Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


29.05.08.
Выпуск 214
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Я не знаю, ничего, что так бы  подрывало бы силы человека, как беспокойство».

 

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич

(1840-1893)

Русский композитор

Я желал бы всеми силами

 души, чтобы музыка

моя распро­странялась,

 чтобы увеличива­лось

 число людей, любящих

ее, находящих в ней

утешение и опору.

П. И. Чайковский

 

Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске (Вятская губерния, Урал), в семье горного инженера, управляющего Камско-Воткинским заводом, И. П. Чайковского и Александ­ры Андреевны Ассиер. Семья была совершенно замечатель­ная: несмотря на значительную разницу в возрасте, родите­лей связывали глубокие и искренние чувства. Расставаясь на короткое время, они писали друг другу подробные письма — отчеты о своей жизни и жизни своих близких. Эта хорошая привычка осталась и у детей, что является наиболее ценным в исследовательской работе жизни и творчества.

Понятливый и впечатлительный мальчик по собственно­му настоянию стал учиться наравне со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет. Отец называл его общим любимцем, жемчужиной семьи. Нельзя сказать, что­бы Чайковского в детстве окружала музыкальная атмосфера: домашний орган с валами был первым знакомым ему инстру­ментом. Музыкальный слух и память проявились у Чайков­ского рано, и с 1845 года начались его занятия на фортепиано, а через три года мальчик читал ноты не хуже своей учительни­цы. Год спустя Чайковский играл на фортепиано как взрос­лый. Способность импровизировать проявилась у него рано. В 1854 году в семье Чайковских случилось горе: от холе­ры умерла мать. Петру Ильичу было 14 лет, его младшим бра­тьям-близнецам чуть больше четырех. В своих письмах в раз­ные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его даль­нейшую судьбу. Он нес моральную ответственность за судьбу братьев и до конца жизни поддерживал с ними теплые семей­ные отношения.

В 1850 году семья Чайковских переехала в Петербург, и в возрасте десяти лет его отдали учиться в Училище правоведе­ния, готовя в будущем к карьере юриста. Однако и в стенах училища он продолжал учиться музыке, которую преподава­ли всем желающим, что соответствовало правилам воспита­ния того времени.

После окончания училища Чайковский поступил на служ­бу в департамент Министерства юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном обществе. И никто, даже Кюндингер, у которого он брал уроки игры на фортепиано, не подозревал, что в нем таится будущий круп­ный музыкальный талант. Через год эти классы были реорга­низованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский в 1862 году, несмотря на довольно скеп­тическое отношение родственников к его намерению.

Чайковский был первым русским композитором, получив­шим специальное музыкальное образование. Он окончил Пе­тербургскую консерваторию в 1866-м, где занимался по клас­су композиции у профессора Н. Зарембы, а позднее — в классе инструментовки А. Рубинштейна. В консерватории он напи­сал кантату на оду Шиллера «К радости», увертюру к «Грозе». Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра. Друзья композитора, в отсутствие Чайковского, отнесли его партитуру Иоганну Штраусу, который в то время жил и работал в России, в Пав­ловске, дирижером постоянных концертов. Он и продирижировал этим сочинением молодого Чайковского в концерте из произведений русских композиторов.

Однако творческий путь Чайковского начинался очень трудно. Первые его произведения либо вызывали резкую кри­тику друзей, либо не вызывали реакции вообще. О нем нега­тивно отозвался Ц. Кюи, что произвело на композитора удру­чающее впечатление. Однако другой известный музыкальный критик — Ларош сумел разгадать «самый большой музыкальный талант современной России».

Службу Чайковский, несмотря на значительные матери­альные затруднения, оставил. Сразу по окончании консерва­тории, едва не попав в долговую тюрьму, переехал в Москву, куда был приглашен преподавать в только что открывшейся Московской консерватории, которая через много лет была названа его именем. Так как у него не было одежды, прово­жая его в Москву, друзья снабдили его кто чем мог. Поселил­ся он, по настоятельной просьбе, в доме у брата Антона Ру­бинштейна — Николая.

В Москве Чайковский вошел в круг московской интелли­генции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л. Н. Толстым, который был потря­сен музыкой 2-й части Первого квартета Чайковского на ве­чере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С А. Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драма­тург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского «Воевода», поставленной в Москве в 1869 г. (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партитурам). Вто­рая опера, «Ундина», была представлена в дирекцию императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была также уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет «Лебединое озеро»).

Осенью 1869 г. Чайковский пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», которая получила после премьеры до­вольно жесткую оценку критики, но после значительной пе­реработки это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. В том же году Чайков­ский написал шесть романсов, из которых «Нет, только тот», «И больно, и сладко», «Слеза дрожит», «Отчего», «Ни слова, о друг мой» сразу завоевали всеобщий интерес.

Педагогическую деятельность Чайковский не любил, од­нако ее результатом явилось создание им первых для России учебников и учебных планов. В учебный обиход русских кон­серваторий Чайковский ввел сделанные им переводы на рус­ский язык учебных пособий европейских теоретиков.

Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в пер­вые годы следующего десятилетия. Чайковский как компо­зитор сочинял практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различ­ных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и мно­гое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероп­риятий, проходивших в Москве. Появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия «Франческа да Римини» (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877), балет «Лебединое озеро», поставленный в 1877 году. На конкурсе Русского музыкального общества в 1875 г. его опере «Кузнец Вакула» была присуждена первая премия. За ней последовала опера «Евгений Онегин», которой, вместе с Шестой симфонией, написанной в конце жизни, суждено было увековечить его имя. Сначала Чайковский не верил в успех «Онегина», называя эту оперу «скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению». Первое представ­ление оперы состоялось в Московской консерватории 17 мар­та 1879 года, но должного успеха не имела. Успех и всеобщее признание пришли к ней только в апре­ле 1883 года, когда она была исполнена в Петербурге в музы­кально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике. На императорской сцене в Петербурге «Евгений Онегин» впер­вые был поставлен 19 октября 1884 года и был признан луч­шим произведением композитора.

