← Апрель 2001 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
||
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
28
|
29
|
||
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://biblestudy.ru
Открыта:
02-01-2001
Адрес
автора: religion.biblestudy-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Изучаем Библию вместе Выпуск 17
Реклама, представленная в данной рассылке не всегда соответствует принципам, взглядам и ценностям автора и Преподавателя Библии.
Добро пожаловать на урок Изучения Библии, где Вы также сможете задать свои вопросы и узнать много нового и интересного об этой удивительной Книге, а также о многом другом, имеющем отношение к религии.
Предыдущие выпуски Вы всегда можете найти в архиве по адресу:
http://subscribe.ru/archive/religion.biblestudy/
Домашняя страничка рассылки -
http://biblestudy.narod.ru/
Задайте свой вопрос - message4you@mail.ru
5. ДУХОВНАЯ ЧАСТЬ
5.1.1.6. Выход из Вавилона (Быт 12:1 - 14:24)
"И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее" (Откр 18:4).
Эти слова обращены ко всем жителям земли, призывая народ Божий выйти из Вавилона (Откр 18:1). Издревле Вавилон был символом могущества, процветания и отступничества. В свое время Ной проклял своего сына Хама за поступок, который тот совершил (Быт 9:22,25). Именно от него произошел Нимрод, первый правитель Вавилона, который больше всего полагался на силу свою, нежели на Господа (Быт 10:9,10). Вероятно, именно он во время своего царствования в долине Сенаар возбудил народ строить Вавилонскую башню (Быт 11:2-4). Во всяком случае, мы находим, что даже после рассеяния жителей земли из долины Сенаар (Быт 11:8), Нимрод оставался царствовать в этой местности. И его влияние не прошло бесследно. Хотя Господь сохранял истину о Боге-Творце и о спасении через обетованное Семя (Быт 3:15), которая передавалась от отцов к детям из уст в уста, влияние Вавилона совершало свое разрушительное действие. И очень скоро даже те, кто призван быть хранителем истины и быть священником рода - патриархи поколений, и те отступили от истины Божьей. Фарра, отец Аврама, уже оставил истинного Бога и стал поклоняться другим божествам (Нав 24:2). Но Господь усмотрел нечто в младшем сыне его, в Авраме, и вызвал это семейство из Ура Халдейского с тем, чтобы развращающее влияние процветающего города не загубило нежный росток стремления к истине в душе юного Аврама.
Нелегко было Фарре покидать уютный дом в Уре, оставлять всех друзей и родственников, с которыми он мог чувствовать себя в безопасности, и отправляться в чужую местность. Но он повиновался голосу Божьему. Осознавал ли Фарра, что он делает, заботился ли он о своих детях? Мы не знаем этого, но это и не обязательно. Что важнее для нас, это осознавать то развращающее влияние, которое окружающий мир оказывает на нас и на наших детей. Нам Важно понять, что мы живем в духовном Вавилоне, где люди более полагаются на себя и свои силы, нежели на Бога. Мы живем там, где продолжается воздвигаться Вавилонская башня человеческой гордости, где даже в церквах возвещается учение человеческое, а не истина Божья. Мы живем там, где Библейские принципы и нормы поведения непопулярны. И это все откладывает неизгладимый отпечаток на нас и на наших детей.
Фарра воспитал своего сына Аврама в духе повиновения Господу и сделал первый шаг из Ура, подавая пример своим детям. Но один шаг недостаточен. Нахор остался в Харране, и хотя они еще некоторое время сохраняли веру в истинного Бога, тем не менее они не могли быть хранителями истины Божьей, не пожелав следовать за Господом до конца.
Аврам вышел из Ура, вышел из Харрана и отправился туда, куда вел его Господь. "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет" (Евр 11:8). Сегодня Господь призывает нас следовать за Ним, и это следование подчас ведет в неизвестность. Мы не знаем, как нас воспримут наши родные, наши коллеги. Возможно, следование за Христом означает смену образа жизни, смену работы, смену места жительства, смену друзей. Может нас волнует вопрос, который в свое время волновал учеников Иисуса Христа: "вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?" (Мф 19:27). Вы можете прочесть в Евангелии ответ Христа на их вопрос. Но те же ученики, услышав призыв Христа следовать за Ним, подобно Авраму оставили все и пошли, не задавая вопросов (Мф 9:9; Мк 1:20).
Господь призвал Аврама не потому, что тот был совершенным, а для того, чтобы сделать его таковым. Возможно, его представление о Боге также было уже искажено ложными верованиями и традициями, которые нашли свое место и в доме Фарры, и в окружающем обществе. Возможно вера Аврама была еще подобна вере того отца, который единственное что смог сделать, это прийти к Иисусу с просьбой о сыне своем со словами: "верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк 9:24). Да, наш Небесный Отец - терпеливый воспитатель. представьте себе, что зная ВСЕ ваши недостатки, грехи и преступления, Он все еще верит в вас и стремится сделать вас совершенными. "Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости" (Тит 3:3-5). "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет 3:9).
