← Май 2005 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
||
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
20
|
22
|
||
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
29
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 99
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 99
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
30 мая 2005 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ / КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Кафедра философии религии и религиоведения
Центр изучения православия и древнерусской культуры
Сектор Междисциплинарных исследований Института философии РАН
1 – 2 декабря 2005 года
КОНФЕРЕНЦИЯ "ЧЕЛОВЕК ВЕРУЮЩИЙ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ"
Первое информационное письмо
Проблемное поле конференции включает различные проблемы: исследование феномена человека верующего в культуре Древней Руси от начала христианизации и до реформ патриарха Никона, четырехсотлетие со дня рождения которого отмечается в 2005 г. При этом предполагается рассмотреть различные факторы, определившие строй русского богословия (апокрифические произведения, западные и античные источники), влиявшие на изменение религиозной ситуации в России (еретические течения, церковные реформы) и определившие своеобразие народной религиозности (дохристианские верования). Особое внимание предполагается уделить рассмотрению таких феноменов русской духовности, как образы Святой Руси и Нового Иерусалима. Проект также предполагает обсуждение значения современных технологий в деле изучения и сохранения отечественной духовной культуры.
Предполагается работа секций и круглых столов:
Древняя Русь на перекрестке культурных традиции
Народная религиозность в культуре допетровской Руси
Образ «Святой Руси»: от Средневековья к Новейшему времени
«Иные веры» глазами русских и «русская вера» глазами иностранцев
Круглый стол: «Патриарх Никон и его время»
Круглый стол: «История православия в высшей школе»
Список тем открыт для обсуждения.
Для участия в конференции необходимо подать заявку, включающую данные о себе (ученая степень, звание, место работы, должность, контактный телефон, факс, e-mail) и тему доклада до 15 июля 2005 года. До 15 сентября 2005 года необходимо выслать текст доклада.
Заявки и тезисы просьба предоставлять по электронной почте. Оргкомитет оставляет за собою право на отбор заявок и осуществление редакционной правки текстов.
e-mail: drevn2005@yandex.ru, drevnerus@yandex.ru Т.В. Чумакова
Вся информация о конференции будет представлена на сайте конференции: www.drevn2005.narod.ru
Материалы конференции будут опубликованы к декабрю 2005 г. Оргкомитет оставляет за собой право отбора текстов. Тексты, не вошедшие в сборник, будут размещены на сайте.
Место проведения конференции 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, СПбГУ, философский факультет, кафедра философии религии и религиоведения
Оплата проезда и проживания участников конференции за счет направляющей стороны.
ОРГКОМИТЕТ
=========================
журнал Неприкосновенный запас
4-5 июня в Санкт-Петербурге состоится конференция "Уроки истории и права человека"
4-5 июня 2005 года в Санкт-Петербурге в конференц-зале "Немецко-русского обмена" состоится конференция "Уроки истории и права человека: преподавание истории и прав человека в школах России, Белоруссии и Германии". Конференция является заключительным этапом образовательного проекта "Уроки истории и права человека", проводившегося в 2004 - 2005 учебном году "Немецко-русским обменом", "Молодежным центром прав человека" и "Фондом "Открытое общество" с учителями
общеобразовательных школ Минска, Москвы, Санкт-Петербурга и Берлина.
В рамках конференции 4 июня в 14.00 шеф-редактор журнала "Неприкосновенный запас" Михаил Габович выступит с докладом на тему: ""Память о войне в России и Германии: государственная политика и семейная память. По мотивам специального выпуска журнала "НЗ"". Кроме того, 5 июня в 12.30 состоится презентация и обсуждение спецномера НЗ.
С программой конференции можно ознакомиться в разделе "Пресс-релизы ".
28-05-2005
7 июня в 17.00 - презентация спецномера НЗ в Санкт-Петербурге
7 июня 2005 года в 17.00 в Санкт-Петербурге состоится презентация специального номера журнала "НЗ" - "Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа". Презентация состоится в Белом зале Европейского университета (ул. Гагаринская д. 3, вход по парадной лестнице). В презентации примут участие:Михаил Габович, шеф-редактор журнала "Неприкосновенный запас"и авторы номера:Наталья Данилова, историк, Европейский университет / Высшая школа экономики (филиал в СПб) Жанна Кормина, историк, антрополог, зав. кафедрой гуманитарных наук санкт-петербургского филиала ВШЭ Сергей Штырков, антрополог, фольклорист, преподаватель факультета этнологии Европейского университета. Приглашаются все желающие!
