Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

53. Спящий говорит, но не понимает, что он говорит


            Школа Целостной психологии Александра Пинта

            Выпуск 53

 

            В сегодняшнем выпуске

 

            1. «Спящий человек говорит, но не понимает, что он говорит»

            2. Предстоящие встречи и семинары

 

 

            Здравствуй, Дорогой Читатель!

            Позволь задать тебе вопрос: «Понимаешь ли ты, как работает твое восприятие?»

            Человек, находящийся во сне, подобен диктофону, имеющему свою собственную особенность записи происходящего. У каждого из таких диктофонов отличающаяся настройка записи и воспроизведения. Но любой диктофон просто записывает то, что происходит, не понимая того, как он это делает. Запись происходящего и понимание происходящего — совершенно разные вещи.

            Я подталкиваю человека к тому, чтобы он начал видеть опыт, который он создает и записывает, а не просто его воспроизводить. Способность видеть опыт, созданный, прожитый и записанный тобой, является особенностью человека пробужденного. Спящий человек не может понимать то, что он записал, а только выдает записанное. Вот разница между пробужденным и спящим человеком.

 

 

            Спящий человек говорит, но не понимает, что он говорит

 

            — Что тебя раздражает?

            — Раздражает то, что ты говоришь, что якобы я не могла объяснить ни одно произнесенное мной слово. У меня есть сомнение по этому поводу.

            — Какое из слов ты можешь объяснить?

            — Вот про любовь.

            — Хорошо. Если ты что-то знаешь, то объясни.

            — Какое из слов, которые я произносила, имеет смысл расшифровать?

            — Любое из слов, касающихся того, что создает у тебя основные проблемы. Я сейчас не предлагаю говорить, что значит стол или стул. Я спрашиваю о том, что создает основные проблемы в твоей жизни.

            — Зависимости.

            — Что такое зависимости?

            — Взаимные обязательства, страхи.

            — Что такое страх?

            — Страх — это состояние, когда тело сжато. Ожидание, что произойдет что-то, что я не хочу, чтобы произошло. Ситуация пойдет не так, как бы мне хотелось.

            — Значит, что-то происходит не так, как тебе бы этого хотелось. Приведи пример.

            — Я очень не люблю семейные конфликты. Шум, скандал, ругань.

            — Что такое конфликты?

            — Взаимные обвинения.

            — Как возникают взаимные обвинения? Что такое вообще конфликт?

            — Это столкновение представлений каждого из конфликтующих о том, как что-то должно происходить.

            — Столкновение каких представлений? Обрати внимание, я постоянно направляю тебя к сути того, о чём ты говоришь. Пока ты говоришь поверхностно.

            — Мои представления такие.

            — Почему возникает конфликт?

            — Потому что они жесткие. Есть представления у меня, и есть представления у него, но другие.

            — Они противоположные. Муж ложится, а ты говоришь ему: «Не ложись!» Он начинает читать газету, а ты говоришь: «Не читай!» Ты говоришь ему нечто, противоположное тому, что, как ему кажется, он хочет. Конфликт — это взаимодействие противоположностей. Это очень важно понимать. В ином случае мы никогда не разберемся и не поймем, почему в нашей жизни возникает то, что возникает. Почему у нас есть страдания? Почему у нас есть страх? Это самые основные вопросы. В нашем процессе мы дошли до сути понимания таких вопросов. Для того чтобы ты могла уловить это, недостаточно только моего проговора. Ты должна сама это прочувствовать. Я подталкиваю тебя к тому, чтобы ты сама начала это чувствовать. Итак, конфликт — это есть взаимодействие противоположностей.

            — Есть еще какие-то упертые противоположности, не позволяющие двигаться к какому-то компромиссу или взаимопониманию.

            — Можно представить это так. Кто-то хочет идти на юг, а ты говоришь ему, что надо идти на север. Если он пойдет на север, то это будет противоположным тому, что он собирался делать. Конфликт возникает как столкновение противоположных интересов и касается чего угодно, возникающего в жизни людей. При этом заметь, что ты можешь не отчитывать его за лежание, а, например, лечь вместе с ним.

            — Нет, не могу. Я просто не вылежу целый день.

            — Я тебе просто показываю, как может возникнуть конфликт и как его можно устранить. Если он читает что-то, ты тоже садишься и читаешь это же. Потом вы вместе будете это обсуждать. Именно непринятие противоположностей и создает основные проблемы в жизни. Людей сводят именно противоположности. Если бы не было противоположностей в понимании, что надо делать, чувствовать и думать, то и конфликта бы не возникало.

            — Да. Ты говоришь, что людей сводят противоположности. Получается, когда мы принимаем решение объединиться, мы прикидываемся, что у нас нет противоположностей.

            — Что значит — объединиться?

            — Например, жить вместе, семьей, рожать детей. Предполагаем, что наше общение будет в течение долгих лет.

            — То, что мы предполагаем, и то, что происходит, совершенно разные вещи. Подтверждением этого служит наличие у тебя проблем, которые, как ты говоришь, мешают тебе жить и создают страдание. Я помогаю тебе разобраться в том, как возникают твои жизненные проблемы. Именно с этой целью люди и приходят на семинар.

            — Страдания, конечно, сильно сказано, есть какой-то дискомфорт.

            — Что значит «сильно сказано»?

            — Страдание — это что-то глобальное.

            — Это состояние, когда ты вырезаешь себе кишки?

            — Когда бьешься головой о стенку.

            — Это просто разная степень выражения страдания. Можно просто тихо плакать или громко орать, но всё это проявления страдания.

            — Для меня всё-таки страдания — это что-то сильное.

            — Хорошо. Ты сейчас страдаешь?

            — Сейчас — нет.

            — Почему же ты пришла на семинар?

            — А что мне страдать? Я же пришла не страдать.

            — Как это ты пришла не страдать? А умеешь ли ты что-то, кроме этого?

            — Я умею получать удовольствие от жизни. Я умею радоваться.

            — А удовольствие во что перетекает?

            — В отсутствие удовольствия.

            — То есть в неудовольствие или по-другому в страдание. Обратила ли ты внимание на то, что, если тебе что-то нравится, то потом оно переходит в то, что тебе не нравится.

            — Но если этого много, то надоедает.

            — Много или немного, но вначале-то оно нравилось.

            — Да. Вначале мне нравилось, что муж обо мне заботиться и уделяет мне внимание.

            — Потом забота и внимание стали тебя раздражать. Это и есть страдание, в котором находятся все люди. Им сначала что-то очень нравится, а потом это же раздражает, возмущает, вызывает гнев. В связи с наличием такой дуальности и возникают конфликты. За что мы человека любим, за это же и ненавидим. Необходимо прочувствовать ситуации, вызывающие у вас конфликт, и осознать закономерности их возникновения. Жизнь человека, протекающая во сне, не воспринимается им целостно. Ему кажется, что у него есть удовольствие и есть неудовольствие, но он не видит, что удовольствие и неудовольствие есть две стороны одной медали.

            — Получается, что наилучший вариант, если ты строишь семью с человеком, совершенно безразличным для тебя. Он не вызывает у тебя никаких эмоций.

            — Всё, с чем ты взаимодействуешь, вызывает у тебя определенные эмоции. Даже отсутствие того, что ты называешь эмоцией, тоже эмоция. Скука — это тоже эмоция, депрессия и безразличие — это тоже эмоция. Безразличие — это отсутствие различения.

            — Равнодушие, мне всё равно.

            — Если всё равно, то значит, что ты не делаешь различений в том, из чего состоит это всё.

            — Или я не хочу понимать.

