Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
23.05.08. Глава ХХVI Каждый носит в себе свой рай «Кто-то сказал, что есть две вещи, о которых никогда не следует беспокоится: вещи, которые можно поправить, и вещи, которых уже нельзя поправить».
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-1881) Русский композитор Мусоргский, конечно, реалист, но ведь сила его не в том, что его музыка — реалистична, а в том, что его реализм — музыка в самом потрясающем смысле этого слова. Ф.И.Шаляпин
Родился 16 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он происходил из старинного дворянского рода, к этому времени сильно обедневшего. Первой учительницей музыки будущего композитора была его мать — Юлия Ивановна Мусоргская (урожденная Чирикова). Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения Листа, а в 9 лет сыграл большой концерт Фильда. К тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации. Дарование сына радовало и отца — Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские служили по военной части, за исключением отца композитора. В 1849 году Модест и его старший брат Филарет становятся учениками Петропавловской школы в Петербурге. Тогда же он начинает заниматься фортепиано с А. А. Герке — одним из лучших петербургских педагогов. Мальчик быстро двигался вперед, с успехом выступал в домашних концертах. В1852 году, при содействии Герке, была опубликована полька Мусоргского «Подпрапорщик» (мальчик учился в школе гвардейских прапорщиков) — на средства отца. В июне 1856 года Мусоргский окончил школу и несколько месяцев спустя был зачислен на службу в Преображенский полк. Тогда же Мусоргский познакомился с А. П. Бородиным, который стал его близким другом, с А. С. Даргомыжским, а через него и с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи, затем с братьями В. В. и Д. В. Стасовыми. Для Мусоргского, как, впрочем, и для всех членов будущей «Могучей кучки», Балакирев стал учителем и другом. Часто два музыканта играли в четыре руки симфонии Бетховена, произведения Глинки, Шуберта, Шумана. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции. Модест Петрович с жадностью изучал творчество классических и современных авторов, посещал концерты и спектакли. В нем пробудилась жажда к творчеству, созиданию прекрасного, стремление к совершенствованию в музыкальном искусстве, которое стало целью его жизни. Осознав свое композиторское призвание, Модест Петрович решил оставить военное поприще и в июне 1858 года он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Однако он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. Все же тяжелое материальное положение вскоре заставило его поступить на службу в Лесной департамент. Став членом кружка «Могучая кучка», Мусоргский стремительно набирал недостающие знания, опыт и мастерство. Он много и жадно читал. Уже на первых «пробах пера» выявился интерес композитора к жанрам, связанным со словом, — опере и песне. В конце 50-х — начале 60-х гг. написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. . - В1863 году Мусоргский сблизился с передовой студенческой молодежью и некоторое время жил в «коммуне» с пятью другими товарищами. Они много вместе читали, обсуждали литературные новинки, спорили о назначении искусства и событиях общественной жизни. Такие коммуны, возникшие под влиянием романа Чернышевского «Что делать?», были распространены в 60-е годы XIX в. среди передовой, демократически настроенной молодежи и студентов. В 1863-1866 гг. Мусоргский работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера), которая так и не была закончена. Дарование Мусоргского проявлялось и в великолепной игре на рояле, и в превосходном исполнения вокальных произведений, и в любительских спектаклях, где он блистал как комический актер, и в шуточных импровизациях, которыми нередко развлекал друзей. В начале 60-х годов Мусоргский совершил несколько поездок, а январь 1861 года провел в Москве, затем на Псковщине. Много народных типов запечатлелось в памяти композитора, и это богатство наблюдений дало драгоценный материал для творчества. Как результат этих поездок — романсы и песни «Светик Савишна», «Колыбельная Еремушки», «Гопак», «Семинарист», запрещенный цензурой. В вокальном цикле «Детская» (1868-1872) Мусоргский с