"Быть риэлтором сегодня".На вопросы проекта restate.ru ответила Андреева Е.Я., ген. директор Сети Агентств Недвижимости
«ЭКСПЕРТ».
- Что наиболее важно в профессии
риэлтора в сегодняшней экономической реальности?
А.Е: Сегодня риэлтор нужен совсем не тот,
что раньше. Именно поэтому так называемые риэлторы старой закалки столкнулись с
необходимостью переделывать самих себя и деятельность своих фирм. Долгое время
существовало мнение, что риэлтор – это тот, кто собирает документы для сделки,
а продать-то можно вот – разместив объявление в «Из рук у руки». Это было в
чем-то объективное мнение. Квартир на рынке не хватало, а правила
регистрирующих органов все время менялись.
Но сейчас
все совсем по-другому. Хотя отрасль и пережила непростой период, «вычистивший»
ее ряды, именно кризис, видимо, породил правильное понимание профессии. Правда,
пока только профессии, а не услуги.
Сейчас
стало важно умение продать, ну или купить. Это искусство точного определения
потребностей и возможностей клиента, его личной мотивации, умения создать
качественную презентацию объекта и т.д. И оформлением документов должны
заниматься юристы, так как все больше это процесс начинает быть
стандартизированным и открытым в госорганах.
Не менее
важны и изменения в работе самих агентств. Безинформационных технологий
никуда,а они требуют значительных инвестиций. Никто не спорит, что маленькое
агентство может работать, используя ресурсы внешние, на условиях аренды или
абонентского обслуживания ( Из рук в руки, собственно, и является таким ресурсом
для нас). Но при этом, с существующим типом информационно подготовленного
клиента, такая фирма имеет значительное ограничение роста и дохода.
Что
касается услуги, то в нашем государстве сфера услуг отставала всегда. Далеко не
сразу приходит понимание, что услуга – это польза и удовлетворение некой
потребности, а не сбор денег за то, что «мы и сами можем». Вот это понимание и
восприятие услуг у нас пока развито не в достаточной степени.
- Какие качества требуются риэлтору,
чтобы работать во время кризиса?
А.Е: Гибкость, умение принять изменения
ситуации. Понять также надо то, что клиент сейчас понимаетв рынке недвижимости гораздо больше, вся
информация размещается в открытом доступе. Соответственно, и риэлтор должен
постоянно учиться и учиться, уметь анализировать информацию.
Словом, все
то, что важно для сферы услуг, качества обслуживания и умения правильно понять
и обработать запрос, стало гораздо более важно для риэлтора, чем знание
документов и «дороги» в Регпалату.
- Возможна ли его успешная работа в
этот период?
А.Е: Как видите, да. Но все это
получилось при том условии, что наша компания никогда не работала по принципу
«гром (читай, кризис) не грянет, мужик не перекрестится». Система работы должна
выстраиваться и приспосабливаться к условиям постоянно. Мы должны идти на шаг
впереди. А что происходит сейчас в далеко не самых успешных агентствах
недвижимости? Клиент подгоняет агента, просит использования технологий, требует
какой-то особенной рекламы, отчетности и т.д. А на самом деле это именно мы
должны предложить инструменты и убедить клиента.
Не менее
важно также каждый день отслеживать и понимать, как меняются предпочтения
клиентов, и как они будут меняться в будущем.
- Как Ваша компания преодолевает
трудные времена?
А.Е. Мы их уже преодолели. Итогом было
создание несколько иной технологии работы, приближающейся к типу
технологической фирмы, где сочетается и индивидуальный подход к каждому
клиенту, но и поточность выполнения стандартных действий и отслеживания каждого
контакта потенциального клиента с фирмой. Внедрили новые информационные
технологии, программное обеспечение, провели огромное количество обучающих
мероприятий. И постоянно ищем новые решения, поскольку поняли, насколько быстро
и неожиданно меняется сейчас окружающая ситуация.
Важно также
отметить, что с точки зрения потенциальных работников, сфера недвижимости
сейчас не столь престижна, как раньше. К нам приходит принципиально иной тип
людей, чем раньше. Если раньше это были самостоятельные и инициативные люди с
предпринимательской жилкой, нацленные на результат сразу, то сейчас на этот
результат их нужно нацеливать, управлять действиями, оттачивать систему
кураторства. Поэтому обучение и постоянные тренинги для кадров- вопрос очень важный.
Агентства под
нашей маркой представлены во многих городах России. Ситуации по регионам
несколько различны. Но, думаю, вопрос просто в темпах приближения к ситуации с
новыми требованиями и к профессии риэлтора, и к работе агентства.
Законодательство и пропаганда государством ценностей и приоритетов везде едина.
Разница, в основном заключается в уровне дохода людей, и к тенденциям застройки
города. Что же касается менталитета – то жить в комфорте хотят все, и покупать
дешевле – тоже.