            — Спящий человек не понимает, что он делает, как он это делает и зачем он это делает. Он забыл, кто же он есть на самом деле. Я пытаюсь внести в это ясность, и это суперсложная работа. Ты сейчас бредишь.

            — Что могу, то и делаю.

            — Я понимаю. Это не оскорбление и не осуждение, а констатация факта. Ты бредишь так же, как бредит любой спящий человек.

            — Я сейчас вспоминаю, что же такое бред. Это высокая температура, какие-то несвязанные обрывки фраз.

            — Да, ты произносишь несвязанные фразы. Ты говоришь и не понимаешь, что говоришь. Ты не видишь взаимосвязей того, о чём говоришь. Ты не видишь механизма своего страдания. Ты просто выдаешь что-то.

            — Выдаю то, что мне приходит как мысль в ответ на то, что говоришь ты.

            — Радиоприемник, который переключают с одной радиостанции на другую, делает то же самое. Там слышится то пение, то новости, то какие-то голоса, то спортивная передача, то прогноз погоды. Какая взаимосвязь всего этого? Ты можешь установить взаимосвязь тех фрагментов, которые выдаешь?

            — По каким-то каналам может передаваться реклама.

            — Это еще один фрагмент, но как он связан с предыдущими?

            — Тему для рекламы задаешь ты. Ты крутишь приемник.

            — Да. Я кручу переключатель приемника и описываю то, что получаю. Я получаю фрагменты совершенно невзаимосвязанных частей, передающихся на разных радиостанциях. Это то, что ты сейчас из себя представляешь. Это же представляет собой любой спящий. У тебя есть намерение разобраться с этим? Способна ли ты сейчас увидеть себя как постоянно переключающийся приемник, выдающий фрагменты звуков, совершенно не понимающий, что же он выдает?

            — Я уже сказала, что проговариваю свои мысли в ответ на твои вопросы. Это, в прямом смысле, реакция на твой посыл. Ты закидываешь что-то, а я выдаю свои мысленные реакции на это.

            — Поэтому я и сравнил тебя с радиоприемником, а себя с тем, кто переключает каналы этого приемника.

            — Как можно иначе вести диалог, если ты задаешь вопросы?

            — Ты спящая не можешь иначе вести диалог. Спящий бредит на разных каналах собственного реагирования. Если ты продолжаешь отождествлять себя со спящей, то всё, что я тебе говорю, является для тебя оскорблением.

            — Я не воспринимаю это как оскорбление. Когда ты говоришь, что я несу бред, у меня есть некие сомнения, но тебе виднее. Я доверяю тебе.

            — Хорошо. Вы можете сказать, почему я называю то, что она говорит, бредом? Пожалуйста. Кто готов поделиться?

            — Несвязный бред в том, что мысли человека перескакивают. Начинает говорить про одно, спустя некоторое время перескакивает на другое. Не замечает переключений. Это из серии, что вот муж сидит, смотрит телевизор, а по телевизору показывают новости. Телевизор у меня такой-то марки.

            — «У меня чайник закипел. Я забыла купить курицу. Нам не выдали зарплату. Петя меня обидел, сказав, что я дура. У меня ботинки красные, хотя совсем и не красные, а коричневые».

            — Когда человек так говорит, он не видит свою ассоциативную цепочку.

            — Совершенно верно. Я называю это бредом, потому что это не взаимосвязано, в этом нет логики. Я сейчас не говорю о логике, принятой в мире спящих, я говорю о логике пробужденного, но спящий не может уловить такую логику. Спящий бредит, выдавая свои бессвязные ассоциации. Бредят те, кто не видит взаимосвязи явлений, случающихся с ними. Появилась мысль — это явление, которое случилось с тобой. Появилось чувство — это явление, случившееся с тобой. Какое-то действие или ощущение в теле — это некое проявление, случившееся с тобой. Какова закономерность их появления?

            — Всё, что ты сказал: «Мысли, чувства, ощущения, действия», они чаще всего связаны. Чувство страха вызывают определенные ощущения, эмоции.

