При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
19.07.08.
«Как бы ни была сильна вера, разум должен уметь опираться на силы, заключенные в нем самом» - ЧААДАЕВ П.Я. (1794-1856 гг.) Русский мыслитель, философ «россиист».
ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856-1915)
Родился во Владимире 13 ноября 1856 года в дворянской семье (некоторые из Танеевых достигли видного положения в обществе: дядя Александр Сергеевич Танеев был управляющим собственной канцелярией императорского двора, доверенным лицом Николая I и композитором-любителем; брат Владимир Иванович — известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра Анна Вырубова — фрейлина и близкая подруга императрицы Александры). Отец, Иван Ильич, окончивший университет по трем факультетам: медицинскому, математическому и словесных наук, занимал место советника Палаты государственных имуществ во Владимире. Мать, Варвара Павловна, была на 25 лет младше мужа. Брак их был счастливым; Варвара Павловна обладала юридическим складом ума, умела прекрасно вести хозяйство, несмотря на скромный достаток (Иван Ильич — человек кристальной честности и порядочности — не брал взяток). На момент рождения третьего сына, Сережи, отцу было 60, матери 35 лет. С детства мальчик поражал окружающих своими спокойствием и рассудительностью, сосредоточенностью и самоуглубленностью, доброжелательностью и ровностью в обращении. Эти великолепные качества сохранились у Танеева на всю жизнь. Когда Сереже исполнилось 9 лет, отец вышел в отставку, и семья переехала в Москву. Незаурядные музыкальные способности сына несказанно обрадовали отца, который сам в детстве мечтал стать музыкантом. Во Владимире первой учительницей музыки стала В.И.Возницына-Полянская, в Москве — М. А. Миропольская, ученица Н. Рубинштейна, к которому она и привела мальчика. Рубинштейн посоветовал определить его в консерваторию, несмотря на то что Сереже было всего 10 лет, а туда принимали с 14. Поступив в консерваторию в 1866 году, Танеев не расставался с ней на протяжении 40 лет, будучи там сначала учеником, а затем профессором, директором, снова профессором. Вначале Танеев посещает консерваторию как вольнослушатель, занимаясь в классе Э. Л. Лангера, ассистента Н. Рубинштейна, а затем, в 15-летнем возрасте, поступает в фортепианный класс Н. Рубинштейна. Даровитость Танеева для Рубинштейна была настолько очевидна, что только ему было разрешено посещать музыкальные собрания в доме Рубинштейна. Гармонию Сережа проходит в классе П. И. Чайковского, профессиональное общение с которым переросло в глубокую и внимательную дружбу. Именно Танеев стал наследником и продолжателем традиций московской композиторской школы Чайковского. В ученические годы Танеев начинает выступать на концертной эстраде. Первое выступление состоялось в 1874 году, а за полгода до окончания консерватории его виртуозному исполнению в концерте Симфонического собрания бисировал стоя весь зал. Но его композиторская деятельность не получила столь интенсивного развития: самое крупное его произведение в этот период — симфония ми минор. Консерваторию он окончил в 1875 г. и первым в ее истории получил Большую золотую медаль по классам фортепиано (Н. Г. Рубинштейна) и композиции (П. И. Чайковского). А летом того же года совершил свою первую зарубежную поездку вместе с Н. Рубинштейном в Афины, города Италии, Женеву. Осенью началась интенсивная концертная деятельность молодого артиста. В сезоне 1875-1876 года он выступает в Москве, Петербурге, гастролирует по провинциальным городам России. В 1876 году совершает поездку в Париж, но уже не ознакомительную, а профессиональную. Ему не удается организовать сольный концерт в силу материальных и творческих причин: будучи к себе очень требовательным, он считает, что не имеет достаточной репертуарной основы. Он начинает упорно заниматься по 6 часов в день, причем делает это до конца жизни, чем повергает в полное изумление музыкантов, считающих, что для такого феноменального виртуоза вполне достаточно и двух. Танеевские выступления были для Москвы праздником. Многие недоумевали, что заставило Танеева отказаться от концертной деятельности во имя «тяжелой и неблагодарной кабинетной работы». Наибольшим впечатлением о поездке в Париж остались знакомство и встречи с И. С. Тургеневым и семейством Виардо. Он завязывает французские знакомства с К. Сен-Сансом, С. Франком, В. д'Энди, А. Дю-парком. Осенью 1878 года, несмотря на ранний возраст, Танеев начинает педагогическую деятельность в стенах Московской консерватории. Он становится преемником Чайковского — берет на себя классы гармонии и инструментовки. А через три года унаследует класс и другого своего учителя — Н. Г. Рубинштейна, скончавшегося в Париже. Профессором специального фортепиано он работает семь лет, после чего сосредоточивает свои силы на более близких ему дисциплинах — контрапункте и музыкальных формах. Будучи очень требовательным к себе, Танеев не «признавал» многих своих произведений, поэтому Ор. 1 он поставил только на кантате «Иоанн Дамаскин», прозвучавшей 11 марта 1884 года. В том же году он пишет Симфонию до минор, но она лишь однажды исполнялась при жизни автора, а новое постоянное концертное звучание получила только в 1916 году. Так было со многими произведениями Танеева. После смерти Н. Рубинштейна Танеев в 1885 году, будучи 28 лет от роду, по просьбе Чайковского возглавил консерваторию. Он проявил себя как разумный хозяйственник: на момент принятия дел материальное положение консерватории было весьма шатким, дефицит достиг 11 тысяч рублей. Это ставило консерваторию в тягостную зависимость от дирекции, в состав которой входили крупные денежные тузы. Танеев же, понимая, что творческое развитие невозможно без материальной базы, через четыре года полностью устранил дефицит, доведя актив до 919 рублей. Интересен такой факт его биографии. Готовясь к директорству, летом 1885 года Танеев уезжает на Кавказ, в Ессентуки и Кисловодск, проходить курс лечения, способствующий избавлению от лишнего веса (склонностью к полноте он страдал с детства). Он даже пытается совершать конные прогулки, которые весьма юмористически описывает в письмах друзьям. Чтобы заняться работой и избежать светского общения, Танеев позволяет себе носить вышитые ночные рубашки даже днем, хотя подобный эпатаж помогал мало. На Кавказе он изучает быт и культуру кавказских народов, их музыку. Мечтая о композиторской деятельности и совершенно не имея на это времени, Танеев в 1889 году оставляет пост директора, сохранив за собой класс контрапункта, к которому в 1897 году присоединился класс музыкальных форм. Среди консерваторских студентов Танеева—композиторы С. В. Рахманинов, А. Н.Скрябин, Н. К. Метнер, С. М. Ляпунов, Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращались за советами к Танееву и после окончания обучения. Тщательностью в работе композитора объясняется долгий путь его самого монументального творческого замысла — оперы «Орестея», которую Танеев создавал 12 лет. Премьера состоялась 17 октября 1895 года и была весьма успешной, но вскоре опера была снята с постановки. Танеев сближается с петербургскими композиторами, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым. Меценат и лесопромышленник М. П. Беляев монопольно издает произведения композитора. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л. Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева было изучение эсперанто (на этом языке написана большая часть его дневников). В 1905 году, в знак несогласия с политикой руководства консерватории, он покидает ее стены и продолжает занятия с учениками частным образом, причем не беря платы. Последние десять лет он живет в крайне стесненных материальных обстоятельствах. Он отказывается вернуться в консерваторию. А в следующем году становится одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т. д. Танеев по праву считается выдающимся музыкальным ученым. Семнадцать лет он посвятил работе над книгой «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учения о каноне». Умер Танеев в Москве 6 июня 1915 года. Похоронен рядом с матерью на кладбище Донского монастыря, согласно своему завещанию. В 1940 году прах перенесен на Новодевичье кладбище.
О НАСУЩНОМ
Этот выпуск навел меня на воспоминания, с которыми хочу поделиться. Кантату Танеева «Иоанн Дамаскин» мне с хором Ленинградского университета пришлось разучивать дважды: в 1971 и 1993 году. Напомню, что через полгода пения я, наслушавшись дифирамбов о своем голосе от руководителя хора Григория Моисеевича Сандлера, ушел из хора в сольное пение. Через 22 года вернулся в хор в середине ноября 1993 года. 5-7 декабря в Большом зале филармонии спели Кармину Бурану К. Орфа. Затем стали репетировать кантату Танеева «Иоанн Дамаскин». Эта кантата начинается словами «Иду в неведомый мне путь…». Григорию Моисеевичу шел 82-ой год, и он перед репетицией этой кантаты иногда говорил, что в этот путь ему скоро предстоит идти. Исполнить в концерте нам это грандиозное произведение для хора и симфонического оркестра не удалось. В ночь на 1 января Великий Маэстро ушел в лучший мир. Предстоящие мастер-классы Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени) 25 -27 августа Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб. 28-31 августа Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб. Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и прошедших подряд 2 раза три ступени.
Запись активно идет. Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна
Казахстан (курорт «Боровое») 5-7 сентября Вся информация у Александра bkt@mail.kz
Форос – 1-7 октября. 1,2, 3 октября занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия. Дневные занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерние занятия (4 часа) по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление). Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно. Широкий диапазон возможностей: санаторий, квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.
БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ
|
В избранное | ||