Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


10.07.08.
Выпуск 219


Из книги Орисон Свет Марден


" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Постоянная забота с хлопотами запечатлевается на вашем лице, и оно теряет наконец приятность выражения. Вы становитесь мельче, низменнее, жаднее тех и неприятнее у себя дома взамен тех жалких крох, которые вам удается выторговать. Все это не подвигает вашего ума ни на шаг; наоборот, оно задерживает его, подрывая ваше здоровье, отнимая у вас гибкость ума, без которой ничего нельзя сделать хорошего, и лишает вас друзей и приятелей».

 

ЛЯДОВ Анатолий Константинович (1855-1914)

Русский композитор, педагог

Для того чтобы научиться свободно сочинять что хочешь и как хочешь... нужно овладеть контрапунктом. Все тогда пой­дет как по маслу. А. Лядов

Анатолий Константинович Лядов принадлежал к един­ственной в своем роде русской семье потомственных музыкан­тов: большинство Лядовых были музыкантами-профессиона­лами.

Лядов родился 29 апреля 1855 года в Петербурге. Отец, Константин Николаевич, был одаренным композитором, ди­рижером, с авторитетом которого считался даже М. Глинка. Мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет.

Условия для благоприятного развития будущего компози­тора были более чем благоприятны: в театре, где работал отец, все знали сына капельмейстера и баловали его; пользуясь сво­бодным доступом на все спектакли, мальчик слушал оперы Глинки, Даргомыжского, Серова, Глюка, Моцарта, Верди,Вагнера, Римского-Корсакова. Вместе с сестрой Валентиной будущий композитор принимал участие в спектаклях в каче­стве статиста. Многие оперы он знал наизусть с детства. Лю­бовь к народной песенности воспитала няня, многие народные песни были обработаны отцом. Отец, заметив музыкальную одаренность сына, всячески способствовал ее развитию. Девяти лет от роду он уже написал 4 романса.

В январе 1867 года одиннадцатилетний Лядов поступает в консерваторию с зачислением на почетную персональную стипендию имени отца. С поступлением в консерваторию он навсегда расстался с родительским домом, где им практичес­ки никто не занимался, был помещен на полный пансион к А. С. Шустову, а позднее переселился к старшей сестре.

В консерватории он занимался по классу скрипки, форте­пиано, специальной теории, но больше всего — у Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт, фуга) и у Н. А. Римского-Корса­кова (оркестровка и свободное сочинение). Последний, отмечая большие способности ученика, в то же время обращал внима­ние на его пассивность, переходящую в обыкновенную лень и желание улизнуть с занятий и даже не явиться на экзамен. Поэтому в оценочном плане он не блистал: встречались и двой­ки, очень редко 4,5 балла. Несмотря на это юноша страстно увлекается самостоятельным творчеством. В итоге он был из консерватории исключен.

Следующие два года не прошли даром: он знакомится с ком­позиторами «Могучей кучки» Мусоргским, Бородиным и Кюи, посещает музыкальные собрания у сестры Глинки Л. И. Шестаковой. В конце 1876 года Балакирев привлек его и Римско­го-Корсакова к подготовке издания партитур опер Глинки. Это способствовало дружескому сближению композиторов.

В январе 1878 года Лядов подает прошение о зачислении его вновь в число учащихся консерватории, а на выпускных экзаменах, состоявшихся в мае, Лядов полностью «реабили­тировал» себя, получив 5 баллов за дипломную работу — кан­тату «Мессинская невеста».

Педагогическая работа Лядова началась незадолго до окон­чания консерватории: 8 января 1878 года его назначили на должность преподавателя специальной теории музыки. Как педагог он завоевал большую популярность. Среди его уче­ников встречаются такие выдающиеся имена, как Асафьев, Прокофьев. Его курс гармонии, основанный на лекциях про­фессора Иогансена, переработан и систематизирован Римским-Корсаковым в его учебнике.

Первые дирижерские выступления состоялись в 1879 году  С.-Петербургском музыкальном кружке, которым руково­дил Бородин.

В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А. К. Глазуновым и Н. Римским-Корсаковым, возглавил основанное М. П. Беляе­вым, богатым меценатом, музыкальное издательство, русские квартетные вечера и симфонические концерты, выступая в последних и дирижером. После смерти Беляева, учредивше­го попечительский совет для заведования основанным им му­зыкальным делом, Лядов, вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым, состоял членом этого совета.

Молодой Лядов конца 70-х — начала 80-х годов не остался чужд народнически окрашенным демократическим настроени­ям, стимулированным Л.Толстым: его увлекал образ Левина. Он много времени проводил в деревне, общался с крестьянами, одно время даже собирался жениться на дочери крестьянина Ивана Громова Груне. Но эти настроения были преходящими.

Ненависть Лядова к обывательщине и мещанству нашла выражение в многочисленных рисунках-шаржах, достигаю­щих большой остроты. Вообще потребность в аналитической интенсивной умственной деятельности у Лядова компенсиро­вала недостаток внешней активности. Он очень много читал, был в курсе многих литературных событий. Достоевский, Тол­стой, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Мопассан — круг наиболее любимых авторов (при этом пренебрежительно отзы­вался «о французятине вроде Дюма»). Он очень увлекался сказ­ками, начиная с народных и заканчивая сказками Андерсена. Исключительная замкнутость Лядова распространилась и на его личную жизнь. В январе 1884 года он женился на На­дежде Ивановне Толкачевой, но большинство друзей-музы­кантов он с женой не познакомил, не ввел их в свой дом, не­смотря на сохранение неизменно дружеских отношений.

Неустойчивость, изменчивость настроений отрицательно сказывались на творческой работе. Он сам признавал, что мало сочиняет. Его настроение зависело даже от погоды.

Исключительно редко расставался он с привычной окружа­ющей обстановкой. К подобным случаям относится зарубеж­ная поездка летом 1889 года совместно с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лавровым и Беляевым на Всемирную выставку в Париж. На проводимых там концертах Лядов был представ­лен оркестровым Скерцо и тремя фортепианными пьесами. На обратном пути он посещает Швейцарию. Беляев, зная недо­статочную материальную обеспеченность Лядова, неоднократ­но приглашал его в совместные заграничные поездки, но тот из щепетильности отказывался. Лишь однажды, в 1896 году, он совершил поездку по России, а второй зарубежный выезд, в 1910 году, состоялся в Германию, по делам беляевского из­дательства.

Эмоциональная неустойчивость и неспособность к продол­жительному волевому напряжению сказались на композитор­ской работе Лядова. Процесс сочинительства протекал у него неровно, с постоянными сменами подъемов и спадов творчес­кой активности. Сам же он склонен был относить торможения в работе за счет внешних причин, прежде всего педагогичес­ких обязанностей. Связанное с этим чувство неудовлетворен­ности доходило у него временами до тягостных сомнений в своем даровании. На темпах работы сказывалась и скрупулез­ная отделка деталей произведений. Его принцип — сделать так, чтобы «каждый такт радовал». В итоге количественные ре­зультаты работы оказались сравнительно скромными. В, сред­нем он выпускал в свет 2-3 сочинения в год. Общий объем его произведений включает около 170 отдельных пьес и око­ло 200 обработок народных песен, но все им написанное до­вольно значительно, многие же вещи превосходны.

Вышедшие в свет в 1881-1883 годах Этюд, Экспромт и че­тыре Интермеццо говорят о формировании своего стиля. Ряд последующих сочинений представляет собой исключительно мазурки и прелюдии, которые занимают в наследии компози­тора первое место и привлекают краткостью и максимальной отточенностью формы. Знамениты и лядовские пасторали,выражющие глубокую умиротворенность и торжественную возвышенность. Большая часть его сочинений написана для фортепиано.

Первый же сборник народных песен Лядова вышел в свет в 1898 году. За последующие пять лет всего опубликовано 150 песен.

Известность Лядова укрепляется не только в России, но и за рубежом. Еще в ноябре 1879 года Лядов послал Ференцу Листу изданные «Арабески», сопроводив их письмом. Лист отметил благородство и тонкий вкус этих пьес.

Последний этап творческого пути Лядова отмечен неко­торыми изменениями в инерции его бытия. Он стал более активен в общественной жизни. В1905 году он уходит из кон­серватории в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова. Дружеские уговоры последнего не покидать стены консерватории были отвергнуты Лядовым, несмотря на то, что это был единственный источник его существования. Лядов, наряду с другими профессорами, деятельно агитирует в пре­подавательской среде за автономию консерватории. И это во­зымело реакцию: на пост директора назначен А. Глазунов, что явилось предпосылкой возвращения в консерваторию Римского-Корсакова и Лядова.

Одновременно с этим Лядов испытывает и творческий подъем: его произведения принадлежат более к вокальному жанру, а также симфоническому — пишет ряд сказочных сим­фонических картинок, оригинальных по замыслу и выполне­нию: «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора».

В 1911 году появились первые симптомы болезни сердца. Лечение в Кисловодске принесло лишь незначительное улуч­шение. Композитор прикован к своей квартире и только из­редка выходит на занятия в консерваторию или заседания Попечительского беляевского совета. Смерть сестры, призыв на военную службу старшего сына значительно подорвали здоровье композитора. 15 августа 1914 года он скончался. В 1937 году прах Лядова был перенесен с кладбища Новоде­вичьего монастыря в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре и захоронен неподалеку от могил Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского.

О НАСУЩНОМ

Позавчерашний вечер 8 июля был одним из удивительнейших и по ассоциациям с прошлым,  и по случившимся в этот день, и по возможным перспективам.   В Михайловском театре (бывший Малый оперный театр) в этот вечер шел балет «Лебединое Озеро», на который волею судеб мне удалось взять два билета в партер 7 ряда. Буквально в ста шагах от театра  на канале Грибоедова находится Дом Творчества Юных.  Сентябрь 1961года. Нужно было еще год учиться в ПТУ, что было для меня настоящей каторгой. В этот  самый тяжелый период свой жизни  кто-то мне подсказал этот адрес. И вот я иду мимо этого Дома Культуры и вдруг  слышу божественные звуки, заставившие меня остановиться. Смотрю в окно и не верю своим глазам: эти звуки извлекают  из баянов и аккордеонов мои сверстники. Уже через день я добился, чтобы меня прослушали и взяли в оркестр. Поскольку никакими музыкальными инструментами я не владел, то мне предложили  партию контрабаса, которым я через месяц уже овладел. А на ноябрьские праздники уже выступал с оркестром на сцене. Это было начало новой жизни – духовной.  С  этими ассоциациями я и шел на спектакль и необыкновенное состояние, царившее во время спектакля выразилось в моих «Браво!!!», сопровождающие практически каждый номер.

Несколько слов о публике. В партере в основном были иностранцы. От них никаких звуков не было, по крайней мере, в первом отделении. После пятого или шестого моего  «Браво», кто-то из наших зрителей мне подтянул слабеньким голоском.  Вскоре добавилось еще два-три голоса, а потом вдруг прорезался очень приличный бас. И концовка отделения прошла очень живо. Состояние артистов стало совершенно иным, нежели в начале. Моя жена эти вещи очень четко чувствует, и она твердо об этом сказала.

Во втором отделении, когда под  божественную музыку П.И.Чайковского пошли танцы, публика, наконец, осмелела и не стеснялась выражать свои эмоции. Тут уж мне представилась прекрасная возможность на фоне общего звука выдавать «Бра-а-а-во-о-о-….» с большим легато на каждой гласной. Это настолько было поразительно для публики, что некоторые фотографировали и снимали на видео, как я это делаю.

Об этом я так подробно пишу, потому что по сути дела, то, что мною делалось во время спектакля это и создание благоприятного психологического фона для артистов и прекрасный тренаж голоса. Примерно за полтора часа спектакля  я произнес 20-25 браво на полном голосе. При этом около 10 на длинных звуках, что очень близко к пению. На следующий день я заметил в своем голосе один из самых больших скачков.

  Таким образом, здесь имеет место редкий случай, когда можно  развивать свой голос  максимально эффективно (ведь это звуки не пустые, а эмоционально окрашенные, интонированные) и при этом вас никто не остановит, но наоборот, поддержат.

Может не все знают, но в недалеком прошлом  каждый артист имел своих «крикунов». Они  назывались клакерами. А их сообщество (3 и более человек) – клакой. Клакеры имели бесплатный вход в театр, а иногда и небольшие деньги  (за счет артистов, которым они устраивали звуковую поддержку). Итог: ходите на балет. Только там вы можете получить истинные положительные эмоции и выразить их в своем «Бра-а-а-во-о-о-…!»

   

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

28-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

 Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

 

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

Казахстан  (курорт «Боровое») 1 половина сентября  

Точная дата пока не определена.  Организатор Александр.  bkt@mail.kz

                                                   

Форос – 1-7 октября.

1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 

 


В избранное