(ЭПИХАРМ 550-440 гг. до н.э.) Греческий комедиограф и философ.
Продолжениекниги В. Багрунов «Азбука владения голосом» 2006
После защиты диссертации все предполагали, что я сам уйду из университета, так как бюджетная ставка инженера, на которой я находился, не предусматривала увеличение оклада при наличии степени. К этому все и шло.
Но, неожиданно из минвуза СССРпришлав университет пятилетняя (1981-1985гг.) важнейшая научно-исследовательская тема, связанная с дальнейшей разработкой идей представленных в кандидатской диссертации. Называлась она так: «О соотношении половых и типологических различий в психике человека».
По сути дела эта была своего родадокторантура. Поскольку материал, для выполнения темы уже был собранеще в мою бытность студентом 4 курса, то я был освобожден по сути дела от рутинных дел на 5 лет.
Наступил второй «золотой период» творчества.В1982 – 1983 годы обучаюсьаккомпанированию и игре на гитаре у руководителя оркестра народных инструментов Университета М. М. Дорфмана. Эти занятия, особенно на примере песен Булата Окуджавы, дали возможность прочувствовать механизм соединения речи и пения.
Возобновил занятия сольным пением. В этот период посещаю абонементыобоих залов филармонии, Эрмитаже, Русском музее, в Юсуповском дворце, оперные спектакли в консерватории. Стал читателем и посетителем творческих вечеров
вбиблиотеке филармонии.
Особенно мне запомнился вечер, посвященный памяти заслуженного артистаРСФСР Михаила Ваймана, выдающегосяскрипача, солиста заслуженного коллектива симфонического оркестра филармонии. От выступавшего на этом вечере альтиста, вероятно, друга знаменитого скрипача, я узнал, что Михаил Вайман был воспитанником
Одесской скрипичной школы Ауэра, из которой вышли братья Ойстрахи, Яша Хейфиц и еще многие знаменитости. Главное отличие этой школы от традиционных - в подходе к обучению ребенка. Уже на первых занятиях по обучению извлечению элементарных звуков ребенка приучают связывать звук с образами. Досих пор помню, как рассказчик привел пример, который я постоянно цитирую при объяснении сути шаляпинского подхода не только по отношению к пению, но и музыке в целом. “Вот представь себе, что ты находишься
в лесу” - говорит педагог своему юному ученику, - “Утро, сквозь листву пробивается тонкий солнечный лучик. Птички поют и щебечут. На душе радостно и легко. А теперь - говорит педагог вырази это настроение звуком”. Вот так и рождается живой звук, а не мертвая нота. Когда-то приблизительно это, но по отношению к пению Шаляпин услышал от Мамонта Дальского. После этого рассказа с иллюстрацией сказанного выступил ученик Михаила Ваймана, в то время учащийся 9 класса музыкальной школы при консерватории Сергей Стадлер,
а ныне выдающийся музыкант. Перед тем как исполнить произведение он рассказал о том образе, который наиболее, на его взгляд, соответствует этой музыке. Музыку я не помню, но зато помню, что опорным образом для неё являлась старушка, греющаяся около камина. Замечу тут же, что академик, композитор Асафьев музыкант-самоучка, друг Шаляпина, в своей книге “Интонация”подвергает резкой критике всюду распространенное формальное без интонационное пение вокальных упражнений.
Через аккомпаниатора, который приходил ко мне на факультет, знакомлюсь с выпускницей института Культуры им. Н.К. КрупскойИриной Липницкой. Хорошо помню свой первый приход на квартиру на проспекте Стачек.Прослушивание проводила Ирина. Пропел какие-то упражнения в разных тональностях, что-то спел. Потом она
вышла вприхожую советоваться сГургеном Герасимовичем Агамаляном, своим учителем пения,от которого услышал свой диагноз:«очередной удавленник». Этот термин означал чрезмерное напряжение гортани во время пения,
отчего звук становится горловым. Многое в системе Г.Г.Агамаляна было ценного, что в последствии я взял на вооружение. В частности, это открытие «второго рта».Чрезмерную артикуляцию оперных певцов онназывал “чавканьем”. Прав он был и в отношении соединения речи с пением. У него были даже такие термины «запел», «запела». Это значит, что певец или певица выпевает просто ноты, а интонационно все пусто. В этом он совпадал с Шаляпиным. От него я узнал о Л.Д. Работнове.
Но понял онученого ровно наоборот. Помню, как солист Мариинского театра Юрий Сабуров после одного из уроков у Агамаляна , на котором мне разрешили присутствовать, сказал, что он как будто разгрузилвагон дров. Я находилсярядом и видел, что пение для него являлось тяжелойфизическойработой. Сам же Гурген Герасимович ускорил свою кончину тем, что стал лечить себя от какого-то пустяка кислородом. Он говорил,
мне кислородные подушки не нужны. Я буду лечить себяглубоким дыханием.Через месяц от такого самолеченияв 70 лет он умер.
Продолжение следует.
Напоминаю, что вся практическая часть возрождения природного голоса дается в рассылке ГОЛОС-ЛОГОС ЖИЗНИ, на которую можно подписаться на моем сайте www.bagrunov.ru
Там же вся новая информация по предстоящим мастер-классам, а также