Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


06.12.07.
Выпуск 194
" Некоторые книги надо пробовать, другие глотать, а немногие жевать и пережевывать…"


Глава XXV КНИГИ
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"



                  

ЛИСТ Ференц (1811-1886)

Венгерский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель

 

...пусть виртуозность будет для него средством, а не целью, пусть он никогда не забывает, что если «благородство обязыва­ет», то в такой же мере и даже больше, чем благородство, «reний обязывает».

Ф. Лист

 

 

 

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (область Шопрон). Это было одно из поме­стий известных венгерских князей Эстергази, имя которых связано с историей жизни и других великих музыкантов — Й. Гайдна и Ф. Шуберта.

Его отец, Адам Лист, мечтавший о карьере профессиональ­ного музыканта, но не имевший возможности получить му­зыкальное образование, был смотрителем овчарни в имении Эстергази. Мать, Анна Лагер, — дочь галантерейщика из ав­стрийского городка Кремса. Отец хотел, чтобы его мечта воп­лотилась в сыне, поэтому, обнаружив в нем необычные музыкальные способности, стал первым его учителем игры на фор­тепиано. В возрас.те восьми лет мальчик с легкостью справ­лялся с произведениями Баха, Моцарта, Бетховена, Клементи, Гуммеля, Крамера, умел без ошибок читать с листа, играть самые сложные фортепианные пьесы.

В 9 лет он впервые выступил на публике, а затем уже на собственном концерте в Пожони (Братислава), прошедшем с громадным успехом. Венгерские меценаты, пораженные иг­рой мальчика, дали деньги, на которые он вместе с отцом в 1820 году поехал учиться в Вену, куда переезжает и вся семья.

Он занимается частным образом с Черни — лучшим уче­ником Бетховена, игрой на фортепиано, причем преподава­тель, услышав игру мальчика, не берет с него денег; теорию композиции ему преподает знаменитый Антонио Сальери. Первое произведение Листа — «Вариации на тему вальса Ди-абелли» написаны в 11 лет.

Но всеобщий интерес он вызывает не как юный компози­тор, а как вундеркинд-виртуоз. 1 декабря 1822 года он вместе с певицей Каролиной Унгер выступает в Венском зале, соби­рая восторженные отзывы прессы, all декабря 1823 года, с благословения Бетховена, едет с семьей в Париж.

Будучи иностранцем, Лист, по закону, не был принят в консерваторию и начал брать частные уроки у Ф. Паэра, а поз­же А. Рейха. Первые значительные концертные поездки Лист совершает в Англии в 1824 году, где завоевывает признание даже самых ревностных и скептически настроенных поклон­ников музыки. При этом он занимается композицией.

В возрасте 14 лет парижская «Гранд Опера» поставила первую оперу Листа «ДонСанчо, или Замок любви». Триумф был необычайным: наиболее удачные места оркестру приходилось трижды повторять, однако в этом жанре композитор больше ничего не создал.

Тогда же были написаны его фортепианные сочинения — 12 этюдов, «Бравурное аллегро» и «Бравурное рондо» и др. Одновременно с сочинением он продолжал успешно выступать как пианист. XIX-XX вв.

Но четырехлетняя напряженная деятельность пошатнула здоровье как отца, так и сына. Летом, по совету врачей, они едут в Булонь, где 24 августа отец умирает. Юноша вынуж­ден отказаться от карьеры пианиста-виртуоза и, заботясь о матери, начал давать уроки музыки. Среди учеников Листа выделялась Каролина Сен-Крик, дочь министра внутренних дел короля Карла X, но отец, узнав о взаимной любви дочери и музыканта, отказал ему от дома.

Революционные события 1830-х годов застали Листа толь­ко созерцателем. Но дальнейшее общение с великими обще­ственными деятелями, музыкантами, писателями, поэтами помогло мировоззрению композитора сформироваться. Лист знакомится с Паганини и восхищается его мастерством, стре­мясь достичь такого же совершенства в игре на фортепиано, Шопен на долгие годы становится его близким другом. Впос­ледствии их отношения испортятся, тем не менее после смер­ти польского композитора Лист пишет о нем книгу «Фридерик Шопен». Особо теплые отношения у Листа сложились с Берлиозом.

