Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Методика Полного Освобождения" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скрытые резервы нашей психики
27.12.07. Выпуск 197 "Обыкновенно самые полезные книги, - те, которые заставляют вас более всего работать при чтении, которые будят ваш мозг и вдохновляют вас к более благородным стремлениям" Глава XXV КНИГИ Из книги Орисон Свет Марден " СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ" ВЕРДИ Джузеппе Фортунино Франческо (1813-1901) Итальянский композитор Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в селе Ронколе, расположенном близ городка Буссето и в 25 километрах от Пармы, в небогатой семье: его отец, Карло Верди, содержал небольшую бакалейную лавку и трактир, мать, Луиджиа Уттини, работала прядильщицей. Джузеппе стал любимцем матери, но, поглощенная хозяйственными заботами, она не смогла уделять должного внимания воспитанию сына, он зачастую был предоставлен самому себе, оттого стал замкнут и нелюдим. Довольно долго Джузеппе не учился — в деревне не было школы, к тому же его помощь постоянно требовалась дома: мальчик ухаживал за больной младшей сестрой Джузеппой (умерла в 1833 году). Любимым местом пребывания 7-летнего Джузеппе была Церковь, в которой он прислуживал, наслаждаясь звуками Церковного органа. Впервые на музыкальность маленького Верди обратил внимание Пьетро Байстрокки, деревенский органист и единственный музыкант-профессионал в Ронколе, и стал с ним заниматься: познакомил с нотной грамотой, научил играть на фортепиано и органе. За три года занятий мальчик настолько овладел техникой игры на органе, что иногда замещал своего учителя во время церковных служб, а когда Байстрокки скончался, 11-летний Верди занял место органиста с окладом 40 лир в год. Читать, писать и считать Верди научился в городской школе Буссето за два года, а в дальнейшем занимался частным порядком у священника, заполняя пробелы в знаниях итальянского языка, латыни, художественной литературе. В Буссето Верди сблизился с Антонио Барецци, купцом и меценатом, страстным почитателем музыки, возглавлявшим буссетское Филармоническое общество; Барецци всячески способствовал развитию музыкальных способностей Верди. С основами композиции и дирижерской техники, музыкальной теорией Верди познакомил Фердинандо Провези — соборный органист, дирижер филармонического оркестра, композитор и музыкальный теоретик. К этому времени относятся первые сочинительские опыты, настолько удачные, что в 18 лет Джузеппе стал уже местной знаменитостью. Однако сочинительство юного музыканта носило любительский характер и почти ничего не прибавляло к его скудным средствам существования. Пора было выходить на более просторную творческую дорогу, но для этого надо было еще многому научиться. Так возникла мысль о поступлении в Миланскую консерваторию — одну из лучших в Италии. Необходимые для этого денежные средства выделила буссетская «касса вспомоществования нуждающимся», на чем настоял Барецци: на поездку в Милан и учебу (в течение первых двух лет) Верди получил стипендию в размере 600 лир. Эту сумму несколько пополнил Барецци из личных средств. Поздней весной 1832 года Верди приехал в Милан, однако его постигло горькое разочарование: в приеме в консерваторию ему наотрез отказали (ту самую консерваторию, которая впоследствии стала носить имя Джузеппе Верди!). Вердикт экзаменационной комиссии гласил: «В его игре на фортепиано — неправильная постановка рук; с его способностями к сочинению дело обстоит благоприятнее, он обладает фантазией и мог бы, если бы дельно изучил контрапункт, создать что-либо достойное одобрения». Причиной, помешавшей Верди поступить в консерваторию, был и его возраст: ему шел 19-й год, и, по консерваторскому уставу, он считался переростком. Не подходила и внешность Верди, лишенная «аристократического лоска». «Медведь из Буссето» —прозвище, закрепившееся за ним. Приговор не поколебал стремления Верди стать оперным