Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


24.07.08     Выпуск 221

 

«Беда тому, кто умен, но не наделен сильным характером»

-ШАМФОР Н.С. (1741-1794 гг.) Французский философ.

 

ПУЧЧИНИ Антонио Доменико Микеле Секондо Мария Джакомо (1858-1924)

Итальянский композитор

 

...Он создал легко запоминаю­щие мелодии,

обогатив их новыми голосами жизни.

Как прославлен­ный мастер,

 он — через стилисти­чески

 совершенные и гибкие фор­мы — вновь утвердил

во всем мире национальное содержание искусства.

 

Город, гордый своим сыном

(надпись на мемориальной

доске дома, в котором жил

Пуччини)

 

Родился 22 декабря 1858 года в Лукке в семье, происходя­щей из старинного рода музыкантов. Еще прапрадед Пуччини Джакомо был композитором города Лукка, автором большого количества духовных сочинений. Отец —Микеле Пуччини — маститый композитор и опытный педагог, капельмейстер и органист, создатель церковных произведений и двух опер. Мать — Альбина Маджи-Пуччини — также родом из музы­кальной семьи, всю жизнь посвятила детям. Пятым ребенком в семье и был Джакомо, названный в честь основателя динас­тии композиторов и прославивший род на весь мир. Отец заметил, какое сильное воздействие оказывает музыка на ма­ленького мальчика, но усадить непоседу было сложно. Тогда отец положил на клавиши монетки и предложил снимать их одну за другой. Эксперимент удался — пальцы малыша при­выкли бегать по клавишам. Но отец не успел стать свидетелем успехов сына — он умер, когда малышу едва исполнилось шесть лет, и матери пришлось самостоятельно заботиться о шестерых детях.

Джакомо обладал блестящими музыкальными способнос­тями, но учителю игры на органе и фортепиано Карло Андже-лони пришлось много потрудиться, чтобы сделать музыкантом ребенка, совершенно не отличающегося прилежанием. Деся­тилетний Пуччини уже участвовал в воскресных органных концертах бенедиктинского монастыря, а заработанные день­ги с гордостью отдавал матери. Он постоянно играл в церквах Лукки, выступал в качестве пианиста на карнавалах.

В возрасте 14 лет мальчик поступил в музыкальный инсти­тут имени Дж. Пачини. Магистрат города, проявив уважение к четырем поколениям музыкантов, обеспечил ему наслед­ственную должность городского органиста. Юноша по-пре­жнему честно отдавал матери весь заработок, но все равно се­мье приходилось очень туго.

С годами росла известность Пуччини как прекрасного ис­полнителя и импровизатора на органе; в шестнадцать-семнад-цать лет он уже выступал и за пределами родной Лукки. К это­му времени относятся его первые сочинения — небольшие пьесы для органа. Любовь к музыке была столь велика, что однажды Пуччини вместе с друзьями прошел 20 км пешком в Пизу, где давали оперу «Аида» великого Верди. В1877 г. было исполнено первое хоровое произведение Пуччини. Он мечтал поступить в консерваторию, но денег не было. У начинающего композитора нашлись покровители: маркиза Паллавичини — придворная дама королевы и местный врач Черу, которые вме­сте с матерью композитора выхлопотали на год стипендию для обучения в Миланской консерватории, куда Пуччини посту­пил в 1880 году — после импровизации за инструментом всем членам комиссии стало ясно, что перед ними незаурядное да­рование. Пуччини набрал наибольшее количество очков.

 

Пуччини вместе с братьями снимал очень скромную квар­тирку. Хозяин самостоятельно вскрывал письма, вытаскивая оттуда деньги за квартиру, хозяйка запрещала Пуччини не только играть по вечерам, но и топить печку, чтобы не пор­тить мебель копотью. Днем, под звуки рояля, заглушавшие шипение масла на сковороде, юноши готовили еду, а топливо приносили в чемодане. Его жизнь в этот период послужила в дальнейшем источником к написанию сюжета оперы «Боге­ма». Холод, недоедание, убогая одежда не обескураживали музыканта: занимался он с утра до позднего вечера.

Пуччини окончил Миланскую консерваторию (1883) по классу А. Понкьелли (композиция), с которым у юного ком­позитора установились теплые, дружеские взамоотношения, и А. Бацезини (теория). Дипломной работой стало «Симфо­ническое каприччио», имевшее потрясающий успех.

Творчество Пуччини связано с оперным жанром. Первые две оперы — «Виллисы» (1884) и «Эдгар» (1889) — пользова­лись успехом, но до полной авторской самостоятельности было еще далеко. Понкьелли познакомил Пуччини с известным издателем Рикорди, который взялся за публикацию партиту­ры «Виллис». Эти деньги позволили Пуччини сносно суще­ствовать. В дальнейшем Рикорди и Пуччини связывала креп­кая дружба, оборвавшаяся только со смертью издателя. Он давал множетво ценных советов, даже принимал участие в разработке некоторых либретто к операм.

В это время приходит скорбная весть — мать Пуччини при смерти, и композитор едва успевает закрыть ей глаза. Горе композитора неописуемо. Он ищет забвения в работе.