Вот, Аврам приходит в Египет, и тут же забывает о Божьем обетовании, данном ему у дубравы Море, что близ Сихема. "Потомству твоему отдам я землю сию", - обещал Господь (Быт 12:6,7). Но верить обещаниям о далеком будущем всегда как-то легче, чем обещаниям, относящимся к моей проблеме сегодня. В конце концов, у нас еще есть время для того, чтобы проверить надежность обещанного в будущем, и, при случае, пересмотреть свое отношение к этому, не так ли? Мы зачастую рассуждаем именно так. Как же поступает Аврам, согласившийся покинуть уютный город со всеми удобствами цивилизации, и пойти в никуда, веря только тому, что Бог обещал землю ему и его потомству. А верить с каждым годом было все труднее - ведь Авраму было уже семьдесят пять лет, когда он покинул Харран, но детей у него пока еще не было (Быт 12:4). И будут ли уже? Так бывает и с нами. Мы верим Господу и Его обетованиям, но где-то там, в глубине души, сомневаемся: ну что Он может сделать в этой ситуации?! И мы, подобно Авраму, подчас пытаемся помочь Богу, чтобы Ему легче было помогать нам. Аврам беспокоится о своем неродившемся наследстве, беспокоится о своей жене, и потому решается на святую ложь. Нет, ведь это и не ложь вовсе. Он же не солгал египтянам, говоря, что Сара - его сестра. Она действительно его сестра (Быт 20:12). Просто Аврам не сказал всей правды, он умолчал некоторые детали, которые, на его взгляд, поставили бы его в не совсем выгодное положение. Вы ведь тоже иногда делаете так, не правда ли? Вот и Аврам сделал. Он ведь тоже человек. Но Бог не желает, чтобы Его дети поступали таким образом. В глазах Божьих подобные действия - страшный грех: это ложь, это недоверие Богу, это отказ от Божьего руководства и обращение к собственной мудрости, которая на самом деле не наша собственная, а навеянная нам дьяволом, тем, кто в раю научил Еву не доверять словам Божьим. И Бог терпеливо воспитывает престарелого Аврама. Воспитывает в нем терпение и доверие. А хотите знать, как сатана пытался замаскировать свое обольщение? А когда Авраму "хорошо было" ради того, что Сара взята была во дворец фараона, чем сатана "заплатил" Авраму за ложь и за недоверие Богу? "И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды" (Быт 12:16). Очень часто богатство закрывает нам глаза на реальное положение вещей, и нам уже начинает казаться, что это Бог нас благословляет, что это признак верного пути.
Но Аврам, хотя и имел недостатки, хотя ему, старику, приходилось все еще сидеть за партой в Божьей школе, все же был способным учеником. Он вернулся назад к Богу, вернулся в Вефиль, туда, где он уже был раньше. Там был жертвенник, построенный им некогда. Вероятно, один из камней от этого, к тому времени уже полуразрушенного жертвенника, в свое время подложит себе под голову его внук Иаков, другой двоечник из Божьей школы (Быт 28:11-19). Здесь, в Вефиле, сатана опять искушает Аврама. Бог достаточно благословил его богатством (а может быть это то богатаство, которым сатана наградил Аврама за ложь в Египте?). И теперь пастухи Аврама и пастухи его племяника Лота не могут поделить между собой пастбища. Но уроки в Божьей школе не проходят напрасно - на этот раз Аврам не торопится использовать ситуацию для своей выгоды. Он предлагает право первого выбора своему племянику Лоту, который и избирает лучшее место (Быт 13:10,11). Мы не знаем, с каким сердцем Аврам простился с Лотом, воспользовавшимся ситуаций в свою пользу; мы не знаем, какие чувства уносил в своей Душе Аврам, отправляясь в сторону Хеврона. Но на личном опыте все мы знаем: не легко далась Авраму такая победа над собой. Господь также знает это, и потому Он повторяет Авраму Свое обетование: "...всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет" (Быт 13:15,16). Мы также иногда нуждаемся в подобном утешении от Господа и напоминании о тех чудных обетованиях, которые ждут нас впереди. И при этом, Господь вовсе не медлит с исполнением Своих обетований. Господь проявляет к нам долготерпение, не желая нашей погибели со нашим скверным характером, и взращивает в нас Свой образ и Свой характер.
И еще один урок предстояло пройти Авраму со своим племяником. Лот избрал себе роскошь развращенных городов. Нет, он не вернулся в Ур Халдейский, он нашел для себя Ур в Содоме. Мы не знаем, какой уровень жизни был в тех городах, но по их расположению можем предположить, что Лот жил не хуже, чем лучшие князья Вавилона или Египта. Почему? Лот, подобно Авраму, также был богат и имел множество людей в своем подчинении. Он сам мог бы построить свой город, если бы пожелал. Но он потянулся в уже существующий город со всеми его привлекательными, заманчивыми прелестями, но и со всем его поглощающим греховным развратом. И теперь Лот оказался в опасности. Нет, даже более, чем в опасности - он оказался в плену (Быт 14:12). Когда Аврам узнал об этом, он не обрадовался правосудию Господню над отступником Лотом. Аврам собрал своих людей (сколько же человек было у Аврама, когда одних только рабов, пригодных к войне, он собрал триста восемнадцать?), и вместе со своими союзниками отправился на выручку своего пострадавшего родственника. Господь благословляет Аврама, даруя ему победу над четырьмя царями, против которых не могли устоять пятеро властителей Содомской долины. И здесь Аврам преподает некоторый урок всем нам: Когда Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима, города мира), являвшийся священником Бога всевышнего, приветствовал и благословлял Аврама, "[Аврам] дал ему десятую часть из всего" (Быт 14:20). Не с корыстной целью отправился Аврам на выручку Лота и других жителей долины. По праву, он мог забрать себе все имущество, отнятое у завоевателей. Но он не сделал этого. Все, что позволил себе Аврам, это почтить Господа, возвращая Ему десятую часть за себя и за тех, кто врядли когда задумывался о своих обязательствах перед Богом. Десятина - одно из древнейших установлений Божьих. Господь ожидает от нас, что мы возвратим ему одну седьмую часть нашего времени - каждый седьмой день, который был освящен Богом при творении (Быт 2:3), и одну десятую наших доходов, как признание того, что мы в этом мире не имеем ничего своего, но все, что мы имеем, дано нам Господом, как Его благословения (Мал 3:8-11).
Дорогой друг! Если ты еще находишься в Вавилоне, если ты еще привязан к греховным прелестям Ура и Содома, Господь обращается к тебе сегодня: "Выйди из Вавилона, чтобы не участвовать тебе в грехах его и не подвергнуться язвам его". Отделись от всего мирского, что развращает твой характер, что отнимает твое физическое и духовное здоровье, что обольщает тебя и удаляет от Господа. Положись на Божьи обетования, и верь, что Господь не только может дать тебе вечность, но что Он может разрешить все твои проблемы сегодня. Он говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33). "Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся" (Прит 16:3).
Дорогой друг! Если ты уже на пути к духовному Ханаану и давно оставил Ур позади, то помни, что на твоем пути еще предстоит не раз пройти через Египет и оказаться вблизи Содома. Не забывай, что "противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет 5:8,9). Еще не раз он подойдет к тебе, принимая вид ангела света (2Кор 11:14), как друг, нашептывая свои гибельные планы и идеи. Он будет загонять тебя в тупик и представлять тебе безвыходные ситуации. Сатана будет убеждать тебя, что Господь может обойтись без твоих суббот и десятин, а вот ты - не сможешь. Он будет навязывать тебе "безопасные" методы избежать опасности в Египте этого мира. Он будет манить тебя чудными пажитями Содомской долины. Но голос Святого Духа напоминает тебе: "Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит" (Пс 36:5).
6.1.1.6. Выход из Вавилона
Как проявляется характер Бога
Как нам открывается путь ко спасению от греха
Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь
Как мы можем применить в личной жизни уроки
Как мы можем применить в нашей духовной жизни уроки
2. Толкование Священного Писания
2.1.1.6. Авраам и Лот (Быт 12 - 14)
12:1 "И сказал Господь". Первое упоминание о призвании Аврама мы находим здесь, когда он находился в Харране. Тем не менее, другие тексты Священного Писания говорят нам о том, что Господь вызвал Аврама из Ура Халдейского (Быт 15:7; Неем 9:7). Это не противоречие. Авраам вышел из Ура вместе со своим отцом Фаррой и всем семейством Фарры (Быт 11:31). Очевидно, Бог призвал Фарру выйти из Ура, а Аврам сделался наследником этого призвания, так как Нахор, брат Аврама не присоединился к нему после смерти их отца Фарры (Быт 24:10,15). Аврам был вызван из Месопотамии только потому, что Бог желал сохранить чистой веру в Творца, в то время, как даже Фарра уже поклонялся другому божеству (Нав 24:2). Из внебиблейских источников нам известно, что Фарра и Нахор были поклонниками культа луны.
12:2 "Я произведу от тебя". Влияние окружающей среды и общества на человека весьма велико. Потому Господь желал образовать особый народ, находящийся в особой среде с тем, чтобы этот народ был не только образцом, но и примером для окружающих народов, указывая им путь к процветанию на земле и вечному спасению с истинным Богом.
12:3 "Благословятся в тебе все". Цель существования народа Божьего - не только их собственное спасение и благо. Истинное предназначение детей Божьих - служить окружающим и нести им благословения. Если мы будем только поглощать Божьи благословения сами, не делясь ими с ближними нашими, то мы уподобимся Мертвому морю, в которое вода втекает, но из которого ничто не вытекает; мы уподобимся стоячей воде, которая покрывается зеленью и не пригодна для утоления жажды.
12:4 "Аврам был семидесяти пяти лет". Очевидно, что Аврам был самым младшим в семье Фарры. Хотя в родословной Аврам упоминается первым среди детей своего отца, но как мы упоминали об этом ранее (Быт 11:26), Библия перечисляет детей не по старшинству, а по их значимости. Согласно библейской хронологии, Фарре было семьдесят лет, когда у него родился первенец; Фарра умер в Харране в возрасте двести пять лет. Даже если Аврам вышел из Харрана в тот же год, когда умер его отец, тогда выходит, что он был младше своего старшего брата на шестьдесят лет. Хотя Аврам мог выйти из Харрана спустя несколько лет после смерти отца, и тогда разрыв в возрасте между Аврамом и Араном, старшим сыном Фарры, соответственно увеличивается.
12:5 "И всех людей, которых они имели". Фарра был патриархом, главой поколения, князем среди народа. Соответственно, он был богат, имел много слуг и рабов. В то время семьи жили вместе, потому следует полагать, что вместе с Аврамом и Лотом, сыном Арана, который, кстати, мог быть примерно одного возраста с Аврамом, вышли еще и другие их родственники. Потому не удивительно, что Аврам мог собрать армию в триста восемнадцать воинов (Быт 14:14). Нахор, брат Аврама, не вышел из Харрана, оставаясь, по-видимому, правителем города, потому что мы находим впоследствии Харран носящим имя Нахора (Быт 24:10).
12:7 "Жертвенник Господу". На всяком месте, где останавливался Аврам в своем странствовании, он в первую очередь ставил жертвенник Богу. Впоследствии не только он сам или его потомки возвращались к старым жертвенникам, но и окружающие народы, видевшие благословения Аврама, видевшие его мудрость, приходили поклониться Богу Аврама на его жертвеннике. Оставляем ли мы после себя подобные жертвенники? Или же люди готовы скорее проклинать нас и нашего Бога, наблюдая нашу жизнь?
12:11 "Женщина, прекрасная видом". Сара была всего-лишь на десять лет младше своего мужа. Но Авраму было уже около восьмидесяти, если не больше. Но и при этих обстоятельствах Аврам переживал за свою жену и за себя. Если Господь был силен сохранить эту немолодую женщину привлекательной настолько, что даже фараон мог соблазниться ею, то насколько больше Господь мог сохранить Аврама среди несправедливого мира. Однако, выдерживая более трудные испытания, Аврам не придал значения малым обстоятельствам, потому и пал под искушением. Но именно малые обстоятельства определяют нашу верность: "Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мф 25:23).
12:13 "Ты мне сестра". Это "святая ложь" или полуправда? Он ведь не солгал египтянам, говоря, что Сара - его сестра. Она действительно его сестра (Быт 20:12). Он просто умолчал некоторые значимые факты. Но в Божьих очах это все-таки самая настоящая ложь, тем более, что она отягчена недоверием Богу.
12:16 "Авраму хорошо было ради нее". Как часто мы ищем удобства и блага себе в ущерб нашей душе. Аврам пошел на обман, остался без жены, и довольствовался только подачками от фараона. Но что с того, что у него было так много всего добра, когда он был в порабощении, в зависимости, причем добровольно! Не лучше ли было бы довольствоваться малым, но полагаясь на своего Бога держаться истины?
12:18 "Для чего ты не сказал мне?" Рано или позно, все тайное становится явным (Лк 8:17). Господь не допустил фараона ко греху, но каково было Авраму, человеку Божьему, когда фараон укорял его? Если вы не хотите прочувствовать то, что испытал на себе Аврам, доверяйте Богу во всех обстоятельствах, и не прибегайте к сатанинским методам, пытаясь оградить себя от возможного зла.
13:4 "До места жертвенника". Уходя с позором из Египта, Аврам поспешил в Вефиль, где он оставил свой последний жертвенник. Аврам поспешил назад к Богу, чтобы раскаяться перед Ним в своем отступничестве. Дорогой друг, если Господь останавливает тебя на пути греха, не беги от Бога, но вернись к Нему, вернись туда, где остался твой жертвенник Богу. Вернись к Нему, ибо Он любит миловать, и он простит всякую вину, беззаконие и грех (Чис 14:18; Мих 7:18; 1Ин 1:9).
13:7 "Был спор". Спорили пастухи Лота и Аврама, а жители той земли наблюдали за ними. Живя на грешной земле мы не можем избежать недоразумений, но решать мы их должны так, чтобы имя Бога нашего не хулилось среди народов по причине наших споров (Иез 20:14; Рим 2:23,24). Если случаются у нас споры, мы должны немедленно искать примирения (Мф 5:23,24; Еф 4:26,27).
13:11 "Избрал себе Лот". Мы не знаем, кто был старше летами, Аврам или Лот, но Аврам был выше положением. Лоту следовало бы довольствоваться тем, что ему определит Аврам, но он воспользовался случаем сделать свой выбор. Для него это был звездный час, когда он, наконец, достиг самостоятельности. Однако поспешный выбор не оставляет нам возможности правильно оценить обстановку. Богатство и удобство не всегда являются лучшими спутниками. Народная мудрость гласит: "Покупая дом, выбирай соседей". "Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором" (Прит 17:1). Последствия выбора Лота сказались на его детях. Лот пожелал приобрести многое, а в конечном итоге потерял все, выйдя из Содома с пустыми руками и развращенными дочерьми (Быт 19:30,32).
