Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


29.07.08             Выпуск 222

 

«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным»

ВОЛЬТЕР  (1694 - 1778гг.) Французский философ.

 

ДЕБЮССИ Клод Ашиль (1862-1918)

Французский композитор.

 Представитель импрессионизма

Клод Ашиль родился в Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, 22 августа 1862 года. О своем детстве он вспоминать не лю­бил, скорее всего потому, что было оно безрадостным. Клод Ашиль рос замкнутым, молчаливым ребенком, уже в детском возрасте он обладал легкой возбудимостью, душевной воспла­меняемостью, быстро сменяющейся безразличием и уныни­ем. Семья не отличалась высокими духовными интересами. Отцу, Манюэлю-Ашилю Дебюсси, несмотря на честолюбие и авантюрные наклонности, не удалось сделать карьеру. Его вкусы были заурядны. Мать, урожденная Викторин Манури, была натурой вспыльчивой и грубой. Ко времени рождения Клод-Ашиля родители держали лавку фаянса, с которой вско­ре пришлось расстаться.

Лучшие дни детства Клода прошли в Сен-Клу и Каннах, в доме крестного отца, банкира Ароза — образованного че­ловека, знатока и покровителя искусств. В его доме у Клода впервые обнаружился живописный дар. Первые уроки му­зыки семилетнему Клоду дал старый музыкант итальянец Черутти.

В 1873 г. Клод поступил в Парижскую консерваторию в класс Лавиньяка. Позже занимался у А. Мармонтеля (по клас­су фортепиано) и у Э. Гиро (композиция).

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а по­рой и замешательство своих наставников поисками необычай­ных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкаль­ных штампов, вследствие чего он удостаивался только вторых премий в конкурсах, проводимых в консерватории.

Первыми композиторскими опытами Дебюсси были ро­мансы, написанные в 1876-1878 годах.

По рекомендации Мармонтеля в 1879 г. Дебюсси стал до­машним пианистом у баронессы Н. фон Мекк, известной сво­им покровительством Чайковскому и дружбой с ним. Она дала возможность Клоду познакомиться с творчеством композито­ров «Могучей кучки». Во время летних каникул 1880 года Клод впервые сопровождал фон Мекк в ее поездках по Евро­пе. Вместе с ней он побывал в России в 1881 и 1882 гг.

По окончании консерватории (1884), благодаря мудрости Гиро, призывавшего его соблюдать «благоразумие», Дебюсси получил Большую Римскую премию за кантату «Блудный сын ». После вручения премии к нему подошел Ш. Гуно и ска­зал: «Ты, малыш, отмечен гением».

В 1885 году в качестве стипендиата он переехал в Рим. Здесь он создал несколько произведений, из которых выде­ляется цикл вокальных пьес. В них уже чувствуется почерк мастера. Однако его новое произведение — «Весна» вновь выз­вало недовольство консерваторской профессуры, и Дебюсси пришлось вернуться в Париж. Он поселяется на Монмартре — пристанище артистической богемы. С Дебюсси поселилась преданная Габриэль Дюпон, многие годы делившая с ним все трудности необеспеченного существования. Примечательно, что Дебюсси ближе общество художников и поэтов, чём ком­позиторов, которые казались ему слишком узкопрофессио­нальными.

В1887 г. друзья вводят Дебюсси в кружок символистов во главе с С. Малларме. В этой атмосфере Дебюсси заканчивает «Весну» и «Деву-избранницу», сочиняет «Ариетты» на тек­сты Вердена и «Пять поэм» по Бодлеру.

В 1889 году в Париже на Всемирной выставке Дебюсси познакомился с музыкой и культурой Китая, Явы, Вьетнама, Алжира. На концертах выставки он. слушает произведения Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, показавших композитору пример смелого, нетрадиционного использования ресурсов музы­кального языка. Особенно привлекло Дебюсси творчество Мусоргского.

В1888-1891 гг. появились первые сочинения Дебюсси для фортепиано — «Арабески», Романтический вальс, «Ноктюрн» и др. Особо отмечается Бергаыская сюита, в которой полнос­тью проявилась индивидуальная манера выражения, своеоб­разное звучание инструмента. Неслучайно он пересматривал ее в течение 15 лет и издал лишь в 1905 году.

Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказан­ностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения: сим­фоническая «Прелюдия к „Послеполуденному отдыху фав­на"» по С. Малларме (1894). По поводу творчества Дебюсси после появления этого произведения даже плохо настроен­ная пресса писала, что автор — «опасный художник, одарен­ный дьявольским обаянием, подающий самый плохой при­мер». Прелюдия явилась как бы манифестом символизма в музыке.

В1893 г. Дебюсси присутствовал на постановке пьесы Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». В тот же вечер он решил написать оперу. В 1893—1902 гг. он отделывал сцену за сце­ной, работая медленно и трудно в течение десяти лет. Произ­ведение это отмечено тонким психологизмом, чутким и прав­дивым воплощением интонаций французской речи. В этой опере Дебюсси, ценивший гений Вагнера, стремился создать тип музыкальной драмы, принципиально противоположный вагнеровскому.

Опера была осмеяна. Зал взрывался от хохота, Пресса об­рушилась на автора, и... он стал знаменитостью первого ран­га. Лишь спустя некоторое время оперу начали ставить на сценах Европы — в Брюсселе, Мюнхене, Берлине, а в 1908 го­ду — в итальянской «Ла Скала». Но всегда эта опера была объектом ярой полемики.

Сочинения 90-х годов увенчивают «Ноктюрны», «Обла­ка», «Празднества», «Сирены» для симфонического оркест­ра и женского хора, введенного в последнюю пьесу. Их пер­вое исполнение состоялось 9 декабря 1900 года и прошло с успехом.

Дебюсси становится одним из ведущих композиторов Франции. Одно за другим появляются его прославленные про­изведения: симфонический триптих «Море», также не при­нятый публикой. С1901 г. он начал выступать как музыкаль­ный критик. Дебюсси интенсивно сочиняет для фортепиано. В 1910 г. появилась первая тетрадь его «Прелюдов» для фор­тепиано, продемонстрировавшая, какой рывок был сделан композитором в области фортепианной музыки.

В начале века произошли важные события в личной жизни композитора. В1901 году он давал уроки в семье крупного фи­нансиста С. Барда, где познакомился с его женой Эммой Бар­да, утонченной и высокообразованной женщиной. В 1904 году последовал разрыв предыдущего брака Дебюсси с Розали Тексье (а нужно сказать, что личная жизнь композитора была довольно бурной: его глубоко любили две жены и любовница, а две женщины даже стрелялись из-за него) и женитьба на Эмме. Их семейная жизнь оказалась счастливой, хотя неко­торые несправедливо обвиняли Дебюсси в том, что он женил­ся на деньгах. Эмма была уже немолодой и не очень краси­вой, но умной и заботливой женой. Она была опорой для Дебюсси и всячески опекала и поддерживала его, когда он заболел. Три симфонических эскиза под названием «Море» он посвятил ей.

В 1905-1913 годах композитор интенсивно работал над крупным симфоническим произведением в трех частях под названием « Картины ». Оно утвердило репутацию Дебюсси как самого выдающегося музыканта Франции.

 В 1911 г. по просьбе Иды Рубинштейн, ведущей исполни­тельницы труппы С. Дягилева, Дебюсси создал музыку к мис­терии итальянского футуриста Г. д'Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна». Это произведение — вершина творчества Дебюсси, оставшееся совершенно непонятым современниками.

В последние годы Клод Дебюсси много концертировала, посещая Будапешт, Вену, Рим, Амстердам, Лондон. В 1913 г. он побывал в Петербурге и Москве.

В 1914 году разразилась Первая мировая война. Дебюсси продолжает работать, пишет «Героическую колыбельную», «Рождество детей, которые лишились крова» на собственные слова.

В начале войны уже появились первые признаки смертель­ной болезни (рак прямой кишки). Умер композитор 25 марта 1918 года.

Несмотря на работу в разных жанрах, Дебюсси считается основоположником музыкального импрессионизма.

 

Ближайшие события

Санкт-Петербург, 31 июля 2008 года

Выступление Кирилла Плешакова-Качалина в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Вход свободный. Начало в 19:30.

Санкт-Петербург, 01 августа 2008 года

Выступление Владимира Багрунова в "Буквоеде на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Вход свободный. Начало в 19:30.

 

Участники смогут приобрести самоучитель, 31июля получить основные навыки настройки голоса на до речевом уровне, а 1 августа узнать о главных секретах настройки певческого голоса и увидеть и услышать все это в исполнении автора.

 

 

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

28-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

 

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября 

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz

                                         

Форос – 1-7 октября. 1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 

 

 


В избранное