Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели мая 2012.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.

В еженедельных выпусках бесплатной Золотой рассылки «Интерпретация проективных тестов» в 2012 году вы читаете тексты прошлых лет: мои комментарии из диалогов с топикстартерами в ру_психолог, они уже публиковались в архиве интернет-материалов в ЖЖ m-d-n; мои эссе, которые были опубликованы в открытом доступе в интернете на портале Проза.ру; мои статьи, напечатанные в московском журнале «Психотерапия» в 2011-2012 годах.

Весенне-летний семестр мы будем с вами говорить о любви : )

© O.V. Bermant-Polyakova, 2011

Как поживает ваш внутренний родитель?

Со страницы http://m-d-n.livejournal.com/341598.html

Из диалогов к посту http://ru-psiholog.livejournal.com/2792925.html

У Эрика Берна есть идея, что общаться (коммуницировать) люди могут из трёх позиций: хочу, могу, должен. Про восприятие людьми друг друга (межличностную перцепцию) и про взаимодействие людей друг с другом (межличностную интеракцию), я в скобках пишу умными словами то же самое, как в учебниках социальной психологии пишут, Берн сознательно не хотел ничего писать. Он сказал: вот общение. Оно структурирует свободное время. Структурирует таким вот образом: люди играют друг с другом в коммуникативные игры. И книга "Игры, в которые играют люди" это бестселлер психологической литературы. Есть книга, его же, "Люди, которые играют в игры". С позиций Берна общение очень понятно раскладывается.

Я хочу вам отвечать - и отвечаю. Это "Внутренний Ребёнок".
Я могу вам отвечать - и отвечаю. Это "Внутренний Взрослый".
Я должна вам отвечать - и отвечаю. Это "Внутренний Родитель".
Соответственно, во взаимодействии со мной, вы можете обращаться ко мне, подразумевая, что я хочу общаться с вами, могу общаться с вами или должна общаться с вами. Это называется "обращаться к внутреннему ребёнку", "обращаться к внутреннему взрослому", "обращаться к внутреннему родителю" соответственно.

Безусловной заслугой данного подхода является усложнение Я, оно стало троичным, и психологический дискурс, то есть разговоры о психологии из примитивного "соответствует светским приличиям - не соответствует" стал более изощрённым. С практической точки зрения, стало нагляднее, кто такой "трудный партнёр по общению": он общается только из одной позиции, слышит только своё хочу, или только своё могу, или только своё должен. Сам себе (в крайних вариантах) эгоист, трудоголик или невротик. Идея была - разрешить себе быть разным, и хотеть, и мочь, и подчинять свои желания слову "надо, должно". Однако на просторах интернета вы не встретите людей, которые обсуждали бы своего внутреннего родителя и свои нравственные императивы, которые им мешает реализовать общество. Почему-то сложился такой перекос.

Когда "внутренний ребёнок" оформляет идею не-Я, важно сохранять способность адекватно оценивать реальность, иначе это будет фантазия или психотическое переживание, пример

Давайте из мира идей в реальную наглядно-конкретную ситуацию то же самое перенесу,

Сидите вы дома у камелька, звонок в дверь, на пороге сорокалетний сосед.
- Послушай, - говорит он вам, - хочу в другую группу перейти в ганхова (подготовительная группа в детсаду). Эта воспитательница Михаль, она недобрая. Я к Рути хочу.
Вы ему:
- Слушай, дорогой, тебе надо работать, семью кормить, у тебя обязательства перед партнёрами по работе, долговые обязательства, родители, жена, дети, тебе пахать надо. Про какой детский сад ты говоришь?
Он вам:
- Вот так всегда! Я буду ходить в детский сад куда я захочу!
Вы (коситесь на телефонную книгу, чтобы вызвать психиатрическую неотложку):
- Конечно, конечно.