С материалами спецномера можно познакомиться на сайте: www.nz-online.ru
===============================
http://www.religare.ru/monitoring17990.htm
"Страсти по Никону"
В преддверии 400-летнего юбилея Святейшего патриарха Московского и всея Руси Никона в Москве, в Союзе писателей России, прошел "круглый стол", открытый Председателем Союза писателей В.Н.Ганичевым и собравший историков, литераторов и представителей духовенства. Предлагаем вниманию читателей стенограммы некоторых выступлений, прозвучавших на этом незаурядном форуме.
Знакомство с этими воззрениями еще раз убеждает нас в том, что личность патриарха остается в поле пристального внимания образованного русского общества, что споры о значении его деятельности далеко не закончены и что Никон по-прежнему остается одной и самых значимых и загадочных фигур отечественной истории.
Священник Дмитрий ШМЕЛЕВ, настоятель Вознесенского храма-часовни в городе Истра
На мой взгляд, в общественном сознании фигура Патриарха Никона до сих пор является своего рода огромным "белым пятном". Это особенно прискорбно, ибо речь идет о важнейшим, переломном этапе русской истории. Сегодня наша страна переживает как бы "семнадцатый век наизнанку". В этом смысле 1654 год, Переяславскую раду, мы миновали и движемся уже к началу XVII века, собственно, к Смутному времени. Сейчас, увы, произошло "рассоединение" Украины с Россией. А когда-то святейший Никон был инициатором освобождения этой части русского государства от иноверческого пленения, поддержал духовный ренессанс, возникший на Украине в XVII веке.
Сейчас образ патриарха Никона окутан мифами и предельно упрощен.
Кто ныне усомнится, что книжная справа, например, – это деяние патриарха Никона? Однако первые справщики книг приехали на Русь еще в 1648 году, то есть когда Никон не был ни патриархом, ни митрополитом. Парадокс, но править книги начали в эпоху, когда представители "кружка ревнителей благочестия", будущие лидеры старообрядчества играли при царе Алексее Михайловиче решающую роль.
Как известно, в 1666 году патриарх Никон и старообрядцы осуждаются одним собором. Так что знаменитые гонения на часть церкви, примкнувшую к старообрядцам, это дело рук вовсе не патриарха Никона, но государства...
Как реакцию на эти гонения можно воспринимать казачье восстание Степана Разина (донские казаки – это старообрядцы по преимуществу). И вот что интересно: ряд атаманов-старообрядцев прибыли в ссылку именно к патриарху Никону и просили его благословения на восстание. Благословения он не дал, но, согласитесь, сам этот факт вопиет против упрощенного понимания событий тех лет. Для нынешнего старообрядчества патриарх Никон – однозначно негативная фигура. В их глазах несомненна его вина в расколе. Но исторические факты свидетельствуют об ином. Процессы, которые происходили тогда, более сложны и неоднозначны, нежели те, что выявлены нынешними хулителями Никона. В яростных облечениях святителя Никона уходит в тень главный вопрос, а именно, спор патриарха с царем. Спор о том, кому должно принадлежать духовное водительство в стране. И здесь патриарх Никон прямо государю указывал на своего предтечу Иоанна Златоуста, указывал на Василия Великого и замученного Грозным царем святителя Филиппа... То есть на тех, кто нашел в себе мужество возвысить свой голос в защиту Церкви перед лицом государственной власти.
В противостоянии духовной и светской властей победу одержала власть светская. Причем методы со стороны государства применялись весьма изощренные: то старообрядцев государство загоняло в остроги, то разрешало им проповедовать в Москве против Патриарха.
Мы привыкли с гневом вспоминать Петра Первого, упразднившего патриаршество, основавшего механизм светского управления церковью. Но на самом деле, эти тенденции возникли гораздо раньше Петра. Монастырский приказ, в котором заседали люди светские и ведали делами церковными, занимались назначениями настоятелей монастырей, возник задолго до петровских реформ. Давление государственной мощи над духовным, примат имперского Рима над духовным Иерусалимом ярко проявился именно в XVII веке. И патриарх Никон планомерно отстаивал линию духовной власти, пытался вычленить то пространство, куда государство не может вторгаться ни в коем случае. Потому что когда государство начинает брать на себя вопросы духовные, проблемы решаются не посредством проповеди, но при помощи гонений, острогов, ссылок и применения войска. Об этих противоречиях, предопределивших последующие потрясения, говорит нам эпоха патриарха Никона. Мы должны еще более внимательно вглядеться в эту фигуру, преодолеть всяческие стереотипы и упрощенный взгляд на историю. Это поможет нам уврачевать и последствия раскола. Русская Палестина, которая существует и сейчас, – удивительное детище патриарха Никона. Она являет собой своего рода топографическую икону, когда на Подмосковную землю были "перенесены" основные святыни Святой земли. Окрестностям Новоиерусалимского монастыря были даны наименования святых мест Палестины: Вифлеем, Назарет, Елеон, Фавор, Ермон, Вифания, Капернаум, Рама, река Иордан, Гефсиманский сад, Кедронский поток.
