Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


01.06.08.
Выпуск 218


Из книги Орисон Свет Марден

" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Счастье и эгоизм не могут процветать в одном месте»

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич

Русский композитор...

 

                                                                                                 В Римском-Корсакове как композиторе

 поражает прежде всего художественный

                                                                                           аристокра­тизм. Богатейший лирик,

                                                                                            он бла­городно сдержан в выражении

                                                                                   чувства, и это качество придает

                                                                                    тонкую прелесть его творениям.

Ф. И. Шаляпин

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки за­нимали видные посты в армии и администрации, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Это был человек, имевший мало общего с большинством чиновников николаевского времени. Не чуждый передовым ве­яниям эпохи, он был отстранен от должности по личному распоряжению Николая I за гуманное отношение к полякам. Противник крепостного права, А. П. Римский-Корсаков от­пустил на волю своих немногочисленных крепостных. От отца Н. А. Римский-Корсаков унаследовал высокую принципиаль­ность, неспособность к компромиссам.

Мать композитора, Софья Васильевна, была «незаконной» дочерью орловского помещика В. Ф. Скарятина и его крепост­ной. Сочетание полученного образования и воспитания, мяг­кий, добрый характер позволили ей быть душой семьи, на­ставницей, наперсницей сына.

В шесть лет Ника, как звали его родные, начал занимать­ся музыкой, но занятия его не увлекали. Более интересны ему были рассказы старшего брата Воина — морского офицера о морских путешествиях и разных странах.

В возрасте 12 лет отец привез его в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком, ведь в семье Римских-Корсаковых из поколе­ния в поколение мужчины служили на флоте. Там он оста­вался до 18-летнего возраста. Занимался Ника усердно и ров­но, но всегда находил время для музыки. Первые занятия были с виолончелистом оркестра Александрийского театра Улихом, но как педагог он не удовлетворял растущие музы­кальные потребности Ники. В 1858 году мальчик стал брать уроки у известного пианиста Федора Андреевича Канилле, с которым музыкальные вкусы и пристрастия полностью совпадали: оба были большими почитателями М. Глинки. Под ру­ководством Канилле были сделаны первые опыты сочинитель­ства, именно он осенью 1861 года привел Римского-Корсакова к Балакиреву, который, познакомившисьс его сочинениями, сразу понял, что семнадцатилетнему кадету суждено стать большим музыкантом. Николай стал активным участником Балакиревского кружка — знаменитой «Могучей кучки».

Окончание Морского кадетского корпуса в 1862 году со­впало с семейным горем: умер отец. Будущий композитор уже готов был отказаться от карьеры в пользу музыки и подать в отставку, но мать и старший брат Воин Андреевич настояли на том, чтобы Николай, согласно назначению, отправился в кругосветное плавание.

Во время путешествия он написал единственную вещь — Andante для симфонии на тему русской народной песни, по­лучившее одобрительный отзыв от Балакирева.

По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Ба­лакиревым и отдавал музыке все время, свободное от служ­бы, быстро приобретая знания и опыт. Следуя указаниям Ба­лакирева, Римский-Корсаков дописал и оркестровал Первую симфонию, которая была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1867 году он пишет «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Это пер­вая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему по­чувствовал собственный творческий пульс.

В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь. В исполнении произведений членов «Могучей кучки» участвовали две очаровательные девушки — Александра и На­дежда Пургольд. Римский-Корсаков все чаще бывает у Пургольдов, восхищаясь игрой Надежды Николаевны. Ему нра­вилось делиться с ней мыслями и жизненными планами. Летом 1869 года, написав первый хор задуманной оперы, он поспешил на дачу к Пургольдам. Услышав в исполнении На­дежды Николаевны свою мелодию, он окончательно понял, что будет писать «Псковитянку». Основу для оперного либрет­то — пьесу Мея «Псковитянка» — настойчиво рекомендовали Римскому-Корсакову Балакирев и Мусоргский. Работа над опе­рой продолжалась четыре года. Это было время, до предела за­полненное радостными событиями и личными драмами: умер любимый брат — Воин Андреевич, а в декабре 1871 года На­дежда стала невестой Римского-Корсакова. Осенью 1872 года Николай Андреевич и Надежда Николаевна вернулись из сва­дебного путешествия по Швейцарии и Северной Италии, а в январе 1873 года состоялась премьера «Псковитянки». Пуб­лика хорошо приняла оперу. За полтора месяца прошло де­сять спектаклей при полном зале.

Его репутация как музыканта стала столь высокой, что еще в 1871 году в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Только приступив к работе, Римский-Корсаков понял, насколько значительны пробелы в его музыкаль­ном образовании. Он часто пытался объяснить это друзьям, но его длительный и нелегкий труд по техническому совершен­ствованию в 1873-1878 годах, неотделимый от освоения клас­сического наследия, не встретил понимания балакиревцев.

Он обладал организаторским талантом, который вскоре нашел применение: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого — руководителем Бесплатной музыкальной школы, а позже помощником уп­равляющего Придворной певческой капеллой.

Новая, Третья, симфония, впервые исполненная под уп­равлением автора в феврале 1876 года в зале Дворянского со­брания, была встречена сдержанно и публикой и прессой. Не лучшая участь постигла и созданный в 1875 году струнный квартет. Возможно, новая композиторская техника еще дов­лела над его стилем письма, мешала свободному полету вдох­новения.

Композитор страстно мечтал о том, чтобы писать легко, непринужденно. Вдохновение пришло прямо со страниц го­голевских повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Май­ская ночь» создавалась в 1878 году. Составляя либретто, Римский-Корсаков стремился сохранить план повести Гоголя, колоритный язык ее героев. Опера писалась очень быстро: за один месяц был создан целый акт. На сцене Мариинского те­атра она была поставлена в 1880 году.