композитором, и он подыскал знающего и опытного учителя среди городских музыкантов. Из рекомендованных ему лиц он выбрал композитора Винченцо Лавинья. Тот охотно согласился заниматься с Верди, и первое, что он для него сделал, — предоставил возможность бесплатно посещать спектакли « Ла Скала». Посещал он и другие миланские театры, а также репетиции и концерты Филармонического общества. Именно связь с Обществом сыграла большую роль для выдвижения молодого музыканта. Во время репетиции оратории «Сотворение мира» великого австрийского композитора Йозефа Гайдна его руководитель П. Мазини обратился к находившемуся в зале Верди с просьбой заменить отсутствующего дирижера. Первые иронические насмешки, с какими встретили музыканты Верди его юное лицо, тощую фигуру, бедную одежду, в начале репетиции сменились овациями и комплиментами коллег. Дирижирование гайдновским концертом было доверено Верди. А первое публичное исполнение имело такой успех, что тотчас пришлось организовать повторение в большом зале Дворянского клуба, на котором присутствовало все высшее общество Милана. Так впервые на Верди обратили внимание в музыкальном Милане. Один граф даже заказал ему кантату для своего семейного торжества. Верди выполнил заказ, однако «его сиятельство» не вознаградил композитора ни одной лирой. Наконец молодой композитор впервые получил заказ на первую оперу — «Оберто» от П. Мазини, который не только Руководил Филармоническим обществом, но и был директором так называемого Филодраматического театра. По окончании учения в Милане Верди пришлось вернуться в Буссето и отработать стипендию городка: он был утвержден дирижером городской коммуны, но соборным органистом ему стать не позволило церковное начальство из-за слишком светской манеры исполнения. Весной 1836 года состоялась свадьба Верди с Маргаритой Барецци, торжественно отмеченная буссетским Филармоническим обществом. Вскоре Верди стал отцом: в марте 1837 года — дочери Вирджинии, а в июле 1838 года — сына Ичиляо. За 1835-1838 годы Верди сочинил огромное количество произведений мелкой формы — маршей (до 100!), танцев, песен, романсов, хоров. Основные же его творческие силы были сосредоточены на опере «Оберто». Композитор так горел желанием видеть свою оперу на сцене, что, закончив партитуру, собственноручно переписал все вокальные и оркестровые партии. Тем временем подходил к концу срок договора с буссетской коммуной. В Буссето, где не было постоянного оперного театра, композитор оставаться больше не мог. Переехав с семьей в Милан, Верди начал энергичные хлопоты о постановке «Оберто». К этому времени Мазини, заказавший оперу, уже не был директором Филодраматического театра, а Лавинья, который мог бы быть ему очень полезен, к тому времени уже умер. Неоценимую помощь в этом отношении оказал Мазини, веривший в талант и большое будущее Верди. Он заручился, поддержкой влиятельных лиц. Премьера «Оберто» состоялась 17 ноября 1839 года и прошла с большим успехом не только в Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где вскоре была поставлена. С Верди заключают договор еще на три новые оперы (со сроком 8 месяцев на каждую!). В то время композитор и его семья очень нуждались. Постановка «Оберто» не принесла особо больших доходов. У Верди не было денег заплатить даже за квартирку, в которой ютилась его семья. И значительную поддержку ему оказала жена, продав драгоценности и достав необходимую сумму денег. Но отблагодарить ее композитор так и не успел — ужасные удары судьбы постигли его семью: в апреле заболел сын и вскоре скончался на руках обезумевшей от горя матери. Спустя несколько дней заболевает его дочка и тоже умирает. Выдержать этого Маргарита Верди не смогла - она была поражена острым воспалением мозга и скончалась в июне 1840 года. «Я был один! Один!.,. В течение двух месяцев я потерял три любимых существа. Вся моя семья умерла!.. — писал Верди. - И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу». Неудивительно, что «Король на час, или Мнимый Станислав» не удался композитору. Спектакль был освистан. Крушение личной жизни и провал оперы сразили Верди. Он не хотел больше ни жить, ни писать. Но однажды зимним вечером, бесцельно бродя по улицам Милана, Верди встретил Мерелли. Разговорившись с композитором, Мерелли привел его в театр и почти насильно вручил ему рукописное либретто для новой оперы «Навуходоносор». «Вот либретто Солёра! — сказал Мерелли. — Подумай, что можно сделать из такого чудесного материала. Возьми и прочти его... и можешь вернуть обратно...» Хотя либретто определенно понравилось Верди, он вернул его Мерелли. Но тот и слышать не хотел об отказе и, сунув композитору в карман либретто, бесцеремонно вытолкал его из кабинета и закрылся на ключ. «Что было делать? — вспоминал Верди. — Вернулся я домой с «Набукко» в кармане. Сегодня — одна строфа, завтра — другая; здесь — одна нота, там — целая фраза — так мало-помалу возникла вся опера». Но, конечно, эти слова не надо понимать буквально: оперы не так легко создаются. Лишь благодаря огромному, напряженному труду и творческому воодушевлению Верди смог осенью 1841 года окончить большую партитуру «Навуходоносора». Премьера «Навуходоносора» состоялась 9 марта 1842 года в «Ла Скала» — с участием лучших вокалистов. По свидетельству современников, в театре давно не было слышно таких бурных и восторженных оваций. В финале действия публика поднялась с мест и горячо приветствовала композитора. Сперва он даже счел это за злую насмешку: ведь только полтора года назад здесь же его так безжалостно освистали за «Мнимого Станислава». И вдруг — такой грандиозный, ошеломляющий успех! До конца 1842 года опера была исполнена 65 раз (!) — исключительное явление в истории «Ла Скала». Причина триумфального успеха заключалась прежде всего в том, что Верди в «Навуходоносоре», несмотря на его библейский сюжет, сумел выразить самые заветные думы и чаяния соотечественников-патриотов. После постановки «Навуходоносора» суровый, нелюдимый Верди изменился и стал бывать в обществе передовой миланской интеллигенции. Это общество постоянно собиралось в доме горячей патриотки Италии — Кларины Маффеи. С нею у Верди на долгие годы завязались дружеские отношения, запечатленные в переписке, продолжавшейся до ее смерти. Муж Кларины — Андреа Маффеи — был поэтом и переводчиком. На его стихи Верди сочинил два романса, а впоследствии на его же либретто — оперу «Разбойники» по драме Шиллера. Связь композитора с обществом Маффеи оказала большое влияние на окончательное формирование его политических и творческих идеалов. Среди поэтов «Возрождения» и ближайших друзей А. Манцони был Томмазо Гросси — автор сатирических стихотворений, драм и других произведений. На основе одного из разделов знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим» выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси написал поэму «Джизельда». Эта поэма послужила материалом для оперного либретто Солера, на которое Верди написал следующую, четвертую, оперу под названием «Ломбардцы в Первом крестовом походе». Но подобно тому, как в «Навуходоносоре» под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, так и в «Ломбардцах» под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии. Такая «зашифровка» идеи оперы определила в скором времени грандиозный успех «Ломбардцев» по всей стране. Однако патриотическая сущность оперы не ускользнула от внимания и австрийских властей: они чинили препятствия для постановки и разрешили ее лишь после изменений в либретто. Премьера «Ломбардцев» состоялась в театре «Ла Скала» 11 февраля 1843 года. Спектакль вылился в яркую политическую демонстрацию, сильно встревожившую австрийские власти. Заключительный хор крестоносцев был воспринят как страстный призыв итальянского народа к борьбе за свободу родины. После постановки в Милане началось триумфальное шествие «Ломбардцев» по другим городам Италии и странам Европы, ставилась она и в России. «Навуходоносор» и «Ломбардцы» прославили Верди по всей Италии. Оперные театры один за другим стали предлагать ему заказы на новые оперы. Один из первых заказов сделал венецианский театр « Ла Фениче», предоставив выбор сюжета на усмотрение композитора и рекомендовав либреттиста Франческо Пиаве, ставшего с тех пор на долгие годы одним из главных сотрудников и ближайших друзей Верди. Ряд его последующих опер, включая такие шедевры, как «Риголетто» и «Травиата», написаны на либретто Пиаве. Приняв заказ, композитор приступил к поискам сюжета. Перебрав несколько литературных произведений, он остановился на драме «Эрнани» французского писателя, драматурга и поэта Виктора Гюго — тогда уже завоевавшего европейскую известность романом «Собор Парижской Богоматери». Драма «Эрнани», впервые поставленная в Париже в феврале 1830 года, проникнута свободолюбивым духом, романтической взволнованностью. Работая над «Эрнани» со страстным увлечением, композитор за несколько месяцев написал партитуру четырехактной оперы. Премьера «Эрнани» состоялась 9 марта 1844 года в венецианском театре «Ла Фениче». Успех был огромным. Сюжет оперы, ее идейное содержание оказались созвучными итальянцам: благородный облик гонимого Эрнани напоминал об изгнанных из страны патриотах, в хоре заговорщиков слышался призыв к борьбе за освобождение родины, прославление рыцарской чести и доблести будило чувство патриотического долга. Представления «Эрнани» превращались в яркие политические демонстрации. Опера обошла многие итальянские сцены (ее поставили свыше 20 театров!), упрочив славу Верди. В те годы Верди развил исключительно интенсивную творческую деятельность: премьера следовала за премьерой. Не прошло и восьми месяцев после премьеры «Эрнани », как 3 ноября 1844 года в римском театре «Арджентина» состоялось первое представление новой, уже шестой, оперы Верди «Двое Фоскари». Литературным источником для нее послужила одноименная трагедия английского поэта и драматурга Джорджа-Гордона Байрона. После Байрона внимание Верди привлек великий немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, а именно — его историческая трагедия «Орлеанская дева». Героический и вместе с тем трогательный образ девушки-патриотки, воплощенный в трагедии Шиллера, вдохновил Верди на создание оперы «Джованна д'Арко» (либретто Солера). Премьера ее состоялась в миланском театре «Ла Скала» 15 февраля 1845 года. Опера сперва имела довольно шумный успех — главным образом благодаря знаменитой молодой примадонне Эрминии Фредзолини, исполнявшей главную роль, но едва эта роль перешла к другим исполнительницам, интерес к опере остыл, и она сошла со сцены. Вскоре состоялась новая премьера — оперы «Альзира» — по трагедии Вольтера. Неаполитанские театралы довольно дружно рукоплескали новой опере, но успех ее также оказался кратковременным. «Аттила» — таково название следующей оперы Верди. Материалом для ее либретто послужила трагедия немецкого драматурга Цахариаса Вернера «Аттила — король гуннов». Премьера «Аттилы», состоявшаяся 17 марта 1846 года в венецианском театре «Ла Фениче», прошла с горячим патриотическим подъемом исполнителей и слушателей. Бурю восторгов и крики — «Нам, нам Италию!» — вызвала фраза римского полководца Азция, обращенная к Аттиле: «Возьми себе весь мир, лишь Италию, Италию оставь мне!» Верди с юности восхищался гением Шекспира — с увлечением читал и перечитывал его трагедии, драмы, исторические хроники, комедии, бывал также на их представлениях. Заветную мечту — сочинить оперу на шекспировский сюжет он осуществил на 34-м году жизни: литературным источником для своей следующей, десятой, оперы он избрал трагедию «Макбет». Премьера «Макбета» состоялась 14 марта 1847 года во Флоренции. Опера имела большой успех как здесь, так и в Венеции где вскоре была поставлена. Сцены «Макбета», в которых действуют патриоты, вызывали в слушателях огромное воодушевление. Одна из сцен, где поется о преданной родине, особенно захватывала слушателей; при постановке «Макбета» в Венеции они, охваченные единым патриотическим порывом, мощным хором подхватили мелодию со словами «Родину предали...». В середине лета 1847 года в Лондоне состоялась премьера очередной оперы композитора — «Разбойники», написанной DO одноименной драме Ф. Шиллера. Эту оперу заказал композитору Лондонский королевский театр, и ее премьерой было вызвано первое заграничное путешествие Верди» По пути в Лондон композитор побывал в Швейцарии, Франции, включая Париж, в Пруссии, прирейнской Австрии, Бельгии. В Лондоне Верди предложили стать на три года музыкальным руководителем оперного театра и сулили блестящее материальное обеспечение, но композитор отклонил эти предложения. После Лондона Верди несколько месяцев прожил в Париже. Там он встретился с бывшей примадонной театра « Ла Скала» Джузеппиной Стреппони, много способствовавшей продвижению и успеху его миланских опер. Не желая пережить свою славу, она покинула сцену, едва ее голос стал терять свежесть, и, переехав в Париж, стала преподавательницей пения. В Стреппони вдовец Верди нашел близкого и преданного друга на долгие десятилетия последующей жизни — она стала его супругой. Настал исторический 1848 год, когда мощная революционная волна прокатилась по Европе. В январе (еще до начала революций в других странах!) вспыхнуло грандиозное народное восстание в Сицилии, точнее — в ее столице Палермо. В тесной связи с революционными событиями 1848 года находится создание композитором выдающейся героико-патриотической оперы «Битва при Леньяно». Но еще до нее Верди успел завершить оперу «Корсар» (либретто Пиаве по одноименной поэме Байрона). В противоположность «Корсару» опера «Битва при Леньяно» имела оглушительный успех. Сюжет, почерпнутый из героического прошлого итальянского народа, воскрешал на сцене историческое событие: разгром в 1176 году объединенными ломбардскими войсками захватнической армии германского императора Фридриха Барбароссы. Представления «Битвы под Леньяно», проходившие в театре, разукрашенном национальными флагами, сопровождались патриотическими демонстрациями римлян, провозгласивших в феврале 1849 года республику. Не прошло и года с римской премьеры «Битвы при Леньяно», как в декабре 1849 года в неаполитанском театре «Сан Карло» была поставлена новая опера Верди «Луиза Миллер». Ее литературный источник — «мещанская драма» Шиллера «Коварство и любовь», направленная против сословного неравенства и княжеского деспотизма. «Луиза Миллер» — первая опера Верди лирико-бытового плана, в которой действующими лицами являются простые люди. После постановки в Неаполе «Луиза Миллер» обошла ряд сцен Италии и других стран. Ближайшие годы после поездки в Лондон Верди жил то в Париже, то на родине. Эта неопределенность не устраивала композитора: хотелось прочно обосноваться где-нибудь, тем более что он уже не был одинок. Как раз в это время в окрестностях Буссето продавалось довольно богатое имение Сант-Агата. Верди, располагавший тогда значительными средствами, купил его и в начале 1850 года переехал сюда с супругой на постоянное жительство. Кипучая композиторская деятельность вынуждала Верди разъезжать по Европе, но Сант-Агата с той поры стала его любимой резиденцией до конца жизни. Лишь зимние месяцы композитор предпочитал проводить либо в Милане, либо в приморском городе Генуе — в палаццо Дорна. Первой оперой, сочиненной в Сант-Агате, была «Стиффелио» - пятнадцатая в творческом портфеле Верди. В период работы над «Стиффелио» Верди обдумывал планы будущих опер и частично набрасывал к ним музыку. Он и тогда уже считался одним из крупнейших композиторов, но высший расцвет его творчества лишь наступал: впереди были оперы, принесшие ему славу «музыкального властителя Европы». «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата» стали самыми популярными операми в мире. Уже свыше 150 лет они исполняются почти во всех оперных театрах мира. Созданные одна за другой менее чем в двухлетний период, близкие между собой по характеру музыки, они образуют как бы трилогию. Литературный источник «Риголетто » — одна из лучших трагедий Виктора Гюго «Король забавляется». Впервые представленная в Париже 2 ноября 1832 года, сразу же после премьеры по распоряжению правительства опера была исключена из репертуара — как пьеса, «оскорбительная для нравственности», так как автор обличал в ней распутного Франциска I, французского короля первой половины XVI века. Уединившись в Буссето, Верди работал с таким напряжением, что написал оперу за 40 дней. Премьера «Риголетто» состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре «ЛаФениче», по заказу которого опера была написана. Спектакль имел огромный успех, а песенка герцога, как и предполагал композитор, произвела настоящий фурор. Расходясь из театра, публика напевала или насвистывала ее игривый мотив. После постановки оперы композитор сказал: «Я доволен собой и думаю, что никогда не напишу лучшего». До конца жизни он считал «Риголетто» своей лучшей оперой. По достоинству ее оценили как современники Верди, так и последующие поколения. «Риголетто» и теперь — одна из самых популярных опер во всем мире, можно сказать — оперный шлягер. После премьеры «Риголетто» Верди почти сразу приступил к разработке сценария следующей оперы — «Трубадур». Однако прошло около двух лет, пока эта опера увидела свет рампы. Причины, тормозившие работу, были различны: это смерть горячо любимой матери, и неприятности с цензурой связанные с постановкой «Риголетто» в Риме, и внезапная смерть Каммарано, которого Верди привлек к работе над либретто «Трубадура». Лишь к осени 1852 года неоконченное либретто завершил Л. Бардаре. Прошли месяцы упорной работы, и 14 декабря того же года композитор написал в Рим, где намечалась премьера: «...«Трубадур» закончен вполне: все ноты на месте, и я доволен. Хватит, чтобы и римляне были довольны!» Премьера «Трубадура» состоялась в римском театре «Аполло» 19 января 1853 года. Хотя с утра разбушевавшийся и вышедший из берегов Тибр едва не сорвал премьеру. Не прошло еще и семи недель с римской премьеры «Трубадура», как 6 марта 1853 года в венецианском театре «Ла Фениче» была поставлена новая опера Верди — «Травиата». Пользуясь богатыми вокальными и оркестровыми средствами выразительности, Верди создал новый вид оперы. «Травиата» — глубоко правдивая психологическая музыкальная драма из жизни современников. Для середины XIX века это было ново и смело, так как раньше в операх преобладали исторические, библейские, мифологические сюжеты. Новаторство Верди не пришлось по вкусу рядовым театралам. Первая венецианская постановка потерпела полный провал. 6 марта 1854 года состоялась вторая венецианская премьера, на этот раз в театре «Сан Бенедетто». Опера имела успех: слушатели не только приняли и поняли ее, но и горячо полюбили. Вскоре «Травиата» стала популярнейшей оперой в Италии и других странах мира. Характерно, что сам Верди на заданный ему однажды вопрос, какую из своих опер он больше всего любит, ответил, что как профессионал выше ставит «Риголетто», но как любитель предпочитает «Травиату». В1850-1860 годах оперы Верди идут на всех крупнейших сценах Европы. Для Петербурга композитор пишет оперу «Сила судьбы», для Парижа — «Сицилийскую вечерню», «Дон Карлоса», для Неаполя — «Бал-маскарад». Несомненно, лучшая и наиболее совершенная из этих опер — «Бал-маскарад».Слава «Бала-маскарада» быстро распространилась по Италии и далеко за ее пределами; это произведение заняло прочное место в мировом оперном репертуаре. Другая опера Верди — «Сила судьбы » — была написана по заказу дирекции петербургских императорских театров. Эта опера предназначалась для итальянской труппы, с 1843 года постоянно выступавшей в Петербурге и имевшей исключительный успех. В Петербург Верди приехал в ноябре 1861 года и остался здесь на всю зиму, затем побывал и в Москве. 10 ноября 1862 года состоялась премьера. Петербуржцы горячо приветствовали прославленного композитора. 15 ноября он сообщал в письме одному из друзей: « Состоялось три представления... при переполненном театре и с отличным успехом». Весну 1862 года (в период между двумя поездками в Россию) Верди провел в Лондоне. В январе 1863 года Верди приехал в Мадрид для руководства постановкой оперы «Сила судьбы». После премьеры он совершил путешествие по Испании. Неоднократно ездил в Париж. С конца 1860 до 1865 года Верди как депутат от провинции Буссето являлся членом национального парламента Италии. Однако, сетуя, что члены парламента «только непрестанно ссорятся и тратят зря время», Верди не мог удовлетвориться государственной деятельностью и в 1865 году отказался от звания депутата. 1867 год принес Верди много личного горя: 15 января умер его 81-летний отец, 20 июля — 79-летний Антонио Барецци; ушли из жизни и некоторые другие близкие композитору люди, а преданный друг либреттист Франческо Пиаве неизлечимо заболел и умер в 1876 году. В конце 1860-х годов Верди получил предложение от египетского правительства написать для нового театра в Каире оперу с патриотическим сюжетом из египетской жизни, чтобы украсить торжества, связанные с открытием Суэцкого канала. Необычность предложения сначала озадачила композитора, и он отказался его принять; но когда весной 1870 года познакомился со сценарием, разработанным французским Ученым (специалистом по древнеегипетской культуре) А. Мариэттом, то настолько увлекся сюжетом, что принял предложение. Опера в основном была закончена к концу 1870 года. Премьера первоначально намечалась на зимний сезон 1870-1871 года, но из-за накалившейся международной обстановки (франко-прусская война) ее пришлось отложить. Каирская премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года. По словам академика Б. В. Асафьева, «это был один из самых блестящих и энтузиастических спектаклей во всей истории оперы». С весны 1872 года началось триумфальное шествие «Аиды» по другим итальянским оперным сценам, и скоро она стала известной всей Европе, включая Россию, а также в Америке. Отныне о Верди стали говорить как о гениальном композиторе. Даже те музыканты-профессионалы и критики, которые относились к музыке Верди с предубеждением, теперь признали огромный талант композитора, его исключительные заслуги в области оперного искусства. Чайковский назвал творца «Аиды» гениальным и сказал, что имя Верди должно быть начертано на скрижалях истории рядом с самыми великими именами. «Аида», пожалуй, действительно одна из самых блестящих опер в мировом оперном искусстве. Мелодическая насыщенность ее поражает богатством и разнообразием. Ни в одной своей опере Верди не проявлял такой щедрой и неистощимой мелодической изобретательности, как здесь. При этом мелодии «Аиды» отмечены исключительной красотой, выразительностью, благородством, самобытностью; в них нет и следа штампа, рутины, «шарманности», которыми нередко грешили старинные итальянские оперные композиторы, да и сам Верди в раннем и отчасти среднем периодах творчества. Это произведение зрелого гения. В мае 1873 года до Верди, жившего тогда в Сант-Агате, дошла глубоко опечалившая его весть о кончине 88-летнего Алессандро Манцони. Любовь и уважение Верди к этому писателю-патриоту были безграничны. Чтобы достойно почтить память своего славного соотечественника, композитор решил к первой годовщине его смерти создать Реквием. На его создание у Верди ушло не более десяти месяцев, и 22 мая 1874 года он был впервые исполнен под управлением автора в миланской церкви Св. Марка. Богатство и выразительность мелодии, свежесть и смелость гармоний, колоритность оркестровки стройность формы, мастерство полифонической техники ставят Реквием Верди в ряд самых выдающихся произведений этого жанра. Образование единого итальянского государства не оправдало надежд Верди, как и многих других патриотов. Глубокую горечь вызвала у композитора политическая реакция. Опасения Верди вызывала и музыкальная жизнь Италии: его возмущало пренебрежение национальной классикой, слепое подражание Вагнеру, творчество которого Верди, тем не менее, очень ценил. Новый подъем наступил у престарелого автора в 1880-х годах. В 75 лет он начал писать оперу на сюжет пьесы Шекспира «Отелло». Противоположные чувства — страсть и любовь, верность и интриганство переданы в ней с потрясающей психологической достоверностью. В «Отелло» соединено все то гениальное, чего Верди достиг за свою жизнь. Музыкальный мир был потрясен. Но эта опера вовсе не стала финалом творческого пути. Когда Верди было уже 80 лет, он написал новый шедевр — комическую оперу «Фальстаф» по пьесе Шекспира «Виндзорские насмешницы» — произведение настолько совершенное, реалистичное, с изумительным полифоническим финалом — фугой, что оно сразу же было признано наивысшим достижением мировой оперы. 10 сентября 1898 года Верди исполнилось 85 лет. «...Мое имя пахнет эпохой мумий — я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя», — горестно признавался он. Тихое и медленное угасание жизненных сил композитора продолжалось еще два с лишним года. Вскоре после того, как человечество торжественно встретило XX столетие, Верди, жившего в миланском отеле, разбил паралич и через неделю, рано утром 27 января 1901 года, на 88-м году жизни великий композитор скончался. По всей Италии был объявлен национальный траур. 30 января Верди скромно похоронили на главном миланском кладбище рядом с его второй супругой. 2 7 февраля 1901 года оба праха торжественно (при стечении 300 000 человек и пении 900-голосого хора) перенесли в усыпальницу, устроенную в часовне миланского Дома отдыха для престарелых артистов и музыкантов. Основателем этого дома был Верди, а ему же он завещал посмертные доходы за исполнение его опер. Свое большое состояние Верди завещал различным благотворительным учреждениям в Генуе, Буссето, Милане. В сердцах тех, кто знал Верди лично и пережил его, он оставил о себе воспоминания как о прекрасном человеке, безупречная жизнь которого могла служить образцом для каждого. Верно служа родине как гражданин и художник, Верди достойно завоевал славу ее великого сына. Новости 20-25 декабря 2007 года второй раз (первый - июле 2007) проводил мастер-классы в Самаре с ведущими сотрудниками Мегафон-Поволжье ( 1и 2 ступени по 2 дня). Обучено 11человек. Все отзывы положительные. Постановка голоса в Москве. 03-05 января, 06-08 января, 03-08 января 2008 года, ПОДМОСКОВЬЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова подробнее www.goloslogos.ru
19-20 января 2008 года (воскресенье), центр "Юность" (м. Киевская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее... www.goloslogos.ru Постановка голоса в Волгограде. Мастер-классы I, II и III ступени Кирилла Плешакова-Качалина по методике Владимира Багрунова. Мастер-классы I, II и III ступени по методике Владимира Багрунова состоятся в Волгограде при наличии достаточного количества участников. Контактный телефон: +7-905-212-0349 Контактный e-mail: goloslogos@mail.ru Мастер-классы проводит ученик Владимира Багрунова - исполнительный директор и преподаватель "Школы Природного Голоса Владимира Багрунова" - Кирилл Плешаков-Качалин. Стоимость: ∙ 1.500 рублей за каждую ступень мастер-класса ∙ При оплате нескольких ступеней - скидка 10% Вы желаете возродить свой природный голос - пожалуйста, регистрируйтесь. С Вами свяжется наш сотрудник для уточнения деталей. Подробная информация на сайте www.goloslogos.ru Санкт-Петербург 19 января 2008 года (суббота), бизнес-центр "КРИСТАЛЛ" (м. Елизаровская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин. Только для членов "Клуба Умных Покупателей". Подробнее... 20 января 2008 года (воскресенье), центр "Другой Мир" (м. Нарвская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин. Подробнее... Поздравляю всех читателей с наступающим Новым Годом! Да сбудутся в Новом году все ваши пожелания и БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов |
В избранное | ||