Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Здоровья

  Все выпуски  

Выпуск 346-3 - Навыки для успешной и счастливой жизни


Школа Своего Здоровья

И невозможное ВОЗМОЖНО!

проект портала Самооздоровление.ру

Самооздоровление.ру

Интернет-магазин Татьяны Морозовой Электронные товары по здоровью, психологии, воспитанию и личностному росту

ЖЖ Татьяны Морозовой - Взгляд на мир с моей колокольни

Выпуск 346-3

Содержание выпуска:

Ведущая рассылки Татьяна Морозова

Татьяна Морозова ведущая рассылки


Специальные предложения интернет-магазина Татьяны Морозовой

Специальное предложение этой недели

Библиотека ШФЗ. "Ценю, Храню и Сберегаю!!!"

Библиотека ШФЗ. "Ценю, Храню и Сберегаю!!!"

Комплект из 4-х книг
"Советы умным"

Комплект книг


Комплекты книг -

скидка на все книги, входящие в комплект - 7,5 %

Комплект "Профилактика простудных заболеваний"

Комплект "Психология жизни"

Комплект из четырех книг серии "Библиотека Школы Финансового Здоровья"

Комплект из четырех книг серии

Комплект "Беременность и роды"


Комплекты материалов курсов

скидка на все материалы, входящие в комплект - 10%

Материалы 1 и 2 месяцев Курса Волшебного Превращения для женщин (I этап)

Материалы курса "Школа Финансового Здоровья - Денежный ликбез - Начальная школа и План финансовой защиты"


скидка на все материалы, входящие в комплект - 15%

Материалы курса "Школа Финансового Здоровья - Денежный ликбез"

Материалы 1, 2 и 3 месяцев Курса Волшебного Превращения для женщин


скидка на все материалы, входящие в комплект - 20%

Материалы всего Курса Волшебного Превращения для женщин (I и II этап) + приложение

Навыки для успешной и счастливой жизни

Здравствуйте ВСЕ!

В своём ЖЖ я опубликовала ряд статей, посвященных формированию навыков для счастливой и успешной жизни. К этой теме мы вышли постепенно в ходе обсуждения статей читателями журнала. А началась эта тема с описания нашего обычного дачного дня.

Наша дачная жизнь. Трудотерапия.

Вчера хотела рассказать об одной методике профилактики конфликтов на примерах из жизни нашей семьи. Но вчера, как назло, никаких конфликтов не наблюдалось. Дети довольно мирно уживаются друг с другом. Думаю, что главную роль в этом играет то, что у каждого из них есть своё личное пространство и при желании они всегда могут уединиться, если вдруг устанут от общества друг друга.

Вообще наша жизнь на даче очень размеренная. Встаём в 8 утра. Кто участвует в проекте "Путь Художника" заполняет утренние страницы. В 9 часов общий сбор - распределяем оплачиваемую работу среди детей: кто будет готовить завтрак, обед, ужин, кто приготовит еду собаке, кто уберёт дом, подметёт дорожки, покосит траву, принесёт дрова ко всем печкам, заложит посуду в посудомойку, организует чаепитие. Кто не успевает прийти на раздачу работ, например, долго спит, тот может вообще в этот день остаться без возможности увеличить количество своих карманных денег.

Основная борьба за работу разгорается между Олегом и Женей. Игорь выбирает для себя что полегче - заложить посуду в посудомойку и ради этого прибегает на утреннее собрание минут за 15 до назначенного времени, чтобы уж точно оставить этот пункт из списка за собой.

Дальше опять всё по плану. Завтрак в 10 утра - тут все изощряются как могут, так как это единственный приём пищи, где каждый может заказать для себя то, что хочет. И тому, кто готовит, приходится иногда делать 5 разных блюд по числу живущих. Но зато и оплачивается приготовление завтрака на 50% выше чем любая другая еда.

После завтрака "закладыватель посуды в посудомойку" убирает кухню, а все остальные занимаются кто чем хочет. Если есть оплачиваемая работа на это время, как, например, приготовление еды собаке, покос газонов или уборка дома, то дети её выполняют.

Во дворе стоит огромный бассейн и если жарко, то дети весь день проводят либо в нём, либо рядом с ним.



