Вы, наверное, заметили, что уже несколько месяцев рассылка «Мыслей» живет по новому адресу: orlenko.blogspot.com. На новом сайте вы можете почитать прошлые выпуски, оставить свои комментарии, а кроме того, взглянуть на то, что я публикую только на сайте, не рассылая через Subscribe.ru, например, мою болтовню и отедльный небольшой сайт на украинском языке.
На склоне холма
«Любовь да будет непритворна, отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру»
Мне
думается, что в этих словах больше рецепт: как любить непритворно.
Больше рецепт, чем повеление. Попробую это объяснить.
Когда
я обижена, да к тому же, если другой человек
не понимает или не признает, что делает мне больно,
я не могу любить его и не хочу. Все мои мысли
заплетаются вокруг обиды, в голове многократно прокручивается
воспаленная ситуация, и назойливо жужжат встречные варианты: «вот
если бы со мной не так…, а так…, то легче
было бы любить…» Терпение приходится буквально выдавливать
из себя. Но это же мука, а не любовь! Обида
растет, подавленность тоже. Вспоминая слова: «любовь да будет
непритворна», — шепчешь себе: «я простила», выжимаешь
из себя кислую улыбку, но убеждаешься в своей
несостоятельности и упираешься в уже знакомый тупик:
«что же я еще могу сделать? Я ведь не могу накачать
в себе любовь в ответ на обиду?»
А рецепт,
оказывается, простой, но совершенно сверхъестественный:
«отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Какого же зла мне
отвращаться, если обидели-то меня, а я, вроде, никакого зла
не сделала? Не обидчика же отвращаться, которого,
наоборот, Господь повелевает любить нелицемерно? А может, формулы:
«если бы со мной не так…, а так…,
то я бы…»? В этих словах, как ни странно, —
суд, запрещенный Богом. Этот суд — бесплодный, точнее, очень
горькоплодоносный. От него горько всем: горько мне, разжевывающей
обиду; горько тому, кто обидел, т. к. он чувствует осуждение даже
при «хорошей мине»; горько окружающим, т. к. они чувствуют возникшее
напряжение в едином океане человеческих отношений. Похоже, что
в этом маленьком словечке «бы» скрывается довольно увесистое зло,
потому что за ним — требование выполнения закона другими,
чтобы я могла их любить.
С признанием, что
я осуждаю, да еще внутренне требую: «он должен
был бы…» — происходит отвращение от зла,
но в этом пока нет чего-то явно сверхъестественного.
Дальше
на одном дыхании сказано: «прилепляйтесь к добру». Наверное,
здесь речь вовсе не о делании вида, будто ничего особенного
не случилось; и не о сверх-усилиях, когда лопаешься
от натуги, мол, простила, люблю; и не о делании
добрых дел с вымученной кислой улыбкой; похоже, что нам говорят
о чем-то ином. Именно тут-то и начинает проявляться
сверхъестественное, без которого можно дойти до отчаяния
в попытках сыграть «непритворную любовь». Это сверхъестественное
появляется легко и быстро, как тихое веяние ветра, в тот
самый момент, когда ты, скользя по привычным судебным рельсам,
вдруг спохватываешься и говоришь: «Боже, у меня — злые
мысли. Со мной обошлись плохо, это правда, но, значит,
не могли иначе. И это было от Тебя, для моего блага
(ведь написано: „любящим Бога… все содействует ко благу“).
Благослови этого человека. Прости его и меня. Защити нас
от зла, подари нам мир и любовь между нами.» И вдруг
после такой молитвы обнаруживаешь в душе хорошую, здоровую
радость; обида чаще оказывается сильно раздутой и враз испаряется,
а в сердце рождается любовь к этому человеку.
И отношения теплеют, и горечь уходит, но… оказывается, только
до следующей обиды. Однако, чем скорее я спохвачусь
в следующем «судебном процессе» и снова соглашусь, что другой
человек не мог иначе, т. к. это единственный вариант, который ему
позволил Сам Бог; и чем скоре я помолюсь о нем, обо мне,
и о нас с ним — тем скорее повеет легкий ветерок,
способный разогнать свинцовые тучи.
Это и есть
то сверхъестественное, а точнее, — это и есть живая
непритворная любовь Иисуса Христа, без Которого мы не можем
ничего. Возможно, это и значит: «прилепляйтесь к добру».
Давно,
еще на заре зарождения веры в моей душе, я как-то
спросила у Бога: «что такое молитва? Зачем она?»
И в ответ в воображении родилась простая картинка: как
будто я сижу на склоне холма и время от времени
подправляю свое положение, чтобы потихоньку не уехать вниз
от собеседников, которые периодически делают то же. Кто
задумался, — смотришь: сполз, и довольно низко. И тогда
я подумала: «наверное, Господь удерживает нас от сползания
вниз — в ответ на наши молитвы к Нему. Вот почему
нужно молиться постоянно…»
Для того, чтобы чуть-чуть понять этот
маленький фрагмент из Библии, мне нужно было наобижаться всласть
на протяжении всего-навсего 50-ти лет. Не пройдет и ста
лет, глядишь, и еще 3 слова станут яснее… Да благословит
Господь всех «несостоятельных» поскорее спохватиться
и воспользоваться рецептом: отвращаясь от «бы», прилепляться
к «Я Есмь», вовремя помолившись на склоне холма, откуда
все мы потихоньку сползаем, задумавшись…