Весной 1957 года в 12 -и летнем возрасте услышал Марио Ланца в фильме "Великий Карузо". Произошедшее после окончания фильма запомнилось на всю жизнь. Я вышел из кинотеатра потрясенный услышанным и не смог сдержать эмоций и зарыдал, произнося все время одну фразу: «Я буду мировым певцом».
К благоприятным факторам в школьный период необходимо отнести саму обстановку жизни в то время. Кроме шахмат это общение с друзьями, постоянное заполнение времени чем-нибудь интересным и развивающим.
Большим испытанием явился период моей жизни с 15 лет до 19 лет. После окончания 8 класса началась моя трудовая жизнь. Первые 2 года провел в ПТУ при ГОМЗе им. ОГПУ (государственный оптико-механический завод) ныне ломо.
Первый год пребывания в училище оказался невыносимо тяжелым. Я совершен¬но не вписывался в ту среду, в которой оказался изгоем. По окончанию первого года обучения пошел в 9 класс вечерней школы.
Тяжелейшая психологическая обстановка в буквальном смысле этого слова вытолкнула меня из училища в мир музыки.
Не зная ни одной ноты, через три месяца я начал играть на контрабасе в составе оркестра баянистов системы профтехобразования под управлением Павла Ивановича Смирнова, лучшего самодеятельного музыкального коллектива страны и по сегодняшний день. В апреле удостоились играть на сцене кремлевского театра для руководства страны. Летом несказанно повезло. Вместо поездки на всемирный фестиваль молодежи, который проходил в августе 1963 года в Хельсинки, оркестр наградили поездкой в Севастополь.
разительно сильным, и соседи по квартире, зная это, ста¬рались не идти с нею на конфликт.
Учеба в университете и закладка научного фундамента.
Учебу в университете можно по времени и содержанию разделить на две части. В первой я был прилежным учеником, во второй ищущим свое призвание в науке.
На первом курсе мне просто сказочно повезло, что мой друг Виктор Никандров в мае 1965 года дал свежий апрельский журнал «Наука и жизнь», в котором была напечатана статья В.А.Геодакяна «Два пола, зачем и почему?»
Особенно меня увлекла эта проблема, когда я увидел, что она работает как на экспериментальномматериале, так и в жизни. Эти результаты оформились в курсовую работу. Далее все это углублялось и расширялось и вылилось в дипломнуюработу, а затем кандидатскую диссертацию.
К везенью можно отнести и то, чтомоим научным руководителем была Нина Александровна Тих. Повезло в том плане, что она не навязывала свои взгляды, а поощряла все мои инициативы.
Главным и ценнейшимпоследствиемусвоениятеории В.А. Геодакяна явиласьвыработка эволюционногостиля мышления, что я считаю самым главным своим условием продвижения не только в науке, но и в жизни в целом. Апредложенный В.А. Геодакяномпринцип сопряженных систем в природе оказался эффективнейшим средством при решениимногихпроблем, в том числе и выработке нового понимания природы голоса.
В 1972 годумне посчастливилось близко познакомиться и подружиться с этим выдающимся ученым. Трираза я организовывал его выступления у нас в университете, летом 1988 года выступил неофициальным оппонентом на его докторской диссертации. Наши контакты продолжаются до сих пор.
Наука и семья в молодые годы очень редко бывают совместимы. На втором курсе влюбился в однокурсницу Женю Бушурову. Возможно,что мы бы поженились, и вряд ли бы это для меня было хорошо. Но вмешался конфликт, произошедший между нами в конце декабря 1965 года.
А через месяц подароксудьбы. Случайнопознакомился ссоседкойпо соседнему дому Эммой.Она быластарше меня на 12 лет и стала, моей гражданской женой до моей женитьбы в 1992 году. Духовно мы были созданы из одного теста. Онафилолог-переводчик с английского и французского языков, всегда очень интересовалась всеми моими проблемами. Впоследующие 24 года – она была главной опорой в моейжизни.
Второе потрясение от пения
По окончанию второго курса ( конец июня 1966 года) неожиданно один из приятелей-историков предложил мне место в университетской группе международного студенческого стройотряда. Отряд насчитывал около 200 человек. Основной контингент составляли студенты-корабелы и электротехнического института им. Ульянова-Ленина.Нас универсалов
было 13 человек. Из иностранцев большую часть составляли венгры (35-40 чел.)и чехи (10-15 чел.). Место и условия быта были на очень высоком уровне. Жили и работали в 15 км от курорта Боровое, про целебные свойствакоторого складываются легенды.
О поездке в стройотрядможно было бы не говорить, если бы не одно обстоятельство. Начальство нас универсалов очень недолюбливало и поэтому на август нас всех направили на окраину Кокчетава, где нам надо было достраивать склад химреактивов.Перед отъездом все давали подписку о соблюдении сухого закона. В случае нарушения – отчисление из вуза.Поскольку
мы были сами себе предоставлены, то естественно сухой закон не соблюдался.За 4-5 дней до отъезда к нам внезапно нагрянул самый большой начальник стройотряда и обнаружил в немалом количестве пустые винные бутылки. Перед своим отъездом он пригрозил нам самыми суровыми карами. Многие приуныли. В нашей группе был парень с гитарой. Кто-то узнал, что через день будеткакое-то мероприятие городского уровня,и тогдабыло решено подготовить
музыкальный номер и с ним выступить перед жителями города. Стали репетировать. В результате родился номер, который можно определить, как джазоваяимпровизация солиста и хора под гитару.
Как только я начал солировать, то весь зал словно замер. Я слышал свой незнакомый мне доселе голос, многократно перекрывающий хор, поражался и продолжал в том же духе. По окончанию номера зал взревел от восторга. Успех выступления был таков, что начальство города, узнав о нашей проблеме, выдало нам грамоты за работу, а также за участие в художественной
самодеятельности города. Затем был звонок к начальству лагеря и обе стороны нас заверили, что санкций к нам не будет. Этот концерт состоялся более 40 лет назад. Но волнующие воспоминания о немживы до сих пор.
Голос меняет судьбу
Последние 2,5 годаучебы явились подаркомсвыше. И опять вмешался конфликт. На этот раз в 1-ом семестрена третьем курсес преподавателем по истории философии Орнатским Б.В. и замдекана по учебной работе Андреевой В.Н.
Трудно в это поверить, но голоспреподавателя круто повернул мою судьбу.Он (голос)был для менянастолько невыносим, чтона первой лекции я еле высидел час и более их не посещал. Ноза это он отыгрался на экзамене и последующих двух переэкзаменовках. Дело дошло до комиссии, поставили в результате тройку, истипендия терялась. К тому же предчувствовал, что ничего хорошего при распределениименя не ожидает. Важнейшим фактором в принятии не легкогорешения явилось то, что я
уже «глубоко въехал» в теорию В.А. Геодакяна и понимал, что перейдяна заочное отделениесамостоятельно добьюсь большего.После перевода на заочное отделение наступила новая эра моей жизни, сравнимая лишь только с поступлением в университет.Полная свобода посещения любых курсов на любом факультете университета сделала меня счастливейшем человеком. Это было ни с чем не сравнимое упоение знаниями. В эти два с половиной года был
заложен мощный научный фундамент, особенно в биологическом плане.
Третий курс университета оказался поворотным и в научном плане. К концепции В.А. Геодакяна присоединилось и учение Н.А. Бернштейна. (В сжатом виде дано в приложении. Предисловие к книге Л.В.ЧхаидзеКоординация произвольных движений в условиях космического полета", М.1965 (в сокращенном виде) ...............................................
Этому я благодарен Люции Петровне Павловой, которая на 3 курсе второго семестра читала спецкурс по физиологии труда. Этот предметдля меня явился самым ценнымв университете за все годы моего учения в нем. Этовыдающееся учение о живой природе сыграло огромную работе, в том числе поисках ответа на вопрос о природе голоса.
Задвас половиной года до окончания университета мною былапроделанауникальная работа.Я посещал самые ценные курсы лекций по психологии,
психиатрии, неврологии, философии, физиологии, математике, истории,русской литературе.
О быте.В деньгах в тот период тоже не было нужды. Дело в том, что при невероятном стечении обстоятельств, не задолго до конфликта мнеудалось устроитьсясовместителем
на работу в отдел эксплуатации зданий университетакочегаром с зарплатой в 75 рублей. Это почти в 2 раза больше обычнойстипендии. Работас первых чисел октября по середину мая заключалась в приходе раз в четверо суток на водомерный пункт теплоцентра и вписыванию показаний счетчика утечки горячей воды за предыдущие сутки. На все уходило не более 15мин., а оплачивалось как суточное дежурство. Летом после 3 курса работал воспитателем в пионерском лагере, где существенно дополнил материал по двигательной активности подростков. А в сентябре того же года устраиваюсь помощником машиниста сценыв театр Дворца Культуры им. С.М. Кирова. За полгода работы имел возможность наблюдать из-за кулис практически всю нашу эстраду. Особо запомнилось
выступление Аркадия Райкина. Здесь воочию увидел, что значит войти в образ, а затем из него выйти. Такое перевоплощение на моих глазах и спустя 38 лет остаетсяв памяти.
Заключительный этап дипломнойработы делал на базе лаборатории высшей нервной деятельности института физиологии им. И.П.Павлова и лаборатории распознавания образов на математико-механическом факультете. Госэкзамены и диплом были оценены на отлично.
Из 45 предметов, которые вошли во вкладыш диплома 17 касались физиологическойстороны человека. Если к этим предметам добавить годовой курс физиологии центральной нервной системы, семестровый курс пофизиологии и патологии высшей нервной деятельности, а также 4-5 спецкурсов с труднымидля запоминания названиями на биофаке, то моя физиологическая
подготовка была на очень высоком уровне.
Продолжение следует.
Напоминаю, что вся практическая часть возрождения природного голоса дается в рассылке ГОЛОС-ЛОГОС ЖИЗНИ, на которую можно подписаться на моем сайте www.bagrunov.ru
Там же вся новая информация по предстоящим мастер-классам в Питере 17-18.03.12.и Москве 14-15.04.12.