Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? – спросили у Конфуция. – Да, есть.
Это – снисходительность
Продолжениекниги В.Багрунов «Азбука владения голосом» 2006
Работа в университете
По окончанию факультета психологии Ленинградского университетак удивлению многих, меня без аспирантуры сразу взяли на ставку младшего научного сотрудника в лабораторию инженерной психологии. Дело в том, что руководитель лаборатории Сергей Нерсесович Сафарян искал исполнителя «горящего»трехлетнего хоздоговора
по закрытой правительственной тематике. Оставалось всего полгода, но, как говорится, «конь не валялся».При срыве договора последствия для руководителя лаборатории, а возможно и факультета были бы самые неожиданные.Просмотрев все дипломные работы, он остановил выбор на мне.
Не долго думая, я согласился. Применив новый подход к решению этой непростой проблемы, мне удалось в считанные недели решить её.
С.Н.Сафарян сообщил мне, что выполненная работа достойна кандидатской диссертации и тогда я предпринял соответствующие действия: оформил соискательство и к лету сдал все кандидатские экзамены, и этим же летом был участником Всесоюзной конференции по инженерной психологии в Калинине (теперь Тверь). Это был взлет, после которого на меня неожиданно
обрушился шквал из различного рода придирок и уколов по самым разнообразным поводам. Меня просто-напросто пытались выжить с факультета. Ведь, я был ничей, а Сафарян сам еле держался на своем теплом месте, с которого его «ушли» через три года. Неожиданно возникла сильнейшая потребность в пении - это заговорил инстинкт самосохранения и через два месяца он привел меня в университетский хор (похожая ситуация была 8 лет назад в училище с музыкой).Благодаря пению, я стал гораздо лучше управлять
собой и не поддаваться на провокации. Это меня и спасло .
Мой голос, по мнению выдающегося хормейстера современности Григория Моисеевича Сандлера, явно выделялся в лучшую сторону. Однажды он остановил репетицию и во весь голос в восторге прокричал: «Володька, я сделаю из тебя мирового певца».Естественно мне захотелось осуществить эту потаенную детскую мечту - стать выдающимся певцом. Друзья Эммы мне нашлипедагога
Нерода Владимира Васильевича, к которому приводили «гибнущих» студентов консерватории.
Кначалу1972 года в лаборатории инженерной психологии,яуже проработал 3 года, но перспектив не видел.
С договорной ставкимне удалось перейти на бюджетную ставку на кафедре общей психологии. Продолжилась прерванная на три годаэра свободного творчества, которая затемдлилась в общей сложности около 20 лет .
Знакомство с системой Шаляпина. Важнейшим для меня событием в тот период была предзащита, а затем защитадокторской диссертации по психологии художественного творчества. Это было в 1973 году, в канун 100-летия
со дня рожденияФ.И.Шаляпина.Диссертант – доцент института культуры Владимир Львович Дранков, а в прошлом ученик академика Б.Г.Ананьева, обосновывал выводы своих исследований на примере творческой системы Ф.И.Шаляпина. Для меня это было неожиданно, так как я, как и большинство причастных к пению придерживались устоявшейся точки зрения, что Шаляпин просто самородок, исключение, пел по наитию, не придерживаясь никакой системы. Познакомившись, а потом и подружившись с В.Л.Дранковым,
досконально проштудировал его диссертацию, а затем и подареннуюмне им свою книгу «Природа таланта Шаляпина».
Занятия пением у педагога продолжались. Особенно много внимания было уделено феномену Шаляпина. Старался его систему воплощать на самом себе. Много читал, сотни часов провел в Эрмитаже и Русском музее. Занимался рисованием и лепкой. Еженедельно плавал в бассейне. В самом начале этого пути тоже было необъяснимое явление. Оноявилось в майские праздники 1972 года. По совету учителя
пения достал «Страницы моей жизни» и погрузился в чтение. Помню, что в этот день дома был один.Читаю и так ясно вижу все происходящее с молодым Шаляпиным, чтодрожу от волнения.В сцене, где он чуть не покончил с собой,поток слез и рыданий охватывает меня. Вот даже сейчас, когда я печатаю эти строки на своем ноутбуке, отголоски этого эмоционального
прорыва дали о себе знать. Эти эмоции в связи с пением можно сравнить только лишь с эпизодом, после просмотра фильма «Великий Карузо», о котором уже говорилось.
Учитель часто говорил, что все идет отлично и скоро меня можно будет показать музыкальной общественности. Занимались мы у него на дому обычно по 2 часа два раза в неделю. Я был в то время у него единственным стабильным учеником. Менее регулярно занимались - студенткаконсерватории Лейли Таммель из Эстонии,
артист хора капеллы Герман Степаненко и др.
В нескольких словах как проходили наши двухчасовые занятия. Первый час у нас уходил на распевку. Второй час - пение репертуара (песни, романсы, оперные арии). В распевку входили вокализы и арпеджио из Школы Абта и его собственные упражнения. Из них всегда пропевались две фразы в разных тональностях:для выработки низов, середины
иверхов. Так постепенно расширялся диапазон. Первая фраза: «Снова, как прежде один. Снова объят я тоской»– начало романса Чайковского «Снова, как прежде один».Втораяфраза: « ... царицей Ми-и-ра-а... » – окончаниеарии Демона, из одноименной оперы Рубинштейна.Теперь то я понимаю, что этих двух фраз было бы вполне достаточно, чтобы выстроить голос. Поэтому я их привожу. Сейчас я понимаю, что учитель мог научить
меня петь, но не захотел. Ведь Герману Степаненко за два года он восстановил голос. Он прошел первуюпробу в Кировском театре, оставалась проба с оркестром. Но главный дирижер из Новосибирского оперного театра Зак предлагал ему место солиста и без оркестровой пробы. Герман решил ограничиться «синицей в руках» (хор капеллы), а не «журавлем в небе» (солист оперы). Также и Лейли Таммель. Она только благодаря трехлетнему обучению у учителя была взята солисткой Эстонского театра.
Вспоминая наши занятия, могу сказать, что он не навязывал глубокого дыхания. Но и не объяснил, что надо держать живот поджатым и что, это главное для пения.
Сам он говорил про себя, что в ранней молодости любил петь. Но родители заставили получить инженерную специальность (мостовик). Когда он в 20-х годах оказалсяв Чернигове, то там два года занимался, по его словам, с единственным учеником Баттистини - Ромером, бывшим камергером царского двора.
Потом, вернувшись в Ленинград, он, выйдя на пенсию, работал в самодеятельности. Во дворце Первой Пятилетки вел класс вокала. Основное место работы его аккомпаниатора – консерватория. Видя гибнувшие голоса, он бедным студентам сообщал о В.В.Нероде и тот за год-да-тридоводил их до отличной сдачи экзамена по специальности.
Я же стал жертвойпока не разрешимого противоречия.Педагог был очень заинтересован вмоих ежемесячных25 рублях, которые были существенной добавкой к его пенсиии пенсии жены, которая всю жизнь не работала и получала гроши по старости. Поэтому он был
заинтересован « доить» меня как можно дольше. Никаких контрольных записей на магнитофон мы не делали, и поэтому контролировать динамику своих результатов я не мог.
Так материальное началоотразилось на моей певческой судьбе. На восьмом году наших занятий педагогзаболевает и у нас наступает перерыв в занятиях чуть более 2 месяцев.В марте 1977 года после перерыва, лежа в постели, он попросил меня показать свои успехи за это время.
Прослушав меня, онсказал, что так петь меня он не учил.Это была наша последняя встреча. Через месяц учитель на83-м году жизниумирает. В период с 1971 по 1977 год вобщей сложностибыло взято 515 платных 2-х часовыхуроков. В целом он заработал на мне около 13 тыс. рублей. Если бы эти деньги откладывать, то в то время на них можно было бы приобрести две трехкомнатных квартиры. Но тогда у меня таких мыслей не было и в помине. Каждый урок пения был для меня, как праздник.
В итоге, прозанимавшись спреподавателем более7 лет, я полностью потерял голос. Потеря моего голоса, как я теперь понимаю, произошла от постоянного длительного распева арпеджио и упражнений по Школе Абта. Выработалась нотная, механическаяманера пения, которая все и погубила. С этой нотной
манерой потом долго пришлосьбороться.
Трагедии из потери голоса я не устраиваю, а сосредотачиваюсь на защите кандидатской диссертации и, несмотря на самые разнообразные препоны, после третьей предзащиты защищаюее 17 октября 1981 года. Этому предшествовало получение от Университетав Старом Петергофе 13-и метровой комнаты в 5 комнатной коммунальной
квартире.
Кандидатская диссертация называлась «Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека».
Продолжение следует.
Напоминаю, что вся практическая часть возрождения природного голоса дается в рассылке ГОЛОС-ЛОГОС ЖИЗНИ, на которую можно подписаться на моем сайте www.bagrunov.ru
Там же вся новая информация по предстоящим мастер-классам.