Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели мая 2012.
Золотая рассылка «Интерпретация проективных тестов» это проект, где технически предоставлена возможность для диалога в комментариях к каждому выпуску, однако на реплики я не отвечаю. Беседы на темы психологии я веду на других площадках:
с сообщниками по коммьюнити «Сами себе психологи», на платформе LiveJournal в интернете, для тех, с кем совпала он-лайн, от случая к случаю,
с читателями платной рассылки на абонемент «Копирайт плюс доверие», в рамках переписки по пятницам на платформе mail.ru
с обратившимися за профессиональной помощью, в клинике в Модиине или в Тель-Авиве, пять дней в неделю с утра и два раза в неделю в послеобеденное время.
В еженедельных выпусках бесплатной Золотой рассылки «Интерпретация проективных тестов» в 2012 году вы читаете тексты прошлых лет: мои комментарии из диалогов с топикстартерами в ру_психолог, они уже публиковались в архиве интернет-материалов в ЖЖ m-d-n; мои эссе, которые были опубликованы в открытом доступе в интернете на портале Проза.ру; мои статьи, напечатанные в московском журнале «Психотерапия» в 2011-2012 годах.
Весенне-летний семестр мы будем с вами говорить о любви : )
Со страницы http://m-d-n.livejournal.com/150887.html
(окончание. Начало в выпуске рассылки май 2012-1)
Сначала виньетка.
Представьте ситуацию, семья с двухлетним ребёнком в гостях у старших, ребёнок хочет перебраться с одного края дивана на другой, от папы к маме, идёт и посередине соскальзывает под стол. Он не ушибся, ему не больно, просто неожиданно сорвалась нога и он - на ковре, внизу, растерянный и испытывает самые разные чувства. Родители протягивают ему руки, ставят на диван, и бабушка, которая видит происходящее, громко и весело спрашивает, называя ребёнка по имени:
- (имя), ты спрятался? Ты в прятки с нами играешь?
(первое побуждение мамы сказать правду: "Он не спрятался, он сорвался и упал под стол", первое побуждение папы проигнорировать случившееся, сказать "Не обращай внимания", оба думают, как отреагируют на их фразу бабушка и супружеская половина, и молчат)
Ребёнок внимательно наблюдает за лицами родителей, потом смотрит на бабушку и неуверенно улыбается ей в ответ. - (имя), вот какой молодец! Как ты здорово придумал спрятаться! А бабушка думает, куда мой внучек делся?
Она вовлекает его в игру, движимая побуждением - отвлечь от возможного рёва. Мама сидит букой, потому что её бесит слащавость фальшивой игры. Папа видит, что всё обошлось и раздражается на маму, которая сидит букой.
- Он не играл, - вступает в разговор тётя мальчика. - Он сорвался с дивана, упал и испугался (называет происходящее, адекватно оценивая реальность, сказали бы психологи).
Бабушка делает тёте "большие глаза", выразительно показывая "Ну зачем ты??". Лицо мамы светлеет. Она перестаёт сидеть букой и подаётся к ребёнку, чтобы обнять и успокоить его (эмпатически откликается на его переживание, сказали бы психологи). Ребёнок прижимается к маме и отворачивается от бабушки, мама гладит ребёнка по спинке, оба чувствуют себя умиротворёнными и соединёнными молчаливым пониманием. Папа спрашивает, где пульт от телевизора (затрудняется терпеть ситуацию исключённого третьего, сказали бы
психологи, а мог бы приобнять ребёнка и жену).
Если бы тётя не вмешалась, ребёнок получил бы эмоциональный опыт, который называется у психологов "эмпатический провал". На его переживание, на то, что случилось с ним и то, что он по этому поводу почувствовал (неожиданное падение, испуг) никто не откликнулся: ни мама, ни папа, ни бабушка. Родители молчали игнорировали происходящее, бабушка искажённо восприняла реальность и наставивала, чтобы внук отказался от подлинных чувств и собственного понимания происходящего и согласился с её искажённой трактовкой события.
