема отнюдь не решена, - добавил епископ Пазотто. - Она часто бывает скрытой, но от этого не становится менее реальной". В этой связи, как отметил епископ, некоторые католики вынуждены крестить своих детей в православной церкви, чтобы не лишать их жизненных перспектив. Правда, по его словам, данная ситуация более характерна для сельских регионов, а не для больших городов."Наша стратегическая цель - единство христиан, поскольку именно единство завещал нам Иисус Христос, но для его достижения требуется
время, - сказал католический иерарх. - Единство во Христе (ut unum sint) - это также девиз моего епископского служения, взятый мною при епископской хиротонии".

Епископ Пазотто выразил благодарность организации "Помощь Церкви в нужде" и другим благотворительным фондам, отметив при этом, что "очень трудно найти спонсоров для пастырских проектов; поддержку социальным проектам еще оказывают, а пастырским - нет".
============================================================


эмир кустурица посетил духовный центр армении

10.03.2010 11:44 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33020
------------------------------------------------------------
Ереван, 10 марта, Благовест-инфо. Знаменитый кинорежиссер Эмир Кустурица посетил центр Армянской Апостольской Церкви. В Первопрестольном Эчмиадзине Кустурицу с супругой и музыкантами группы No Smoking Orchestra встретил Католикос всех армян Гарегин II.



Пресс-канцелярия Эчмиадзина сообщает, что во время встречи армянский Католикос рассказал гостям об истории Армянской Церкви. Во время разговора было упомянуто и о недавней встрече Католикоса с Кустурицей в Москве, во время церемонии вручения премий "За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов".

Гарегину II премия была присуждена за продвижение "христианских духовных ценностей в жизнь армянского народа и всего мирового сообщества", а сербский кинорежиссер Эмир Кустурица получил ее за то, что "много внимания уделяет общественной работе, развитию сербского национального кино, народной культуры и духовных традиций".

Рассказывая о своих впечатлениях об Армении, куда Кустурица приехал впервые, режиссер подчеркнул, что ему приятно было побывать в Армении, познакомиться с народом, чья трагедия схожа с пережитой сербами историей. В армянах Кустурица он увидел большой потенциал духовности, что помогает дальше жить и развиваться. Он рассказал и о своих предстоящих планах, в том числе о намерении представить на ереванском кинофестивале "Золотой абрикос" свою работу. Далее гости побывали в музее Эчмиадзина, прошлись по территории
монастырского комплекса.
============================================================


для диалога церкви и музеям пока не хватает широты кругозора
Интервью с главой Росохранкультуры Александром Кибовским

10.03.2010 11:36 | "Православие и мир"/"Нескучный сад"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=33019
------------------------------------------------------------

============================================================


"бурановские бабушки" мечтают восстановить в родной деревне храм

10.03.2010 10:44
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33018
------------------------------------------------------------
Ижевск, 10 марта. Песня про бересту и айшон сделала "Бурановских бабушек" - коллектива из Удмуртии знаменитым на всю Россию. Они прошли в полуфинал "Евровидение-2010", который состоялся в Москве 7 марта, и вошли в тройку лидеров. Как пишет газета "Аргументы и факты в Удмуртии", бабушки признались, что они мечтают восстановить в родной деревне церковь, потому и решили заявить о себе на "Евровидении-2010".

Пожилые жительницы села Бураново готовились к концерту, как к большому празднику. Привезли с собой старинные костюмы, надели белые шерстяные носки и прошитые тканью деревянные лапти. Перед выступлением обязательно попили чая. С "Бурановскими бабушками" соперничали довольно известные исполнители: Александр Панайотов, группа "Сценакардия", музыкальный коллектив Петра Налича, Эд Шульжевский и другие, всего 25 конкурсантов. В итоге песня бабушек из Удмуртии на удмуртском языке и в оригинальной аранжировке покорила
сердца зрителей. Их номер публика встречала оглушительными овациями. Чтобы понять, что певицы абсолютно искренни и честны со зрителем, не потребовалось даже перевода на русский язык. В итоге "Бурановские бабушки" набрали 12,9 балла, пропустив вперед только музыкальный коллектив Петра Налича и голосистого Олега Безинских.

На следующий день в музыкальной среде произошел настоящий бум - "Бурановские бабушки" оказались настолько не похожи на остальных, что теперь повсюду у них появляются свои фанаты, которые интересуются историей создания коллектива, ее участницами и репертуаром. Бабушки признались, что они мечтают восстановить в родной деревне церковь, потому и решили заявить о себе на "Евровидении-2010". Но, похоже, одной церковью не обойдется - бабушек-звезд уже начали приглашать на сборные концерты Н. Бабкиной и других артистов.Однако
новоявленные звезды сразу же после конкурса поспешили вернуться домой, подальше от московской суеты. "Хотелось побыть у себя дома, помыться в своей баньке", - рассказывают участницы коллектива.

В Удмуртии "Бурановские бабушки" известны давно. Группа, в составе которой выступают и 70-летие участницы, появилась почти 40 лет назад, начиналось все с национальных песен, всерьез и громко о группе стали говорить когда милые старушки на удмуртском языке перепели хиты Beatles, Queen и Eagles, Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова.
============================================================


в подмосковье раскрыта кража из церкви

10.03.2010 10:21
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33017
------------------------------------------------------------
Москва,10 марта. 4 марта сотрудниками патрульно-постовой службы УВД города Коломны для проверки документов был остановлен мужчина. При личном досмотре милиционеры обнаружили у него ювелирные украшения с бирками на общую сумму около 3 300 рублей.

Задержанным оказался 44-летний уроженец Куйбышевской области, у которого при себе была только справка об освобождении, из мест лишения свободы, датированная ноябрем 2009 года.

Вскоре выяснилось, что 3 марта около 10 утра, находясь в селе Фаустово, Воскресенского района, злоумышленник решил зайти в местную церковь. Служба к тому времени уже закончилась, и в храме кроме одной работницы торговой лавки никого не было.

Женщина поинтересовалась у незнакомца о цели его визита. Мужчина не растерялся и сказал, что ему нужен батюшка, чтобы устроится в храм на работу. Женщина ответила, что батюшки сегодня уже не будет, и продолжила уборку.

Воспользовавшись моментом, мужчина молниеносно проник в церковную лавку, откуда часть ювелирных украшений сразу перекочевала в его карман. После чего, покинул храм и отправился на станцию, где сев в электричку, направился в Коломну.

В ходе расследования было установлено, что в отношении подозреваемого коломенскими следователями в январе текущего года уже возбуждено уголовное дело по статье 158 УК РФ "Кража".

В настоящее время задержанному избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В ближайшее время ему будет предъявлено обвинение по еще одному эпизоду статьи 158 УК РФ, но уже воскресенским отделом дознания. Об этом сообщает официальный сайт МВД со ссылкой на пресс-службу ГУВД по Московской области.
============================================================


живое доказательство геноцида армян

10.03.2010 10:16 | "Inopressa"/"The Independent"
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=33016
------------------------------------------------------------

============================================================


на сайте издательского Cовета рпц размещен обновляемый каталог изданий, не рекомендованных к распространению через церковную книжную сеть

10.03.2010 09:57
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=33015
------------------------------------------------------------
Москва, 10 марта. На сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви размещен обновляемый каталог изданий, не рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети, сообщает "Патриархия.Ру".

В каталоге предусмотрена возможность упорядочить список изданий по наименованиям, именам авторов, издательствам, году выхода в свет, а также по году рецензирования Коллегией по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета.

В настоящее время в список включены восемь книг. Это, в частности, такие издания, как "Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий", книга В.А. Крашенинниковой "Ах, мама-маменька..." о "чебаркульском отроке Вячеславе", "Чудеса последнего времени" иеромонаха Трифона, "Блюдите убо, како опасно ходите" архимандрита Петра (Кучера) и др. (см. подробнее на портале "Православная книга России").

Как сообщили порталу Патриархия.ru в Издательском Совете, решения о недопустимости распространения в церковной книжной сети перечисленных в каталоге изданий были приняты на заседаниях Коллегии по рецензированию и экспертной оценке, состоявшихся 11 и 25 февраля 2010 года. Основанием для принятия решений стало наличие в указанных книгах утверждений, противоречащих вероучению Православной Церкви.

На предстоящих заседаниях экспертной коллегии, которые проводятся раз в две недели, будут рассмотрены результаты экспертизы по ряду других околоцерковных изданий.
============================================================


музейщики начали диалог с церковью


Круглый стол по вопросам передачи имущества религиозным организациям прошел в Москве

10.03.2010 09:26 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=33014
------------------------------------------------------------
Москва, 10 марта, Благовест-инфо. Круглый стол, посвященный взаимодействию Русской Православной Церкви и музейного сообщества России в деле сохранения и использования исторических памятников, состоялся 9 марта в Паломническом центре Московского патриархата. Эта встреча, в которой приняли участие представители ведущих музеев России и руководители двух синодальных отделов РПЦ, стала первым раундом открытого диалога о судьбе реликвий, к которому призывают в последнее время музейщики и искусствоведы. Поводом послужила
подготовка в Минэкономразвития законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

Как одновременно обеспечить и сохранность памятников, и возможность поклонения святыням для верующих, использование храмов по их прямому назначению? Этот вопрос протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, положил в основу дискуссии. Он отметил, что упомянутый законопроект еще не опубликован, т.к. "изменения в него вносятся постоянно", однако в ближайшие дни окончательный текст документа будет доступен. Главное, что сохраняется во всех вариантах текста и что
было подчеркнуто священником: "законопроект не распространяется на музеи, архивы и библиотеки", т.е. их деятельность по-прежнему будет регулироваться соответствующим законодательством. Кроме того, взамен здания, которое музей освободит для религиозной организации, должно быть предоставлено новое здание, которое не должно ухудшить положение музейных коллекций и экспозиций. Характеризуя далее недоступный для общественности документ, о. Всеволод отметил, что 90% памятников
религиозного назначения, упомянутых там, - это не иконы, а "здания, которые уже переданы в пользование Церкви: храмы, монастыри, воскресные школы и т.д.". "Было бы более естественно иметь их в собственности Церкви, а не государства", -- сказал он, подчеркнув, что речь не идет о памятниках, которые признаны ЮНЕСКО объектами мирового наследия, а также о тех, в интерьерах которых сохранилась "хрупкая" фресковая живопись. Что же касается почитаемых икон, то каждый конкретный случай нуждается в детальном согласовании
с музейным сообществом. Так, "Троицу" Рублева "лучше не трогать", считает руководитель синодального отдела, а размещение шедевра древнерусского искусства в храме при Третьяковской галерее кажется ему "оптимальным" вариантом.

Замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин, сделав пространный экскурс в историю музейного дела в России, отметил, что как музейщики, так и деятели Церкви "нацелены на вечность". Поэтому необходимо "максимально обеспечить сохранность культурных ценностей для будущих поколений, а не только для того, чтобы могли молиться живущие сегодня", сказал он. Согласившись с о. Всеволодом в том, что необходимо рассмотреть вопрос о возможности поклонения верующих "предметам религиозной старины", он в то же время призвал деятелей
Церкви к пониманию того, что "включение древностей в музейный фонд является гарантией их сохранности на долгие годы и даже века". Поэтому, как заявил замминистра, его ведомство будет "категорически отказываться от исключения предметов из музейных фондов". Компромиссным вариантом является, по его словам, передача святынь Церкви из музеев для временного использования, согласно правительственному постановлению 490, и положительные прецеденты такого рода есть. Кроме того,
в отсутствие закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения модель такой передачи может быть отработана на примере московского Новодевичьего монастыря, который должен быть полностью передан РПЦ.

С критикой готовящегося законопроекта выступил директор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов. По его словам, документ носит "почти диверсионный характер" и грозит потерей памятников культурно-духовного наследия в ближайшие 5-10 лет. Это мнение основано на примерах "безжалостного использования" уже переданных Церкви памятников, которые привел ученый. Он убежден в необходимости создания совместной церковно-государственной комиссии, которая в первую очередь должна провести
инспекцию того, что уже было передано РПЦ в последние годы. С этим предложением согласился о. Всеволод Чаплин, добавив, что необходим совместный мониторинг состояния памятников религиозной культуры не только в церквях, но и в музеях. Со стороны РПЦ возможность такой работы является сейчас вполне реальной, в связи с созданием Патриаршего совета по культуре, отметил священник.

Наместнику костромского Ипатьевского монастыря, архимандриту Иоанну (Павлихину) есть за что упрекнуть светских музейщиков, передавших в свое время коллекцию икон из государственного в церковно-археологический музей. По его словам, из более чем 1 тыс. икон только 300 были отреставрированы, а остальные находились в "неподобающем" состоянии. О. Иоанн надеется, что положение удастся быстро исправить благодаря сотрудничеству со Всероссийским научно-реставрационным центром им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Пример
Ипатьевского церковного музея на круглом столе был приведен как безусловно положительный, с чем согласен и сам наместник: "Нам удалось продемонстрировать умение Церкви работать с тем, что ей передано и что ей веками принадлежало". Он выразил уверенность, что множество подобных церковных музеев будет в скором времени открыто в каждой епархии. Священник призвал отказаться от тиражирования "жутких примеров" и назвал "ложными опасениями" тревогу, выраженную в открытом письме
ведущих искусствоведов и музейщиков Патриарху Кириллу. "Речь не идет об опустошении светских музеев..., но некоторые иконы должны быть на своих исторических местах, и Церковь, я уверен, сможет обеспечить сохранность этих исторических экспонатов", -- сказал архимандрит.

Проблема обретения памятником своего "исторического" или "законного места" кажется весьма спорной генеральному директору Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Ирине Лебедевой. "Стоит только начать поиски законного места или владельцев памятника - и мы уйдем слишком далеко. История не имеет обратного хода", -- сказала она. Говоря о новом законопроекте, от имени коллег она заявила, что "все музейщики боятся, что будет только хуже", отметив, что страх этот "исторически обоснован". По словам директора ГТГ,
механизм временной передачи памятников религиозным организациям прописывают экономисты и юристы, не привлекая к работе над законопроектом музейщиков. Однако вряд ли какой-либо директор музея согласится передать реликвию во временное пользование религиозной организации, не имея при этом никаких четких гарантий сохранности памятника.

Тема ответственности за состояние переданных религиозным организациям музейных экспонатов стала ключевой в выступлении заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля, профессора Андрея Баталова. Примеры "изничтожения церковных святынь из благих побуждений" заставляют говорить об отсутствии синодальной системы охраны и контроля за состоянием памятников. Известно даже, что правящий архиерей одной из епархий запрещал священнослужителям заключать договор о передаче церковных зданий, включающий охранные
обязательства, привел пример А. Баталов. Он убежден, что законопроект должен быть составлен таким образом, чтобы "судьба святыни не зависела от конкретного настоятеля", но был подробно прописан механизм ответственности за памятники культуры.

К этому мнению присоединилась Людмила Колесникова - генеральный директор Объединенного музея-заповедника "Коломенское". На примере Казанской церкви, которая расположена на территории Коломенского, она показала, что церковная община "не может поднять реставрацию памятника". В то же время иконостас, который находится на балансе музея, недоступен для музейных реставраторов из-за отсутствия договора с приходом, который, судя по всему, мало заинтересован в подобном сотрудничестве.

Руководитель юридической службы Московского патриархата инокиня Ксения (Чернега) хотела, видимо, успокоить музейщиков. "Никаких серьезных правовых изменений не будет, не стоит так волноваться", - сказала она, отметив, что передача памятников в безвозмездное пользование (не в собственность) является уже обычной практикой, которая "укладывается в существующие правовые акты". Что же касается проблемы сохранения церковных памятников, то, в отличие от переменчивой политики государства, особенно в ХХ в., отношение
Церкви к своим святыням остается неизменным, оно "в крови верующих", что гарантирует, по мнению юриста, бережное отношение к реликвиям. Вместе с тем, она посоветовала критикам законопроекта помнить, "что вопросы сохранения памятников давно законодательно урегулированы, а порядок передачи Церкви исконно принадлежащего ей имущества еще не установлен". При этом она заметила, что музейное дело в России "основано на насильственном изъятии церковных ценностей, на кровопролитии"
, что вызвало возмущение и опровержение со стороны присутствующих музейщиков.

"Законопроект хороший, он одобрен Патриархом и премьер-министром, надо его принимать", - призвал участников круглого стола глава ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. Тем, кто беспокоится о судьбе памятников, переданных Церкви, и, в частности, авторам упомянутого открытого письма он порекомендовал активнее сотрудничать с РПЦ: например, войти в состав Патриаршего совета по культуре или попечительских советов при храмах с тем, чтобы "помогать Церкви сохранять святыни".

Один из авторов открытого письма, руководитель Центра восточно-христианской культуры Алексей Лидов акцентировал внимание на международной практике сотрудничества государства и религиозных организаций в сохранении культурного наследия. А директор Государственного музея искусств народов Востока Александр Седов отметил, что в ряде исламских стран заметна тенденция, "обратная" российской: создаются государственные музеи исламского искусства, куда помещают из мечетей произведения, которые не способны сохранить религиозные
общины. О том, что такая же тенденция обнаруживается в Голландии, рассказала в беседе с "Благовест-инфо" исполнительный директор Российского комитета Международного союза музеев Галина Андреева.

Подводя итоги дискуссии, о. Всеволод Чаплин подчеркнул, что общим местом почти всех выступлений является необходимость создания системы церковно-государственного контроля за сохранением памятников религиозного искусства. Он выразил надежду на продолжение открытого диалога экспертов-искусствоведов и профессионалов-музейщиков, с одной стороны, и представителей РПЦ, с другой. Со своей стороны, руководитель Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал в ходе этой дискуссии и в публикациях в СМИ не противопоставлять
музейщиков и Церковь, которые призваны объединить усилия в деле сохранения культурно-духовного наследия. "Мы все озабочены сохранением нашего общего национального достояния", - подчеркнул представитель Московского патриархата.

Юлия Зайцева
============================================================


патриаршее служение в даниловом монастыре. москва
14 марта

10.03.2010 00:19
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=33013
------------------------------------------------------------
14 марта 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию и молебен у ковчега с частицами мощей преподобного Даниила в Троицком соборе Данилова монастыря Москвы в престольный праздник обители.

В этом году память святого благоверного великого князя Даниила Московского - 17 марта - выпала на среду 5-ой седмицы Великого поста. В соответствии с церковным уставом празднование памяти основателя древнейшего Московского монастыря было перенесено на воскресение 14 марта.

Начало Божественной литургии в 9.00 в Троицком соборе Данилова монастыря.

Аккредитация журналистов в пресс-службе Патриархии по телефону: (495) 637 43 18 или по e-mail: press@patriarchia.ru

Адрес: ст. м. "Тульская", ул. Даниловский вал, д. 22.
============================================================

В избранное