И сейчас, в год 400-летия патриарха Никона, в нашем городе Истра возрождается образ Русской Палестины. Были заложены новые храмы: Жен-мироносиц (у места, где по замыслу патриарха Никона должна быть Вифания) и Вознесенская часовня на горе Елеоне (близко к месту, где некогда стоял Вознесенский храм, построенный при патриархе Никоне). Сейчас мы воссоздаем поклонный крест патриарха Никона. Этот крест восьмиконечный. Это один из мифов, что он боролся с восьмиконечными крестами. Воспроизводим его, воссоздаем удивительные шрифты XVII века.
Закладку совершал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Он произнес тогда удивительные слова, назвал жителей истринской земли жителями благословенной Русской Палестины.
Центром этой земли, этой иконы является Новоиерусалимский монастырь. Совершенно уникальное, мистическое творение патриарха Никона, Новый Иерусалим с момента своего создания начинает жить жизнью своего первообраза.
Когда патриарх Никон создавал пространственную модель Святой Земли вверх по течению Истры-Иордана, где должно располагаться Галилейское море, никакого крупного водоема не существовало. Однако в XX веке появилось Истринское водохранилище. Так, неведомым образом, руками богоборцев воссоздается в Подмосковье подобие Святой Земли. Значит, замысел патриарха Никона принят Богом. Это несомненно.
В этом году мы вспоминали победу в Великой Отечественной войне, а ведь именно город Истра стал первым городом, освобожденным в годы войны. Под стенами Нового Иерусалима вермахт потерпел свое первое поражение. Это знамение очень значительно, и оно еще до конца не осмыслено. Река Истра – Иордан стала оборонительным рубежом: на западном берегу стоял наступающий враг, а на восточном оборонялись войска нашей армии.
До революции Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был третьим по значению паломническим центром – после Киева и Троице-Сергиевой Лавры. Мы верим, что в год 400-летия святейшего патриарха Никона приблизится возрождение Русской Палестины. И эта святыня, забытая святыня, обретет свое законное, исконное место. Как то задумывал промыслительно святейший патриарх Никон. Когда-нибудь, что сбудутся пророческие слова патриарха Никона о том, что в последние времена верные не смогут поклоняться святым местам в Палестине, но на нашей земле они смогут поклониться образу места распятия и воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
далее http://www.religare.ru/monitoring17990.htm
============================
VI Покровские педагогические чтения. Санкт-Петербург
10-14 октября 2005 г. в Санкт-Петербурге состоятся VI Покровские педагогические чтения по теме: "Духовно-нравственное воспитание и образование: наука, практика и перспективы развития", сообщает пресс-служба межвузовской ассоциации "Покров".
Целью научно-практической конференции является обсуждение широкого круга вопросов, связанных с проблемой духовно-нравственного возрождения российского общества. Для участия приглашаются преподаватели вузов, научные работники, священнослужители, деятели образования и культуры, аспиранты, студенты. Примерные вопросы для обсуждения:
- совместные государственные, общественные и церковные программы в сфере духовно-нравственного воспитания и образования;
- методологические и методические проблемы эмпирического изучения феноменов духовно-нравственной сферы личности; использование агиографической литературы для воссоздания идеала целостного человека в психолого-педагогических образовательных и воспитательных программах;
- взаимодействие семьи, Церкви и школы в воспитании молодого поколения; проблемы семьи: традиции и современность;
- культура и Церковь, диалог светского и религиозного мировоззрений; традиционная и светская культура: ценности и идеалы; проблема восстановления традиционного идеала человека в современном секулярном обществе;
- актуальные проблемы социально-педагогической поддержки; проведение волонтерских программ для студентов и молодежи;
- неэтичная рекламы на телевидение, в прессе и на улицах Санкт-Петербурга и России; духовно-нравственное воспитание в условиях деструктивного влияния агрессивной информационной среды;
- православные духовные ценности в современном вузе, межконфессиональные отношения и проблемы национальной и религиозной терпимости в условиях вуза;
- междисциплинарный подход к человеку: возможности интеграции знаний в рамках богословских и светских научных дисциплин; возможности практической реализации православно-ориентированных курсов в светских учебных заведениях;
- золотое шитье и традиционные ремесла в педагогическом процессе в вузе;
- межвузовский творческий конкурс – как поддержка духовно-просветительских образовательных программ в вузах (комиссия "Видеофильмы"; комиссия "Рождественский подарок";
- деятельность молодежных общественных движений в вузах при поддержке межвузовской ассоциации "Покров" и кавалеров Почетного знака Святой Татианы;
- духовно-нравственное становление личности и патриотическое воспитание молодежи;
- экскурсионные и паломнические поездки для студентов и молодежи, образовательный туризм в Санкт-Петербурге;
- информационное обеспечение межвузовских духовно-просветительских программ и сотрудничеству со СМИ.