13:15 "Всю землю, которую ты видишь". Об Авраме сказано: "Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой" (Евр 11:9). Врядли Аврам стал бы отцом множества народов, если бы он не оставался верен Божьему обетованию и водительству. Какого терпения и доверия требовалось от патриарха во все дни его странствования! Некто сказал: "Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери". А Господь выражает это несколько другими словами: "Претерпевший же до конца спасется" (Мф 24:13).
14:8 "И вышли царь Содомский,.." Жившие в таком прекрасном месте, Содомляне оказались в порабощении. Когда лот поселился в окрестностях Содома, а затем оказался и в самом городе, мы можем предположить, что он также был замешан в возмущении против поработителей (Быт 14:4). Нам не дано об этом судить, но никто не запрещает предполагать, что именно появление Лота в этой местности способствовало восстанию, тем более, что среди восставших первым значится царь Содомский.
14:12 "Взяли Лота". Мы можем предположить, что Лот был одним из зачинщиков или вдохновителем восстания, почему он и был пленен.
14:13 "Известил Аврама Еврея". Вероятно Лот полагался на поддержку своего родственника еще раньше. Но теперь, когда Лот уже оказался в плену, связанный и порабощенный, он видел надежду только в своем благочестивом дяде, который был ему за отца. Как здесь не вспомнить блудного сына: "встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою" (Лк 15:18).
Но этот текст содержит в себе еще один интересный момент. Здесь впервые упоминается слово "еврей". Значение этого слова - "пришедший из-за реки" (Нав 24:2,14). Это было прозвище Аврама, но стало нарицательным именем для народа, происхождение которого было по обетованию.
14:14 "Рожденных в доме его". Хотя Аврам был бездетным, но это не означает, что он коротал свою старость вдвоем со своей супругой Сарой. Аврам был князем целого племени; вместе с ним кочевали многие его родственники, слуги и рабы.
14:18 "Мелхиседек, царь Салимский". Салим - это одно из древних названий Иерусалима, и означает "мир" (Иерусалим - "город мира"). Интересно, что в то время, как весь народ Ханаанский поклонялся идолам, Мелхиседек был не только верным Богу, но являлся также и священником истинного Бога. Это весьма загадочная фигура в истории Библии: "Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих" (Евр 7:1-4).
14:20 "Дал ему десятую часть". Десятина существовала среди многих народов от древности. Она являлась знаком верности тому, кому приносилась. Она была своего рода податью или налогом, которым цари облагали своих подданных. Принося десятину Господу в лице священника Мелхиседека, Аврам признал Бога своим Господином. Десятина проходит через все Священное Писание как установление Божье, как знак верности народа своему Богу. Десятина также служит цели поддержания служителей Божьих, несущих весть спасения и служащих другим духовным нуждам людей (Лев 27:30; Мал 3:8-10; Лк 11:42; 1Кор 9:13,14; Евр 7:5).
14:23 "Не возьму из всего твоего". Аврам имел право на военную добычу, и царь Содомский был готов к тому, что только люди возвратятся в свои дома, а имущество перейдет Авраму. Но Аврам проявил не только великодушие, но и истинный характер раба Божьего. Он клятвенно отказался от своей доли. Мы не знаем, из чего Аврам отдал десятину Мелхиседеку, было ли это из военной добычи, или же из своих запасов, которые обычно всегда были у путешествующих и при армиях. Но скорее всего это было из той части военной добычи, которую Кедорлаомер захватил в других землях, с победы над которыми он возвращался, когда царь Содомский с союзниками напал на него. Мы только знаем, что Аврам ничего не взял из того, что принадлежало жителям пяти городов.
14:24 "Кроме того, что съели отроки". Очевидно Аврам не расчитывал на длительную битву. Он доверял Богу. Аврам не был воинственным человеком, мы не находим другого упоминания о каких-либо битвах, в которых он участвовал. Но здесь мы видим, что человек, находящийся под водительством Божьим может победить профессиональную армию. "Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (1Кор 1:27). "Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим 8:31). Аврам вышел в погоню за неприятелем налегке, потому воины вынуждены были питаться из добычи. Конечно же, съеденное вернуть было не возможно. Также Аврам не мог лишить своих союзников их доли, потому он сказал: "кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мной". Конечно же, здесь подразумеваются Анер, Эшкол и Мамрий, а не триста восемнадцать рабов Аврама.
3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
3.32. Сергей Корякин (SKoryakin@???.ru) пишет: "Благодарю за Ваши интересные изучения Писания. В связи с Вашим ответом на вопрос о поминовении усопших, данным Вами в выпуске ?15, хотел бы услышать Ваше толкование на следующие стих: "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп 1:23). Зачем нужна была проповедь Христа духам, находящимся в темнице? (1 Пет. 3:19). Также хотелось бы знать ваше мнение на счет существования и взаимодействие Церкви Земной и Церкви Небесной. Я знаю, что Вы представили точку зрения Адвентистов Седьмого дня, отвечая на вышеупомянутый вопрос. Можно ли допустить такое, немного дилетантское, толкование: так как у Бога, на небесах вечность, то говорить о какой-либо протяженности во времени и ожидании воскресения в последний день не приходится. Поэтому можно признать верными два толкования, первое, данное Вами, о том, что люди после смерти не вступают в непосредственное общение с Богом и другим толкованием, утверждающим, что сразу же после смерти человек попадает на небеса?
