Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


19.07.08.
Выпуск 220

 

«Как бы ни была сильна вера, разум должен уметь опираться на силы, заключенные в нем самом» -

 ЧААДАЕВ П.Я. (1794-1856 гг.) Русский мыслитель, философ «россиист».

 

ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856-1915)

 

Родился во Владимире 13 ноября 1856 года в дворянской семье (некоторые из Танеевых достигли видного положения в обществе: дядя Александр Сергеевич Танеев был управляю­щим собственной канцелярией императорского двора, дове­ренным лицом Николая I и композитором-любителем; брат Владимир Иванович — известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра Анна Вырубова — фрейлина и близкая подруга императрицы Александры). Отец, Иван Иль­ич, окончивший университет по трем факультетам: медицин­скому, математическому и словесных наук, занимал место со­ветника Палаты государственных имуществ во Владимире. Мать, Варвара Павловна, была на 25 лет младше мужа. Брак их был счастливым; Варвара Павловна обладала юридическим складом ума, умела прекрасно вести хозяйство, несмотря на скромный достаток (Иван Ильич — человек кристальной чес­тности и порядочности — не брал взяток). На момент рожде­ния третьего сына, Сережи, отцу было 60, матери 35 лет.

С детства мальчик поражал окружающих своими спокой­ствием и рассудительностью, сосредоточенностью и самоуг­лубленностью, доброжелательностью и ровностью в обращении. Эти великолепные качества сохранились у Танеева на всю жизнь.

Когда Сереже исполнилось 9 лет, отец вышел в отставку, и семья переехала в Москву.

Незаурядные музыкальные способности сына несказанно обрадовали отца, который сам в детстве мечтал стать музы­кантом. Во Владимире первой учительницей музыки стала В.И.Возницына-Полянская, в Москве — М. А. Миропольская, ученица Н. Рубинштейна, к которому она и привела мальчика. Рубинштейн посоветовал определить его в консер­ваторию, несмотря на то что Сереже было всего 10 лет, а туда принимали с 14.

Поступив в консерваторию в 1866 году, Танеев не расста­вался с ней на протяжении 40 лет, будучи там сначала учени­ком, а затем профессором, директором, снова профессором.

Вначале Танеев посещает консерваторию как вольнослу­шатель, занимаясь в классе Э. Л. Лангера, ассистента Н. Ру­бинштейна, а затем, в 15-летнем возрасте, поступает в форте­пианный класс Н. Рубинштейна. Даровитость Танеева для Рубинштейна была настолько очевидна, что только ему бы­ло разрешено посещать музыкальные собрания в доме Ру­бинштейна. Гармонию Сережа проходит в классе П. И. Чай­ковского, профессиональное общение с которым переросло в глубокую и внимательную дружбу. Именно Танеев стал наследником и продолжателем традиций московской компо­зиторской школы Чайковского.

В ученические годы Танеев начинает выступать на концер­тной эстраде. Первое выступление состоялось в 1874 году, а за полгода до окончания консерватории его виртуозному ис­полнению в концерте Симфонического собрания бисировал стоя весь зал. Но его композиторская деятельность не полу­чила столь интенсивного развития: самое крупное его произ­ведение в этот период — симфония ми минор. Консерваторию он окончил в 1875 г. и первым в ее истории получил Большую золотую медаль по классам фортепиано (Н. Г. Рубинштейна) и композиции (П. И. Чайковского). А летом того же года со­вершил свою первую зарубежную поездку вместе с Н. Рубин­штейном в Афины, города Италии, Женеву.

Осенью началась интенсивная концертная деятельность молодого артиста. В сезоне 1875-1876 года он выступает в Москве, Петербурге, гастролирует по провинциальным горо­дам России. В 1876 году совершает поездку в Париж, но уже не ознакомительную, а профессиональную. Ему не удается организовать сольный концерт в силу материальных и творчес­ких причин: будучи к себе очень требовательным, он считает, что не имеет достаточной репертуарной основы. Он начинает упорно заниматься по 6 часов в день, причем делает это до кон­ца жизни, чем повергает в полное изумление музыкантов, счи­тающих, что для такого феноменального виртуоза вполне достаточно и двух. Танеевские выступления были для Москвы праздником. Многие недоумевали, что заставило Танеева от­казаться от концертной деятельности во имя «тяжелой и не­благодарной кабинетной работы». Наибольшим впечатлением о поездке в Париж остались знакомство и встречи с И. С. Тур­геневым и семейством Виардо. Он завязывает французские знакомства с К. Сен-Сансом, С. Франком, В. д'Энди, А. Дю-парком.

Осенью 1878 года, несмотря на ранний возраст, Танеев на­чинает педагогическую деятельность в стенах Московской консерватории. Он становится преемником Чайковского — берет на себя классы гармонии и инструментовки. А через три года унаследует класс и другого своего учителя — Н. Г. Ру­бинштейна, скончавшегося в Париже. Профессором специ­ального фортепиано он работает семь лет, после чего сосре­доточивает свои силы на более близких ему дисциплинах — контрапункте и музыкальных формах.

