«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным»
ВОЛЬТЕР(1694 - 1778гг.) Французский философ.
ДЕБЮССИ Клод Ашиль (1862-1918)
Французский композитор.
Представитель импрессионизма
Клод Ашиль родился в Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, 22 августа 1862 года. О своем детстве он вспоминать не любил, скорее всего потому, что было оно безрадостным. Клод Ашиль рос замкнутым, молчаливым ребенком, уже в детском возрасте он обладал легкой возбудимостью, душевной воспламеняемостью, быстро сменяющейся безразличием и унынием. Семья не отличалась высокими духовными интересами.
Отцу, Манюэлю-Ашилю Дебюсси, несмотря на честолюбие и авантюрные наклонности, не удалось сделать карьеру. Его вкусы были заурядны. Мать, урожденная Викторин Манури, была натурой вспыльчивой и грубой. Ко времени рождения Клод-Ашиля родители держали лавку фаянса, с которой вскоре пришлось расстаться.
Лучшие дни детства Клода прошли в Сен-Клу и Каннах, в доме крестного отца, банкира Ароза — образованного человека, знатока и покровителя искусств. В его доме у Клода впервые обнаружился живописный дар. Первые уроки музыки семилетнему Клоду дал старый музыкант итальянец Черутти.
В 1873 г. Клод поступил в Парижскую консерваторию в класс Лавиньяка. Позже занимался у А. Мармонтеля (по классу фортепиано) и у Э. Гиро (композиция).
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов, вследствие чего он удостаивался только вторых премий в конкурсах, проводимых в консерватории.
Первыми композиторскими опытами Дебюсси были романсы, написанные в 1876-1878годах.
По рекомендации Мармонтеля в 1879 г. Дебюсси стал домашним пианистом у баронессы Н. фон Мекк, известной своим покровительством Чайковскому и дружбой с ним. Она дала возможность Клоду познакомиться с творчеством композиторов «Могучей кучки». Во время летних каникул 1880 года Клод впервые сопровождал фон Мекк в ее поездках по Европе. Вместе с ней он побывал в России в 1881 и 1882 гг.
По окончании консерватории (1884), благодаря мудрости Гиро, призывавшего его соблюдать «благоразумие», Дебюсси получил Большую Римскую премию за кантату «Блудный сын ». После вручения премии к нему подошел Ш. Гуно и сказал: «Ты, малыш, отмечен гением».
В 1885 году в качестве стипендиата он переехал в Рим. Здесь он создал несколько произведений, из которых выделяется цикл вокальных пьес. В них уже чувствуется почерк мастера. Однако его новое произведение — «Весна» вновь вызвало недовольство консерваторской профессуры, и Дебюсси пришлось вернуться в Париж. Он поселяется на Монмартре — пристанище артистической богемы. С Дебюсси поселилась преданная Габриэль Дюпон, многие годы делившая
с ним все трудности необеспеченного существования. Примечательно, что Дебюсси ближе общество художников и поэтов, чём композиторов, которые казались ему слишком узкопрофессиональными.
В1887 г. друзья вводят Дебюсси в кружок символистов во главе с С. Малларме. В этой атмосфере Дебюсси заканчивает «Весну» и «Деву-избранницу», сочиняет «Ариетты» на тексты Вердена и «Пять поэм» по Бодлеру.
В 1889 году в Париже на Всемирной выставке Дебюсси познакомился с музыкой и культурой Китая, Явы, Вьетнама, Алжира. На концертах выставки он. слушает произведения Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, показавших композитору пример смелого, нетрадиционного использования ресурсов музыкального языка. Особенно привлекло Дебюсси творчество Мусоргского.
В1888-1891 гг. появились первые сочинения Дебюсси для фортепиано — «Арабески», Романтический вальс, «Ноктюрн» и др. Особо отмечается Бергаыская сюита, в которой полностью проявилась индивидуальная манера выражения, своеобразное звучание инструмента. Неслучайно он пересматривал ее в течение 15 лет и издал лишь в 1905 году.
Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения: симфоническая «Прелюдия к „Послеполуденному отдыху фавна"»
по С. Малларме (1894). По поводу творчества Дебюсси после появления этого произведения даже плохо настроенная пресса писала, что автор — «опасный художник, одаренный дьявольским обаянием, подающий самый плохой пример». Прелюдия явилась как бы манифестом символизма в музыке.