PS: ...Не лучше было бы в ответах на вопросы, имеющие разное толкование и понимание у представителей различных конфесий, представлять несколько допустимых точек зрения не делая при этом акцент на правильности одной или другой? Так получается, что Ваши православные (и не только) подписчики слышат от Вас несколько иное, нежели они слышат от учителей своей церкви."
Дорогой Брат Сергей, я решил ответить на Ваш постскриптум через рассылку, полагая, что не только Вас волнует этот вопрос, а также потому, что мой ответ, по справедливости, должен быть известен всем подписчикам. Да действительно, почти по каждому пункту вероучения у различных конфессий имеются разногласия, пусть даже ничтожные. Почти каждый текст Священного Писания можно истолковать по разному. Есть также люди, ищущие сенсационного толкования, пытающиеся открыть нечто новое и неизведанное в этой старой Книге, и потому иногда появляются совершенно абсурдные толкования. С другой стороны, некоторые священнослужители не желают мыслить самостоятельно, и просто повторяют то, чему их когда-то научили. При этом теряется не только живость ответа, но и его точность, потому что каждая конфессия постоянно оттачивает свое понимание Священного Писания. Я несу свое служение Господу в Духовной Академии, и вижу отрицательное влияние на умы студентов, когда им представляются "на выбор" несколько точек зрения. Это приводит к тому, что студенты начинают относиться к Священному Писанию, как к книге, которую можно толковать по-своему, что весьма поощряется в современном богословии. Из священного стандарта и третейского судьи Библия превратилась в "подопытного кролика", на котором оттачивается искусство софистики и логики. При этом изучаются различные человеческие мнения, вместо того, чтобы акцентировать внимание на воле Божьей. Такой подход порождает скептиков. Такой подход приводит к тому, что люди ищут уже не истину, а удобную интерпретацию истины, или, как это назвал апостол Павел, "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим 4:3). Я не хочу быть популярным преподавателем Библии. Я хочу быть честным перед Богом в преподавании истины, а не человеческих мнений. Я знаю, что после того или иного моего ответа отдельные разочарованные подписчики отказываются от подписки. Я прошу прощения, если мои слова оказались черезчур резкими или не совсем отредактированными (на что практически нет времени, даже на проверку орфографии, к сожалению). Но я всегда стараюсь говорить: "так написано!" Этими словами Спаситель победил искусителя в пустыне (Лк 4:4,8,10). Этими словами я хотел бы отвечать на все вопросы.
В части толкования Библии я, конечно же, упоминаю некоторые наиболее популярные или некоторые, на мой взгляд, ошибочные мнения о том или ином тексте Библии. Это для популярного комментария, который я представляю подписчикам. Но в моих ответах на вопросы я не могу быть сомневающимся. Считаю, что не этого ищут те, кто задают вопросы. Написано: "если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению" (1Кор 14:8). Что же касается различия в ответах моих и в ответах, получаемых от священнослужителей своих церквей, то это хорошая компенсация тому, что я не говорю о различных мнениях. Если наши мнения совпадут, то вера вопрошающего только укрепится (иначе я был бы тем, кто зародил бы сомнение в человеке, подавая ему двойственный ответ). Если же наши ответы окажутся противоположными, то человек волен решать сам, кого слушать. Я рекомендую всем познакомиться с разными точками зрения, а затем сравнить их с учением Библии. Именно поэтому в своих ответах я стараюсь максимально основываться на Священном Писании, и почти не комментирую вопросы, не имеющие библейского основания, но относящиеся к внутрицерковной практике той или иной конфессии. Каждая церковь вправе иметь свои внутренние установления, если они не выходят за рамки Библейского учения.
А теперь я перейду к основному Вашему вопросу - к Библейским текстам, которые кажутся не совсем согласными с представленным в моих ответах учением о состоянии умерших. Начну с последнего.
1. Можно ли представить двойственное толкование состояния умерших ввиду того, что система времени в вечности, можно сказать, отсутствует? Мы, люди, все познаем в сравнении, и потому нам сложно представить, как это "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет 3:8) и "тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел" (Пс 89:5). Нам сложно понять, как это Бог может знать "от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось" (Ис 46:10), и как Он может возвещать новое "прежде нежели оно произойдет" (Ис 42:9). Мы должны принимать это на веру. Однажды одна благочестивая Сестра сказала мне: "А какая разница в том, как веришь ты и как верю я? Представим, что ты не прав, и после своей смерти сразу направляешься в рай. Неужели ты набросишься на Господа с укором, почему Он не оставил тебя лежать в могиле до второго пришествия? А предположим я не права, и попаду на небо только спустя определенное время после смерти, при втором пришествии Христа. Неужели я буду обижена на Господа, что Он не взял меня к Себе сразу же?" Подобное мнение подкупает: стоит ли вообще людей смущать этим вопросом? Какая разница в том, когда человек попадает на небо? Мой ответ: Стоит, и даже очень это важно. Почему? во-первых, в Библии нет неважных слов. Господь, который требует от Своих детей, "да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф 5:37).
Если Господь говорит о состоянии умерших, значит это важно. Наше понимание этого вопроса связано с другими, по крайней мере, двумя очень важными учениями. Во-первых, это говорит нам нечто о Самом Боге и Его характере, а также о пути ко спасению. Справедлив ли Бог, если Он сначала отправляет человека в рай или ад, а затем обещает прийти и совершить суд? А что Он будет судить, если приговор уже приведен в исполнение без суда? А если суда еще не было, то есть вечная участь человека еще не решена, то может быть есть возможность повлиять на участь человека после его смерти, либо сам человек "отработает" за свои грехи в чистилище, либо его близкие, оставшиеся в живых, "выкупят" его душу из ада? Нет, наш Господь не таков, тем более, что огромное множество текстов о состоянии умерших и о событиях после смерти, которые я цитировал и упоминал в моих ответах и публикациях, практически не оставляют места для такого понимания. Отложите свое понимание состояния умерших и других связанных с этим вопросов, забудьте все учения конфессий и христианские традиции, закройте все то, что я написал - выпишите из Библии ВСЕ тексты, которые Вы только можете найти в ней, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, и посмотрите, какая картина получается? Я сам проделал это для себя, и предложил всем набор текстов, которые представляют Библейское учение. Во-вторых, Наше правильное понимание состояния умерших оградит нас от опасности спиритизма и реинкарнации. Я с ужасом узнал, что фильм "Привидение" ("Ghost") был признан в США лучшим евангельским фильмом. А говорит этот фильм, если кто его не знает, о том, как душа праведника, боролась с преступниками и нашла возможность сделать это только при посредстве медиума-спиритиста, воплощаясь в другого живого человека. Этот медиум также погибает, и спустя сорок дней обе души - праведника и медиума - восхищаются на небо, чем и заканчивается фильм. И многие протестантские церкви посчитали его лучшим фильмом года! Вам от этого не страшно? А Вы не помните, что говорит Библия о вызывателях умерших и общающихся с душами? Спиритизм сегодня во всех формах буквально вламывается в нашу жизнь. И только правильное понимание состояния умерших может стать надежной преградой от того, что это сатанистское учение погубит нас и наших детей. Ввиду этого, я не собираюсь предлагать какой-либо двойственный вариант.
2. ...хотелось бы знать ваше мнение на счет существования и взаимодействие Церкви Земной и Церкви Небесной. Библия говорит довольно много о церкви Божьей на земле, а вот на небе... нет, пожалуй я не встречал в Библии чего-либо подобного. На небе есть скиния (или храм), по образу которой Моисей строил свою скинию (Исх 26:30; Евр 8:2,5; Откр 15:5). В небесном храме служит Иисус Христос, как наш ходатай (Евр 9:25). Да, на небе есть люди - по крайней мере там находятся три человека - Енох, Моисей и Илия (Быт 5:24; 4Цар 2:11; Мф 17:3; Иуд 1:9; Евр 1:5). Есть ли еще люди на небе? Некоторые предполагают, что воскресшие вместе со Христом были также взяты на небо (Мф 27:52,53). Кого там нет? Там точно нет царя Давида (Деян 2:29,34). Там нет и Авраама, потому что он, ожидая города Божьего, так и не получил его, потому что он войдет в него только вместе с нами, равно как и с другими героями веры (Евр 11:10,39,40). Кто еще может составлять церковь на небе? Души умерших праведников? О них говорится в Откр 6:9, но из этого текста видно, что они покоились и им надлежит еще успокоиться на некоторое время; к тому же они находились под жертвенником, но есть ли жертвенник на небе? Кто же еще может составлять церковь на небе? Ангелы? Вероятно, хотя в Библии они более названы воинством Господним и служебными духами. В любом случае наше взаимодействие с ангелами одностороннее - они нам служат, а мы с ними общаться не можем, разве что когда они являются нам открыто. Если под небесной церковью подразумевать других разумных существ во вселенной, о которых написано в Библии, то мы не имеем какого бы то ни было взаимодействия с ними. И наконец, Христос есть глава церкви, а церковь - тело Христово (1Кор 12:27; Еф 1:22,23; Кол 1:18,24). Да, Христос является небесной частью Церкви, ее Главой, а мы все - земной частью Церкви - ее членами. И взаимодействие между Христом и Его Церковью происходит через Святого Духа (Мф 28:20; Ин 14:16-18). Я не нашел в Священном Писании ничего более о возможном существовании Церкви Небесной.
3. Зачем нужна была проповедь Христа духам, находящимся в темнице? (1 Пет. 3:19). Давайте вначале определимся с тем, что это за духи в темнице. Во-первых, что меня всегда поражало в расхожей теории о вечной душе человека, так это то, что говоря о тройственности человека - дух, душа и тело, приверженцы этого учения почему-то постоянно путают душу и дух. Что такое дух и что такое душа? Какая часть вечная, какая часть получает воздаяние в раю или в аду? В Библии под духами чаще всего подразумеваются падшие ангелы или бесы. Давайте проанализируем эти стихи и увидим закономерность.
- ... которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1Пет 3:19,20).
- Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам... (2Пет 2:4-6).
- и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример... (Иуд 1:6,7).
- которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его (Еф 1:20-22).
- ... отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол 2:15).
- А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14,15).
- А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть (1Кор 15:24-26).
- Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя - в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения - правду Твою? (Пс 87:11-13).
Итак, я процитировал восемь текстов. Первый говорит о некоторых духах в темнице, и связывает их с потопом. Второй говорит о падших ангелах в узах и также упоминает о них вместе с упоминанием о потопе, а также о Содоме. Третий текст также говорит о падших ангелах в узах, но упоминает при этом только Содом. Четвертый текст говорит о возвышении Христа над начальствами и властями земными. Пятый текст также показывает победу Спасителя над начальствами и властями, которую Он одержал над ними Собою. Шестой текст говорит о победе Христа над сатаной, который имеет державу смерти. Седьмой текст увязывает начальства и власти с врагом и смертью, над всеми которыми возвышен Христос. И последний, восьмой текст показывает, что духами в темнице НЕ могли быть умершие люди. Итак, вывод и ответ на Ваш вопрос: Упоминаемый вами текст символически говорит о том, как Христос своей смертью заявил всем падшим ангелам о Своей победе над сатаной и смертью, над всеми властями и силами, под которыми подразумеваются сатана и его ангелы, и тем самым обрек их вечному осуждению, заковав их в узы мрака до последнего суда. Этот текст ничего не говорит о состоянии умерших людей. Если мы сопоставим все тексты Священного Писания, говорящие о состоянии умерших, о смерти, о могиле, об аде, о сатане и его ангелах, и т.п., то можно увидеть, что в такой трактовке этот текст прекрасно дополняет общую картину и увязывается с тем учением о состоянии умерших, которое я представляю в нашей рассылке. Всякая другая интерпретация этого текста только добавит множество новых вопросов, на которые трудно будет дать вразумительный ответ из Библии.
4. "Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше" (Флп 1:23). Апостол Павел неоднократно был на волоске от смерти, но не боялся ее. Более того, в смерти он видел большее блаженство, так как она приближала его к Иисусу. Но и жизнь ему была важна, так как, несмотря на многие трудности, он с радостью совершал дело Божье по спасению людей. То, что апостол говорит о разрешении или выходе из тела, еще не значит что какая-то его часть останется существовать вне тела (Быт 2:7; Пс 145:4; Еккл 12:7). Он просто говорит о смерти, не уточняя, что при этом происходит. То, что смерть приближает его к Господу, также не означает приближение по времени. Умирая, человек находится в бессознательном состоянии, и сравнение смерти со сном у Иисуса Христа (Мк 5:39; Ин 11:11) подтверждает это. Любое время, прошедшее с момента смерти до момента воскресения покажется одним мгновением подобно тому, как крепкий сон без сновидений кажется мгновенным, хотя мог длиться часами. То есть, в этих словах апостол действительно выражает желание окончить земную жизнь и жить с Богом, а когда и как - здесь не говорится, только каждый из нас видит это в своем представлении.
3.33. Michail Gaponenko (mvg@???.ru) пишет: "В Вашем ответе на вопрос читательницы рассылки о крещении ее ребенка (15-й выпуск) была такая фраза: "...Вашему ребенку все же предстоит сделать свой личный выбор, когда он достигнет определенного возраста. Тогда также не будет иметь большого значения, крещен он в детстве или нет. По крайней мере, для Господа это точно не будет иметь значения." Скажите пожалуйста, означает ли эта фраза то, что примкнув в зрелом возрасте к какой-либо иной конфессии он (ребенок) будет вынужден креститься повторно и этот факт будет нормальным явлением. Ведь в Символе Веры, который был составлен по-моему в IV веке и которого придерживаются не только Православная Церковь, сказано: "Исповедую единокрещение во оставление грехов", что означает (опять же по моему мнению), что факт крещения достаточно важен и осуществляется единожды."
Господь на суде не будет спрашивать меня, поступал ли я в соответствии с символом веры, составленным людьми. Господь будет спрашивать меня, поступал ли я в соответствии со Словом Божьим, которым является Библия. А в ней мы находим пример повторного крещения по причине того, что люди узнали новую истину о Боге: "...Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса..." (Деян 19:1-7).
Продолжение следует...
Задайте свой вопрос - message4you@mail.ru
Если Вам понравилась эта рассылка, порекомендуйте ее своим друзьям.
Подписаться -
http://biblestudy.narod.ru
Да благословит Вас Господь в изучении Священного Писания!
С наилучшими пожеланиями, Преподаватель Библии Василий
Реклама, представленная в данной рассылке не всегда соответствует принципам, взглядам и ценностям автора и Преподавателя Библии.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||