необыкновенной любовью рассказал о радостях и огорчениях, забавах и проделках ребенка. Завершением вокального творчества стал цикл «Песни и пляски смерти» (1875-1877). К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как реалиста. Сюда относится смелая попытка создания им оперы на сюжет гоголевской «Женитьбы» (1868), где целью композитора стало не только воссоздание особого трагикомизма характеров и положений, но и сохранение самого прозаического текста комедии — ее живого разговорного языка. Поиски композитором новой драматической выразительности в полной мере воплотились в его гениальной опере «Борис Годунов» на сюжет трагедии А. Пушкина. Впервые подсказал мысль об опере профессор В. В. Никольский, с которым Мусоргский встретился в доме сестры Глинки Л. И. Шестаковой. В июле 1869 года опера была закончена. В семье тайного советника Пургольда, большого любителя искусства, при участии его племянниц — серьезных и талантливых исполнительниц — был исполнен «Борис Годунов». Тут же решили поставить на сцене 3 картины, хотя опера была ранее забракована театральной дирекцией. Примечательно, что среди членов комиссии, решавшей судьбу оперы, был только один русский человек, а остальные — иностранцы. Они и закрыли путь оперы на сцену. Мусоргский решил основательно переработать партитуру зимой 1871 года, когда он жил вместе со своим другом Римским-Корсаковым в одной комнате; это был счастливый период в жизни обоих композиторов, помогавших друг другу в творческой работе. Первое представление «Бориса Годунова» состоялось 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра. Оно имело потрясающий успех. Особенно восторженно приняла оперу молодежь. Двадцать представлений прошли с полным аншлагом. Только один из близких друзей Мусоргского негативно отозвался об опере — Цезарь Кюи, Это было ударом для композитора и усугубило противоречия, возникшие среди членов «Могучей кучки», которая вскоре распалась окончательно. Как писал Ф. Шаляпин в своей книге «Маска и душа»: «...Наши музыкальные классики в глубине души, при всем их преклонении перед Мусоргским, все несколько отталкивались от его слишком густого для них „реализма" ». Еще в 1872 году Мусоргский под воздействием В. Стасова задумал новую оперу — «Хованщина». В то же время он пишет песни «Кот Матрос» и «Поехали на палочке», которые вызвали восторженный отклик Листа. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным — кроме вокальных циклов — крупным произведением которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита «Картинки с выставки», посвященная Стасову (1874; широко известна также в оркестровке Мориса Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского художника В. А. Гартмана. Служба в Лесном департаменте отнимала много времени и приносила постоянные неприятности. Композитор не мог ужиться в бюрократической среде, против него велись интриги. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т. И. Филиппова, однако в 1880-м он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы — Дарьи Леоновой (там, кстати, И. Е. Репин и написал известный портрет композитора). Не раз он менял место службы, но все оставалось по-прежнему. В итоге он начал серьезно задумываться над тем, чтобы хлеб насущный зарабатывать аккомпаниаторством, и в последние годы жизни действительно занимался этим. Большую часть своей жизни Мусоргский был одинок. Лишь с 1858 по 1862 год он жил в Петербурге вместе с матерью и братом, затем некоторое время в семье брата. А дальше — у кого-либо из друзей: у Опочининых, Наумова, Голенищева-Кутузова. Но все это не могло возместить отсутствие семьи. Так прошла почти вся жизнь великого композитора, кочевавшего из одного дома в другой, не имевшего достаточно средств существования и к тому же часто страдавшего от различных болезней. Он пережил много горестных и трудных дней, ударов судьбы, уносивших близких ему людей. Все это наложило отпечаток на его характер. При всей ясности ума и твердости духа он подчас поддавался невзгодам, терял самообладание и искал забвение в алкоголе. Но проходило время, и его опять влекло к тем, кто понимал и ценил его как человека и гениального художника. Особенно тепло и сердечно к нему относились в доме Людмилы Ивановны Шестаковой. В середине 1876 года он начинает работу над оперой «Сорочинская ярмарка» по Н. Гоголю. Параллельно продолжает писать «Хованщину». Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали сосредоточиться на творческой работе, порождали пессимистичность, отчужденность. Все это отразилось на ряде произведений последних лет. В 1879 г. знаменитая драматическая певица Д. Леонова пригласила Мусоргского принять участие в большой концертной поездке по России, Малороссии и Крыму. Поездка прошла очень успешно, принесла ему много новых и ярких впечатлений, тогда же, во время путешествия по югу, была написана знаменитая «Песня о блохе». Однако это не смогло поправить дел композитора. 1880 год принес ему новые испытания: Мусоргский остался без средств к существованию. Лишь в феврале усилиями друзей он вновь был определен на новое место — в Государственный контроль, но жизнь его протекала в тяжелых условиях, усугублявшихся расстроенным здоровьем и одиночеством. Осень и зима следующего года снова выдались трудными. Близкие друзья пытались помочь ему. Но все было напрасно — здоровье композитора катастрофически ухудшалось. В феврале 1881 г. после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь, где ему был обеспечен должный уход. Его постоянно навещали друзья — Стасов и Римский-Корсаков, Бородин и Репин. Здесь, в больничной палате, был написан его знаменитый портрет. Сеансы проходили с 2 по 5 марта, а спустя несколько дней, 16 марта, в 5 часов утра композитор скончался. Через два дня состоялись его похороны на кладбище Александро-Невской лавры. Весь архив композитора после его смерти попал к Н. Римскому-Корсакову. Он закончил «Хованщину», осуществил новую редакцию «Бориса Годунова» и добился их постановки на императорской оперной сцене. Над «Сорочинской ярмаркой» работал А. Лядов, но также не довел ее до конца. В 1915 году ее завершил Кюи, и в 1916 году она впервые появилась на сцене. Новаторство Мусоргского не было по достоинству оценено современниками. Непривычные для их слуха выразительнейшие звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для друзей-музыкантов. Лишь в XX веке было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.
Маленький комментарий В очередной раз прочел эти строки и до боли ощутил всю чудовищную несправедливость, сопровождавшую жизнь гения. Так гениально никто не смог в опере воплотить в единое целое слово и музыку. Из современников только Булат Окуджава в своих песнях мог приблизиться к Мусоргскому. Но в опере никого и близко нет. В высшей степени этот дар проявился в «Борисе Годунове». Шаляпин во многом благодаря Мусоргскому совершил революцию в певческом искусстве. Но поскольку это совершенно не стыкуется с традиционными подходами в «вокальном искусстве», то система Шаляпина до сих пор не востребована. Поскольку в системе Шаляпина надо работать не над звуком (голосом), а над словом, т.е. над смыслом звука или в научном плане – над информационной составляющей звука (голоса). В живой природе нет пустых звуков. Надо понять, что звук это только способ передачи информации. Поэтому в первую очередь надо работать над смыслом, словом. А звук сам придет, и будет развиваться в сто раз более быстрыми темпами, чем при традиционных методиках. О насущном Постановка голоса в Санкт-Петербурге.31 мая 2008 года (суббота), центр "Другой Мир" Мастер-Класс II ступени (РЕЧЕВОЙ). Ведущий - Владимир Багрунов. (м. Нарвская) - Бумажная, д. 17 Продолжительность: 8 часов, включая кофе-брейки. Время занятий: с 11:00 - до 19:00 Желательно, иметь сменную обувь 1июня 2008 года (воскресенье), центр "Другой Мир" (м. Нарвская) - Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ). Ведущий - Владимир Багрунов. 1 ряд – 7000 руб. 2 ряд – 5000 руб. 12,13,14 июня Большой Мастер-класс Владимира Багрунова. 24 часовой 3-х дневный тренинг (12-13 июня доречевой и речевой уровни, 14 июня – пение) Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ». Маршрутка №320 от автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где происходит регистрация вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа. Проживание 1900 руб. в сутки 1 местный номер. 1200 руб. место в двухместном номере. Обучение: 1 ряд 19 тыс. руб. 2 ряд 12 тыс. руб. Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна
Подробнее...www.goloslogos.ru
|
В избранное | ||