Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Ответы и обсуждения на основании Библии к вопросам читателей:


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Изучаем Библию вместе Выпуск 74 от 2002-02-22 для 1386 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на vasily@biblestudy.ru - преподаватель Библии Василий
===================
3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.287. Геннадий (Vyura@???.kz) пишет: "Решился написать Вам письмо, так как
с удовольствием читаю вашу рассылку и нахожу в ней много интересного. У меня
нет возможности выхода в Интернет, поэтому многие выпуски до меня доходят
поздно. Да и написать Вам вовремя нет возможности. У меня возник вопрос
относительно выпуска │50 от 23 ноября 2001 года; вопрос 3.182. об
идолопоклонничестве. Сразу хочу оговориться, что не хочу устраивать дебатов
относительно защиты поклонения иконам,мощам, и т.д. Поэтому мой вопрос к Вам
является скорее личным - хочется узнать Ваше мнение, как преподавателя
Библии. Чем отличается поклонение  от почитания? Господь запретил
идолопоклонничество. Хорошо. Поклонение Пресвятой Богородице, иконам,
мощам - грех. Допустим.  Как же объяснить миро точение икон, исцеления
верующих после молитв к различным  святым? И как, на Ваш взгляд, объяснить
явления Девы Марии во многих местах (Лурд, Фатима и др.)? Если Господу были
неугодны такие вещи, если бы Он считал их идолопоклонством, неужели бы
допустил такое? Или, если следовать Вашей мысли, это происки сатаны и его
ангелов? Если принять, что эти вещи от лукавого, то мы бы узнали их по
плодам. Какие же плоды у этих вещей? Видя  мироточащую  икону, человек стает
на колени и молится ГОСПОДУ БОГУ, но не иконе, Иисусу, но не деревянному
символу Его страданий.  НИ В ОДНОМ из явлений Богородицы нет призыва к
насилию или отступлению от веры. Может это всё выдумки представителей
ортодоксальных церквей? Но это могут засвидетельствовать множество людей.
Как же понимать такие вещи? Извините, если я слишком рьяно защищаю
ортодоксальные церкви, но я  хочу получить ясный ответ на конкретный вопрос:
как относиться к таким вещам? Насколько я знаю, в Библии на мой вопрос
ответа нет."

# Дорогой Брат Геннадий, хотя Вы выразили желание получить личный ответ, тем
не менее, я решил ответить в рассылке в связи с тем, что это действительно
важный вопрос. Дело вовсе не заключается в защите или наоборот, опровержении
учения ортодоксальных церквей. Известно, что в христианском мире есть
разделение на ортодоксальных и протестантов, причем первые считают иконы
неотъемлемым аттрибутом поклонения, а вторые рассматривают это как явное
нарушение закона Божьего. У каждой из сторон есть свои аргументы, будь то
Библейские или богословские. Мы сейчас не ставим своей целью начать какую
либо полемику между этими двумя направлениями в христианстве. Разрешить этот
вековой спор невозможно по одной причине - эти группы стоят на различных
основаниях! Ортодоксальные церкви основываются на Священных Писаниях И НА
СВЯЩЕННЫХ ПРЕДАНИЯХ, в то время, как протестантские церкви основываются
ТОЛЬКО НА КАНОНИЧЕСКОЙ Библии. И эта разница настолько велика, что ее можно
сравнить с разницей между христианами и мусульманами - христиане
основываются на Библии, а мусульмане на Библии и Коране. Как правило, в
подобных случаях то, что стоит после "и" имеет больший вес, потому что
оно-то как раз и определят разницу. Действительно, в истории ортодоксальной
христианской церкви известны периоды иконоборчества. Далеко не все отцы
церкви признавали иконы. Но в результате победило иконопочитание, и все
аргументы иконоборцев остались достоянием истории. Так что даже основываясь
на священном предании, то есть на писаниях отцов церкви, ортодоксальные
христиане сегодня подходят к вопросу об иконах довольно выборочно.

Но вначале определимся с терминами. Поклонение и почитание - это
неравнозначные синонимы. Поклонение может включать в себя значение
физического коленопреклонения перед объектом поклонения, равно как и
духовное почитание объекта как того, кто (что) имеет верховное владычество
над поклоняющимся, и выражает готовность исполнить всякое требование объекта
по отношению к поклоняющемуся. Почитание не включает в себя физического
преклонения перед объектом, хотя подразумевает все то же духовное почитание
возвышенного положения объекта, но при этом может исключать готовность
повиновения ввиду того, что таковое и не требуется, но воздавание всяческих
почестей и прославление объекта все же присутствует. С точки зрения Библии,
поклонение воздается Богу или божеству, почитание воздается родителям,
правителям, а также Богу или божеству.

Мы в своей рассылке изначально придерживаемся принципа "Библия, и только
Библия". Если взять все библейские критерии, относящиеся к почитанию (или
поклонению) икон, то основными аргументами против иконопочитания будут: (1)
вторая заповедь Закона Божьего запрещает создание изображений, изваяний или
иных кумиров с целью поклонения им или почитания их; (2) у народа
Израильского в скинии и храме были изображения ангелов, но перед ними никто
не становился на колени, никто не молился этим изображениям или ангелам,
которых олицетворяли эти изображения. Помимо этих изображений ангелов, в
скинии, в храме и на одежде священнослужителей были изображения и изваяния
цветов и плодов, но они опять же служили как украшения или образы, но никак
не объекты поклонения или почитания; (3) дополнительно к заповедям народу
Божьему было сказано: "Твердо держите в душах ваших, что вы не видели
никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из
среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений
какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину... не прельстился и
не поклонился им и не служил им" (Втор 4:15-19); (4) ни Христос, ни апостолы
нигде не упоминали о необходимости использовать какие-либо образы,
изображения или изваяния, которые следовало бы почитать; (5) Священное
Писание конкретно запрещает поклонение людям, ангелам и прочим сотворенным
существам, или их духам (душам), также и апостолы отказывались от поклонения
и почестей, им оказываемых (Деян 14:12-15); (6) в Библии конкретно говорится
о том, что ни какой человек не может быть посредником между Богом и людьми в
чем бы то ни было, а только Иисус Христос, который является единственным
посредником между Богом и человеком (Гал 3:20; 1Тим 2:5); (7) все записанные
в Библии молитвы и наставления о молитвах предписывают, чтобы человек
молился ТОЛЬКО Богу Отцу во имя Иисуса Христа (в Ветхом Завете и в молитве
Господней - только Богу, без упоминания имени Иисуса Христа) - Писание не
говорит нам молиться кому бы то ни было другому, будь то Самому Иисусу
Христу, Святому Духу или тем более каким либо людям, будь то апостолам,
матери Иисуса или каким либо другим святым.

На основании приведенных принципов можно смело утверждать, что Библия не
позволяет иконопочитание. Если это позволяют священные предания или отцы
церкви, то для нас это не имеет ни какого значения, поскольку нашей основой
является только Библия. Библия также утверждает, что все, не основанное на
Законе и откровении, то есть на этой же самой Библии, не исходит от Бога (Ис
8:20; Мф 15:3,6; Мк 7:9; Гал 1:6-9; Откр 22:18,19).

Но все же чудеса совершаются. Да, иногда их кто-то подтасовывает, потому что
чуда хотелось бы, а веры достаточно нет. Но мы говорим сейчас о реальных
чудесах, которые явно совершаются. Да, были знамения святых и икон на небе,
были явления Марии и прочих святых разным группам верующих, были
слезоточивые, кроветочивые, мироточивые иконы, были исцеляющие мощи. Все это
было и бывает до сих пор. И приписывать все эти чудеса только дьяволу или
только Богу нельзя. Вообще, огульно ничего нельзя принимать или отвергать.
Господь использует всякие средства для того, чтобы обратить внимание
человека на истину. При этом, Господь использует те средства, которые
доступны и понятны человеку, которые не будут отвергнуты им. Потому, в тех
местах, где люди не имеют большего познания об истине, Господь открывается
им так, как это возможно. Но в любом случае, Господь не идет против Своего
написанного Слова, и не учит против написанного. "Бог не человек, чтоб Ему
лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не
сделает? будет говорить и не исполнит?" (Чис 23:19). Если Библия запрещает
общение с умершими, то это запрещение действует на всех. Когда царь Саул
вопреки всем постановлениям Божьим пожелал пообщаться с духом пророка
Самуила (1Цар 28:6-16), то он поклонился не Самуилу, и не его образу, а
самому сатане, потому что к этому времени ни Бог, ни пророки уже не отвечали
Саулу. Тем более, что мы уже детально обсуждали в нашей рассылке, что
никаких душ умерших ни на небе ни под землей в настоящее время нет - так
говорит Библия. Мы вскоре еще вернемся к этому, потому что вопросы по этой
теме есть и ждут своей очереди быть отвеченными в ближайших выпусках
рассылки.

