Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


14.05.08.
Выпуск 212
Из книги Орисон Свет Марден

" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

Глава ХХVI  Каждый носит в себе свой рай

«Не ожидайте от жизни слишком многого. Природа знает, что наслаждения, сулящие такие раззолоченные награды и надежды, никогда не могут быть осуществимы; она знает, что нас нужно подгонять»

 

БИЗЕ Жорж (1838-1875)

Французский композитор

 

Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Его нарекли звучными именами трех полководцев: Александра — Цезаря — Леопольда, но в семье его все называли Жоржем. С этим  новым именем Визе и вошел в историю. Семья была музыкальной: его отец и дядя по материнской линии преподавали пение, мать была прекрасной пианисткой. Она стала первой учительницей музыки будущего композитора.

Феноменальные способности мальчика обнаружились рано: четырех лет от роду он уже знал ноты и подбирал на рояле знакомые мелодии. Его изумительный слух и необыкновенная память радовали и немного пугали родителей.

В возрасте десяти лет Жорж поступил в Парижскую консерваторию, где пробыл девять лет, обучаясь игре на фортепиано, органе и сочинению. Несмотря на то что, как говорил позже Бизе, он отдался музыке лишь скрепя сердце — его бо­лее влекла литература, — занятия в консерватории проходили успешно. Его учителями были пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно, с которым, несмотря на значительную разницу в возрасте, у него установились теплые, дружеские отношения. С  Фроманталем Галеви Бизе впоследствии породнился, же­нившись на его дочери. Юный музыкант неоднократно получал премии на внутриконсерваторских конкурсах — по фор­тепианной и органной игре, полифонии и композиции. Бизе был одареннейшим пианистом, но интерес к сочинению му­зыки заслонил все остальное. В 17 лет меньше чем за три не­дели он написал четырехчастную симфонию. Обучение в кон­серватории завершилось в 1857 году получением Большой Римской премии за кантату «Хлодвиг и Клотильда», предос­тавлявшей право на длительную заграничную командировку. Там же он написал оперетту «Доктор Миракль», которая по­лучила первую премию на конкурсе в театре Оффенбаха.

Около трех лет Бизе провел в Риме, где красота природы и изобразительное искусство подействовали на него сильней, чем итальянская музыка. Музыкантам в первый год пребы­вания в Риме полагалось написать мессу. Но Бизе не привле­кала музыка на религиозный сюжет. И композитор нарушает правила: пишет комическую оперу в россиниевском духе — «Дон Прокопио» (1859). Так, на пороге самостоятельного творческого пути, Бизе сделал первый шаг в сторону оперы, адресованной самым демократическим кругам слушателей.

В июле 1860 года Бизе возвращается в Париж. В это время умирает мать, композитор должен помогать постаревшему отцу. Поэтому для него важен постоянный заработок. Изнури­тельный, отупляющий труд музыканта-ремесленника, музы­канта-поденщика преследовал Бизе всю жизнь. Более легкую карьеру виртуоза-пианиста Бизе отверг, находя профессию исполнителя «отвратительной». Он мог потерять право на оперный заказ, которое имел как лауреат Римской премии.

В 1862 г. он получил заказ Лирического театра на создание  трехактной лирико-экзотической оперы «Искатели жем­чуга», которая была закончена в исключительно короткий срок — менее чем за четыре месяца и 29 сентября 1863 года поставлена в театре. Публика встретила произведение довольно тепло, вызывая аплодисментами композитора на сцену, но критика отнеслась к нему слишком строго, и, выдержав 18 представлений, опера была снята с репертуара.

Ободренный удачей, композитор принимается за большую пятиактную оперу по заказу «Гранд-Опера» — «Иван Гроз­ный», которая так и не была поставлена.

1866 год композитор провел над сочинением оперы «Пертская красавица» (по роману Вальтера Скотта). Борьба за ее постановку растянулась на год, и только 26 декабря 1867 года состоялась премьера. Критика отнеслась более благосклонно, чем к первому творению Бизе. Но в 1868 году театр закрылся, и опера просто не успела снискать популярность у слушате­лей. При жизни автора она не возобновлялась. 

