Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


07.03.12. Выпуск 302

 

Дорогие женщины! Поздравляю Вас с вашим весенним праздником, и не забывайте, что ваш голос это залог вашего успеха.

 

Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много,сколько в том, чтобы давать своевременно. ЛАБРЮЙЕР ЖАН де (1645-1696 гг.)

Французский мыслитель, писатель-моралист.

 

Продолжение  книги В.Багрунов «Азбука владения голосом» 2006

Как вы видите, проблемы и речевого и певческого голоса могут решаться с помощью методики,  основанной на  раскрытии трех секретов феномена Шаляпина.

Все развитые науки основываются на некотором числе постулатов. Этого нельзя сказать о науках, занимающихся проблемами  голоса (фонология, фонопедия, фониатрия, логопедия). Единой науке о голосе до сих пор нет. Это одна из главных причин,  почему все, что связано с голосом  остается одной из наиболее острых практических проблем.

До середины 19 века, когда о существовании голосовых связок (в дальнейшем буду называть их гортанными и вы вскоре согласитесь, что этот термин И.Грузинова соответствует истине) даже не подозревали, процветала школа  бельканто (красивое пение), которая  возникла в XVI веке в Италии. Главным секретом  бельканто являлось пение на малом дыхании. “II grand segreto per cantare consiste nel cantare con poco fiato” (“Великой тайной пения является пение на малом дыхании” буквально.- мало дыша)…

Этим секретом владели все выдающиеся певцы.

Затем появился Гарсиа-сын и  в 1847 году в первом издании своей книги о пении, пишет о малом дыхании, а в 1856 году во втором издании, которое стало переиздаваться по всему миру, уже пишет о глубоком дыхании.

Поскольку первое издание книги оказалось незамеченным, то таким образом, на мой взгляд, он направил  представления о  развитии  голоса человека по ложному следу.

Чтобы  разобраться в хитросплетениях этой проблемы  мне потребовалось без малого 25 лет, из которых  около 10 было потрачено на занятия пением с вокальными педагогами.

Два вводных слова

Известно, что глубина понимания любого вопроса, проблемы и т.п.  определяется глубиной знания корней проблемы, ее истории.

Исторический подход  необходим не только для понимания процессов происходящих в природе и обществе. Это общий принцип познания всех явлений на всех уровнях. Особенно он  необходим  при доказательствах таких  нововведений, которые резко противоречат устоявшимся взглядам. 

В психологической науке такой подход называется  лонгитюдным (от английского  long-длинный) или  автобиографическим (биографическим)  методом изложения материала. На этом подходе, как важнейшем в познании сложных явлений настаивал в последние годы жизни основатель Ленинградской психологической школы и мой первый учитель академик Борис Герасимович Ананьев. Спрашивается, почему этот подход  является более эффективным методом познания, в сравнении с традиционным подходом, при котором выводы даются в готовом виде.   Доказано, что  при автобиографическом  методе  изложения  материала  происходит  включение читателя во временную логику событий  и читатель, понимая как все это создавалось, по сути сам становится соавтором открытия.

В свое время мне крупно повезло, что меня познакомили с философом, ныне  профессором, а тогда в 1982году доцентом Педагогического института им.Герцена Николаевым Игорем Васильевичем. Он написал обширное письмо на имя декана факультета психологии А.А. Крылова, а тот поручил мне ответить. Содержание письма было бальзамом для моей души. Подспудно обо всем этом я догадывался, но и только. Здесь же была готовая теория, которая переворачивает представление о том, что такое знание и как надо учить. Начну с близкого примера. Об этом авторе мы будем говорить подробно, так именно он первый опроверг теорию Гарсиа в своей книге «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932).

Так вот. С научной точки зрения там все правильно, но его никто не понял, так как подача материала была такой “заумной”,  что однократного и даже многократного прочтения не достаточно, чтобы понять то, что можно было бы выразить простым языком. Это не так безобидно, как некоторым представляется. Для Работнова это обернулось трагедией. Через два года в расцвете сил он ушел в иной мир.А напиши он простым языком о дыхании, сколько трагедий можно было бы за 75 лет избежать.  А.Шопенгауэр, великий немецкий философ в своей книге “Эристика или искусство спорить” приводит33 уловки спорщиков, которые помогают выдать за истину то, по  по своей природе является ложью или требует серьезных аргументов, которых нет у спорщика. Одним из действенных приемов является набор малопонятных наукообразных фраз, которые воспринимаются слушателями, наблюдающими  дискуссию, как истина в последней инстанции. Никто же не хочет признаться в своем невежестве. На этой психологической уловке процветают многочисленные псевдо теоретики во всех науках, в том числе в науке о голосе, которой по сути, поэтому и нет. Что же доказывает И.В. Николаев?  Он, вслед за философами сенсуалистами, утверждает, что знания человеку даются через чувства, а не через мышление. Он доказывает, что эта порочная идея  берет начало от Аристотелевской логики. Последствия этого подхода к знанию в масштабах человечества чудовищны. Практически вся школа стоит на этих позициях. Вырабатывается схоластический, механический, как я называю стиль мышления, который губит на корню развитие психики. Поэтому Шаляпину крупно повезло, что он не окончил даже одного класса школы, как и Шолохову, который окончил всего 4 класса церковно-приходской школы. Плохо учился в школе А.Эйнштейн. У Пушкина по математике были  только колы и двойки. В современной школе он был бы так  “затюкан” какой-нибудь математичкой, что ему было бы не до стихов и великого поэта мы лишились бы. Сколько талантов угробила современная школа?  Устранение механицизма в обучении резко усиливает механизм саморазвертывания способностей человека во всех сферах. В свое время мне удалось внушить эти идеи родителям некоторых подающих надежды шахматистам и все трое стали гроссмейстерами (Г.Камский, П.Свидлер, Е.Алексеев). Эти же идеи были преподаны в сентябре 1984 года П.Садырину и все оставшиеся матчи “Зенит”выиграл и стал чемпионом СССР по футболу.

