Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


03.05.08.
Выпуск 210
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

 «Раздражительный человек похож на ежа свернувшегося на изнанку и колющего себя собственными иглами».

СЕН-САНС

Французский композитор, пианист, органист, дирижер, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель

Шарль Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 года в Париже. Отец, Виктор Сен-Санс, был служащим канцелярии Министерства внутренних дел; мать, Клеманс Коллен, дочь плотника, удочеренная книготорговцами Массон. 30 декабря того же года от резкого обострения чахотки в возрасте трид­цати семи лет умер отец. Воспитанием ребенка занимались двадцатишестилетняя мать и двоюродная бабушка.

Мать Сен-Санса была художницей, что повлияло на при­общение Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль под руководством бабушки учит­ся игре на фортепиано. Слух ребенка оказался уникальным: он определял безошибочно высоту не только музыкального звука, но и звуков, издававшихся любыми предметами.

Мудрость воспитания матери заключалась в том, что, имея «чудо-ребенка», она приучила его остерегаться преувеличен­ных комплиментов-, отдавая предпочтение критике. Это по­шло мальчику на пользу.

В трехлетнем возрасте Камиль пробует сочинять, а вскоре и записывать свои произведения. Самая ранняя запись датируется 22 марта 1839 года. А уже к пятилетнему возрасту от­носится первое его выступление на публике и первый отзыв о нем в прессе. В мае 1841 года Сен-Санс написал свой первый романс.

Наряду с музыкой мальчик занимается латинским язы­ком и вскоре уже читает в подлинниках Вергилия, Цицеро­на, Горация. Общее образование он получал дома.

С семи до десяти лет Камиль занимается игрой на форте­пиано с известным пианистом и композитором профессором Камилю Стамати, который, видя прекрасную подготовку мальчика, решил, что он нуждается лишь в усовершенство­вании уже имеющихся пианистических навыков. С октября того же года начались занятия Камиля гармонией и контра­пунктом с Пьером Маледаном. Первые концертные выступ­ления состоялись в 1846 году. А 6 мая Камиль дал большой концерт в зале «Плейель», что явилось началом его карьеры пианиста. Известие об успехе Камиля донгло до королевского двора, и герцогиня Орлеанская выразила желание послушать чудо-ребенка. Так начались контакты Сен-Санса с аристокра­тией, внимание которой он впоследствии очень ценил.

В ноябре 1848 года Сен-Санс поступил в Парижскую кон­серваторию, в класс органа Франсуа Бенуа, и уже в следую­щем году завоевал вторую премию по органу, а в 1851 году — первую. Последующие попытки завоевать Римскую премию оканчивались неудачно. Но 15 октября 1852 года Камиль до­бивается успеха, представляя на конкурс общества св. Цеци­лии «Оду святой Цецилии». Гуно, Адан, Галеви, входящие в состав жюри, присудили композитору первую премию. В ок­тябре 1851 года он поступил в класс композиции Фроманталя Галеви. В это время состоялась первая встреча Сен-Санса с Ф. Листом, позднее переросшая в дружбу.

В1853 году, после нескольких месяцев стажировки в храме Сен-Северен, Сен-Санс получает место органиста в храме Сен-Мерри. В этой должности Сен-Санс остается около пяти лет, отдавая весь свой досуг профессиональному совершен­ствованию и самообразованию. Первое церковное сочинение Сен-Санса — Месса для четырех голосов и хора с органом и оркестром, посвященная аббату Габриэлю, приходскому священнику храма Сен-Мерри, благодаря которому Камиль на короткое время попадает в Италию, где знакомится с искусством и музыкой страны. Сен-Санс увлекается органом. Его игру высоко ценят Клара Шуман, Р. Франц, А. Рубинштейн, П. Сарасате. Лист называет его «первым органистом мира». После исполнения Сен-Сансом своей Первой симфонии в  1853 году он удостоился пристального внимания Берлиоза и Гуно. В1853-1854 годах возникают многие песни и романсы.  1855 год подарил Сен-Сансу знакомство с Россини, причем весьма своеобразное: Россини выдал сочинение Сен-Санса за свое, принял восторженные похвалы и поздравления, а затем во всеуслышание объявил о настоящем авторе. В 1856 году Камиль уже почетный член Общества св. Цецилии. Вскоре состоялось исполнение Фа-мажорной симфонии в Бордо под управлением автора. Это было первое его выступление как дирижера.