Салонная жизнь пробуждает чувства Листа — любовь к Мари д'Агу, аристократке и писательнице, публикующейся под псевдонимом Даниель Стерн. С ней он предпринял дли­тельное путешествие в Швейцарию, где преподавал в Женев­ской консерватории, и в Италию. Во Флоренции влюбленные расстаются. Эти годы получили название «годы странствий». У Листа с Мари было трое детей, заботу о которых Лист про­являл до конца жизни.

О сердечных связях Листа ходили легенды. Среди его воз­любленных были писательница и любовница Шопена Жорж Санд, испанская танцовщица Лола Монтез, итальянская принцесса Кристин Бельджиозо, прусская баронесса Ольга фон Мейендорф, молодая польская графиня Ольга Янина и знаменитая куртизанка Мари Дюплесси, которая стала про­тотипом героини романа А. Дюма-сына «Дама с камелиями». Самой продолжительной любовной связью в жизни Листа стал его роман с польской принцессой Каролиной фон Саян-Витгенштейн.

 

В 1838 г. началась его гастрольная деятельность. Во вре­мя наводнения в Венгрии он дает ряд благотворительных кон­цертов, слава о которых разносится по всей Европе. До 1847 г. он концертировал как пианист, побывав во всех странах Ев­ропы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождаю­щиеся сплошным триумфом, принесли Листу огромную сла­ву, всеобщую любовь и невероятную популярность.

Во время гастролей в России в 1842, а затем в 1843 и 1847 го­дах Лист познакомился с Серовым, Стасовым, но наибольшее впечатление на него произвел М. Глинка. Лист сделал транс­крипцию алябьевского «Соловья» и «Марша Черномора» Глинки.

Лист выступил как преобразователь фортепианной игры, расширив сферу применения фортепиано, придав ему оркест­ровое звучание.

В 1848 г. начался веймарский период в творчестве Листа. В это время, отказавшись от карьеры концертирующего вир­туоза, Лист принял предложение и стал придворным капель­мейстером в Веймаре. Сюда за ним вместе со своей дочкой сле­дует Каролина Витгенштейн.

Это был период интенсивного творчества. Лист создал здесь цикл фортепианных пьес «Годы странствий». Одновре­менно он завершил работу над этюдами: « Этюды трансценден­тного исполнения», «Большие этюды по каприсам Паганини» (1851); «Поэтические и религиозные гармонии» (1852); про­должая разработку национальной темы, создал 15 «Венгер­ских рапсодий». Интерес композитора к поэзии и стремление обновить музыку путем слияния ее с этим искусством приве­ли к созданию Листом нового жанра — симфонической поэмы. Лист создал тринадцать таких поэм, вдохновленных образа­ми мировой поэзии, литературы, иногда — живописи: «Пре­люды» (1854, поЖ. Отрану и А. Ламартину), «Тассо. Жалоба и Триумф» (1856, по Гете), «Фауст-симфония» (1857, по Гете), Симфония к «Божественной комедии» Данте» (1856), «Обучение» — по картине Рафаэля, «Мыслитель» — по скульп­туре Микеланджело.

        

Веймар в это время находился под полным идейным влия­нием Листа. Сюда приезжали многие в поисках поддержки и понимания: И. Брамс, Б. Сметана, А. Бородин, А. Рубин­штейн, Г. Бюлов, Г. Венявский, К. Сен-Сане, И. Альбенис, Ж. Визе и др. Особое участие он принял в судьбе Р. Вагнера, который вынужден был скрываться. Лист берет его под свою защиту. Впоследствии Вагнер женится на дочери Листа — Козиме.

В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыкан­ты, образовавшие так называемую веймарскую школу. Лист организовал «Нововеймарский союз» и «Всеобщий немецкий музыкальный союз».

В период пребывания в Веймаре он разработал план рефор­мы оперного театра, встретивший сопротивление консерватив­ных аристократических кругов. Однако косность веймарского двора все больше и больше препятствовала осуществлению пла­нов Листа. В 1861 г. он подал в отставку и покинул Веймар.

Это было время тяжелых потерь для композитора. В 1860 г. умер его сын Даниель, в 1862-м — дочь Бландина. Положе­ние Каролины Витгенштейн стало в Веймаре невыносимым. Она едет в Рим, чтобы завершить подготовку к разводу с му­жем и оформить законный брак с Листом, но это ей не удает­ся. В марте 1860 года группа Брамса — Иоахима объявляет от­крытую войну «новой музыке» Листа. Но его поддерживают его друзья — Берлиоз, Мошелес, Ламартин, Полина Вирдо, Гуно, Россини, Делакруа, даже королевская чета: Наполе­он III и его жена Евгения.

Он живет в Риме, в творческом отношении переходя от светской музыки к церковной. Стремление уйти от светской жизни выразилось в принятии им в 1863 году духовного сана. Он поселяется в монастыре Мадонна дель Розарио. Здесь его посещает папа Пий IX, а Лист наносит ответный визит, пле­няя его своей игрой.

Но Рим не становится «единственным» городом компози­тора. Спустя время он вновь приезжает в Веймар. Здесь про­ходит его педагогическая деятельность. За всю жизнь у него было около 300 учеников из разных стран.

Когда в 1871 году Листа назначают венгерским королев­ским советнико'м, он часто посещает Будапешт, уделяя мно­го внимания -формированию национальной венгерской му­зыкальной школы. Он способствовал также образованию Музыкальной академии в Будапеште и стал ее первым пре­зидентом.

Среди поздних произведений Листа — оратория «Христос» (1866) и симфоническая поэма «От колыбели до могилы» (1882). С прощальными концертами он едет по всей Европе. Заболев воспалением легких, 31 июля 1886 года Лист скон­чался в Байрейте.

Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть своей жизни пропаганде других композиторов. Всего Листу принадлежит около 1200 произведений. Примерно по­ловина из них — транскрипции и парафразы на темы других композиторов. Он поддерживал композиторов разных наци­ональных школ: Шопена, Сметану, Грига, Шумана, Вагнера, Берлиоза, Бородина, Римского-Корсакова, Глинку, Дарго­мыжского, пропагандировал их произведения в Европе.

 

НОВОСТИ «Школы Природного Голоса»

В связи с развитием и расширением «Школы Природного Голоса», Вы можете овладеть новой профессией – стать преподавателем. Вести наши занятия и получать гарантированную хорошую прибыль. Для этого, Вам нужно пройти 48 часов обучения, из них минимум 24 – в первом ряду. И у Вас должен быть музыкальный слух. 03-11 января 2008 года Вам предоставляется отличный вариант для получения НОВОЙ ПРОФЕССИИ, развития собственного голоса, в сочетании с прекрасным отдыхом в пансионате «Подмосковье». Более подробно – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php Окупаемость этого мастер-класса для Вас не заставит себя долго ждать. Вы инвестируете деньги в себя, которые в ближайшее время окупятся и будут приносить регулярную прибыль. Преподавательский сертификат получают только те ученики, которые проходят обучение лично у меня. А также, с 2008 года, в связи с всеобщей инфляцией, мы вынуждены поднять цены на мастер-классы. С Нового 2008 Года мастер-классы будут стоить дороже.

 Расписание мероприятий «Школы Природного Голоса Владимира Багрунова»

15-16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в МОСКВЕ. Ведущие – Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos01.php

15 декабря – Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb02.php

16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb01.php

03-06 января, 08-11 января, 03-11 января 2008 года – Рождественский Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова I-III ступени. С участием Кирилла Плешакова-Качалина, Владимира Коварского и Виктора Апталикова. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php

Руководство подмосковного пансионата затребовало 100% предоплату за полный срок проведения мастер-классов. В связи с этим мы сообщаем, что участники, не внесшие предоплату в ближайшие два дня будут решать проблему с поселением самостоятельно.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ!

 ВЛАДИМИР БАГРУНОВ

 

 

 

                                                     

 


В избранное