Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


28.03.12. Выпуск 305

«Ничего не стоит тот, кому не завидуют»

(ЭПИХАРМ 550-440 гг. до н.э.) Греческий комедиограф и философ.

 

Продолжение  книги В. Багрунов «Азбука владения голосом» 2006

 

После защиты диссертации все предполагали, что я сам уйду из университета, так как бюджетная ставка инженера, на которой я находился, не предусматривала увеличение оклада при наличии степени. К этому все и шло. 

Но, неожиданно из минвуза СССР  пришла   в университет пятилетняя (1981-1985гг.) важнейшая научно-исследовательская тема, связанная с дальнейшей разработкой идей представленных в кандидатской диссертации. Называлась она так: «О соотношении половых и типологических различий в психике человека».

По сути дела эта была своего рода  докторантура. Поскольку материал, для выполнения темы уже был собран   еще в мою бытность студентом 4 курса, то я был освобожден по сути дела от рутинных дел на 5 лет.

Наступил второй «золотой период» творчества.  В  1982 – 1983 годы обучаюсь   аккомпанированию и игре на гитаре у руководителя оркестра народных инструментов Университета М. М. Дорфмана. Эти занятия, особенно на примере песен Булата Окуджавы, дали возможность прочувствовать механизм соединения речи и пения.

 Возобновил занятия сольным пением. В этот период посещаю абонементы   обоих залов филармонии, Эрмитаже, Русском музее, в Юсуповском дворце, оперные спектакли в консерватории. Стал читателем и посетителем творческих вечеров в  библиотеке филармонии.

Особенно мне запомнился вечер, посвященный памяти заслуженного артиста  РСФСР Михаила Ваймана, выдающегося  скрипача, солиста заслуженного коллектива симфонического оркестра филармонии. От выступавшего на этом вечере альтиста, вероятно, друга знаменитого скрипача, я узнал, что Михаил Вайман был воспитанником Одесской скрипичной школы Ауэра, из которой вышли братья Ойстрахи, Яша Хейфиц и еще многие знаменитости. Главное отличие этой школы от традиционных - в подходе к обучению ребенка. Уже на первых занятиях по обучению извлечению элементарных звуков ребенка приучают связывать звук с образами. До  сих пор помню, как рассказчик привел пример, который я постоянно цитирую при объяснении сути шаляпинского подхода не только по отношению к пению, но и музыке в целом. “Вот представь себе, что ты находишься в лесу” - говорит педагог своему юному ученику, - “Утро, сквозь листву пробивается тонкий солнечный лучик. Птички поют и щебечут. На душе радостно и легко. А теперь - говорит педагог вырази это настроение звуком”. Вот так и рождается живой звук, а не мертвая нота. Когда-то приблизительно это, но по отношению к пению Шаляпин услышал от Мамонта Дальского. После этого рассказа с иллюстрацией сказанного выступил ученик Михаила Ваймана, в то время учащийся 9 класса музыкальной школы при консерватории Сергей Стадлер, а ныне выдающийся музыкант. Перед тем как исполнить произведение он рассказал о том образе, который наиболее, на его взгляд, соответствует этой музыке. Музыку я не помню, но зато помню, что опорным образом для неё являлась старушка, греющаяся около камина. Замечу тут же, что академик, композитор Асафьев музыкант-самоучка, друг Шаляпина, в своей книге “Интонация”  подвергает резкой критике всюду распространенное формальное без интонационное пение вокальных упражнений.

Через аккомпаниатора, который приходил ко мне на факультет, знакомлюсь с выпускницей института Культуры им. Н.К. Крупской  Ириной Липницкой. Хорошо помню свой первый приход на квартиру на проспекте Стачек.  Прослушивание проводила Ирина. Пропел какие-то упражнения в разных тональностях, что-то спел. Потом она вышла в  прихожую советоваться с  Гургеном Герасимовичем Агамаляном, своим учителем пения,  от которого услышал свой диагноз:  «очередной удавленник». Этот термин означал чрезмерное напряжение гортани во время пения, отчего звук становится горловым. Многое в системе Г.Г.Агамаляна было ценного, что в последствии я взял на вооружение. В частности, это открытие «второго рта».   Чрезмерную артикуляцию оперных певцов он  называл “чавканьем”. Прав он был и в отношении соединения речи с пением. У него были даже такие термины «запел», «запела». Это значит, что певец или певица выпевает просто ноты, а интонационно все пусто. В этом он совпадал с Шаляпиным. От него я узнал о Л.Д. Работнове. Но понял он  ученого ровно наоборот. Помню, как солист Мариинского театра Юрий Сабуров после одного из уроков у Агамаляна , на котором мне разрешили присутствовать, сказал, что он как будто разгрузил   вагон дров. Я находился  рядом и видел, что пение для него являлось тяжелой  физической  работой. Сам же Гурген Герасимович ускорил свою кончину тем, что стал лечить себя от какого-то пустяка кислородом. Он говорил, мне кислородные подушки не нужны. Я буду лечить себя  глубоким дыханием.  Через месяц от такого самолечения  в 70 лет он умер.

Продолжение следует.

Напоминаю, что вся практическая часть возрождения природного голоса дается в рассылке ГОЛОС-ЛОГОС ЖИЗНИ, на которую можно подписаться на моем сайте www.bagrunov.ru

Там же вся новая информация по предстоящим мастер-классам, а также

новое положение о занятиях по скайпу.

 

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 


В избранное