Эти взгляды наряду с Б.Г. Ананьевым и И.В. Николаевым разделяют многие ученые и педагоги. Просто с этими учеными    мне приходилось плотно общаться и в этом мое счастье, что их идеи я смог воплотить в жизнь в этой книге.

Поэтому этот раздел я считаю наиболее важным.  И хоть  он написан в биографическом «в легком жанре», но зато позволяет каждому человеку понять природу голоса человека на современном научном уровне.   

Прочитав материал этого   раздела, можно сразу переходить к практике. При желании теоретический материал, изложенный во второй части можно постигать параллельно с практикой.  Можно это сделать и позже, а можно обойтись и без оного. Теоретический материал  дан  больше для того, чтобы читатель не просто все принял на веру, а мог бы  убедиться в научной компетенции автора. К тому же нельзя упускать и научного шанса, хотя это все равно, что  “ из болота тащить бегемота”.

О родителях.

Моя мать Багрунова Лидия Александровна (1920-1997), из крестьян, родилась в Белоруссии, в Витебской области. В 1925 году умирает ее отец (мой дедушка)  Багрунов Александр Иванович, и ее мать  Багрунова Ефросия Николаевна (моя бабушка) оказывается в тяжелейшей ситуации  с двумя малыми дочками и  семилетним сыном  на руках. Вскоре выходит замуж и от этого брака рождаются еще две девочки. Спасаясь  от преследования отчима и  голода, моя мама  с продуктовым обозом  перебирается в Ленинград к дальним    родственникам в 1933 году. Перед  войной оканчивает курсы медсестер, получает жилплощадь 11-и метровую  комнату в семи комнатной коммунальной квартире.  Во время  блокады  работает  в госпитале медсестрой. Не умереть с голоду  помогает молодость, крепкая   природная  конституция.  После снятия блокады  служила  в медсанчасти действующей армии. Там же познакомилась с моим  отцом Третьяковым Павлом Максимовичем, сибиряком из города Камень-на Оби, служившим  шофером в том же медсанбате.

Родился я 11 июля 1945 года.   После  моего  рождения, несмотря на неоднократные просьбы со стороны отца, мама не  захотела уезжать из Ленинграда  в Сибирь на родину отца.   Каким-то чудом она умудряется первый  год не работать и все свои силы посвятить мне.

Первые  впечатления от голоса и музыки.

Мои первые слуховые    впечатления  связаны  с  колыбельной песенкой «Баю, баюшки-баю, не    ложися  на  краю:  придет  серенький  волчок  и ухватит за бочок», которую  напевала  мне  мама. Было мне тогда, года два-три.  У мамы был прекрасный природный голос, сохранившийся до самых последних дней ее жизни. Это был грудной льющийся без малейшего напряжения голос. В гневе этот голос был поразительно сильным, и соседи по квартире, зная это, старались не идти  с нею на конфликт.

В 4-7 лет хорошо помню хоровые застолья. Пели всегда и по любому поводу. Навсегда  запомнился припев   известной  песни:  «Выпьем  за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и    снова нальем». После того как мы остались с мамой вдвоем гости стали бывать у нас чаще.

Там  впервые увидел и услышал баян, а баяниста я просто боготворил.

В семилетнем возрасте я был поражен, когда тетя Ася, соседка по квартире закричала и зарыдала таким голосом, что все соседи и я, в том числе повыскакивали из своих комнат. Оказалось, что она только что получила телеграмму с известием о смерти отца.

Такого голоса в таком тщедушном теле никто, да и она сама не ожидали.

Это была первая загадка голоса.

Уже с первого класса мне пришлось стать самостоятельным человеком.

Сложная семейная обстановки способствовала моему увлечению шахматами, которые несомненно явились главным развивающим фактором в школьный период формирования личности.

С 10 лет начал заниматься в районном Доме, а через год меня приняли во Дворец Пионеров, и в течении 4-х лет мне посчастливилось почти все свободное время проводить в одном из красивейших помещений Аничкова дворца, в бывшем рабочем кабинете великого князя, а затем императора Александра III, в котором располагался шахматный клуб. К15 годам выполнил 1 разряд и входил в десятку лучших шахматистов города в своем возрасте.

Продолжение следует.

Напоминаю, что вся практическая часть возрождения природного голоса дается в рассылке ГОЛОС-ЛОГОС ЖИЗНИ, на которую можно подписаться на моем сайте www.bagrunov.ru

Там же вся новая информация по предстоящим мастер-классам в Питере 17-18.03.12.  и Москве 14-15.04.12.

 

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 


В избранное