1858-1860 годы — время интенсивных сочинительских поисков и интересных общений. Сен-Санс пишет Вторую сим­фонию, два концерта для скрипки с оркестром, множество фортепианных пьес.

С 1861 по 1864 год композитор работает в школе Нидермейера. На протяжении всей жизни у Сен-Санса периодичес­ки ухудшалось зрение, и тогда врачи запрещали ему читать и писать. Время работы в школе было для него своеобразным отдыхом.

Между тем в 1863 году Общество св. Цецилии в Бордо объя­вило новый конкурс на большую концертную увертюру. Сен-Санс написал увертюру «Спартак». Ей была присуждена пер­вая премия.

В том же году состоялась поездка Сен-Санса на Пиренеи и в Овернь. Под ее впечатлением возникает первое Трио для фортепиано, скрипки и виолончели — одно из лучших сочи­нений композитора. По-видимому, в 1863 году возникла и по­пулярнейшая доныне пьеса Сен-Санса — Интродукция и рон­до каприччиозо для скрипки с оркестром

В первой половине 60-х годов разворачивается интенсив­ная концертная деятельность. Он выступает в Лионе, Пари­же, Дижоне. В августе 1866 года посещает Британию и при­возит оттуда «Бретонские рапсодии».

Одна из самых престижных премий, присужденных Сен-Сансу, — премия на конкурсе кантат, прозвучавших на Все­мирной выставке в Париже в 1867 году. Он победил среди бо­лее сотни участников, причем весьма маститых композиторов. Тогда же возникает множество романсов, популярность ко­торых сохраняется и по сей день.

В 1867 году состоялось знакомство Сен-Санса с Антоном Рубинштейном, для выступления которого в Париже он за сем­надцать дней пишет Второй фортепианный концерт, с годами ставший одним из самых популярных сочинений композито­ра. Это произведение высоко оценил П. И. Чайковский.

15 августа 1868 года Сен-Санс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В 1870-1871 годах жизненная и творческая активность Сен-Санса резко возрастает. У него целый ряд общественных обязанностей, а круг знакомств все расширяется. Каждый понедельник на квартире Сен-Санса проходят музыкальные вечера, нередко с участием зарубеж­ных музыкантов.

Испытания военного времени (война Германии и Франции 1870 года, в которой он участвовал) и бедственная жизнь в Лондоне в апреле — мае 1871 года (во время Парижской Ком­муны) заметно ухудшили его здоровье: временами обостряет­ся туберкулез. Но Сен-Санс по-прежнему неустанно трудит­ся. Самым значительным его сочинением в 1871 году явилась его первая симфоническая поэма «Прялка Омфалы». Перед этим он пишет одноактную оперу «Желтая принцесса». В сле­дующем году возникают два сочинения для его любимого ин­струмента — виолончели. При этом концертная деятельность не ослабевает.

К концу 1873 года состояние здоровья Сен-Санса, утом­ленного очень интенсивной деятельностью, значительно ухудшилось — потребовался отдых на юге, и он едет в Алжир. Наслаждаясь там покоем и одиночеством. Этот год стал годом сочинения второй симфонической поэмы — «Фаэтон», по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса. А в следующем году возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно популярной, — «Пляска смерти». Как партитура симфоническая поэма «Пляска смерти» представляет одно из высших достижений Сен-Санса.

В феврале 1875 года Сен-Санс женился на Марии-Лауре-Эмилии Трюффо, сестре его ученика и друга Жана Трюффо, которому он некогда посвятил Каприс на темы балетной му­зыки из «Альцееты» Глюка. Мария-Лаура была почти в два раза моложе Сен-Санса — она родилась 16 апреля 1855 года. Брак этот явился результатом скорее волевой причуды ком­позитора, чем его любви к Марии Трюффо. Вдобавок Мария вызвала ревность со стороны матери Сен-Санса. Брак этот оказался несчастливым.

В ноябре — декабре 1875 года Сен-Санс предпринял боль­шую концертную поездку в Россию. Он знакомится с Ц. Кюи, М. Балакиревым, А. Бородиным, Н. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским, П. Чайковским.

Наиболее значительным произведением 1875 года явился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, в 1876 году окончена партитура давно задуманной и постепенно сочиняв­шейся оперы «Самсон и Далила» — самого выдающегося из оперных произведений композитора. Римский-Корсаков счи­тай ее лучшей из современных опер на Западе (после Вагнера,конечно).

В 1876 году возникает четвертая, и последняя, из симфо­нических поэм Сен-Санса — «Юность Геракла», вызвавшая неоднозначные оценки. В апреле 1877 года закончилась служ­ба Сен-Санса как органиста храма Св. Магдалины, а вместе с тем и его служба как органиста вообще. В это же время умира­ет Альбер Либон, директор почтового ведомства, большой по­читатель Сен-Санса, завещавший композитору 100 000 франков с целью избавить его от необходимости служить и дать возможность отдаться творчеству. Его памяти Сен-Санс по­свящает Реквием — сочинение, написанное состоявшимся, зрелым художником. Но в жизни композитора происходят странные и тягостные совпадения: не прошло и недели со дня исполнения Реквиема, как из окна выпал его старший сын Андрэ, которому было два с половиной года. 30 мая состоялись похороны. А через два месяца новый страшный удар — 7 июля в результате болезни умирает его семимесячный сын Жан-Франсуа. В душе Сен-Санса царит опустошение.

Тем не менее, сила воли и разум возобладали: он продол­жает композиторскую и исполнительскую деятельность: за­канчивает оперу «Этьен Марсель», пишет кантату «Лира и арфа», Третий концерт для скрипки с оркестром, «Алжирскую сюиту». Параллельно он концертирует в Италии, Англии, Испании, России. Во время поездки в Испанию в 1881 году он расстался со своей женой.

В 1882 году Сен-Санс заканчивает оперу «Генрих VIII», а затем осуществляет свой давний замысел — пишет зоологичес­кую фантазию «Карнавал животных». Это произведение было впервые исполнено в Париже в узком кругу 9 марта 1886 года и вторично — несколько дней спустя. А 2 апреля исполнение повторили для Листа, приехавшего в Париж. Считая свой «Карнавал» шуточным произведением к случаю, Сен-Санс все же включил его в число пьес, подлежащих публикации. «Кар­навал животных» вскоре стал одним из популярнейших в мире сочинений.

Большим достижением творческой жизни Сен-Санса яви­лось завершение в 1886 году и первое исполнение его Третьей (и последней) симфонии. Ее премьера состоялась в Лондоне, в концерте Филармонического общества. Успех был велик. В Париже после премьеры симфонии, состоявшейся 9 января 1887 года, взволнованный Гуно назвал Сен-Санса «француз­ским Бетховеном».

Из произведений Сен-Санса девяностых годов достоин упо­минания одноактный балет «Жавотта» — единственный у композитора.

Концертная деятельность композитора все чаще переме­жается с вынужденным отдыхом в Алжире ввиду болезни. Для Сен-Санса открыты все границы: он в Испании, Италии, Египте, Бельгии и Швеции, Аргентине, на Канарских остро­вах, снова в Париже и снова в Алжире.

Рождается новый век. Практически на карте мира не осталось места, где не слышали бы музыку и исполнение Санса.   Несмотря на многочисленные болезни и перипетии  судьбы, он до конца дней был очень энергичен, подвижен деятелен.

Умер Сен-Санс 16 декабря 1921 года в Алжире. Как заметил Рене Думик на заседании Академии памяти Сен-Санса  него была «юность Моцарта и старость Тициана».

9,10,11 мая

Развитие  голоса в сочетании с  отдыхом и оздоровительными процедурами

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ».  Маршрутка №20 от автовокзала Метро Щелковская

Удобства: охраняемая стоянка, водолечебница, душ Шарко, солевая комната, (галотерапия), дровяная сауна,  все виды массажа, бассейн, биллиард, бизнес-контакты и прочее.

Проживание в отдельном коттедже, включающем 4 двух местных номера.  Номера двухэтажные.1этаж: холл, кухня. 2 этаж: спальня, ванна.

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова.  24 часовой 3-х дневный тренинг (9-10 мая доречевой и речевой уровни, 11мая – пение)

  1 ряд заполнен.  2 ряд – 12000 руб.

 Возможно участие без проживания.

Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

Подробнее...www.goloslogos.ru

 

 

 

 

 


В избранное