Причин, почему так произошло, ребёнок не понимает, дипломатия взрослых, стремящихся не поссориться за праздничным столом ему недоступна. Поэтому он не знает, верить своим чувствам (я испугался) или верить радости бабушки (я молодец), неопределённость невыносима, и он выбирает бабушкину версию. Дети чаще соглашаются со взрослыми, у них есть опыт тотальной зависимости от тех, кто за ними ухаживает.
Вы написали в предыдущем комментарии (как я это понимаю), что боитесь на приёме у психолога пережить "эмпатический провал". Психолог, если не поймёт вас, начнёт настаивать на собственной искажённой версии событий, и вы вновь испытаете детское отчаяние и вновь согласитесь с ним, что верна его версия, - потому что не знаете, как можно иначе общаться с облечённой властью (родительской) фигурой.
Страх погрузиться в ту детскую беспомощность и зависимость от старших настолько силён, что рациональные аргументы (я могу попросить разрешения психолога записывать сессии на диктофон и дома в перерыве между встречами буду прослушивать и обдумывать, я могу платить только четыре встречи вперёд и по итогам каждого месяца принимать решение, продолжать занятия с психологом или завершить курс, я взрослый человек, которому больше двадцати лет и мой жизненный опыт поможет мне в эмоционально трудной ситуации, даже
если отчаяние захлестнёт меня, я дам психологу знать об этом, ибо могу заранее с ним договориться о праве сказать "Стоп" и др.) не приходят вам на ум.
Откуда берётся этот страх? Для этого нужно "отмотать видеоплёнку назад" и вернуться в ситуацию "там и тогда", чтобы посмотреть на происходящее глазами взрослого человека-наблюдателя, а не глазами ребёнка-участника событий.
У вас-ребёнка есть свои желания, и вы заявляете о них маме
мама не признаёт эти желания, она "отменяет" их, говорит что ничего не было
чувства ребёнка, которого "отменяют" (их много, и боль, и гнев, и безнадёжность, и разочарование в маме)
ожидание, что мама ещё раз "отменит" желания, мучительно
включается психологическая защита, она позволяет терпеть мучения
Многое зависит от того, как вы воспринимали "отмену" ваших чувств и потребностей. Есть дети, которые протестуют (выкрикивают оскорбления в адрес родителей или пинают их или швыряются предметами в них), есть дети, которые на словах подчиняются, а сами в душе негодуют (пэссив-агрессив), есть дети, которые отрицают свои чувства и потребности, то есть соглашаются с тем, кто "отменяет", им подлинность переживания сохраняет Сновидящее Я, во сне кошмары могут сниться агрессивного содержания, где протест, есть
дети, которые выскальзывают из ситуации, по аутистическому типу реагируют, это мечтатели, которые бегут в фантазии и присутствуя в ситуации "отмены" телом, душой и мыслями в другом месте, или в книгах, идли с выдуманным другом, который приходит и восстанавливает справедливость, или себя воображают Королём, который пришёл и спас, - психолог на приёме, общаясь с вами, привычный для вас паттерн реагирования сразу видит и обсуждает его с вами, делает из безотчётного подотчётным, осознаваемым.
Про страх, я предположу что речь идёт о психологической защите по типу "идентификация с агрессором". Идентификация (identification) – совладание путём бессознательного самоопределения по образцу другого человека. В основе изменённого самоощущения лежит отрицание собственного бессилия и смещение. Адаптивная ценность идентификации зависит от качества объекта, которому уподобляет себя человек. (предположим, что для вас идти к психологу - значит позаимствовать его уверенность, его способы справляться со стрессом,
его спокойствие. Идентифицировать себя с психологом, другими словами)
Идентификация с агрессором (identification with aggressor) – совладание путём идентификации с причиняющим боль или страдание объектом. Эта защита изменяет самоощущение по механизму отрицания собственной униженности и смещения (если привычный для вас паттерн идентификация с агрессором - то вы будете предполагать, что поход к психологу - идентификация с психологом, появление "мы" с психологом в "нашей" терапии означает идентификацию с новым агрессором, и будете бояться агрессии психолога).
Полностью словарь психологических защит здесь
http://community.livejournal.com/ru_psiholog/931795.html
Конец цитаты.
Приём в Модиине по предварительной записи, обращаться по телефону
С уважением,
Бермант-Полякова Ольга Викторовна
психолог, психотерапевт, супервизор