Для участия в конференции необходимо прислать:
- материалы для публикации в электронном виде по e-mail или на дискете вместе с распечаткой на бумажном носителе;
- заявку на участие в конференции (ф.и.о. полностью, место работы, должность, ученая степень, ученое звание, название доклада, домашний и служебный адрес, телефон, необходимость обеспечения проживания в период конференции).
Участники конференции несут все расходы, связанные с проездом, питанием и проживанием самостоятельно. Опубликование материалов докладов предполагается к началу открытия конференции.Требования к оформлению материалов для опубликования Объем тезисов – до трех страниц формата А 4 (книжная ориентация) Текст оформляется в редакторе WORD для Windows. Все поля - 2,5 см. Шрифт Times New Roman, размером 14, межстрочный интервал полуторный. Тезисы принимаются по e-mail pokrov_chtenia@mail.ru или на электронном носителе (с приложением распечатки) по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб.р. Мойки, 48, корп.11, деканат дневного отделения, Гаас Нине Васильевне. Справки по тел. (факс): (812) 312-22-28 Прием тезисов для публикации до 30 июня 2005 года Оргкомитет конференции "Покровские чтения – 2006"
******************************
ВЫСТАВКИ
Андрей Смирнов , Завтра "Сила старой веры"
В Государственном Историческом музее до 13 июня проходит выставка "Тайна старой веры". Мероприятия нынешнего года связаны с отмечаемым столетним юбилеем эпохального события в истории Российской Империи – объявлением Высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости" 17/30 апреля 1905 г. В тот день старообрядцам были дарованы равные с другим населением Империи религиозные и гражданские права. Накануне были распечатаны алтари старообрядческих храмов Рогожского кладбища.
"Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением моего доверия и сердечного благоволения к старообрядцам, искони известным своею непоколебимою преданностью Престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полною искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям Русской Православной Церкви воссоединить их с нею и прекратить Соборным решением тяжелую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь".
В экспозицию выставки вошло около 150 предметов ХV-начала XX вв.: документы, иконы, рукописные книги, предметы мелкой пластики, портреты видных деятелей старообрядчества. Лично на меня большое впечатление произвела концептуально-суровая работа конца девятнадцатого века – графическое сравнение старообрядческой и новообрядческой служб.
К открытию выставки был представлен роскошный альбом "Древности и духовные святыни старообрядчества".
Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) заметил:
"Назову выставку событием историческим, не потому, что оно происходит в стенах центрального исторического музея, а потому, что оно обращено к духовной истории Православной Руси и с научной беспристрастностью рассказывает о трагических веках стояния за веру. Очень надеюсь, что оно войдет в историю, как значительная веха на пути поисков взаимопонимания между старой верой и новой Россией. "Тайна старой веры" – это название предложено организаторами выставки, и достаточно точно отражает ее смысл. Есть различные виды таинственного. Один вид – это таинственность чуждого, далекого от нас и для нас непонятного. Например, культуры Китая или Японии. Они нам кажутся таинственными из-за своей абсолютной инаковости. Но есть другой род таинственного, к которому относится все дорогое и близкое нам, от нас неотъемлемое, что, по сути, составляет существенную часть нас самих. Присутствия этой тайны мы порой даже не замечаем. Это тайна родины, тайна чистой воды, голубого неба над головой, тайна бытия Божиего мира, в котором мы обитаем. Глубина этих тайн неизмерима, она остается во всю жизнь "неисчерпаема и не исследима" нами. Именно эту тайну, тайну познания самого себя, предлагают нашему народу авторы этой уникальной экспозиции.
Старообрядчество, как слой общества, имеющий расхождение с официальной идеологией, насильственно вытеснялся из родного культурного и религиозного ландшафта на периферию, где обитали загадочные для русского человека уже упомянутые японская или китайская культура.
Только 100 лет назад благодаря дарованию свободы вероисповедания, проведению культурных, образовательных, благотворительных программ русский народ начал узнавать в старообрядчестве свое, истинно родное, некогда утраченное. Так сын после длительной разлуки с трудом узнает свою мать-старушку. Это узнавание происходит и сегодня, и, не в последнюю очередь благодаря таким замечательным выставкам, как нынешняя.
Выставка, проводимая в стенах такого авторитетного музея, сможет рассказать широкому кругу людей о старообрядчестве, показать его сопричастность высокому духу наших предков, его христианскую жертвенность, живую народную силу, так и бьющую русскими обжигающими родниками. Сокровенные родники эти живы и по сей день. Со стороны они почти не слышны, отыскать их не просто, услышать их голос может лишь чуткое ухо".
Старообрядчество внесло значительный вклад в сохранение памятников церковной старины, дало удивительное книжное наследие. Хотя, возможно, самые драгоценное еще хранится в непрочитанных тетрадках, в заброшенных скитах.
Влияние староверов на развитие русской промышленности еще ждет своего внимательного и аккуратного исследователя, своего Макса Вебера.
Катастрофа семнадцатого века так и не преодолена русским обществом. Церковный раскол стал общенациональным расколом. Все последующие события – революции, войны, перевороты – следствие раскола. Произошел отход от органических основ русской жизни. Государство стало выстраивать церковь как надежный механизм, а не как живое сообщество думающих людей. Накопленные в течение долгих веков духовные знания были отброшены. Но несмотря на жестокие гонения – в 1859 году число старообрядцев (по официальным данным) достигало 9 млн. человек, что составляло 10 процентов населения страны или 1/6 православного населения. По отчету обер-прокурора Синода за 1894-95 гг. общее число староверов достигало 13 млн. К тому же надо учитывать тот факт, что многие староверы по разным причинам могли быть записаны православными.
Феномен староверия не случайно вызывает сильное раздражение у некоторых наших фундаменталистов. Ибо в этом случае благостно-елейная версия дореволюционной государства, разрушенного темными силами в 1917 году, не проходит. Как объяснить то, что до трети народа оказалось в оппозиции к власти. Или точнее, как власть оказалась в оппозиции к народу.
Старообрядчество являет собой не историю, прошлое, но живой духовный феномен, оказывающий огромное влияние на все возможные стороны нашей жизни.
"Разберитесь в тайниках души "православного", очистите ее от всего наносного, случайного и временного – перед вами окажется старообрядец чистейшей воды", – писал в начале двадцатого века В. Сенатов.
Старовер – это особый тип человека. Отборный – в терминологии европейских традиционалистов. Знакомые староверы – тонкие знатоки культуры, творцы оригинальных концепций, бескомпромиссные волевые люди. Сегодня среди приходящих к староверию очень мало автоматических, случайных людей. Неслучайно, что в старообрядчестве духовный фундамент ищут люди высоких интеллектуальных устремлений – известен интерес к староверию круга Александра Дугина, авторов журнала "Иначе".
В телевизионном сюжете, посвященном открытию выставки, один тверской старовер так неожиданно сформулировал, что такое старообрядчество: "Слышали такие фамилии – Гайдар и Чубайс? Вот мы – это те, кто с ними борются уже триста лет".
"Старообрядчество – и есть история того, как русский народ проявляет свои веками скопленные религиозные знания, как эти знания, иногда совершенно неожиданно, выбиваются на Божий простор, распускаются в пышные и дивные творения".
Источник: Завтра (ВЗЯТО С САЙТА «Религия и СМИ»)
******************************
НОВЫЕ КНИГИ
Уварова П.С. Былое. Давно прошедшие счастливые дни. М, 2005.
Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924) (урожденная Щербатова) - археолог, почетный член Российской Академии наук (которая в тот период именовалась Императорской АН), профессор Дерптского университета. Супруга графа Алексея Сергеевича Уварова, автора работ по символике христианского искусства, известного коллекционера.
На сайте «Археология Абхазии» размещен фрагмент воспоминаний Прасковьи Уваровой (фрагмент довольно значительный, и включает не только воспоминания юности, но и впечатления от раскопок на Черноморском поб.)
http://www.kolhida.ru/index.php3?path=_sourcer&source=uvarova
В книге рассказвается о родителях, ученых, встречах со знаменитыми современниками: А.И. Герценом, Э. Ренаном, Л.Н. Толстым.
******************************
ИНТЕРНЕТ
Егор Холмогоров, АПН
"Религии последнего времени"
Обсуждение темы "политических религий" идет достаточно давно. Постепенно оно начинает проникать и в Россию, с неизбежностью принимая форму обсуждения "политизации Православия" и феномена "политического православия" по аналогии с "политическим исламом". Такая постановка вопроса – законна. Но совсем не в той форме, как это делается в настоящее время исследователями "политических религий", исходящими из нескольких априорных утверждений.
Во-первых, утверждается, что политизация религий – есть вторичный социальный феномен, связанный с провалом так называемой "модернизации" в странах Третьего Мира. Тем самым, фундаментальные сдвиги религиозного сознания ставятся в зависимость от успехов или неудач навязывания тем или иным странам западных социально-экономических стандартов.
Во-вторых, предполагается, что "политические религии" не есть настоящие религии. Что в рамках своих религиозных систем они представляют собой "ереси", или же "примитивизацию" неких "подлинных" религий, которые, по убеждению подобных исследователей, аполитичны. Критерием "подлинности" религий в этом случае выступает не их собственное вероучение, а их "удобство" для секулярного мира, и "настоящей" версией религии признается именно та, которая наиболее удобна.
В-третьих, из обозначенной установки на разрыв с традиционной религиозностью вытекает, якобы, принципиальное сходство политических религий, которые, якобы, более похожи между собой, чем с изначальными религиозными традициями. Здесь уже совершается прямая подмена религии (или, хотя бы, религиоведения) социологией, обобщающей определенные социальные структуры, но не видящей стоящих за этими структурами смыслов.
Наконец, в-четвертых, политические религии представляются в подобных исследованиях как деструктивная, ориентированная на насилие, протестная социально-политическая сила, представляющая угрозу национальной государственности и наднациональному миропорядку. Здесь некоторым исследователям прямо приходится прибегать к технике и стилистике политического доноса, когда в тех или иных движениях всячески подчеркиваются лишь экстремистские силы, маргинальные черты. Например, образ "политического православия" конструируется по подобию "политического ислама".
Политический характер "политических религий" вынуждает их на ту или иную форму контакта с властью – на поиск взаимопонимания с нею, на формирование инструментов влияния, на борьбу за нее. И в задачу ангажированных исследований входит максимальное усложнение этого контакта в России с помощью запугивания властей квази-экспертными заключениями о "православном ваххабизме". В условиях резкого ослабления социально-политических опор российской государственности, более того, продолжающегося процесса самоослабления государства, ему предлагается намертво отгородиться от религиозной опоры, издревле бывшей важнейшей составляющей легитимности государства в России. Вместо подлинных врагов, государству предлагают, по давно уже навязанной России "традиции", бороться с друзьями и, в частности, с формирующимся "политическим православием".
Религия и вера
Необходимо достаточно четко различать феномен религии и феномен веры. Верой может быть названо определенное религиозное учение, признаваемое его последователями как богооткровенное и единственно истинное. Каждая вера строится вокруг определенного, абсолютно специфичного, смыслового ядра, которое не может быть сопоставлено со смысловым ядром другой веры, без утраты понимания смысла. Смысловое ядро одной веры может быть организовано совершенно иначе, чем ядро другой, для одной имеет принципиальное значение догматика и мистика, для другой – этика, для третьей социальная практика, для четвертой – аскетика и т.д., при этом прочие, периферийные, аспекты этой веры могут претерпевать существенные изменения под влиянием внешних факторов. далее http://www.religare.ru/monitoring18030.htm
=========================
Николай Коняев, Русская линия "Тайна русской истории"
Глава первая. Праведный отрок
На Русском Севере, меж крутых берегов, поросших то темным ельником, то светлыми, выстланными беломошником сосновыми борами, течет река Пинега. На правом берегу этой реки, в старинном русском селе Верколе, и родился крестьянский мальчик Артемий. В этом же 1532 году закончилась земная жизнь великого русского святого Александра Свирского. Еще в этом году преставился, простудившись на охоте, царь Василий III Иоаннович. Правительницей страны стала Елена Глинская – мать трехлетнего наследника престола, будущего царя Иоанна Грозного. 1. Сами по себе столь значимые в истории России события непосредственного отношения к будущей короткой жизни Артемия не имели... Он родился в крестьянской семье, и родители его – отец Косьма по прозвищу Малый и мать Аполлинария – как занимались землепашеством, так и продолжали заниматься. далее http://www.religare.ru/monitoring18033.htm
===========================
Николай Коняев, Русская линия "Тайна русской истории -2"Глава вторая. Иаков Праведный Наши святые были лучшими людьми своего времени, лучшими гражданами нашей страны... http://www.religare.ru/monitoring18034.htm
******************************
НОВОСТИ
У Поморской церкви Латвии новое руководство
Вселатвийский съезд представителей Древлеправославной Поморской церкви Латвии прошел в 1-й Новостроенской старообрядческой общине в Даугавпилсе. В работе съезда участвовали 75 делегатов из 35-ти латвийских старообрядческих общин и 11 приглашенных гостей. Об этом сообщает газета "Латгалес лайкс".
Главным итогом работы съезда стало избрание нового руководства. Отныне центральный совет будет возглавлять настоятель Первой Новостроенской старообрядческой общины Алексий Жилко, сменивший на этом посту бывшего духовного наставника Рижской Поморской Богоявленской старообрядческой общины Алексия Каратаева.
Произошла смена руководства также в духовной и ревизионной комиссиях. Председателем духовной комиссии избран о. Никанор Зубков – настоятель Гривской старообрядческой общины. Председатель ревкомиссии определится на ближайшем заседании этой комиссии.
"Необходимость смены в руководстве назревала уже давно, – отмечали на съезде духовные наставники. – О. Алексий Каратаев не справлялся с работой, не получалось у него сплотить староверов Латвии и урегулировать раскол, который произошел еще в 1995 году. Была неразбериха и с распределением финансовых средств". http://www.blagovest-media.ru/ http://www.blagovest-media.ru/
http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=6348
===========================
МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ":
Святогробский скандал. В Иерусалиме смещают Патриарха
Стало традицией, когда в Страстную субботу благочестивые россияне фрахтуют самолет и отправляются в Иерусалим за благодатным огнем. 30 апреля российская делегация терпеливо дожидалась схождения огня, а в прямом эфире все происходящее в храме Гроба Господня комментировали диакон Андрей Кураев и Алексей Баталов. Когда появилась толпа православных арабских клакеров, разогревая ожидающих, диакон Андрей счел необходимым прокомментировать их крики: "Аксиос!", то есть — "Достоин". Эти крики адресовались Иерусалимскому патриарху Иринею. Диакон пояснил, что патриарха, принимающего с неба каждый год благодатный огонь, требует сместить его же паства. 24 мая на Соборе в Константинополе патриарх Ириней был смещен.
Скандал с патриархом разгорался постепенно, и что самое странное — подобный скандал разгорался в Афинах с архиепископом Христодулом, главой Элладской православной церкви. Иринею не везло с самого начала его избрания.
СПРАВКА "МК"
140-й Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Ириней I (в миру Эммануил Скопелитис) родился на греческом острове Самос в 1939 году. В Иерусалим приехал в 1953 году. В 1965-м стал священником. Став архимандритом, учился на богословском факультете Афинского университета. Вернулся в Иерусалим, в 1981-м был рукоположен во епископа Иерапольского. В 1994-м стал митрополитом. Патриархом Иерусалимским был избран 13 августа 2001 года. По закону Иерусалимского патриарха утверждает израильский парламент. Патриарх Ириней в течение трех лет тщетно добивался признания от кнессета. Его подозревали в связях с палестинскими арабами и поэтому не утверждали. И все же в прошлом году он был утвержден.
В течение трех лет управляющим делами Иерусалимского патриархата был митрополит Тимофей (Маргаритис), выпускник Ленинградских духовных школ, близкий друг и деловой партнер скандально известного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Тимофей, кстати, помог владыке Гундяеву обзавестись недвижимостью в Иерусалиме. Когда патриарху Иринею предъявили фото митрополита Тимофея в компании гомосексуалистов, он уволил его с поста управделами.
Вскоре начали выясняться потрясающие подробности. Гостиница "Империал" и земля в арабской части Иерусалима, принадлежавшие Патриархату, были арендованы на 198 лет израильской общественной организацией "Атерет коаним". Она существует благодаря финансовой поддержке американского миллиардера Эрвина Московица.
Можно представить, какие астрономические суммы стоит сегодня земля и недвижимость в старом Иерусалиме! Авансом сразу было выплачено полтора миллиона долларов. Семь млн. долларов были выплачены жильцам, выселенным из домов, находящихся на арендованном участке. Московицу принадлежат значительные участки земли в районе Елеонской горы.
Когда сделка стала известной, 6 мая патриарх Ириней I был низложен епископами Иерусалимской православной церкви. Подписи поставили 14 из 18 епископов. Временное управление Иерусалимским патриархатом решило взять на себя Святогробское братство, объединяющее греческих монахов. Иордания и Палестинская автономия поддержали решение епископата. Для того чтобы решение иорданского правительства обрело силу, его должен утвердить король Абдалла II. После низложения Ириней I не показывается на людях, не комментирует скандальную сделку.
Назначение патриархов на Святой земле согласовывается с руководством Иордании, Израиля и Палестинской автономии. "Правительство Израиля признало Патриарха Иринея I и не будет выступать ни посредником, ни судьей между различными партиями", — сказано в заявлении канцелярии израильского премьер-министра. Православные палестинцы добиваются предания патрирха церковному суду.
"Большой собор", который должен определить судьбу патриарха Иерусалимского Иринея, начал свои заседания в Константинополе 23 мая. Такие соборы собираются Константинопольским патриархом в экстренных случаях. Делегацию Русской церкви возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Он намерен выгораживать митрополита Тимофея и "топить" патриарха Иринея. Вряд ли на соборе будет присутствовать глава Элладской церкви — архиепископ Христодул. Скандал, разгоревшийся в Греции, ничуть не уступает иерусалимскому. Православная церковь в Греции является государственной. На протяжении десятилетий греческие епископы и священники пытаются совмещать коммерческую деятельность с пастырской. В конце концов служение Богу и мамоне привело к тяжелому кризису.
В Греции в феврале этого года разгорелся скандал, когда выяснилось, что ряд судей брали взятки. Судьи были объединены в организованную сеть, которой руководил архимандрит Иаков Йосакис. Архиепископ Христодул заявил, что он никогда не имел никаких дел с Иаковом. В греческой прессе прозвучали обвинения против еще одного православного иерарха — епископа Фессалиотского Феоклита и бывшего главы архиепископской канцелярии Серафима Кулусаса. Их обвиняют в связях с наркомафией. Помимо коррупции архимандрит Иаков обвиняется в соучастии в хищении древностей с острова Китера. Жители острова подали иск в суд против него еще в 1997 году. В настоящее время он находится в тюрьме по обвинению в воровстве старинных икон.
Глава Элладской православной церкви архиепископ Христодул отказался подать в отставку. "Архиепископ не уходит в отставку. Его уничтожают враги", — заявил он. "Я обдумывал вариант отставки и отверг его. Я — не часть проблемы, а человек, призванный ее решать. Иерархи Церкви доверили мне нелегкое дело самоочищения", — сказал он. "Мы с братом передали в дар одному монастырю наш родительский дом и больше никаким имуществом не обладаем", — сказал Христодул.
Между тем уже подал в отставку митрополит Феоклит, один из близких сподвижников Христодула. Другой митрополит — Пирейский — Каллиник предстанет перед судом в связи с коррупционным скандалом. Митрополит Каллиник - духовный отец архиепископа Христодула. Греческий иерарх обвиняется в связях с наркоторговцем Апостолосом Вавилисом. Недавно он был арестован в Болонье. Выяснилось, что Вавилис международный авантюрист и разыскивался Интерполом. Между тем министр образования и религии Греции Мариэтта Яннаку объявила о новом законе, согласно которому все митрополиты должны будут представлять госинспекции ежегодные отчеты о своих доходах, частных владениях и сбережениях, а также документальные доказательства о их приобретении.
Скандалы в православных церквах Востока вызвали необходимость хоть как-то отреагировать и Русскую церковь. Круглый стол на тему "Мировая торговая система. Свобода? Справедливость? Демократия?" был проведен 15 апреля в Отделе внешних церковных связей. Работу возглавил глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), сам замешанный в коммерческих скандалах. С большим юмором он отметил, что в последнее время всемирные торговые и экономические организации "стали более прислушиваться к голосу религиозных объединений". Пришло время, заявил Гундяев, когда РПЦ должна принять участие в дебатах о нравственной основе экономики. Для этого уже есть "механизм диалога". Это контакты РПЦ со Всемирным банком, которые возникли "несколько лет назад, но пока еще плохо работают". Далее http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=6348
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||