Известность принесла ему опера «Манон Леско», по моти­вам произведения аббата Прево (1893). Пуччини настолько был на этот раз требователен к либретто, что сюжет перепи­сывался несколько раз, а многие либреттисты, начав работу, впоследствии отказывались от нее. Опера была поставлена в Турине, и первое представление прошло блестяще. Произве­дение принесло композитору славу и деньги. Он посвятил «Манон Леско» Эльвире Бонтури, в которую композитор влю­бился, но на которой не мог жениться. Эльвира была замужем и имела ребенка — девочку. Эта женщина, не считаясь с мне

нием богатых и знатных родственников, оставила мужа и с ребенком переехала жить к композитору, родив ему сына То-нио. Все семейство поселилось в Торре дель Лаго.

Завершив «Манон Лееко», Пуччини приступил к поиску нового сюжета для оперы. Наконец он остановился на романе Мюрже «Сцены из жизни богемы». Премьера оперы «Богема» состоялась в 1896 г. в Турине. Популярность ее с каждым но­вым выступлением росла. Вместе с тем критики, в отличие от публики, плохо принимали оперы композитора. В защиту пос­леднего выступил А. Тосканини, предсказавший опере боль­шое будущее. Через два года после постановки «Богема» обо­шла все сцены крупнейших театров мира — Будапешта, Буэнос-Айреса, Москвы, Александрии, Манчестера, Вены, Лондона, Гамбурга, Берлина, Барселоны — всюду успех был неизменным.

Прошло еще четыре года, и Пуччини создал еще один ше­девр — «Тоску» (1900). Премьера состоялась в Риме, и вновь успех, несмотря на то что противники композитора в день премьеры объявили о том, что в театре находится бомба. За один год опера вошла в репертуар всех театров мира.

Пуччини часто ездил за границу в связи с исполнением своих произведений. Увидев в Лондоне драму Давида Беласко «Гейша», у Пуччини зародилась мысль об использовании сюжета для оперы. Музыку Пуччини писал быстро, но урыв­ками: отвлекали постоянные поездки за границу, мешало и новое увлечение композитора — автоспорт. Надолго выбила его из колеи серьезная автомобильная авария в 1903 году.

Первая постановка «Чио-Чио-сан» в театре «Ла Скала» в 1904 году закончилась провалом. Однако, слегка переработав оперу, Пуччини вновь ставит ее уже в Брешии. Здесь премье­ра прошла с триумфом. Главную женскую партию исполняла молодая, но очень талантливая украинская певица Соломин Крушельницкая, названная композитором «самой великолеп­ной и очаровательной Баттерфляй».

Весной 1905 года композитор получил приглашение посе­тить Америку, где во многих городах ставились все оперы Пуччини. Следующее лето он проводит в Париже, работая над постановкой «Баттерфляй» в Комической опере.

Успех оперы упрочил мировую славу Пуччини. В Амери­ке была сделана граммофонная запись голоса Пуччини.

Следующая триумфальная опера — «Девушка с Запада» (1910). Хотя сам композитор и был глубоко захвачен сочине­нием, называя ее второй «Богемой», он прекрасно понимал, что это не лучшее его произведение. Но американской публи­ке она пришлась по вкусу. Главную партию в ней исполнял великий Карузо.

После этого композитор надолго замолчал, и в прессе по­явились различные кривотолки о том, что композитор испи­сался, что его карьера закончена.

В1917 году появилась опера «Ласточка». Хотя она и не заво­евала мировую популярность, сам композитор очень любил ее.

В следующем году он создает триптих одноактных опер — «Плащ», «Сестра Анжелика», «ДжанниСкикки».

Композитор в последние годы становится особенно требо­вателен к выбору либретто. Он задумал новое сочинение. Но уже нет рядом людей, способных помочь и подсказать, при­нять деятельное участие в его создании. К нравственным стра­даниям добавляются и физические — все чаще дает о себе знать старая боль в горле.

Вскоре сюжет был выбран и вылился в последний шедевр автора — оперу «Турандот». Композитор торопил либреттис­тов, чувствуя приближение последнего часа. Большая часть работы уже была сделана. Осенью 1924 года композитор отпра­вился на лечение в Брюссель. Казалось, болезнь отступила, но вскоре стало ясно, что без операции не обойтись. 24 ноября она прошла, и весьма удачно. В первые три-четыре дня состояние композитора не вызывало опасений, он уже сидел в кресле, пытался разговаривать. Но вдруг неожиданно случилась ката­строфа: не выдержало сердце, и 29 ноября композитор скон­чался на руках сына Тонио и дочери. Тело Пуччини было пере­везено в Италию. Весь музыкальный мир оплакивал Пуччини.

Через полтора года его последняя опера увидела свет. За­кончил ее по черновым наброскам Пуччини композитор Фран­ко Альфано. Первое представление «Турандот» состоялось в «Ла Скала» 25 апреля 1926 г., дирижировал ею преданный друг композитора Артуро Тосканини.

 

 

 Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

28-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

 

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября 

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz

                                         

Форос – 1-7 октября.
1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

 

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 


В избранное