Mежду великими мировыми религиями много общего. В особенности это
касается ислама, иудаизма и христианства — последователи всех
трех поклоняются Единому Богу и считают себя наследниками Его
завета с Авраамом. Еще одна общая черта этих трех религий —
четкое различие между добром и злом: добро первично — все
доброе исходит он Создателя, а зло вторично — оно, как
опухоль, всегда паразитирует на чем-либо хорошем. Другими словами,
существование зла, с точки зрения этих трех религий, зависит
от существования добра: чтобы что-то разрушить, нужно сначала,
чтобы кто-то это построил. Зло не может существовать само
по себе, точно так же как трещина в борту корабля
не может существовать без самого борта. Отголоски этих
представлений о первичности добра и вторичности зла можно
найти не только в «больших» религиях,
но и во многих языческих верованиях: в большинстве
случаев, среди легенд языческого народа можно отыскать историю
о Главном Божестве, знание о Котором было когда-то утрачено
предками (есть прекрасная книга на эту тему, «Вечность
в их сердцах» Д. Ричардсона).
Но поразительно
контрастно на этом фоне выглядят восточные верования — те,
в представлении которых добро и зло — темная
и светлая части одной и той же Силы, два лика одного
и того же, две равные противоположности, которые
не могут существовать друг без друга. Когда встречаешь человека,
которому нравится этот восточный взгляд на мир, то диалог
часто упирается в то, что, по мнению твоего собеседника, Свет
и Тьма — вещи равнозначные, одинаково могущественные, которые
противостоят друг другу как равные борцы. И, в общем-то,
на этом разговор часто и останавливается: слишком мало общей
почвы между, скажем, буддизмом и христианством. Если пытаться
объяснить суть христианской веры в терминах Инь-Янь, проецируя эти
понятия на Дьявола и Бога, получается плохо: слишком сильной
в восточном представлении является тьма, и слишком
слабым — свет: Инь и Янь равны между собой, а Небесный
Бог, в которого верят христиане, иудеи и мусульмане,
не равен никому, Он бесконечно выше и сильнее
кого бы то ни было, включая Дьявола.
И все же,
в Библии есть образ, в точности соответствующий восточным
понятиям Инь и Янь. Причем обоим сразу, равным
и противоположным. Это тот, кто был величайшим из ангелов,
«сын зари», «Ангел света», но стал лжецом и убийцей, князем
тьмы. Это Люцифер (что означает «светоносный»), он же Дьявол.
О нем говорится, что он может «принимать вид Ангела света»
(2 Кор 11:14). Этот образ полностью соответствует восточному
дуализму — Люцифер/Сатана может выглядеть светлым, может —
темным, в равной степени, по собственному желанию. Будучи
на самом деле духом тьмы, он может и будет пользоваться
своей способностью казаться духом света.
За восточной
философией и мистикой стоит реальная сила, и люди,
увлекающиеся йогой и трансцендентальной медитацией, осознанно или
неосознанно двигаются по направлению к тому, чтобы эта сила
овладела их жизнью, их душами. И тот, кто стоит
за этим, не такой «двойственный», каким кажется. То, что
восточные учения называют «Инь-Янь», на самом деле является
не просто безличной Силой, а личностью, у которой вполне
определенные цели по отношению к людям: «украсть, убить
и погубить» (Иоанна 10:10).
О настоящем Свете,
о Том, Кто может спасти человека от зла и тьмы, написано
в Евангелии: «И свет во тьме светит, и тьма
не объяла его. […] Был Свет истинный, Который просвещает всякого
человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него
начал быть, и мир Его не познал. […] А тем, которые
приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими…»
Я молюсь о том, чтобы вы нашли истинный Свет,
а не обманчивую «силу». Пусть Господь Иисус поможет вам.