Загородная недвижимость - 2010: прийти в себя или уйти в себя еще больше?
Загородная недвижимость - 2010: прийти в себя или
уйти в себя еще больше?
Ежегодно в марте, в
преддверии дачного сезона, когда первые теплые деньки начинают радовать
солнцем, на нашем сайте появляется статья, подобная этой.Так происходит уже третий год подряд,но до сих пор с определенностью нельзя
сказать, что же ждет сегмент загородной недвижимости
в текущем году.
Далекие перспективы,
конечно, выведут его рано или поздно на европейский уровень и по восприятию
потребителей, и по качеству и разнообразию представленной базы объектов. Но
пока это большой знак вопроса для регионального рынка.
Тенденции загородной
недвижимости до кризиса были значительно
подвержены моде. Именно поэтому предсказать дальнейшее развитие было проще.Если сравнить этот сегмент с типовым
городским жильем, то во втором случае правит необходимость и финансовая
возможность.
Спрос на загородную
недвижимость зависит от гораздо большего количества факторов.
В первую очередь, загородные
объекты- это не объекты первой необходимости. Без дачи можно и обойтись.
Во-вторых, далеко не сразу осознаются все недостатки проживания за городом,
особенно семьями с детьми, которых надо возить в школу и т.д., и соотносятся с
достоинствами. В-третьих, на протяжении 2006-2007 годов активность сегмента во
многом поддерживалась инвесторами
всех видов и мастей. Первые покупали землю и строили на ней для продажи,
вторые, построив и вкусив всех минусов, решили продать с наценкой, третьи
начали строить, не достроили, и опять-таки решили продать, просуммировав все
свои расходы. И так далее.
В итоге на рынке происходил
некий оборот, среди которого были и покупатели для собственных нужд. Некоторые
семьи перебрались в пригород для постоянного проживания. Далее, опять-таки до
кризиса, в ход вступил новый виток моды – экология
и экологические виды отдыха за городом. Поскольку в этом случае не столь
важна была стоимость, сколько место и природа, новый виток спроса можно было
отметить на недорогие деревенские дома и отдаленные дачи. Но для обладания
подобными объектами нужен не просто вместительный автомобиль и терпение, но и
масса других подвигов, таких как поддержание состояния, вечная борьба с
природой, пытающейся ежегодно занять вашу территорию. Чем лучше экология – тем
дальше ваша дача и явственней проявляются эти моменты.
Не удивительно, что как
только показались первые признаки финансового кризиса, именно те, кто обладал
финансовыми и прочими «загородными» возможностями, отложили вопрос до лучших
времен.
Рынок городского жилья, хотя
последние 2-3- месяца показывает нам значительное оживление, еще далеко не достиг докризисной активности. Хотя
в момент начала его оживления к весне предсказывали чуть ли нерывок цен вверх.
Время показало, что все
сложнее. Наличие или отсутствие денег не просто на конкретную покупку, но даже
и на оплату ипотечных кредитов, отражают глобальное состояние экономики.
Загородная недвижимость же всегда следует с запозданием за движением рынка
городских квартир. Поэтому в этом году после якобы оживления городского рынка,
все ждут оживления и загородного сегмента. Многие загородные коттеджи продаются
уже не полгода и даже не год, так как большинство из них, особенно построенные
с инвестиционными целями,как раз и были
выставлены на продажу в момент начала кризиса.Поскольку сезон покупок – начало весны и далее, каждая весна, кажется,
несет с собой надежды.
Но, откровенно говоря, однозначных предпосылок к этому нет. Помимо
причин экономического характера, погода в этом году тоже может наложить свои
коррективы. Те покупатели, которые спешат приобрести дачку весной, наверняка
хотят успеть окультурить землю и произвести посадки. Правда многоснежная зима,
и теперь ужеснежная весна обещают
высокий паводок, заболоченность, «длинные» снега и сложность просмотров многих
объектов. Соответственно, и выбор затянется.
Как бы ни хотелось верить в
оживление спроса, перспективы вновь неоднозначные.
Как быть собственникам-продавцам?
В прошлом году у заждавшихся
продавцов возникла идея – обмены. Мол, обменять дом или коттедж на городскую
квартиру, да плюс с доплатой. Но сегменты потребителей коттеджей и квартир
различны, и доплату собственники обычно хотят завышенную. Поэтому с помощью
«новой-старой» технологии обменов эта проблема не была решена.
Другой вариант – сдавать в
аренду дом, если хозяева в нем постоянно не проживают. Стоимость такой аренды
достаточно высока, и если объект не продается, это, как минимум, компенсирует
постоянные затраты. Но риски колоссальны. Так как пользуются спросом дома
именно в праздничные дни, и на слуху истории с неосторожными поджогами и т.п.
Тем более, если объект находится в достаточном отдалении от города, не
застрахован, а вокруг нет постоянно проживающих соседей.
В общем, тоже не способ.
Если в прошлом году собственнику можно было надеяться на сохранение желаемой
продажной цены, то в этом году иллюзий уже быть не должно. Вслед за снижением
вторичного рынка, загородная недвижимость подешевела. Вернее, собственники-то
все так же хотят продать ее дорого. Но вот покупателей интересуют ценовые
планки гораздо более низкого уровня.
Поэтому появляющихся
покупателей на дома и коттеджи стоит ценить, так как их не так уж много, и
далеко не все из них реально готовы сделать приобретение в этот сезон все по
той же причине – приобретается не первая необходимость.
Загородный объект, это как
взятый в дом живой питомец – и ответственность и затраты.
Чего можно пожелать собственникам – продавцам? Пересмотреть свои взгляды на цену объекта и
ценообразование вообще. Четко определить, на какого покупателя вы
рассчитываете. Поставить себя на его место. Сравнить со своими действиями.
Ответить на вопрос, почему на самом деле вы продаете свой объект, и, если вам
он больше не нужен, кому и зачем он может стать нужен по заявленной вами цене.
Выводы возникнут сами.