В1893 г. Дебюсси присутствовал на постановке пьесы Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». В тот же вечер он решил написать оперу. В 1893—1902 гг. он отделывал сцену за сценой, работая медленно и трудно в течение десяти лет. Произведение это отмечено тонким психологизмом, чутким и правдивым воплощением интонаций французской речи. В этой опере Дебюсси, ценивший гений Вагнера, стремился создать тип музыкальной драмы, принципиально противоположный
вагнеровскому.
Опера была осмеяна. Зал взрывался от хохота, Пресса обрушилась на автора, и... он стал знаменитостью первого ранга. Лишь спустя некоторое время оперу начали ставить на сценах Европы — в Брюсселе, Мюнхене, Берлине, а в 1908 году — в итальянской «Ла Скала». Но всегда эта опера была объектом ярой полемики.
Сочинения 90-х годов увенчивают «Ноктюрны», «Облака», «Празднества», «Сирены» для симфонического оркестра и женского хора, введенного в последнюю пьесу. Их первое исполнение состоялось 9 декабря 1900 года и прошло с успехом.
Дебюсси становится одним из ведущих композиторов Франции. Одно за другим появляются его прославленные произведения: симфонический триптих «Море», также не принятый публикой. С1901 г. он начал выступать как музыкальный критик. Дебюсси интенсивно сочиняет для фортепиано. В 1910 г. появилась первая тетрадь его «Прелюдов» для фортепиано, продемонстрировавшая, какой рывок был сделан композитором в области фортепианной музыки.
В начале века произошли важные события в личной жизни композитора. В1901 году он давал уроки в семье крупного финансиста С. Барда, где познакомился с его женой Эммой Барда, утонченной и высокообразованной женщиной. В 1904 году последовал разрыв предыдущего брака Дебюсси с Розали Тексье (а нужно сказать, что личная жизнь композитора была довольно бурной: его глубоко любили две жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него)
и женитьба на Эмме. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя некоторые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женился на деньгах. Эмма была уже немолодой и не очень красивой, но умной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его, когда он заболел. Три симфонических эскиза под названием «Море» он посвятил ей.
В 1905-1913 годах композитор интенсивно работал над крупным симфоническим произведением в трех частях под названием « Картины ». Оно утвердило репутацию Дебюсси как самого выдающегося музыканта Франции.
В 1911 г. по просьбе Иды Рубинштейн, ведущей исполнительницы труппы С. Дягилева, Дебюсси создал музыку к мистерии итальянского футуриста Г. д'Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна». Это произведение — вершина творчества Дебюсси, оставшееся совершенно непонятым современниками.
В последние годы Клод Дебюсси много концертировала, посещая Будапешт, Вену, Рим, Амстердам, Лондон. В 1913 г. он побывал в Петербурге иМоскве.
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Дебюсси продолжает работать, пишет «Героическую колыбельную», «Рождество детей, которые лишились крова» на собственные слова.
В начале войны уже появились первые признаки смертельной болезни (рак прямой кишки). Умер композитор 25 марта 1918 года.
Несмотря на работу в разных жанрах, Дебюсси считается основоположником музыкального импрессионизма.
Ближайшие события
Санкт-Петербург, 31 июля 2008 года
Выступление Кирилла Плешакова-Качалина в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Вход свободный. Начало в 19:30.
Санкт-Петербург, 01 августа 2008 года
Выступление Владимира Багрунова в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Вход свободный. Начало в 19:30.
Участники смогут приобрести самоучитель, 31июля получить основные навыки настройки голоса на до речевом уровне, а 1 августа узнать о главных секретах настройки певческого голоса и увидеть и услышать все это в исполнении автора.
Предстоящиемастер-классы
Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)
25 -27 августаЦена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.
28-31августаЦена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.
Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом ипрошедших подряд2 раза три ступени.
Запись активно идет.Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна
Форос – 1-7 октября. 1,2, 3 октябрязанятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.
Дневныезанятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерниезанятия (4 часа)по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).
Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.Широкий диапазон возможностей: санаторий,квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.