Хотеть вернуться в прошлое - это нереалистичное желание. Которому ни психиатры, ни здоровые не потакают. Как только машину времени изобретут, так сразу и будем дискуссии вести про желание вернуться в то время, когда ребёнок и мама - это одно целое без границ, а пока меня в этот психоз не зовите и не уговаривайте, что думать об этом естественно и нормально. Нормально грустить о потерянном рае, тосковать о невозвратном детстве, но в маниакально-героическом позитивном мышлении нет места утрате (навсегда) детства и грусти. Отрицается огромная часть души.

Это очень жёсткий запрет за грусть. Любимые уходят, родные бабушки умирают, их не вернуть и грустить по ним - значит быть человеком. Из грусти неразделённой любви и грусти утрат выросло искусство, желание выразить в музыке переживание и запечатлеть дорогое сердцу, остановить мгновение.

Диалог с полуторогодовалым ребёнком это неадекват полный, дети в этом возрасте бессловесны, тот кто ведёт диалог, придумывает слова за полуторалетнего карапуза, и сам со своей фантазией о карапузе беседы ведёт. Учитывая, что основная масса людей с трёх лет себя помнит, эпизодами хотя бы, то это работа воображения во всей красе, - которая обслуживает отрицание грусти по ушедшему. Вместо бессилия перед смертью - бредовые разговоры с самим собой, псевдо-всемогущество, что вот поговорю с собой восемнадцати-месячным, и автономия моя станет развиваться. Она и так развилась, раз заработать сумел на визит к психотерапевту.

(собеседник)

Представьте, что всё проще устроено. Перивентикулярная лейкомоляция, маленький пузырёк жидкости в одном из отделов коры головного мозга, к несчастью, отвечающего за различение мимики, выражения лица. Всё в порядке, ходит, говорит, понимает, запоминает, планирует действия, - только не понимает, когда вы сердитесь, а когда вы шутите, по лицу. Провоцирует вас на то, чтобы вы высказались, - и по интонации голоса выводы делает, "в другой модальности" нужную информацию берёт.

И не сформируется понятие о границах, об уважении, потому что нет - на уровне натуры - на чём это понятие строить.

Вы мультфильмы 1950-х годов посмотрите, про медведей и белочек. Они интонированы, преувеличенно, там мимика прорисована персонажам, они человекоподобны. И медленно их показывают, чтобы детское восприятие незрелое успевало и расслышать, и разглядеть, и понять, что происходит.

А мультфильмы 2000-х годов посмотрите, они амимичны. Взаимодействие между героями, не про дружбу, обиделись, помирились, дружно взялись, подстроила козни, что вы, где сложность социальной жизни. Дал по башке - догнал, дал сдачи. Не распознаваемы эмоции ни на одном лице, часть вообще геометрической формы. И показываеют в темпе, который взрослые не всегда успевают схватывать, и говорят скороговоркой. Чтобы Я установилось и сформировалось, оно сначала имитирует. Имитационное поведение в основе. Им нечего имитировать, детям нынешнего века. Даже здоровым на уровне натуры, характер не формируется у них соразмерный человеку.

А с автономией у них полный порядок и с границами Я, попробуйте у ребёнка его iPad забрать, он быстро вам скажет, что это его личные вещи и у него есть права. Выстроит границы по имуществу, по вещам, по зримо-осязаемому, и без теоретизирований психологических. Своё и чужое инстинктивно может различать.

(собеседник)

Это естественное желание, быть объектом заботы, как раз. И в пять лет, и в сорок лет.

(собеседник)

Я прямо говорю вам, в бредовые измышления не втягивайте меня. "Внутренний ребёнок, который заявляет о своих потребностях" по сути ничем не отличается от императивных голосов в голове, которые заставляют "потребовать мир признать независимость марсианского правительства", это выдумки.

Я уважаю ваше желание их иметь, и предполагаю, что иллюзия нужна не одной вам. Однако слияния в экстазе вашей любимой иллюзии у нас с вами не получится. :)

Я начала с мысли, что переходный объект формирует у ребёнка способность адекватно оценивать реальность, что фантазия, а что осязаемое и реальное, что грёзы о маме, а что живая мама. И подвергла критике вашу идею о том, что грезить о маме это здорово. Для меня это фантазировать о возвращении в детство и об исправлении опыта нелюбви мамой в терапевтических отношениях. Это создаёт монополию терапевтов на поставку услуги "исправление опыта нелюбви" и обесценивает естественное умение людей в отношениях друг с другом сочувствовать, любить, из принятия живыми ровесниками рядом, в реальности, не в идеях и грёзах, исправлять опыт детской нелюбви. Имхо

У меня похожая точка зрения, если формулировать. Есть пласт опыта, из раннего детства, который бессловесный и не осмыслен критически, потому что у ребёнка нет психических возможностей рефлексировать и обдумывать свой опыт.

На него, как кольца на дереве, которое растёт в толщину, наросли другие пласты опыта, и это общее для всех людей.

Желание терапевтов избрать опыт - непроверяемый памятью - полутора лет и младенчества и "исцелить" нелюбовь довольно хорошо оплачивается. Конкурентами на рынке являются только коллеги, которые "исцеляют" нелюбовь, полученную до рождения, в утробе, и нелюбовь, полученную в предыдущих поколениях.

Всё это создаёт для клиента вектор "бытия в там-и-тогда" вместо бытия в "здесь-и-сейчас" и вместо того, чтобы укоренять в реальности и укреплять способность адекватно оценивать реальность, - как это делает родительская фигура, желающая обучить ребёнка жить эту жизнь, в этом веке и в этом социуме, знакомит с социо-культурными нормами,

укрепляет способность клиента воображать и фантазировать.

Более того, терапевт по определению человек, у которого есть способность суждения и наблюдения, умение рефлексировать на профессиональном уровне, в отличие от большинства клиентов, и он не может не рефлексировать того, что он делает. Однако ни в одном рекламном объявлении нет слов: "Развеиваю воспоминания разговорами", а ведь по сути все психотерапевты именно это делают. И ни в одном нет описания продукта: "Фантазирую вместе с вами о вашем прошлом за ваши деньги".

(другой собеседник)

Давайте для примера возьмём Олю.
Оля пишет список из двадцати желаний.
Оля группирует свои желания.
Группу своих желаний - здесь и сейчас, "Что я хочу сегодня", - она обозначает. Кленовым листом, колбой воды, кольцом с изумрудом, мужчиной, женщиной, девочкой, мальчиком, не суть важно обозначение. Важно, что психолог предлагает пофантазировать, какие взаимоотношения могли бы быть между листом, колбой, кольцом и т.д. по списку персонажей в семейке субличностей. То есть сначала делают аналитическую работу - делят массив желаний на подгруппы, потом синтетическую работу, - объединяют в один сюжет, при этом оставаясь в контакте с реальностью: это мои желания сегодня, я сочиняю про них семейку субличностей, я фантазирую. Я не есть список желаний и не часть списка желаний. И тем более, не часть моего списка желаний нуждается в слиянии с моей мамой.

Если супервизорски говорить, то есть пласт опыта, у каждого, вернее пласт бессловесного опыта, пласт опыта общения в семье до школы и пласт опыта общения в детском дошкольном учереждении со сверстниками, - три "внутренних ребёнка" у каждого из принадлежащих к советской культуре.

Западная схема для пациентов врачей-психиатров, а психоаналитик до 1980-го года в США это исключительно врач, психологам только потом разрешили это практиковать, и это средний класс, где дети не посещают детсад, а растут с мамой в доме с лестницей на второй этаж, - это пласт бессловесного опыта, и пласт опыта общения в семье до школы, слегка иной "внутренний ребёнок" :)

Конец цитаты.

Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону



С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное