Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Психологос: энциклопедия практической психологии


Еще раз о состоянии Жертвы: все не так!

Благодарен всем участвующим в обсуждении (тему я запустил на многих форумах, самым активным оказался форум Синтона), в результате (сегодня) мне кажется, что мое первоначальное видение - существенно неверно.

Исходное видение

Первоначальное видение: состояние Жертвы - это отсутствие позитива, отсутствие конструктива, отсутствие личной ответственности. Сегодня мне думается, что это слабое, беспомощное определение, на уровне «Младенец - это тот, у кого нет маникюра и кто не катается на мотоцикле». Ну да… Только младенец-то здесь при чем?

SerejaKu правильно язвит: «когда человек например спит, он - жертва по определению». fns пишет: "Я могу представить себе Жертву, у которой есть и позитив и конструктив и личная ответственность. Это, например, Жертва, которая ищет своего Спасителя. У такой Жертвы вся эта троица (позитив/конструктив/ответственность) направлены не на преодоление обстоятельств, жертвой которых она является, а на поиски Спасителя. Могу даже предьявить конструктивный пример такой жертвы - ребенок (не Ребенок, а именно ребенок), требующий от взрослого (скажем, мамы) возмездия для другого, обидевшего его, ребенка".

В статье про Жертву вставил хороший видеосюжет из фильма «По семейным обстоятельствам» - там взрослый дядя классно и искренне разыгрывает несчастную Жертву: энергично, надо сказать! И с гневом, и наступательно! Итого - приписывать Жертве ничегонеделание неверно, неправильно.

Новое видение

Даю новое видение, а точнее, возвращаюсь к давно известному треугольнику Карпмана:

Состояние Жертвы переживается и транслируется комплексом разнообразных эмоций, среди которых обычно страдание, страх, обида, возмущение, демонстрация своей беспомощности.

Человек в этом состоянии ощущает находится во враждебном мире и спасается от Преследователей (Хищников), взывая к Спасителям. При малейшей возможности Жертва сама превращается Хищника (Преследователя), мстит Преследователю и Спасителю (потому что плохо спасал).

Как это соотносится с первоначальным видением?

Обратите внимание, позиция Жертвы - это не просто отсутствие позитива. Жертва живет в своем, особом, - враждебном мире, где есть либо Хищники, либо Жертвы. И у Жертвы не просто отсутствие конструктива, Жертве в принципе не до конструктива: она ищет, как спастись, она выбирает не из лучших вариантов, а ищет возможность избежать наихудшего. В состоянии Жертвы отсутствие авторства (источник ее поведения - акции Преследователей) и отсутствие личной ответственности (это, похоже, точная характеристика).

Что касается состояния Родитель - Взрослый - Ребенок и как это соотносится с понятием Жертва, то тут все сложнее и буду еще думать. Вместе с вами.

Повторение пройденного

А Словарь Жертвы рекомендую посмотреть еще раз:

∙ Меня заставили.
∙ Вы действуете мне на нервы.
∙ Я не виноват.
∙ Как она могла так поступить!
∙ Вы должны в корне изменить свое поведение.
∙ Я требую извинений.
∙ Я хочу, чтобы она признала свою вину.
∙ Это нечестно.
∙ Меня это так расстраивает.
∙ Я ей ничего не сделала, а она…
∙ Мне все это надоело.
∙ Мне это никогда не нравилось.
∙ На это у меня нет времени.
∙ От этого я лезу на стенку!
∙ Ничего не могу поделать. Такой я человек!
∙ Если бы он/она был/а другим/другой…
∙ Я сделал все от меня зависящее.
∙ Что бы я ни сделала, ему все плохо…
∙ Если бы ты по-настоящему любил меня…
∙ Она во всем виновата.
∙ Я никого не трогаю, но меня достают!
∙ У меня никогда нет для себя свободной минутки.
∙ У меня было ужасное детство.
∙ Надо полюбить себя, другие нас не полюбят.
∙ Нет, вы посмотрите! Он/она лезет без очереди!
∙ Я опоздал из-за светофоров, тащился за школьным автобусом и т.п.
∙ Я работал в двух местах, чтобы тебя содержать.
∙ Мой начальник меня не уважает.
∙ Дети не ценят того, что мы для них делаем.
∙ Из-за тебя у меня разболелась голова.
∙ Ты не представляешь, как я страдаю из-за тебя.
∙ Без меня ты бы была ничтожеством!
∙ Я многого не прошу. Почему ты не можешь для меня этого сделать?
∙ Ты обидел меня последний раз!
∙ Почему такое случается только со мной?
∙ Из-за тебя я так расстроился, разволновался и т.п.
∙ У меня нет времени обращать внимание на ее дурости.
∙ Если бы они не вмешались, я бы мог проявить себя.
∙ Если бы не дети, у меня все бы сложилось иначе.
∙ Я не хотел/а, но он/она заставил/а меня.
∙ Почему я должен этим заниматься, когда он/она…
∙ А как же я?
∙ Школа воспитывает моих детей.
∙ Моя бывшая жена занимается детьми.
∙ Людям на вас наплевать. Они пользуются вами при малейшей возможности.
∙ Я ужасно занят и не смогу заняться этим.

∙ Мы всегда должны поступать по-твоему!
∙ Я тебе тысячу раз говорила, что я этого не люблю!
∙ И это после всего, что я для нее сделал!
∙ Если бы они дорожили нашими отношениями, они бы так не поступали.
∙ Я все всем делаю, и что я получаю за это!
∙ Мною всю жизнь пользуются.
∙ Я с этим не стану мириться.
∙ Я столько положил на это сил, а тебе плевать
∙ Это – система
∙ Ты не представляешь, как я страдала.
∙ Я больше страдаю (значит, заслуживаю большего).
∙ Хочу получить свой кусок.
∙ Такова жизнь. Так устроена жизнь.
∙ Это не то. Это совсем другое.
∙ Женская работа никогда не кончается.
∙ Как можно выиграть, если ты постоянно проигрываешь!
∙ Я делаю все, что могу
∙ Я не хочу лишнего. Я хочу по справедливости.
∙ Это не я придумал, меня нечего ругать.
∙ Ничего, они еще поплачут, когда меня не будет.
∙ Меня никто не любит.
∙ Как жить дальше?
∙ Разве это не ужас!
∙ Он/она/они давят на меня
∙ Это сильней меня.
∙ Не могу…
∙ Я попробую (вместо – я сделаю).
∙ А почему бы вам самой…?
∙ Он/ она/они обязаны…
∙ Я устал от жизни.
∙ Если вы не выполните свою часть, я не стану делать свою!
∙ Ты действительно меня любишь?
∙ Хотите помочь – прекрасно. Не хотите – буду корпеть над этим сам!
∙ Из-за тебя я провалился.
∙ Их надо проучить.
∙ Нельзя, чтобы они так поступили еще с кем-то
∙ Я этого не забуду.
∙ Меня никто не понимает.
∙ И ты это сделал? Не могу поверить!
∙ Они не хотят меня слушать.
∙ Такая травма остается на всю жизнь.
∙ Постой минутку! Это я пострадала!
∙ Поздно. Ущерб уже нанесен.
∙ Я ужасно зол. Плевать хочется.
∙ Опыт здесь не ценится..
∙ Ты не представляешь, какой сегодня был день!
∙ Почему у меня никогда толком ничего не получается?

∙ Если бы тебе довелось пережить такое…
∙ Надеюсь, твои дети так с тобой не обращаются.
∙ Меня неверно понимают.
∙ И что я имею после всего?
∙ Чем я заслужил такое отношение?
∙ Они не уважают меня. Они помыкают мной, как скотиной.
∙ Работа сводит меня с ума.
∙ Ты бы ни за что не согласился на такое.
∙ Ты не представляешь, как я вкалываю целый день!
∙ Никто столько не работает, как я.
∙ Хочешь, чтоб я был с тобой по-хорошему, будь со мной по-хорошему.
∙ Брр! Я не могу это есть. Жутко выглядит.
∙ Родители меня совершенно не понимают.
∙ Врачи превратили меня в развалину.
∙ Одним везет…
∙ Теперь из-за меня пострадают другие.
∙ Мне всегда доставались плохие учителя и дурные начальники.
∙ Другой в моей ситуации бы взбесился.
∙ Я не отвечаю за свои реакции.
∙ Нет, я так дальше жить не могу!
∙ Я всегда должна убирать за тобой.
∙ Это выше моих сил.
∙ Ты еще пожалеешь!
∙ У меня это не выйдет.
∙ Мне это так трудно.
∙ Я, наверное, опять все испорчу.
∙ Мне надо больше стараться.
∙ Я не обращаю достаточно внимания.
∙ Другие не замечают, какая я хорошая.
∙ У меня обычно всё плохо получается.
∙ Со мной тяжело.
∙ Они хотят от меня избавиться. Я все время мешаю.
∙ Ко мне не прислушиваются, как положено.
∙ Я делаю меньше других.
∙ Я делаю хуже других.
∙ Со мной вечно что-то случается.
∙ Мне все так тяжело дается.
∙ Мне приходится все преодолевать.
∙ Почему это выпало мне?
∙ Я знаю, что не получится, поэтому не стану делать.
∙ Нельзя особенно доверять никому.
∙ Я уйду и буду заниматься этим один.
∙ Меня не понимают, а я не понимаю - почему.
∙ У меня голова идет кругом.
∙ Где тебе понять…
∙ Если бы ты только…
∙ Меня плохо воспитали.
∙ Я изменюсь, когда они изменятся.
∙ После такого кошмарного дня мне надо придти в себя.
∙ Кто мог подумать, что они так поступят…


В избранное