Для следующей оперы — «Снегурочка» Римский-Корса­ков попросил у знаменитого драматурга Н. Островского раз­решения использовать его пьесу, сам составил либретто, ко­торое было одобрено драматургом. «Снегурочка» увидела свет рампы в начале 1882 года. Н. Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исклю­чениями, был о вполне удовлетворительно». Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделима от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе пред­ставить более подходящего и так живо выражающего всю по­эзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холод­ной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Твердые жизненные принципы, чувство долга, ответствен­ности за музыкальное наследие своей нации, глубочайшая преданность дружбе подвигли и помогли Римскому-Корсако­ву провести сложнейшую работу, несмотря на горечь утрат: в феврале 1881 года не стало Мусоргского, через шесть лет умер Бородин. После их смерти композитор принялся за заверше­ние их незаконченных произведений и сделал это блестяще. Кипучая, интенсивная жизнь Римского-Корсакова в 1880-е годы, его работа над творческим наследием друзей, педагоги­ческая, дирижерская, общественная деятельность отодвинули на второй план сочинение музыки. И все-таки именно тогда Римский-Корсаков создал два великолепных симфонических произведения — «Испанское каприччио» и «Шехеразаду».

Весной 1894 года Римский-Корсаков начал сочинять вто­рую оперу на гоголевский сюжет — «Ночь перед Рождеством » и почти одновременно работал над «Садко». Он с упоением писал романсы, за ними — две одноактные оперы — « Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери», уже зрели мысли о «Царской невесте». Хотелось сделать как можно больше, потому что те­перь уже не нужно было просить о постановке: Частную опе­ру возглавил эксцентричный, но талантливый, артистически чуткий директор Савва Мамонтов.

Премьера «Царской невесты» прошла успешно. Аплодис­менты, венки, восхищение почитателей, доброжелательность публики, торжество театра... Но чудесную, талантливейшую оперу холодно встретили коллеги: не одобрил Глазунов, веж­ливо промолчал Лядов, пожал плечами Кюи.

В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения А. С. Пушкина. Римский-Корсаков принял деятельное учас­тие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». В чудесных декорациях и костю­мах Врубеля на сцене Частной оперы в октябре 1900 года со­стоялась премьера. В Москве Римского-Корсакова любили, считали своим. Овациям и венкам не было конца.

Напряженная композиторская и педагогическая деятель­ность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Однако, невзирая на мрачные настроения, в 1902 году Римский-Корсаков закончил одно из своих самых новаторских произведе­ний — оперу «Кощей Бессмертный».

События «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года не оставили равнодушными студентов консерватории. Они вы­двинули ряд требований: об исключении участника погрома на Дворцовой площади и прекращении занятий; эти требова­ния поддержал Римский-Корсаков. В ответ последовало поста­новление о его увольнении. Это решение всколыхнуло обще­ственность. Вслед за Римским-Корсаковым из консерватории в знак протеста ушли Глазунов, Лядов и другие профессора.

Римского-Корсакова не покидала мысль о создании оперы, обличающей царизм, тупость и жестокость власти, ставшей врагом и палачом своих подданных. Он знал, что за ним зор­ко следят, что его произведение в условиях царской цензуры вряд ли увидит сцену. Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над «Золотым петушком». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направ­ленностью. Летом 1907 года «Золотой петушок» был закон­чен. Директор императорских театров Теляковский, человек чрезвычайно образованный и тонкий знаток музыки, хотел сразу осуществить постановку в Большом театре, но москов­ский генерал-губернатор воспротивился. Опера так и осталась в портфеле композитора. Она была исполнена позже, в 1909 го­ду, но Римскому-Корсакову уже не суждено было ее услышать.

Незаметно подкралась тяжелая болезнь. 21 июня 1908 года композитор ушел из жизни.

На родине, в Тихвине, в 1944 году открыт Дом-музей Рим­ского-Корсакова.

 

О НАСУЩНОМ

В прошедшие выходные (28-29 июня) в Питере прошел корпоративный тренинг «Голос Клеопатры». Организаторы  «АКАДЕМИЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ» давно вышли не меня, но провести тренинг удалось только сейчас.

Участвовало 11 дам, которые не только улучшили свои голоса, что само собой разумеется, но, что не маловажно, они теперь могут пользоваться моим изобретением (феноменальная фраза из ….)  для непосредственного достижения цели.  

 Предстоящие  мастер-классы

Казахстан (Астана) 22-24 августа (3 ступени)

 Организатор Александр.  <bkt@mail.kz>

 Подмосковье (пансионат МИДа) (3 ступени)

  25-31 августа (25-27) (28-31), либо неделя первой половины сентября. В зависимости от пожеланий участников.  Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 Цена 1 ряд - 19000 руб. 2 ряд - 12000 руб.

 Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом и  прошедших подряд  два мастер-класса.

Форос – 1-7 октября.

1,2,3 октября  занятия, 4 октября –выходной день, 5,6,7 октября занятия.

 В первой половине дня  занятия при подъеме к Форосскому храму и спуске (4 часа). Вечерние  занятия (4 часа)  по погоде. Либо в Форосском парке, либо в помещении. В занятия будет включено выучивание наизусть первой главы Евгения Онегина А.С. Пушкина (развитие памяти, мышления, речи, оздоровление).

 Цена тренинга 37000 руб. Проживание и питание отдельно.  Широкий диапазон возможностей: санаторий,  квартиры и комнаты в частном секторе, кемпинги. Количество участников 3-5 человек.

Преподавательский сертификат, для участников с музыкальным слухом.

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ


В избранное