Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


05.05.08.
Выпуск 211
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Желудь ничего не стоит, но из него может вырасти дуб; так и добрые слова, бросаемые в каждую щель, трещину и пусто порожнее место жизни, не стоят ничего, но могут вырасти в счастье и утешение для многих жизней, которые без этого были бы томительны».

 

БАЛАКИРЕВ

Милий Алексеевич (1837-1910)

 

Русский композитор, пианист, дирижер, создатель новой русской музыкальной школы

...Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, од­нако, не чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже

чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окру­жающих было безгранично...

Н. А. Римский-Корсаков

 

Милий Алексеевич родился 21 декабря 1837 года в Ниж­нем Новгороде в семье чиновника из дворян. На Волге прошли первые шестнадцать лет его жизни: учился в нижегородской гимназии и нижегородском Александровском дворянском ин­ституте.

Музыкальное дарование мальчика обнаружилось рано, однако бедность не позволила иметь ему постоянных учите­лей. Занятия на фортепиано — любимом инструменте Бала­кирева — проводились матерью, но носили эпизодический ха­рактер, и фактически все свои знания (как музыкальные, так и общие) он приобрел в процессе упорного самообразования.

Важными для Балакирева оказались занятия с местным капельмейстером Эйзрихом. Последний не только сообщил ему основные сведения по теории музыки, но и свел его с мест­ным меценатом Улыбышевым, имевшим великолепную биб­лиотеку. Балакирев смог познакомиться с лучшими образца­ми классической мировой литературы. К тому же он получил возможность поработать с домашним оркестром Улыбышева и на практике изучить основы инструментовки, получить пер­воначальные навыки дирижирования. В доме помещика Улы­бышева проводились музыкальные вечера. Уже в возрасте 14 лет Милий Алексеевич мог дирижировать этими вечера­ми. К этому времени относятся и первые попытки сочинять.

Учась в Казанском университете на математическом фа­культете, Балакирев зарабатывал на жизнь уроками музыки.

Упорная работа не прошла даром, и к восемнадцати годам Балакирев был уже сложившимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности.

Улыбышев помог Милию перебраться в Петербург в 1855 г., ввел его в музыкальные кружки столицы. Здесь Милий Алек­сеевич впервые встретился с М. Глинкой, который с интересом прослушал сочинение молодого автора — фантазию на моти­вы из оперы «Иван Сусанин». Глинка признал крупный та­лант автора и подарил ему свой портрет.

Балакирев быстро завоевывает известность в музыкальных кругах: первое же публичное выступление 12 февраля 1856 го­да с исполнением сольной партии в своем концертном Аллег­ро для фортепиано с оркестром привлекло всеобщее внима­ние к молодому дебютанту и вызвало сочувственные отклики в прессе.

В этот период начинается дружба со Стасовым, Даргомыж­ским. Позднее к ним присоединились Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский и Кюи. Они часто собирались вместе, спо­рили, беседовали, музицировали. Так родилось замечательное содружество талантливых музыкантов, которым суждено было сыграть большую роль в истории русской музыки. Это содружество вскоре получило название «Могучая кучка» (или «пятерка») — по количеству участников. Главой кружка стал Милий Алексеевич Балакирев. На встречах подробно разби­рались произведения членов кружка, тут же исправлялись все ошибки. И каждый раз, отвергая или утверждая что-либо, Балакирев для подтверждения своей мысли проигрывал наи­зусть те или иные музыкальные отрывки. Влияние Милия Алексеевича на товарищей было огромным.

Когда был основан кружок, в России еще не было консер­ватории. А созданная позднее А. Рубинштейном Московская консерватория была сориентирована на западную музыку. Поэтому Балакирев и члены его кружка, которые были ярки­ми представителями русской национальной музыки, были явлением исключительным.

Интенсивно и много продолжал писать и сам Балакирев. В те годы он сочиняет музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», много романсов, начинает работать над Вторым концер­том для фортепиано с оркестром.

Любовь к народной песне подвигла Балакирева, совмест­но с поэтом Щербиной, летом 1860 года совершить поездку по Волге. Напетые бурлаками песни составили материал для замечательного сборника — «Сорок русских народных песен для голоса с фортепиано», вышедшего в 1866 году и ставшего событием в русской музыке. Собранные русские мелодии он использовал в своих сочинениях: «Симфонической картине на темы трех русских песен» (1864), во 2-й редакции «Руси» (1887), симфонической поэме «Тамара».

Подобные творческие поездки композитор совершит и на Кавказ в 1862,1863 и 1868 годах.

В 1862 году вместе с хоровым дирижером Г. Ломакиным Балакирев организует Бесплатную музыкальную школу, став­шую очагом массового музыкального образования. Школу на первых порах посещало около 200 учеников.

В это же время началась его дирижерская деятельность. В концертах исполнялись произведения М. Глинки, А. Дар­гомыжского, Н. Римского-Корсакова, Г. Берлиоза, Р. Шума­не» Ф. Листа, в России того времени еще не известных. Свои­ми выступлениями как дирижер Балакирев много сделал для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. Оперой глинки «Руслан и Люд­мила» он дирижировал в Праге. Под впечатлением этой поез­дки композитор создал симфоническую поэму «В Чехии», в которой использовал чешские (точнее моравские) мелодии.

После отъезда Рубинштейна за рубеж Балакирев был при­глашен дирижером Русского музыкального общества (1867-1869). По его совету к деятельности общества был привлечен Г. Берлиоз.

Но удары судьбы преследовали композитора. Резкий и неуступчивый Балакирев нажил себе врагов в Обществе и был смещен с должности дирижера. В 1870-е годы «Могучая куч­ка» фактически перестала существовать: молодые компози­торы уже не испытывали необходимости в постоянной опеке Балакирева. Гордость и самолюбие не позволили ему понять своих питомцев. К тому же начались и материальные неуряди­цы Бесплатной музыкальной школы, вскоре закрывшейся. Балакирев переживал все это очень болезненно. Трагичность ситуации усугубилась смертью его отца, необходимостью взять на себя заботу о младших незамужних сестрах. Все это так удручающе подействовало на композитора, что он вскоре ото­шел ото всех музыкальных дел, вынужден был поступить на работу в Магазинную контору Варшавской железной дороги и стал снова зарабатывать уроками музыки. Он был близок к самоубийству, отдалился от своих друзей, избегал общества, сделался нелюдимым, стал очень религиозным, принялся ис­полнять обряды, ранее им отрицаемые.

Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, горя­чо призывали его вернуться к прежней деятельности. Но Ба­лакирев остался глух к этим дружественным призывам. И ког­да через много лет он все же вернулся к музыке, к друзьям, это был уже другой человек.

Возвращение к музыкальной деятельности началось с ре­дактуры партитур опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан», имевшихся лишь в рукописных списках. Затем он вновь ста­новится во главе оставленной им Музыкальной школы (1881) и до последнего года жизни руководит ею.

В1883 году, пo рекомендации своего друга Т. И. Филиппова, Балакирев занял пост управляющего Придворной певческой капеллой. Он улучшил преподавание научных предметов, организовал, с помощью приглашенного им в помощники Римского-Корсакова, оркестровый класс, усовершенствовал хоровое исполнение. При нем отстроено новое здание капеллы.

 В этот период Балакирев почти не сочинял. С оставлением капеллы в 1894 году, обеспеченный пенсией, Балакирев все цело отдался творчеству, живя спокойно и очень замкнуто: Петербурге. От общественной деятельности он почти отказался. Ему принадлежит инициатива постановки в 1894 году памятника Шопену на его родине, в Желязовой Воле. Он прини мал участие в комиссии по установлению памятника Глинке в Петербурге и написал для этого случая кантату, исполненную на торжестве открытия памятника. Умер композитор 29 мая 1910 года в Петербурге.

 

О НАСУЩНОМ

9,10,11 мая

Развитие  голоса в сочетании с  отдыхом и оздоровительными процедурами

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ».  Маршрутка №20 от автовокзала Метро Щелковская

Удобства: охраняемая стоянка, водолечебница, душ Шарко, солевая комната, (галотерапия), дровяная сауна,  все виды массажа, бассейн, биллиард, бизнес-контакты и прочее.

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова.  24 часовой 3-х дневный тренинг (9-10 мая доречевой и речевой уровни, 11мая – пение)

1 ряд. Мест нет

2 ряд.  Есть 2 места без проживания. Цена 12000 руб.

Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

Подробнее...www.goloslogos.ru

 

 

МИНСК,

17-18 мая (суббота, воскресенье)

Двухдневный мастер-класс «Возрождение Вашего Природного Голоса» (базовая + речевая ступени) по методике Владимира Багрунова.

Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин.

Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_minsk01.php

 

 

 

 

 

 


В избранное