В этой рассылке мы анализируем соотношение понятий Коммуникатор,
Манипулятор и Простой человек. Будьте внимательны - эти понятия
переплетаются очень хитро! Если вдруг мы где-то что-то напутали,
пожалуйста, напишите нам об этом.
Коммуникатор
Коммуникатор - человек, влияющий на окружающих (партнера) адресно и
целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, для
того чтобы получить нужную реакцию или ответ. Коммуникатор входит в
общение, имея свои, определенные и заранее сформулированные, цели.
Противоположный тип - простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что».
В бизнесе востребованы коммуникаторы, в бытовом общении больше любят простых людей.
Коммуникатор и манипулятор
В бытовом общении люди просто общаются, не ставя конкретные цели и
не добиваясь заранее поставленных целей от собеседника. Поэтому тот,
кто в бытовом общении проявляет себя как коммуникатор (имеет заранее
поставленные, определенные цели в общении и последовательно добивается
нужного ему от себеседника), нередко получает ярлык манипулятора.
(смотри Манипулятор).
нейтральной с точки зрения интересов партнера (одни интересы заменили на другие, ни хуже, ни лучше).
Манипулятор и Человек-манипулятор
Человек-манипулятор - это не автор конкретной манипуляции Это тип человека, для которого характерно манипуляторство, который стремится владеть и управлять
людьми в стиле механического манипулятора. То есть, для которого все другие люди - не свои, не люди, а чужие, безразличные и неживыеобъекты, и относящийся к ним как без открытости, без доверия,
как к механическим объектам. Об интересах механического объекта
говорить странно, поэтому человек-манипулятор эгоистичен и преследует
только свои интересы.
Манипулятор и общественное мнение
Популярная книга Э.Шострома прикрепила к понятию «манипулятор» устойчиво негативное значение, ставшее традиционным. Смотри Манипулятор
по Шострому
Плюсы и минусы манипулятора
Манипулятор - более эффективен, чем простой человек, и обучение
дипломатов, руководителей, продавцов всегда включает обучение
адекватным манипуляциям в общении.
Простой человек
Простой человек - человек, который свою жизнь строит просто, в
общении не использует сложных техник. В общении простой человек не
ставит задачи воздействия, не подбирает формулировки и интонации, он
просто говорит то, что у него есть на душе.
Во взаимодействии простой человек действует по принципу
«потому что». Противоположный этому принцип «для того, чтобы» - принцип
не простого человека, а коммуникатора (а также человека-манипулятора).
Прямота и открытость в трудном обсуждении легко оказывается источником конфликта. «Гад ты, вот ты кто!» - «А пошел ты!». Дипломатичности в такой простоте явно не хватает.
Намерения простого человека без их обработки воспитанностью
могут быть неудобны для окружающих, а то и приобретать противоправный
характер.«Телка, я тебя хочу!» (с последующими природно-естественными импульсами…)
Направления развития
Наивная или дикая простота должна оформляться в рамки воспитанности
и культуры. С другой стороны, на высших этапах развития простота
оказывается одним из важнейших ориентиров. Простота - когда для
человека уже не искусственно, а естественно заботиться о других людях,
когда у человека на душе всегда то, что надо для собеседника, когда у
него всегда то настроение, которое нужно для дела и жизни.