            — Они связаны с опытом, который ты сейчас получаешь. Что это за опыт? На этот вопрос спящий не может ответить. Он может просто выдавать порции опыта, зафиксированные в нём как в записывающем устройстве. Диктофон записывает всё, что улавливает, а затем просто воспроизводит это. Но он не понимает того, что выдает.

            — Я понимаю. Если взять какую-то мысль, связать ее с сопутствующим чувством и с действием.

            — То получим спящего человека. Это и есть аппарат, имеющий свои собственные ассоциативные связи мыслей, чувств и поступков. У каждого человека они свои, они зафиксированы в нём. Спящий человек подобен диктофону, имеющему свою собственную особенность записи происходящего. Если мы возьмем несколько таких диктофонов, записывающих одну и ту же ситуацию, то они запишут и воспроизведут ее по-разному. У каждого из таких диктофонов отличающаяся настройка записи и воспроизведения. Но любой диктофон просто записывает то, что происходит, не понимая того, как он это делает.

            Запись происходящего и понимание происходящего — совершенно разные вещи. Спящий просто записывает, а потом выдает по ассоциации записанное. Бессмысленно требовать от диктофона объяснения того, что и как он записал. Он просто будет воспроизводить то, что записал, сколько бы ты его не включал. Если ты его начнешь спрашивать: «Что это ты выдаешь?» Он просто продолжит выдавать то, что в нём записано. Я ставлю самый сложный вопрос для спящего человека. Я подталкиваю его к тому, чтобы он начал видеть опыт, который он создает и записывает, а не просто его воспроизводить. Способность видеть опыт, созданный, прожитый и записанный тобой, является особенностью человека пробужденного. Спящий человек не может понимать то, что он записал, а только выдает записанное. Вот разница между пробужденным и спящим человеком.

 

 

            Предстоящие встречи и семинары

 

            17–18 октября, Москва. Семинар-тренинг Александра Пинта «Жертва и Насильник — самая распространенная игра людей или как выйти из порочного круга вины и осуждения»

            « Все виды осуждения и жалости к другим или к себе блокируют любую возможность ясного и целостного понимания самого себя. Человек, испытывающий состояния осуждения или вины, не видит ничего, кроме иллюзий, порожденных его ложной личностью. Осуждение и жалость — это самый распространенный и действенный способ укрепления состояния «сна наяву»… »

 

            7–14 ноября, Алматы, Казахстан. Семинар-тренинг Александра Пинта «Что вам надо понять о себе, чтобы научиться управлять своей жизнью, или как гармонизировать противоположные желания»

            « На семинаре вы узнаете о том, как прекратить борьбу с самим собой и перейти к целостному пониманию себя, то есть к принятию своих противоположных сторон личности и их желаний… »

 

            Здесь мы анонсировали часть предстоящих семинаров и встреч. Полное расписание ты можешь узнать на нашем сайте.

 


 

            Тексты, публикуемые в этой рассылке, представляют собой фрагменты моих семинаров и книг. Если тебя заинтересовал целостный взгляд на понимание себя, ты можешь посетить мой сайт www.pint.ru и узнать об этом глубже и полнее. Там же ты сможешь узнать расписание семинаров и консультаций, получить информацию обо всех выпущенных книгах, записях семинаров, заказать и скачать те материалы, которые тебя заинтересуют.

            Также я приглашаю тебя подписаться на другую мою рассылку «О Целостной психологии Александра Пинта». В ней ты найдешь живые впечатления о книгах, семинарах, первых встречах с Целостной психологией и практической работе над собой. Ты узнаешь, что значит встать и идти по Пути Целостности и Осознанности самого себя. Подписаться на эту рассылку можно на моем сайте.

            Желаю тебе осознанного пути к целостному пониманию себя.

            С уважением и интересом к тебе, Александр Пинт.

 



В избранное