Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


21.03.12. Выпуск 304

Конфуций, китайский мудрец (551-479 гг. до н.э.)

 

Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? – спросили у Конфуция. – Да, есть.

Это – снисходительность 

Продолжение  книги В.Багрунов «Азбука владения голосом» 2006

Работа в университете

По окончанию факультета психологии Ленинградского университета  к удивлению многих, меня без аспирантуры сразу взяли на ставку младшего научного сотрудника в лабораторию инженерной психологии. Дело в том, что руководитель лаборатории Сергей Нерсесович Сафарян искал исполнителя «горящего»  трехлетнего хоздоговора по закрытой правительственной тематике. Оставалось всего полгода, но, как говорится, «конь не валялся».  При срыве договора последствия для руководителя лаборатории, а возможно и факультета были бы самые неожиданные.  Просмотрев все дипломные работы, он остановил выбор на мне. 

Не долго думая, я согласился. Применив новый подход к решению этой непростой проблемы, мне удалось в считанные недели решить её. 

С.Н.Сафарян сообщил мне, что выполненная работа достойна кандидатской диссертации и тогда я предпринял соответствующие действия: оформил соискательство и к лету сдал все кандидатские экзамены, и этим же летом был участником Всесоюзной конференции по инженерной психологии в Калинине (теперь Тверь). Это был взлет, после которого на меня неожиданно обрушился шквал из различного рода придирок и уколов по самым разнообразным поводам. Меня просто-напросто пытались выжить с факультета. Ведь, я был ничей, а Сафарян сам еле держался на своем теплом месте, с которого его «ушли» через три года. Неожиданно возникла сильнейшая потребность в пении - это заговорил инстинкт самосохранения и через два месяца он привел меня в университетский хор (похожая ситуация была 8 лет назад в училище с музыкой).  Благодаря пению, я стал гораздо лучше управлять собой и не поддаваться на провокации. Это меня и спасло .

Мой голос, по мнению выдающегося хормейстера современности Григория Моисеевича Сандлера, явно выделялся в лучшую сторону. Однажды он остановил репетицию и во весь голос в восторге прокричал: «Володька, я сделаю из тебя мирового певца».   Естественно мне захотелось осуществить эту потаенную детскую мечту - стать выдающимся певцом. Друзья Эммы мне нашли  педагога Нерода Владимира Васильевича, к которому приводили «гибнущих» студентов консерватории.

К  началу  1972 года в лаборатории инженерной психологии,  я  уже проработал 3 года, но перспектив не видел.

С договорной ставки  мне удалось перейти  на бюджетную ставку на кафедре общей психологии. Продолжилась прерванная на три года   эра свободного творчества, которая затем  длилась в общей сложности около 20 лет .

Знакомство с системой Шаляпина. Важнейшим для меня событием в тот период была предзащита, а затем защита  докторской диссертации по психологии художественного творчества. Это было в 1973 году, в канун 100-летия со дня рождения  Ф.И.Шаляпина.  Диссертант – доцент института культуры Владимир Львович Дранков, а в прошлом ученик академика Б.Г.Ананьева, обосновывал выводы своих исследований на примере творческой системы Ф.И.Шаляпина. Для меня это было неожиданно, так как я, как и большинство причастных к пению придерживались устоявшейся точки зрения, что Шаляпин просто самородок, исключение, пел по наитию, не придерживаясь никакой системы. Познакомившись, а потом и подружившись с В.Л.Дранковым, досконально проштудировал его диссертацию, а затем и подаренную  мне им свою книгу «Природа таланта Шаляпина».

Занятия пением у педагога продолжались. Особенно много внимания было уделено феномену Шаляпина. Старался его систему воплощать на самом себе. Много читал, сотни часов провел в Эрмитаже и Русском музее. Занимался рисованием и лепкой. Еженедельно плавал в бассейне. В самом начале этого пути тоже было необъяснимое явление. Оно  явилось в майские праздники 1972 года. По совету учителя пения достал «Страницы моей жизни» и погрузился в чтение. Помню, что в этот день дома был один.  Читаю и так ясно вижу все происходящее с молодым Шаляпиным, что  дрожу от волнения. В сцене, где он чуть не покончил с собой,  поток слез и рыданий охватывает меня. Вот даже сейчас, когда я печатаю эти строки на своем ноутбуке, отголоски этого эмоционального прорыва дали о себе знать. Эти эмоции в связи с пением можно сравнить только лишь с эпизодом, после просмотра фильма «Великий Карузо», о котором уже говорилось. 

Учитель часто говорил, что все идет отлично и скоро меня можно будет показать музыкальной общественности. Занимались мы у него на дому обычно по 2 часа два раза в неделю. Я был в то время у него единственным стабильным учеником. Менее регулярно занимались  - студентка  консерватории Лейли Таммель из Эстонии, артист хора капеллы Герман Степаненко и др.

В нескольких словах как проходили наши двухчасовые занятия. Первый час у нас уходил на распевку. Второй час - пение репертуара (песни, романсы, оперные арии). В распевку входили вокализы и арпеджио из Школы Абта и его собственные упражнения. Из них всегда пропевались две фразы в разных тональностях:  для выработки низов, середины и  верхов. Так постепенно расширялся диапазон. Первая фраза: «Снова, как прежде один. Снова объят я тоской»– начало романса Чайковского «Снова, как прежде один».   Вторая  фраза: « ... царицей Ми-и-ра-а... » – окончание  арии Демона, из одноименной оперы Рубинштейна.  Теперь то я понимаю, что этих двух фраз было бы вполне достаточно, чтобы выстроить голос. Поэтому я их привожу. Сейчас я понимаю, что учитель мог научить меня петь, но не захотел. Ведь Герману Степаненко за два года он восстановил голос. Он прошел первую  пробу в Кировском театре, оставалась проба с оркестром. Но главный дирижер из Новосибирского оперного театра Зак предлагал ему место солиста и без оркестровой пробы. Герман решил ограничиться «синицей в руках» (хор капеллы), а не «журавлем в небе» (солист оперы). Также и Лейли Таммель. Она только благодаря трехлетнему обучению у учителя была взята солисткой Эстонского театра.

Вспоминая наши занятия, могу сказать, что он не навязывал глубокого дыхания. Но и не объяснил, что надо держать живот поджатым и что, это главное для пения.

Сам он говорил про себя, что в ранней молодости любил петь. Но родители заставили получить инженерную специальность (мостовик). Когда он в 20-х годах оказался  в Чернигове, то там два года занимался, по его словам, с единственным учеником Баттистини - Ромером, бывшим камергером царского двора.

Потом, вернувшись в Ленинград, он, выйдя на пенсию, работал в самодеятельности. Во дворце Первой Пятилетки вел класс вокала. Основное место работы его аккомпаниатора – консерватория. Видя гибнувшие голоса, он бедным студентам сообщал о В.В.Нероде и тот за год-да-три  доводил их до отличной сдачи экзамена по специальности.

Я же стал жертвой  пока не разрешимого противоречия.  Педагог был очень заинтересован в  моих ежемесячных  25 рублях, которые были существенной добавкой к его пенсии  и пенсии жены, которая всю жизнь не работала и получала гроши по старости. Поэтому он был заинтересован « доить» меня как можно дольше. Никаких контрольных записей на магнитофон мы не делали, и поэтому контролировать динамику своих результатов я не мог.

Так материальное начало  отразилось на моей певческой судьбе. На восьмом году наших занятий педагог  заболевает и у нас наступает перерыв в занятиях чуть более 2 месяцев.  В марте 1977 года после перерыва, лежа в постели, он попросил меня показать свои успехи за это время. 

Прослушав меня, он  сказал, что так петь меня он не учил.  Это была наша последняя встреча. Через месяц учитель на  83-м году жизни  умирает. В период с 1971 по 1977 год в  общей сложности было взято 515 платных 2-х часовых  уроков. В целом он заработал на мне около 13 тыс. рублей. Если бы эти деньги откладывать, то в то время на них можно было бы приобрести две трехкомнатных квартиры. Но тогда у меня таких мыслей не было и в помине. Каждый урок пения был для меня, как праздник. 

В итоге, прозанимавшись с  преподавателем более  7 лет, я полностью потерял голос. Потеря моего голоса, как я теперь понимаю, произошла от постоянного длительного распева арпеджио и упражнений по Школе Абта. Выработалась нотная, механическая  манера пения, которая все и погубила. С этой нотной манерой потом долго пришлось  бороться.

Трагедии из потери голоса я не устраиваю, а сосредотачиваюсь на защите кандидатской диссертации и, несмотря на самые разнообразные препоны, после третьей предзащиты защищаю  ее 17 октября 1981 года. Этому предшествовало получение от Университета  в Старом Петергофе 13-и метровой комнаты в 5 комнатной коммунальной квартире.

Кандидатская диссертация называлась «Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека». 

Продолжение следует.

 

Напоминаю, что вся практическая часть возрождения природного голоса дается в рассылке ГОЛОС-ЛОГОС ЖИЗНИ, на которую можно подписаться на моем сайте www.bagrunov.ru

Там же вся новая информация по предстоящим мастер-классам.

 

Будьте в Голосе! Владимир Багрунов

 

 


В избранное