В 1877 г. произошли два очень важных события в жизни композитора. Первое — начало загадочной дружбы Чайков­ского с Надеждой Филаретовной фон Мекк, вдовой, облада­тельницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течение многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встре­чаться. Второе — женитьба Чайковского на Антонине Милю­ковой. Брак этот был заключен отнюдь не по любви со стороны композитора. Дело в том, что Петр Ильич имел гомосексуаль­ные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубо­кое чувство вины; в 1876 г. он пишет в письме к брату (кото­рый также разделял нетрадиционные взгляды на любовь) о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский пытался покончить с со­бой, но так и не сумев сделать этого, просто сбежал от жены. Он много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917-м, последние два десяти­летия своей жизни проведя в приюте для умалишенных.

С 1877 года Чайковский не мог оставаться где-либо подо­лгу и вел кочевую жизнь. Зиму 1877-1878 г. он прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где и закончил два своих шедевра — Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». Надежда фон Мекк назначила композитору стипен­дию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890 г.), что позволило ему оставить педагогичес­кую деятельность и сосредоточиться исключительно на твор­честве.

Он всегда проводил много времени за границей (в Герма­нии, Франции, Англии, Америке), дирижируя своими опера­ми и концертами, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского — Александры) и друзей. В этот пе­риод появляются три оперы — «Орлеанская дева», «Мазепа» и «Чародейка», а также Скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торже­ственная увертюра «1812 год» (1881), трио «Памяти велико­го художника» (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879,1883 и 1884), симфония «Манфред» по поэме Байрона (1885). Он стал первым русским компози­тором, получившим не только европейское, но и мировое при­знание еще при жизни.

В 1885 г. он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем перебрался в соседнее Фроловское и не­задолго до смерти наконец приобрел собственный дом на ок­раине Клина. Трудны были последние годы композитора, он не мог назвать их счастливыми. Поселившись в Клину — в доме, купленном почти целиком на деньги Надежды фон Мекк, Петр Ильич, долго мечтавший о таком тихом и уют­ном прибежище, так и не успокоился. Его психическое здо­ровье было сильно подорвано — вся жизнь была далеко не безоблачной.

Император Александр III в 1888 году назначил Чайковско­му пенсию в 3 тысячи рублей. Композитор вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступле­ниям и постепенно начал дирижировать своими концертами. G января по март 1888 года он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вто­рая зарубежная концертная поездка Чайковского. В проме­жутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888) и вчерне завершен балет «Спящая красавица». Оркестрован он был в течение лета 1889 г. и поставлен в начале следующего года. В 1890 г. по­явилась лучшая опера Чайковского, поистине шедевр миро­вого оперного наследия— «Пиковая дама»; «Иоланта» —пос­ледняя опера Чайковского — увидела сцену спустя полмесяца после смерти композитора.

Весной 1891 г. Чайковский совершил свою первую (и един­ственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе.

В начале 1893 г. Чайковский начал работу над своей зна­менитой Шестой симфонией си минор. Сочинение было пре­рвано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора му­зыки Кембриджского университета. Шестая симфония — вер­шина, к которой Чайковский, возможно, шел всю жизнь. Это исповедь мастера, трагедия его жизни, выраженная в музыке.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно, через пять дней после представления Шестой симфонии — 6 ноября 1893 г. в Петербурге. Во многих печатных источниках утвер­ждалось, что он заболел холерой, однако истинные причины смерти до сих под остаются неясными. Похоронен Петр Иль­ич в Александро-Невской лавре.

С 1958 г. каждые четыре года в Москве проводится Меж­дународный конкурс имени П. Чайковского.

В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Иль­ича Чайковского, в 1894 году был основан музей, в котором хранятся его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под пальцами выдающихся музыкантов, наполняя дом звуками бессмертной музыки выдающегося русского компо­зитора.

О насущном

 

Постановка голоса в Санкт-Петербурге.

31 мая  2008 года (суббота), центр "Другой Мир" Мастер-Класс II ступени (РЕЧЕВОЙ). Ведущий - Владимир Багрунов.

(м. Нарвская) - Бумажная, д. 17

 1 ряд – 7000 руб. 2 ряд – 5000 руб.
Справки по тел. +7 (812) 982-0349

Продолжительность: 8 часов, включая кофе-брейки.

Время занятий: с 11:00 - до 19:00

Желательно, иметь сменную обувь

 

1июня 2008 года (воскресенье), центр "Другой Мир" (м. Нарвская) - Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ). Ведущий - Владимир Багрунов.  1 ряд – 7000 руб. 2 ряд – 5000 руб.

 

12,13,14 июня

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова.  24 часовой 3-х дневный тренинг (12-13 июня доречевой и речевой уровни, 14 июня  – пение)

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ».  Маршрутка №320 от автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где происходит регистрация  вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Проживание 1900 руб. в сутки 1 местный номер. 1200 руб. место в двухместном номере.

Обучение: 1 ряд 19 тыс. руб. 2 ряд 12 тыс. руб.

Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна

Подробнее...www.goloslogos.ru

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное