«На всей
земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они
нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем.
И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола
вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню,
высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся
по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город
и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь:
вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали
они делать, и не отстанут они от того, что задумали
делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один
не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда
по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему
имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда
рассеял их Господь по всей земле.»
Почему
Бог не хотел, чтобы они достроили свою башню? Чем она Ему мешала?
Означает ли этот библейский текст, что Бог против высотных зданий
или, возможно, против единодушного труда? Недавно мы обсуждали
этот отрывок с нашими друзьями, и мне стало ясно кое-что,
чего я раньше не понимал.
В Библии есть несколько эпизодов, в которых Бог говорит о людях: «Они сделали A, как бы теперь не вышло B. Чтобы предотвратить это, сделаю-ка Я C.» Мы встречаем
такой случай в 3-й главе Бытия, где Он изгоняет Адама
и Еву из сада («как бы не простер он руки
своей, и не взял также от дерева жизни,
и не вкусил, и не стал жить вечно»), и наш
эпизод с башней носит такой же оттенок: «как бы они
и в самом деле не построили башню до неба».
О ком Он переживает — о Себе или о глупых
людях? Люди не представляют угрозы ни Его репутации,
ни Его безопасности: Он создал людей,
а не люди — Его. Но люди способны причинить самим
себе большой вред, из-за собственного незнания и склонности
к недобрым глупостям. Любой родитель может понять Бога, Который
вмешивается в деятельность людей, чтобы предотвратить какую-нибудь
большую и вредную ошибку.
Так в чем же ошибка?
Почему нельзя было построить большую башню? Проблема
не в самой конструкции, а в цели: «построим себе
город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя,
прежде нежели рассеемся…». Другими словами, сделаем что-то заметное,
с единственной целью: показать, какие мы молодцы. Они
не собирались жить в этой башне, не собирались
осматривать окрестности с ее вершины, у этого сооружения
было одно-единственное предназначение: доказать величие людей, которые
построили его. Это очень привлекательная, и в то же
время очень коварная цель. Привлекательная — это, наверное,
очевидно: всем хочется быть оцененными по достоинству (или чуть
больше). Но вот коварство самовозвеличивания не сразу
бросается в глаза.
Лирическое отступление: «Строить — хорошо; строить, чтобы похвалиться — плохо». В одной
молодой фирме, производящей программное обеспечение (скажем, SuperSoft
Technologies), однажды произошла печальная и поучительная история.
С самого начала существования SuperSoft’а там работал
талантливый программист Егор. Благодаря своему трудолюбию и умению
сосредоточиться, Егор сумел за короткий срок, практически
в одиночку, реализовать первую версию флагманского программного
продукта компании. Руководство считало его гением. Коллеги относились
к нему с искренним уважением. Однако, по мере того, как
компания росла, талантливых (и даже очень талантливых)
программистов становилось в ней все больше, и вместо одного
гения сформировалась команда. Гений ты или не гений,
но если тебе нужно бежать не в одиночку,
а в одной упряжке с командой, тебе придется бежать
в том же темпе, что и все остальные, причем в ногу
со всеми, иначе ты будешь только мешать. И вот тут Егор
дал маху — он, видно, в самом деле считал себя гением,
и решил доказать это. Вместо сотрудничества в составе
команды, он объявил начальству, что докажет, что все
остальные — дураки и вообще не нужны фирме, и что
он один справится с работой лучше, чем вся команда, вместе
взятая. Егор стал работать над той же задачей, что и весь
коллектив, параллельно, но другим методом, с тем чтобы всех
обогнать, показать лучшие результаты и, в конце концов,
утвердиться в звании гения. Вскоре Егора выгнали с работы. О,
коварство самовозвеличивания. Эта история настоящая, хотя имена
вымышленные.
Когда человек, вместо поклонения по-настоящему
Великому Богу, поклоняется Человеку, он обречен
на разочарование. И, возможно, это самое страшное — построить
жизнь вокруг идеала, а в конце жизни обнаружить, что идеал-то
был фальшивый. Вот, например, что сделала Советская власть: советский
народ почти столетие строил общество, основанное на том, что
рабочий класс, т. е. определенная категория людей — это наивысшая
ценность. Провозглашались высокие моральные принципы, пелись
величественные песни, воспевалась любовь к своему народу, своей
земле — и все это под красным коммунистическим флагом. Когда
оказалось, что коммунистическая идея — это большая ложь, все
хорошее, построенное на этом фундаменте, рухнуло: моральные
принципы, гимны, патриотизм… Теперь, когда президент России, Украины
или любой другой постсоветской страны выступает по телевизору
и говорит о патриотизме, граждане саркастически морщатся
и переключают канал. В чем дело? Он что-то не так
сказал? Да нет, все слова те, что надо. Просто вместе с верой
в наши бывшие идеалы исчезло ощущение подлинности, неподдельности
чувств, которые опираются на идеалы. Кто сейчас всерьез, без
кривляния и иронии, от души поет песни о том, как
прекрасен наш край? Песни о Родине теперь применяются
исключительно сатириками, для высмеивания нашей рухнувшей башни.
Бог,
смешав языки людей и не дав им достроить Вавилонскую
башню, уберег их от великого разочарования. Он сохранил
им их искренние песни о Родине, искреннюю любовь
ко всему хорошему. Благодаря таким непрошенным вмешательствам
в амбициозные планы «строителей», у человечества до сих
пор есть надежда найти тот самый подлинный Идеал, на котором
основаны настоящие моральные ценности, неподдельная радость жизни
и песни о любви — к людям и к своей
земле.