Как же действует сатана? Если вы полагаете, что сатана непременно предлагает
что-то дурное, то попадетесь в его ловушку. Да, у него есть достаточно
приемов, которыми он увлекает массу людей в сатанизм, оккультизм, в
преступность и наркоманию. Но у сатаны есть и другие методы - он смешивает
истину с ложью, и выдает ее за истину. Другими словами, 99% истины - это уже
не истина, а ложь. Добавьте одну ложечку дегтя в большую бочку меда, и весь
мед станет ни к чему не пригодным. Библия говорит: "Ибо таковые лжеапостолы,
лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому
что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и
служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам
их" (2Кор 11:13-15). Это очень важный текст, который показывает нам, что в
проповеди истины нет ничего маловажного. Какова цель ангела света и какова
цель сатаны? Каковы методы ангела света и каковы методы сатаны? А если
сатана маскирует свои действия под действия ангела света, то какими они
будут?

"Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь
овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но
овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет,
и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть,
убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я
есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник,
не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет
овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их" (Ин 10:7-12). Говоря о
сатане Христос сказал: "Он был человекоубийца от начала и не устоял в
истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он
лжец и отец лжи" (Ин 8:44).

Итак, мы живем на грешной земле, а вокруг нас происходит борьба за вечную
жизнь человека. Христос отдал Свою жизнь, чтобы подарить нам вечность, а
сатана всячески ухищряется, чтобы увести нас от Христа в погибель. Что он
для этого делает? призывает к насилию или к немилосердию? Вовсе не
обязательно. Давайте сравним это с атеизмом - прямым отрицанием Бога и
спасения. Все ли атеисты плохие и злые люди? Уверен, что вы найдете среди
них достаточно добрых, заботливых, любящих (добавьте все самые лучшие
качества). И вы можете найти среди них людей получше чем некоторых верующих.
Но будут ли они спасены за свою доброту? Нет, потому что они отвергают
Спасителя. Они живут сегодняшним днем. Они предпочли синицу в руке журавлю в
небе. Вся их доброта ничего не значит для вечности. И сатана это прекрасно
знает! Чем же лучше доброго безбожника тот, кто говорит, что он знает и
любит Бога, но учит против Божьего закона? Таковой может быть прекрасным
человеком, гражданином, семьянином. Он даже может называться христианином.
Он даже может совершать чудеса и проповедывать о Спасителе. Но послушайте,
что говорит Библия о таких людях:

"Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: `Господи!
Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли
имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли
именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас;
отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф 7:20-23).

Вы видите, к чему относит плоды Иисус Христос? Не к благочестию в жизни, а к
жизни по Закону Божьему. Делающие беззаконие, то есть нарушающие Закон
Божий, даже если они проповедывали о спасении и совершали чудеса именем
Господа, все равно погибнут! "Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо
за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками
их. Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада
света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и
истине. Испытывайте, что благоугодно Богу" (Еф 5:6-10). Заметьте, что
истинный плод Духа Божьего состоит не только в благости к людям, но и в
праведности и истине. А что есть праведность и истина? А что благоугодно
Богу? Если Господь указал в Своем святом Законе "Не делай никакого кумира и
изображения" то будет ли истиной, праведностью и благоугодным Ему, если
кто-либо нарушит эту заповедь? Господь предупреждает нас, что "восстанут
лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить,
если возможно, и избранных" (Мф 24:24).

Вы говорите, что они не призывают к отступлению от веры? А в чем заключается
вера, в послушании человеческим учениям или в послушании Богу? Да, обычно
такие люди наоборот, предупреждают, чтобы никто не отступал от веры своих
отцов. Но правильно ли отцы верили? Или нам идти в погибель только потому,
что туда пошли отцы наши? Уже достаточно того, что они учат нас противному
Божьему Закону. А чудеса совершать и будущее предсказывать может не только
Бог.

"Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение
или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и
скажет притом: `пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем
служить им', - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез
сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога
вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему,
последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и
Ему служите, и к Нему прилепляйтесь" (Втор 13:1-4). Нет, не пойду я за
чудесами на нарушение закона Божьего, даже если те, которые совершают эти
чудеса, сами делают добро людям и проповедуют о Христе.