Бизе одновременно с работой над оперой заканчивает 6 ро­мансов на слова известных французских поэтов: Альфреда де Мюссе, Альфонса де Ламартина, Пьера де Ронсара, Шарля Мильвуа и Виктора Гюго. Он очень бережно относится к сти­хам и полностью сохраняет текст, не изменяя в нем ни слова.

По-прежнему, не покладая рук, композитор вынужден перекладывать популярные оперы для фортепиано, аранжи­ровать музыку для кафе, подчас не имея возможности созда­вать собственные новые произведения.

Его постигает и личный удар. Мать Женевьевы Галеви, его невесты и дочери его учителя, который к тому времени уже скончался, воспротивилась браку композитора и Женевьевы, считая, что человек, своим трудом зарабатывающий на жизнь, не годится в мужья.

Переживая разочарование, композитор полностью уходит в работу. Он пишет симфоническую сюиту «Рим», хромати­ческие вариации для фортепиано, делает обработку народных песен, переложения вокальной музыки.

3 июня 1869 года свадьба Бизе и Женевьевы Галеви все же состоялась. Композитор сумел преодолеть все препятствия и добился того, о чем мечтал.

В 1870-е годы в жизни Франции, а следовательно, и в твор­честве Бизе наступает новая полоса — разразилась франко-прусская война. В конце августа композитор вступил в Наци­ональную гвардию. Во время осады Парижа он находится в городе.

18 марта 1871 г. была провозглашена Парижская Комму­на. Ее лозунг «Искусство — массам» был близок взглядам композитора, который в целом не принимал сущности Ком­муны. Он просто всегда желал, чтобы его искусство было дос­тупно самой широкой аудитории.

В конце марта 1871 года Бизе, стремясь укрыться от бур­ных событий, вместе с женой поселился в Везине. Здесь он работает над операми «Гризельда» и «Кларисса Гарлоу», со­чиняет сюиту для фортепиано в четыре руки « Детские игры ».

В 1872 г. появляется новая опера «Джамиле» (по поэме А. Мюссе «Намуна»), в которой Бизе пишет для героини вме­сто традиционной помпезной арии музыку в духе простой на­родной песни. В центре оперы — образ рабыни, беззаветно любящей и страдающей, побеждающей силой своего чувства равнодушие пресыщенного Гаруна. Восточный колорит в опе­ре был воссоздан композитором мастерски тонко и чутко. Бизе удалось избежать условности оперного Востока. Из-за поспеш­ной подготовки, слабых вокальных данных главной героини опера у публики успеха не имела, однако вызвала оживлен­ную дискуссию в прессе и одобрение коллег-композиторов.

10 июня 1872 года у Бизе родился сын Жак. Радость от­цовства подвигнула композитора к созданию новых творений, и он пишет музыку к драме «Арлезианка» А. Доде. «Это был блистательный провал », — писал А. Доде. Успех к драме при­шел уже после смерти композитора. Две сюиты, составлен­ные на основе этой музыки, пронизанной народно-песенны­ми интонациями и танцевальными ритмами, пользуются любовью у слушателей до сих пор. Первая сюита была состав­лена Бизе, вторая — его другом Э. Гиро. Музыка к драме на­метила многое, воплощенное позже в оперном жанре.

Это был путь к «Кармен» — вершине творчества Бизе, по­ставившей ее автора в ряд выдающихся композиторов мира. Опера была написана по одноименной новелле П. Мериме в традициях французской комической оперы — с разговорны­ми диалогами и стала открытием нового музыкального жанра реалистической оперы-драмы. Парижская публика, привыкшая видеть на сцене богов, знатных титулованных или мифических героев, была шокирована. На премьере разразил­ся скандал, после чего опера была снята с репертуара.

Бизе тяжело переживал неудачу. Но несмотря ни на что, он был удовлетворен сделанным и уже вынашивал новые за­мыслы — план оратории-легенды «Святая Женевьева — по­кровительница Парижа». Друзья утверждали, что оратория была уже сочинена Бизе, но он, верный своему методу, сочи­нял в голове, не прикасаясь к нотной бумаге.