Будучи очень требовательным к себе, Танеев не «призна­вал» многих своих произведений, поэтому Ор. 1 он поставил только на кантате «Иоанн Дамаскин», прозвучавшей 11 мар­та 1884 года. В том же году он пишет Симфонию до минор, но она лишь однажды исполнялась при жизни автора, а новое постоянное концертное звучание получила только в 1916 году. Так было со многими произведениями Танеева.

После смерти Н. Рубинштейна Танеев в 1885 году, будучи 28 лет от роду, по просьбе Чайковского возглавил консерваторию. Он проявил себя как разумный хозяйственник: на мо­мент принятия дел материальное положение консерватории было весьма шатким, дефицит достиг 11 тысяч рублей. Это ставило консерваторию в тягостную зависимость от дирекции, в состав которой входили крупные денежные тузы. Танеев же, понимая, что творческое развитие невозможно без материаль­ной базы, через четыре года полностью устранил дефицит, доведя актив до 919 рублей.

Интересен такой факт его биографии. Готовясь к дирек­торству, летом 1885 года Танеев уезжает на Кавказ, в Ессен­туки и Кисловодск, проходить курс лечения, способствующий избавлению от лишнего веса (склонностью к полноте он стра­дал с детства). Он даже пытается совершать конные прогул­ки, которые весьма юмористически описывает в письмах дру­зьям. Чтобы заняться работой и избежать светского общения, Танеев позволяет себе носить вышитые ночные рубашки даже днем, хотя подобный эпатаж помогал мало. На Кавказе он изучает быт и культуру кавказских народов, их музыку.

Мечтая о композиторской деятельности и совершенно не имея на это времени, Танеев в 1889 году оставляет пост ди­ректора, сохранив за собой класс контрапункта, к которому в 1897 году присоединился класс музыкальных форм. Среди консерваторских студентов Танеева—композиторы С. В. Рахма­нинов, А. Н.Скрябин, Н. К. Метнер, С. М. Ляпунов, Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращались за советами к Танееву и после оконча­ния обучения.

Тщательностью в работе композитора объясняется долгий путь его самого монументального творческого замысла — опе­ры «Орестея», которую Танеев создавал 12 лет. Премьера со­стоялась 17 октября 1895 года и была весьма успешной, но вскоре опера была снята с постановки.

Танеев сближается с петербургскими композиторами, осо­бенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым. Меценат и ле­сопромышленник М. П. Беляев монопольно издает произве­дения композитора. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л. Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символиз­ма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева было изучение эсперанто (на этом языке написана большая часть его дневников).

В 1905 году, в знак несогласия с политикой руководства консерватории, он покидает ее стены и продолжает занятия с учениками частным образом, причем не беря платы. Послед­ние десять лет он живет в крайне стесненных материальных обстоятельствах. Он отказывается вернуться в консервато­рию. А в следующем году становится одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником обще­ства «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском уни­верситете и т. д. 

Танеев по праву считается выдающимся музыкальным ученым. Семнадцать лет он посвятил работе над книгой «Под­вижной контрапункт строгого письма» и «Учения о каноне».

Умер Танеев в Москве 6 июня 1915 года. Похоронен рядом с матерью на кладбище Донского монастыря, согласно свое­му завещанию. В 1940 году прах перенесен на Новодевичье кладбище.

 

О НАСУЩНОМ

 

Этот выпуск навел меня на воспоминания, с которыми хочу поделиться.

Кантату Танеева  «Иоанн Дамаскин» мне с хором Ленинградского университета пришлось разучивать дважды: в 1971 и 1993 году.

Напомню, что через полгода пения я, наслушавшись дифирамбов о своем голосе от руководителя хора Григория Моисеевича Сандлера, ушел из хора в сольное пение. Через 22 года вернулся в хор в середине ноября 1993 года. 5-7 декабря  в Большом зале филармонии спели Кармину Бурану К. Орфа.   Затем стали репетировать  кантату Танеева  «Иоанн Дамаскин».  Эта кантата начинается словами «Иду в неведомый мне путь…». Григорию Моисеевичу шел 82-ой год, и он перед репетицией этой кантаты иногда говорил, что в этот путь ему скоро предстоит идти. Исполнить в концерте нам это грандиозное произведение для хора и  симфонического оркестра не удалось. В ночь на 1 января Великий Маэстро ушел в лучший мир.  

Предстоящие  мастер-классы

Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

25 -27 августа  Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

28-31 августа   Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  2 раза три ступени.

 

  Запись активно идет.   Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

 

Казахстан  (курорт «Боровое») 5-7 сентября  

 Вся информация у  Александра  bkt@mail.kz

                                         

Форос – 1-7 октября.

1,2, 3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

 Дневные  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа) Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).

 Цена тренинга 27000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

 

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 


В избранное