05.05.08. Выпуск 211 Из книги Орисон Свет Марден " СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"
Глава ХХVIКаждый носит в себе свой рай
«Желудь ничего не стоит, но из него может вырасти дуб; так и добрые слова, бросаемые в каждую щель, трещину и пусто порожнее место жизни, не стоят ничего, но могут вырасти в счастье и утешение для многих жизней, которые без этого были бы томительны».
БАЛАКИРЕВ
Милий Алексеевич (1837-1910)
Русский композитор, пианист, дирижер, создатель новой русской музыкальной школы
...Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже
чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично...
Н. А. Римский-Корсаков
Милий Алексеевич родился 21 декабря 1837 года в Нижнем Новгороде в семье чиновника из дворян. На Волге прошли первые шестнадцать лет его жизни: учился в нижегородской гимназии и нижегородском Александровском дворянском институте.
Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано, однако бедность не позволила иметь ему постоянных учителей. Занятия на фортепиано — любимом инструменте Балакирева — проводились матерью, но носили эпизодический характер, и фактически все свои знания (как музыкальные, так и общие) он приобрел в процессе упорного самообразования.
Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории музыки, но и свел его с местным меценатом Улыбышевым, имевшим великолепную библиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образцами классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить первоначальные
навыки дирижирования. В доме помещика Улыбышева проводились музыкальные вечера. Уже в возрасте 14 лет Милий Алексеевич мог дирижировать этими вечерами. К этому времени относятся и первые попытки сочинять.
Учась в Казанском университете на математическом факультете, Балакирев зарабатывал на жизнь уроками музыки.
Упорная работа не прошла даром, и к восемнадцати годам Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности.
Улыбышев помог Милию перебраться в Петербург в 1855 г., ввел его в музыкальные кружки столицы. Здесь Милий Алексеевич впервые встретился с М. Глинкой, который с интересом прослушал сочинение молодого автора — фантазию на мотивы из оперы «Иван Сусанин». Глинка признал крупный талант автора и подарил ему свой портрет.
Балакирев быстро завоевывает известность в музыкальных кругах: первое же публичное выступление 12 февраля 1856 года с исполнением сольной партии в своем концертном Аллегро для фортепиано с оркестром привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало сочувственные отклики в прессе.
В этот период начинается дружба со Стасовым, Даргомыжским. Позднее к ним присоединились Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский и Кюи. Они часто собирались вместе, спорили, беседовали, музицировали. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, которым суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Это содружество вскоре получило название «Могучая кучка» (или «пятерка») — по количеству участников. Главой кружка
стал Милий Алексеевич Балакирев. На встречах подробно разбирались произведения членов кружка, тут же исправлялись все ошибки. И каждый раз, отвергая или утверждая что-либо, Балакирев для подтверждения своей мысли проигрывал наизусть те или иные музыкальные отрывки. Влияние Милия Алексеевича на товарищей было огромным.
Когда был основан кружок, в России еще не было консерватории. А созданная позднее А. Рубинштейном Московская консерватория была сориентирована на западную музыку. Поэтому Балакирев и члены его кружка, которые были яркими представителями русской национальной музыки, были явлением исключительным.
Интенсивно и много продолжал писать и сам Балакирев. В те годы он сочиняет музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», много романсов, начинает работать над Вторым концертом для фортепиано с оркестром.
Любовь к народной песне подвигла Балакирева, совместно с поэтом Щербиной, летом 1860 года совершить поездку по Волге. Напетые бурлаками песни составили материал для замечательного сборника — «Сорок русских народных песен для голоса с фортепиано», вышедшего в 1866 году и ставшего событием в русской музыке. Собранные русские мелодии он использовал в своих сочинениях: «Симфонической картине на темы трех русских песен» (1864), во 2-й редакции
«Руси» (1887), симфонической поэме «Тамара».
Подобные творческие поездки композитор совершит и на Кавказ в 1862,1863 и 1868 годах.
В 1862 году вместе с хоровым дирижером Г. Ломакиным Балакирев организует Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования. Школу на первых порах посещало около 200 учеников.
В это же время началась его дирижерская деятельность. В концертах исполнялись произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, Г. Берлиоза, Р. Шумане» Ф. Листа, в России того времени еще не известных. Своими выступлениями как дирижер Балакирев много сделал для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. Оперой глинки «Руслан и Людмила» он дирижировал в Праге. Под впечатлением этой
поездки композитор создал симфоническую поэму «В Чехии», в которой использовал чешские (точнее моравские) мелодии.
После отъезда Рубинштейна за рубеж Балакирев был приглашен дирижером Русского музыкального общества (1867-1869). По его совету к деятельности общества был привлечен Г. Берлиоз.
Но удары судьбы преследовали композитора. Резкий и неуступчивый Балакирев нажил себе врагов в Обществе и был смещен с должности дирижера. В 1870-е годы «Могучая кучка» фактически перестала существовать: молодые композиторы уже не испытывали необходимости в постоянной опеке Балакирева. Гордость и самолюбие не позволили ему понять своих питомцев. К тому же начались и материальные неурядицы Бесплатной музыкальной школы, вскоре закрывшейся.
Балакирев переживал все это очень болезненно. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших незамужних сестрах. Все это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре отошел ото всех музыкальных дел, вынужден был поступить на работу в Магазинную контору Варшавской железной дороги и стал снова зарабатывать уроками музыки. Он был близок к самоубийству, отдалился от своих друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся
исполнять обряды, ранее им отрицаемые.
Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горячо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев остался глух к этим дружественным призывам. И когда через много лет он все же вернулся к музыке, к друзьям, это был уже другой человек.
Возвращение к музыкальной деятельности началось с редактуры партитур опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан», имевшихся лишь в рукописных списках. Затем он вновь становится во главе оставленной им Музыкальной школы (1881) и до последнего года жизни руководит ею.
В1883 году, пoрекомендации своего друга Т. И. Филиппова, Балакирев занял пост управляющего Придворной певческой капеллой. Он улучшил преподавание научных предметов, организовал, с помощью приглашенного им в помощники Римского-Корсакова, оркестровый класс, усовершенствовал хоровое исполнение. При нем отстроено новое здание капеллы.
В этот период Балакирев почти не сочинял. С оставлением капеллы в 1894 году, обеспеченный пенсией, Балакирев все цело отдался творчеству, живя спокойно и очень замкнуто: Петербурге. От общественной деятельности он почти отказался. Ему принадлежит инициатива постановки в 1894 году памятника Шопену на его родине, в Желязовой Воле. Он прини мал участие в комиссии по установлению памятника Глинке в Петербурге и написал для этого случая кантату, исполненную
на торжестве открытия памятника. Умер композитор 29 мая 1910 года в Петербурге.
О НАСУЩНОМ
9,10,11 мая
Развитиеголоса в сочетании сотдыхом и оздоровительными процедурами
Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». Маршрутка №20 от автовокзала Метро Щелковская
Удобства: охраняемая стоянка, водолечебница, душ Шарко, солевая комната, (галотерапия), дровяная сауна, все виды массажа, бассейн, биллиард, бизнес-контакты и прочее.
Большой Мастер-класс Владимира Багрунова. 24 часовой 3-х дневныйтренинг (9-10 мая доречевой и речевой уровни, 11мая – пение)
1 ряд. Мест нет
2 ряд.Есть 2 места без проживания. Цена 12000 руб.
Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна