Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


23.05.08.
Выпуск 213
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Кто-то сказал, что есть две вещи, о которых никогда не следует беспокоится: вещи, которые можно поправить, и вещи, которых уже нельзя поправить». 

 

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881)

Русский композитор

Мусоргский, конечно, реа­лист, но ведь сила его не в том, что его музыка — реалистична, а в том, что его реализм — музы­ка в самом потрясающем смыс­ле этого слова. Ф.И.Шаляпин

 

Родился 16 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уез­да Псковской губернии. Он происходил из старинного дворян­ского рода, к этому времени сильно обедневшего. Первой учи­тельницей музыки будущего композитора была его мать — Юлия Ивановна Мусоргская (урожденная Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фор­тепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие со­чинения Листа, а в 9 лет сыграл большой концерт Фильда. К тому же времени относятся первые опыты музыкальной им­провизации. Дарование сына радовало и отца — Петра Григо­рьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские служили по военной части, за исключением отца композитора.

В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становят­ся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же он начинает заниматься фортепиано с А. А. Герке — од­ним из лучших петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского «Подпрапорщик» (мальчик учился в школе гвар­дейских прапорщиков) — на средства отца.

В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и несколь­ко месяцев спустя был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же Мусоргский познакомился с А. П. Бородиным, который стал его близким другом, с А. С. Даргомыжским, а через него и с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи, затем с брать­ями В. В. и Д. В. Стасовыми. Для Мусоргского, как, впрочем, и для всех членов будущей «Могучей кучки», Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шума­на. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классичес­ких и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрас­ного, стремление к совершенствованию в музыкальном искус­стве, которое стало целью его жизни.

Осознав свое композиторское призвание, Модест Петрович решил оставить военное поприще и в июне 1858 года он вы­шел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Од­нако он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. Все же тяже­лое материальное положение вскоре заставило его поступить на службу в Лесной департамент.

Став членом кружка «Могучая кучка», Мусоргский стре­мительно набирал недостающие знания, опыт и мастерство. Он много и жадно читал. Уже на первых «пробах пера» вы­явился интерес композитора к жанрам, связанным со словом, — опере и песне. В конце 50-х — начале 60-х гг. написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуаль­ности.      .                -

В1863 году Мусоргский сблизился с передовой студенчес­кой молодежью и некоторое время жил в «коммуне» с пятью другими товарищами. Они много вместе читали, обсуждали литературные новинки, спорили о назначении искусства и событиях общественной жизни. Такие коммуны, возникшие под влиянием романа Чернышевского «Что делать?», были распространены в 60-е годы XIX в. среди передовой, демокра­тически настроенной молодежи и студентов.

В 1863-1866 гг. Мусоргский работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера), которая так и не была закончена.

Дарование Мусоргского проявлялось и в великолепной игре на рояле, и в превосходном исполнения вокальных про­изведений, и в любительских спектаклях, где он блистал как комический актер, и в шуточных импровизациях, которыми нередко развлекал друзей.

В начале 60-х годов Мусоргский совершил несколько по­ездок, а январь 1861 года провел в Москве, затем на Псков­щине. Много народных типов запечатлелось в памяти компо­зитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества. Как результат этих поездок — романсы и пес­ни «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушки», «Гопак», «Семинарист», запрещенный цензурой. В вокальном цикле «Детская» (1868-1872) Мусоргский с необыкновенной любо­вью рассказал о радостях и огорчениях, забавах и проделках ребенка. Завершением вокального творчества стал цикл «Песни и пляски смерти» (1875-1877). К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как реалиста. Сюда относится смелая попытка создания им оперы на сюжет гого­левской «Женитьбы» (1868), где целью композитора стало не только воссоздание особого трагикомизма характеров и поло­жений, но и сохранение самого прозаического текста коме­дии — ее живого разговорного языка.     

Поиски композитором новой драматической выразительности в полной мере воплотились в его гениальной опере «Бо­рис Годунов» на сюжет трагедии А. Пушкина. Впервые под­сказал мысль об опере профессор В. В. Никольский, с которым Мусоргский встретился в доме сестры Глинки Л. И. Шестаковой. В июле 1869 года опера была закончена. В семье тай­ного советника Пургольда, большого любителя искусства, при участии его племянниц — серьезных и талантливых испол­нительниц — был исполнен «Борис Годунов». Тут же решили поставить на сцене 3 картины, хотя опера была ранее забра­кована театральной дирекцией. Примечательно, что среди членов комиссии, решавшей судьбу оперы, был только один русский человек, а остальные — иностранцы. Они и закрыли путь оперы на сцену. Мусоргский решил основательно пере­работать партитуру зимой 1871 года, когда он жил вместе со своим другом Римским-Корсаковым в одной комнате; это был счастливый период в жизни обоих композиторов, помогавших друг другу в творческой работе.

Первое представление «Бориса Годунова» состоялось 27 ян­варя 1874 года на сцене Мариинского театра. Оно имело потря­сающий успех. Особенно восторженно приняла оперу моло­дежь. Двадцать представлений прошли с полным аншлагом. Только один из близких друзей Мусоргского негативно ото­звался об опере — Цезарь Кюи, Это было ударом для компо­зитора и усугубило противоречия, возникшие среди членов «Могучей кучки», которая вскоре распалась окончательно. Как писал Ф. Шаляпин в своей книге «Маска и душа»: «...Наши музыкальные классики в глубине души, при всем их прекло­нении перед Мусоргским, все несколько отталкивались от его слишком густого для них „реализма" ».

Еще в 1872 году Мусоргский под воздействием В. Стасова задумал новую оперу — «Хованщина». В то же время он пи­шет песни «Кот Матрос» и «Поехали на палочке», которые вызвали восторженный отклик Листа.

С середины 1870-х годов все более разрушительное влия­ние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным — кроме вокальных циклов — крупным произведением которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита «Картинки с выставки», посвя­щенная Стасову (1874; широко известна также в оркестров­ке Мориса Равеля), вдохновленная рисунками и аквареля­ми друга Мусоргского художника В. А. Гартмана.

Служба в Лесном департаменте отнимала много времени и приносила постоянные неприятности. Композитор не мог ужиться в бюрократической среде, против него велись инт­риги. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контро­ле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т. И. Филиппова, однако в 1880-м он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклон­ников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и пре­подавателем музыкальной теории на частных певческих кур­сах своей приятельницы — Дарьи Леоновой (там, кстати, И. Е. Репин и написал известный портрет композитора).

Не раз он менял место службы, но все оставалось по-пре­жнему. В итоге он начал серьезно задумываться над тем, что­бы хлеб насущный зарабатывать аккомпаниаторством, и в последние годы жизни действительно занимался этим.

Большую часть своей жизни Мусоргский был одинок. Лишь с 1858 по 1862 год он жил в Петербурге вместе с мате­рью и братом, затем некоторое время в семье брата. А даль­ше — у кого-либо из друзей: у Опочининых, Наумова, Голенищева-Кутузова. Но все это не могло возместить отсутствие семьи. Так прошла почти вся жизнь великого композитора, кочевавшего из одного дома в другой, не имевшего достаточ­но средств существования и к тому же часто страдавшего от различных болезней. Он пережил много горестных и трудных дней, ударов судьбы, уносивших близких ему людей. Все это наложило отпечаток на его характер. При всей ясности ума и твердости духа он подчас поддавался невзгодам, терял само­обладание и искал забвение в алкоголе. Но проходило время, и его опять влекло к тем, кто понимал и ценил его как челове­ка и гениального художника. Особенно тепло и сердечно к нему относились в доме Людмилы Ивановны Шестаковой. В середине 1876 года он начинает работу над оперой «Сорочинская ярмарка» по Н. Гоголю. Параллельно продолжает писать «Хованщину».

Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжелы­ми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспечен­ность мешали сосредоточиться на творческой работе, порож­дали пессимистичность, отчужденность. Все это отразилось на ряде произведений последних лет.

В 1879 г. знаменитая драматическая певица Д. Леонова пригласила Мусоргского принять участие в большой концерт­ной поездке по России, Малороссии и Крыму. Поездка прошла очень успешно, принесла ему много новых и ярких впечатле­ний, тогда же, во время путешествия по югу, была написана знаменитая «Песня о блохе». Однако это не смогло поправить дел композитора.

1880 год принес ему новые испытания: Мусоргский остал­ся без средств к существованию. Лишь в феврале усилиями друзей он вновь был определен на новое место — в Государ­ственный контроль, но жизнь его протекала в тяжелых усло­виях, усугублявшихся расстроенным здоровьем и одиночеством.

Осень и зима следующего года снова выдались трудными. Близкие друзья пытались помочь ему. Но все было напрасно — здоровье композитора катастрофически ухудшалось. В фев­рале 1881 г. после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь, где ему был обеспечен дол­жный уход. Его постоянно навещали друзья — Стасов и Римский-Корсаков, Бородин и Репин. Здесь, в больничной пала­те, был написан его знаменитый портрет. Сеансы проходили с 2 по 5 марта, а спустя несколько дней, 16 марта, в 5 часов утра композитор скончался.

Через два дня состоялись его похороны на кладбище Александро-Невской лавры.

Весь архив композитора после его смерти попал к Н. Римскому-Корсакову. Он закончил «Хованщину», осуществил новую редакцию «Бориса Годунова» и добился их постанов­ки на императорской оперной сцене. Над «Сорочинской ярмаркой» работал А. Лядов, но также не довел ее до конца. В 1915 году ее завершил Кюи, и в 1916 году она впервые по­явилась на сцене.

Новаторство Мусоргского не было по достоинству оценено современниками. Непривычные для их слуха выразительней­шие звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы ор­кестровки делали его стиль труднодоступным даже для дру­зей-музыкантов. Лишь в XX веке было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.

 

Маленький комментарий

В очередной раз прочел эти строки и до боли ощутил всю чудовищную несправедливость, сопровождавшую жизнь гения. Так гениально никто не смог в опере воплотить в единое целое слово и музыку. Из современников только Булат Окуджава в своих песнях мог приблизиться к Мусоргскому. Но в опере никого и близко нет. В высшей  степени этот дар  проявился в «Борисе Годунове».  Шаляпин во многом благодаря Мусоргскому  совершил революцию в певческом искусстве. Но поскольку это совершенно не стыкуется с традиционными подходами в «вокальном искусстве», то система Шаляпина до сих пор не востребована.

Поскольку в системе Шаляпина надо работать не над звуком (голосом), а над словом, т.е. над смыслом звука или в научном плане – над информационной составляющей звука (голоса).

 В живой природе нет пустых звуков. Надо понять, что звук это только способ передачи информации. Поэтому в первую очередь надо работать над смыслом, словом. А звук сам придет, и будет развиваться в сто раз более быстрыми темпами, чем при традиционных методиках.

О насущном   

                                              Постановка голоса в Санкт-Петербурге.

31 мая  2008 года (суббота), центр "Другой Мир" Мастер-Класс II ступени (РЕЧЕВОЙ). Ведущий - Владимир Багрунов.

(м. Нарвская) - Бумажная, д. 17
Справки по тел. +7 (812) 982-0349

Продолжительность: 8 часов, включая кофе-брейки.

Время занятий: с 11:00 - до 19:00

Желательно, иметь сменную обувь

1июня 2008 года (воскресенье), центр "Другой Мир" (м. Нарвская) - Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ). Ведущий - Владимир Багрунов.  1 ряд – 7000 руб. 2 ряд – 5000 руб.

12,13,14 июня

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова.  24 часовой 3-х дневный тренинг (12-13 июня доречевой и речевой уровни, 14 июня  – пение)

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ».  Маршрутка №320 от автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где происходит регистрация  вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Проживание 1900 руб. в сутки 1 местный номер. 1200 руб. место в двухместном номере.

Обучение: 1 ряд 19 тыс. руб. 2 ряд 12 тыс. руб.

Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

Подробнее...www.goloslogos.ru

 

 

 

 

 

 


В избранное