Читать дальше статью и её обсуждение )

Дети и деньги. Главные опасения

Когда я пишу об оплате домашнего труда детям, то в комментариях всегда всплывают одни и те же опасения. Озвучу их:
  1. Если дети будут делать работу по дому за деньги, то потом они к этому так привыкнут, что начнут требовать денег за каждый свой чих.
  2. Когда родители станут совсем старенькими, то есть будут не способны позаботиться о себе самостоятельно, то эти, развращенные трудом за деньги дети, не поднесут им и стакана воды без предварительной оплаты.
Ну что же, разберём в чём тут неправда. Но начать я хочу не с того момента, когда вы решаете стоит ли договариваться со своим ребёнком о том, что теперь за мытьё полов он будет иметь возможность получить звонкую монету. Нет, начать я хочу с того момента, когда вы решаете родить ребёнка в свою семью.
 

Читать дальше статью и её обсуждение )

Платите детям за домашнюю работу - это честно и обучающе

[info]kostyazen (переводчик книг Клауса Джоула о посылании любви "Посланник" и др.), пишет: Предложил своей нижегородской знакомой платить сыну деньги сдельно, а не ставкой:
сегодня в жж прочитал начало объяснения Татьяны Морозовой, почему она дает деньги детям за работу. Напомни мне, распечатаю для тебя.

Предлагаю платить ... не ставку 1000 руб, а сдельно за все, что просим (просишь) его сделать.

Плюсы:
.он заинтересован сделать больше, а не меньше, как сейчас
.он учится вести переговоры со взрослыми
.он делает поручения добровольно, значит, нет эксплуатации дет. труда
.он каждый день хочет тратить небольшие суммы на воду и мороженное, и так он постоянно и получает такие суммы. (Сегодня он ездил в ... на велике, а деньги потратил на сладкое или воду. Велик - хорошо, но очевидно, что он заинтересован получать деньги часто.)
.появляется возможность легко договариваться о "помыть посуду", разобрать его вещи и др.
.ты сможешь делегировать свои дом. дела - ведь ты только спишь дома, а домработницы нет

Конечно, надо подумать над расценками. У Морозовой любая работа оценивается в 10 руб. Сложные разбиваются на части ро 10 руб. Ее дети даже готовят еду всем! И конкурируют за задания.

Конечно, это система на конкретный случай - воспитание подростка. Он учится взаимодействовать с жизнью...

В итоге: ... при деле, учится готовить, чинить краны и т.д., а дома исчезает бардак.

конечно, я высказываю мысли, а ты сама разберешься, что тебе делать, как взаимодействовать с ....
Там ещё и обсуждение есть. :)

Кстати, насчёт обсуждения. Сколько читаю комментарии, столько и убеждаюсь в том, что ничто так не расскажет хорошо о человеке как его мнение о тебе. Когда мы в ШСЗ проводили семинар "Зрелая личность", то там у нас было одно очень любопытное упражнение "Знакомство". Оно состояло из двух этапов.

Первый - Все участники разбивались на пары и рассказывали друг другу истории своих жизней.  Второй этап - нужно было кратко представить человека, с которым ты в течение прошлых 20 минут так плотно общался.

Ну и вы догадываетесь, кого именно представлял говорящий? Точно, самого себя! Причём, его история жизни могла быть совершенно иной, но то как он расставлял акценты в своём рассказе, делая упор на то, что его больше всего волнует, лучше любой исповеди говорило нам о том, что у него на душе. 

Теперь вы знаете мой секрет - почему я никогда не обижаюсь на комментарии, чтобы мне человек в них не писал. Он пишет о самом себе и это всегда очень интересно.

Почему я не плачу за хорошие школьные оценки?

[info]tiginyana меня спрашивает, плачу ли я детям за хорошие оценки. Мой ответ: нет, не плачу. И вот почему...

Сегодня с детьми обсуждали тему школьных оценок. Насколько они считают эти оценки справедливыми и отражающими реальный уровень их знаний.

 

В ходе обсуждения пришли к выводу, что оценки учителя используют зачастую как способ манипулирования учениками, а также для своего самоутверждения. Очень часто бывает, что учителя оценивают не качество ответа ученика, а его самого. 

Олег, 13 лет: Если ты в течение года учился хорошо и с поведением было всё нормально, то даже если ты вдруг ответишь на уроке плохо, тебе поставят либо завышенную оценку, вспомнив твои прошлые заслуги, либо не станут вообще оценивать твой ответ, объяснив неготовность какой-нибудь уважительной причиной. Но вот если ты числишься в списке хулиганов или троечников, то за твой отличный ответ тебе могут поставить более низкую оценку и никакие уважительные причины в случае плохого ответа рассматривать не будут.

Оля, 20 лет: у меня в школе была учительница физики, которая любила повторять, что на пять её предмет знает лишь бог, на четыре она сама, а ученики в лучшем случае могут получить ... и тут она многозначительно замолкала.

Женя, 11 лет: учительница в начале учебного года сказала, что у меня нет ни одного шанса на то, чтобы получить по русскому языку в четверти пятёрку. И точно: всё, чтобы я ни делала: отвечала на уроках, писала на отлично работы - ничего не помогло. В четверти мне поставили четыре. А вот в другой четверти у нас поменялась учительница, но мне в конце неё поставили пять, хотя делала я всё тоже самое, что и в первой.

Игорь, 9 лет: мне и ещё одной девочке в нашем классе в одной четверти поставили по русскому языку четвёрку, хотя до этого учительница говорила, что знаем мы предмет только на тройку. Она хотела, чтобы мы с ней в следующей четверти постарались и оправдали её надежды.

Ну а так как я сама училась в школе и меру объективности учителей представляю себе очень хорошо, то ставить себя в зависимость от неё, считаю неправильным. В моём классе, например, учился мальчик, которого учителя оценивали на уровне 3-4 балла, в то время как сами ученики его уровень знаний оценивали намного выше уровня знаний наших отличников. Камнем преткновения для учителей была "грязь" в его тетрадях и то, что он заикался при устном ответе.

Для меня школьная оценка говорит больше не об уровне знаний ребёнка, а о том, как он умеет ладить с учителями и находить с ними общий язык. Это очень важное качество для жизни, особенно для жизни в коллективе людей, но тут для формирования этого навыка, я думаю, за глаза хватает тех оценок, что получают дети в школе, чтобы добавлять ещё и мою.

Но вот если какой-либо учебный навык, которым в моём представлении должны владеть дети, в школе по какой-то причине не развивается, то я за его освоение могу спокойно ввести плату. Например, меня не устраивает тот уровень чтения и понимания текста, которыми владеет мой младший сын. Чтобы его поощрить повысить этот уровень я ищу те способы мотивации, которые будут работать для него. Его плата - дополнительное время игры на компьютере. Именно им я расплачиваюсь с ним за прочитанные и пересказанные мне тексты.

За что я плачу детям?

[info]alkime  меня спрашивает: Скажите пожалуйста , с какого возраста Вы ввели такую систему оплаты?
И кстати - дети готовят мясные блюда тоже?
И разнится ли выполняемая работа от возраста детей?

Чтобы у нас с вами не было путаницы и разночтений, хочу ещё раз остановиться на том, за что вообще вводится какая-либо оплата детям. Как я уже говорила в других своих текстах на эту тему (1, 2, 3, 4), все способы стимулирования, которые я использую при выращивании детей, направлены в первую очередь на формирование и закрепление у них навыков для самостоятельной жизни. Именно это является моей целью, а вовсе не то, чтобы они делали всю работу по дому или, например, готовили еду на всю семью.

То есть моей основной задачей является научение их навыкам самообслуживания, навыкам жизни в коллективе людей, навыкам успешной и продуктивной жизни и доведение их умения до автоматизма. Владение частью этих навыков требуется человеку с самого раннего возраста, например, навыки самообслуживания. Вот тогда-то я и начинаю эти навыки ребёнку прививать.

И как любая привычка, освоение навыков должно пройти несколько этапов до того момента как человек начнёт их делать на автомате.

Можно выделить четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.


 

    • Бессознательная некомпетентность: у тебя нет навыка, и ты не знаешь о его отсутствии или вообще о возможном существовании такового. Когда ты осознаешь недостаток навыка, ты переходишь на вторую стадию.

    • Сознательная некомпетентность: ты знаешь, что у тебя нет данного навыка. Понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может мотивировать тебя на приобретение недостающего навыка, а с другой стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие обучению.

    • Сознательная компетентность следует за процессом сознательного обучения навыку. Вначале эта стадия часто отмечена самоосознанием. Воспроизведение того или иного действия требует постоянного мысленного контроля и может выполняться хуже, чем до начала обучения.

    • Бессознательная компетентность — это заключительный этап обучения, когда навык полностью интегрирован в твое поведение. Твое бессознательное справляется с ним самостоятельно, а твое сознание свободно дл   я обучения новому навыку. Эта стадия характеризует мастерство.

Но мало перечислить все эти стадии обучения, нужно еще знать подводные камни, которые встречаются на пути от незнания к мастерству.
Читать дальше статью )

Навыки, необходимые для счастливой и успешной жизни

В последних текстах, посвященных оплачиваемой работе детей, я много писала о формировании навыков, необходимых для счастливой и успешной жизни. Но вот что это за навыки, подробно не говорила. Думаю, что пришло время на этом остановиться чуть подробнее. Представляю одну из своих глав книги "Обучение в семье", которая так и называется - "Навыки, необходимые для счастливой и успешной жизни"

Школьная программа не дает главного – того, что нам требуется в жизни на каждом шагу. Без чего построить успешную жизнь невозможно в принципе.

В программе общеобразовательной школы все поставлено с ног на голову. Главным в ней считается получение знаний, а вовсе не получение навыков. Я же утверждаю, что в жизни все с точностью до наоборот. Главное - это умение, которое можно уже потом подкрепить нужным знанием для более его глубокого понимания и освоения. Знание, не подкрепленное умением – пустое, забивающее голову лишней информацией – хлам на чердаке.

Поэтому со своими детьми я очень мало уделяю внимания обязательной школьной программе и всему тому набору знаний, что она пытается дать человеку.

Я считаю, что знания в том объеме, что предлагается детям в процессе школьного обучения, не просто не нужны, а даже больше – они вредны. Вредны по той простой причине, что они оторваны от жизни и их бездумное накопление этот отрыв лишь усугубляет.

И в итоге мы имеем абсолютно не приспособленных к жизни людей, способных только на исполнение чужих распоряжений, верящих печатному слову и не желающих думать своей головой. То есть, получаем тех, кого наши политики любовно называют электоратом.

А у электората сплошные проблемы: маленькие зарплаты и пенсии, очереди к чиновникам и в поликлиники, семейные склоки и дрязги, дети-оболтусы, ненависть к тем, кто живет лучше, пренебрежение теми, кто живет хуже. Если это и можно назвать жизнью, то с очень большой натяжкой. Это не жизнь – это выживание.

А согласиться с тем, что я рождена только для того, чтобы выживать от зарплаты до зарплаты, я никак не могу. Смысла в такой жизни я не вижу

Какими же навыками должен обладать человек, чтобы его жизнь можно было бы назвать успешной, а главное - счастливой.

Ниже мой список навыков, без которых по моему представлению невозможно обрести счастье и успех в жизни.
  • Умение отвечать за свои поступки
  • Умение ставить и достигать цели
  • Умение определять смысл того, что ты делаешь в текущий момент
  • Умение находить причину душевного дискомфорта и устранять ее
  • Умение сохранять трезвость мышления в критических ситуациях
  • Умение находить общий язык с разными людьми
  • Умение решать спорные вопросы путем переговоров
  • Умение отражать нападение
  • Умение распознавать ложь и манипуляции в общении
  • Умение обеспечить себя всем необходимым для удобной и комфортной жизни (жилье, еда, одежда, транспорт и т.д.)
  • Умение сохранять свое тело здоровым, а настроение бодрым
  • Умение сделать правильный выбор любимого человека
  • Умение сохранять душевную и физическую любовь на протяжении жизни
  • Умение вырастить здоровых и счастливых детей 
Также ниже список навыков, владение которыми, я считаю, может оказаться очень полезным в жизни
  • Умение вдумчиво читать (определять суть прочитанного и делать выводы)
  • Умение грамотно писать и доступно выражать свои мысли письменно
  • Умение считать в уме (сложение, вычитание, умножение, деление, проценты)
  • Умение находить нужную информацию у людей, в книгах, в интернете
  • Умение готовить, стирать, гладить, шить, вязать, наводить порядок и чистоту
  • Умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим в случае необходимости.
  • Умение подбирать одежду и аксессуары сообразно ситуации
  • Умение планировать свой день
  • Умение выступать публично
  • Умение обращаться с компьютером и другой бытовой техникой
  • Умение вести личный и семейный бюджет
  • Умение печатать слепым 10-пальцевым методом
  • Умение держаться долго на воде и плавать
  • Умение ориентироваться в чужой языковой среде
  • Умение водить машину, ездить на велосипеде, ходить на лыжах
  • Умение обращаться с животными.
  • Умение ориентироваться на местности.
  • Умение определять съедобные дикорастущие растения.
  • Умение организовать ночлег в экстремальных условиях.
  • Умение чередовать работу и отдых



Ну а теперь об этих навыках чуть подробнее. Читать дальше статью и обсуждение )

Успехов вам и будьте счастливы!

До скорой встречи, Татьяна Морозова

К содержанию 

Татьяна Морозова 2003-2010 ВСЕ материалы рассылки, за исключением подписанных прочими именми WEB-мастер Ольга Морозова 2003-2010 

В избранное