В начале мая композитор заболел. Он и раньше страдал тяжелыми ангинами, но на этот раз болезнь протекала осо­бенно мучительно. Немного оправившись, Бизе с семьей по­кинули Париж и поселились в Бужевиле. Но 30 мая у него резко повысилась температура, начались сильные боли в ру­ках и ногах, на короткое время он потерял способность дви­гаться. В ночь на 3 июня Визе умер в возрасте 36 лет, не до­жив нескольких месяцев до всемирного признания и славы. После постановки и успеха в Вене «Кармен» стала, как пред­сказал П. И. Чайковский, «самой популярной оперой в мире"

О НАСУЩНОМ

Наконец-то, свершилась моя давняя мечта: найти такое место для проведения занятий, которое бы удовлетворяло главному требованию: полная  включенность  учеников  в творческий процесс.

Это произошло в Подмосковье в пансионате «Юность» МИДа. Участвовало в тренинге 12 человек: 8-первый ряд, 4-второй ряд. Впервые было два иностранных участника.  Из Казахстана  приехал перспективный  молодой певец Владимир Востриков. Из  Австралии Борис Голембо, ученый, работающий в медицине.

В первый и последний  день тренинга  участвовал Владимир Коварский – студент 3 курса Гиттиса.

В первый день, как участник 2-го ряда, а в третий, как певец – демонстратор.

Напомню, как происходит обучение пению. Вначале я пою песню, а затем идет обучение. В этот раз мы чередовались с В.Коварским. Обучение проходило на 18 песнях (по 9 на каждого). Участники 1 ряда  оценивали наше пение по 7 бальной шкале. Итог такой.  Из максимального количества баллов – 504 Вова набрал 485 баллов (96%), я – 442 балла (87%). Если подходить к оценке результатов, как это делается в фигурном катании, где откидываются высшие и низшие оценки, то тогда процент получился такой: (отбрасывалась одна песня с наивысшим и одна песня с наихудшим результатом, таким образом  оценка высчитывалась по 7 песням). Здесь итог таков  97% против 93% в пользу Коварского В. Это говорит о том, что школа пения у нас одна. Убежден, что, так как поет сейчас В.Коварский, никто из басов у нас в России сейчас не поет. Сходите в театр Гиттиса, где он поет в студенческих спектаклях, и вы сами все услышите и увидите.  

Относительно отзывов скажу, что такого единодушия в высокой оценке результатов тренинга, давно не наблюдалось.  

МИНСК,

17-18 мая (суббота, воскресенье)

Двухдневный мастер-класс «Возрождение Вашего Природного Голоса» (базовая + речевая ступени) по методике Владимира Багрунова. Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин.

Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_minsk01.php

 

                                          Постановка голоса в Санкт-Петербурге.

31 мая  2008 года (суббота), центр "Другой Мир" Мастер-Класс II ступени (РЕЧЕВОЙ).

Ведущий - Владимир Багрунов.

(м. Нарвская) - Бумажная, д. 17
Справки по тел. +7 (812) 982-0349

Продолжительность: 8 часов, включая кофе-брейки.

Время занятий: с 11:00 - до 19:00

Желательно, иметь сменную обувь

1июня 2008 года (воскресенье), центр "Другой Мир" (м. Нарвская) - Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ). Ведущий - Владимир Багрунов.  1 ряд – 7000 руб. 2 ряд – 5000 руб.

                                                                                           ПОДМОСКОВЬЕ  12,13,14 июня

Большой Мастер-класс Владимира Багрунова.  24 часовой 3-х дневный тренинг (12-13 июня доречевой и речевой уровни, 14 июня  – пение)

Подмосковье. Пансионат Министерства Иностранных Дел «ЮНОСТЬ». 38 км по Щелковскому шоссе. Поселок «ЮНОСТЬ».  Маршрутка №320 от автовокзала Метро «Щелковская» или с Ярославского вокзала до остановки «Чкаловская», а там такси за 100 рублей (4 км) прямо до корпуса, где происходит регистрация  вновь прибывших. В обоих случаях время в пути чуть более часа.

Проживание 1900 руб. в сутки 1 местный номер. 1200 руб. место в двухместном номере.

Обучение: 1 ряд 19 тыс. руб. 2 ряд 12 тыс. руб.

Контактный телефон 8-495-165 0755, 8-905-706-9285 – Антонина Федоровна 

 

Подробнее...www.goloslogos.ru

 

 

 

 

 


В избранное