---------

3.288. kolgan (kolgan@omen.ru) пишет: "Дайте, пожалуйста, объяснение Луки
1:43, а именно фразы "мать моего Господа". Многие ссылаясь на этот текст
делают аргументацию того, что Мария есть матерь Божья,т.е. родила Господа
(Бога)."

# А разве это не так? Мы верим, что Иисус есть Бог, "ибо в Нем обитает вся
полнота Божества телесно" (Кол 2:9). А апостол Иоанн утверждает о Нем: "Сей
есть истинный Бог и жизнь вечная" (1Ин 5:20). Но при этом нам следует
понять, что сама Мария была обыкновенной девушкой, не имеющей ничего более
божественного, чем искаженный грехом образ и подобие Божьи, данные каждому
человеку при творении. Иисус был совершенным человеком и совершенным Богом.
Эти две природы таинственным образом сочетались в Нем. Мария родила человека
и Бога в одном лице, но от Марии была человеческая природа Иисуса, а
божественная природа была от Святого Духа.

Но говорить о Марии, что она есть матерь Божья, можно в двух смыслах. Первый
смысл мы уже пояснили. А второй смысл может быть очень даже превратным -
нельзя считать, что Мария была прежде Бога или имеет какое-то положение в
небесной иерархии. Она - обычный человек, и отношение Христа к ней показало,
что она ничуть не выше любого другого верующего человека: "Когда же Он еще
говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить
с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья
Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и
сестра, и матерь" (Мф 12:46-50). Иисус имел возможность в тот момент
возвысить Марию и указать на ее истинное положение в мире. Да, Он фактически
и сделал это - указал на ее истинное положение в мире. Оно оказалось не
таким, какое определяют люди сегодня.

Христос признавал, что Он существовал прежде Авраама (Ин 8:58), а Иоанн
говорит о Нем, что Он существовал прежде создания мира (Ин 1:1-18). Мы не
можем сказать о Марии того же. Господь мог сказать нам в Писаниях, чтобы мы
почитали Его матерь, но об этом не говорится. Мы находим лишь слова самой
Марии: "И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о
Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне
будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя
Его" (Лк 1:46-49). И при этом она сама называет своего Сына своим
Спасителем. Господь же, умирая на Голгофе, просто оставил Свою матерь на
попечение одного из учеников Своих (Ин 19:26,27). Господь в Писании мог
многое сказать нам о почитании Марии, как матери Божьей, но об этом не
говорится даже так, как сказано о другой Марии, великой грешнице: "истинно
говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано
будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф 26:13). Но факт остается
фактом - Мария есть матерь Иисуса Христа, человека и Бога в одном лице.

---------

3.289. Yuri S. (yuri@???.kiev.ua) пишет: "Хотел бы услышать Ваше мнение
относительно утверждения, что апостолами называют только  тех, кто лично
видел Иисуса Христа. Есть ли сейчас апостолы или нет. Если нет, то по какой
причине?"

# Да, это понимание существует среди христиан и богословов, что апостолами
являются только те, кто лично, не только видел и общался, но был научен и
послан (призван на служение) Иисусом Христом. Этот критерий мы выводим из
двух библейских текстов. (1) Избрание апостола вместо Иуды Искариота: "Итак
надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда
пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до
того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем
воскресения Его" (Деян 1:21,22). Из двоих кандидатов один был избран по
жребию, а решение жребия - в руках Божьих. (2) Защита своего апостольства
Павлом: "Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший
благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я
благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и
кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в
Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в
Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из
Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня" (Гал 1:15-19).
"Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал" (1Кор 11:23). Апостол
Павел встречался с Иисусом Христом дважды - на пути в Дамаск и в Аравийской
пустыне, куда он уходил на три года. Там он получил от Господа все
необходимые познания истины и направление на служение.

Сегодня есть некоторые христианские конфессии, которые имеют у себя институт
апостольства, наделяя отдельных личностей званием апостола. Но это звание
признается за таковыми только внутри своей конфессии. Я не знаю, какие
критерии и обоснования они имеют для этого. Знаю только, что традиционно
христианская церковь не признает других апостолов кроме двенадцати и
апостола Павла, стоящего особо.

Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу vasily@biblestudy.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное