Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


11.12.07.
Выпуск 195
"Носите, если надо рваное платье и сапоги с заплатами, но не скупитесь  и не экономьте в тратах на деньги"


Глава XXV КНИГИ  
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

 

 

ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ Семен Степанович (1813-1873)

Украинский композитор, автор первой украинской оперы

 

4 февраля 1813 года в трех километрах от местечка Горо­дище (нынешняя Черкасская область) в семье священника местной Покровской церкви Степана Петровича Гулака-Артемовского и его жены Варвары Арсеньевны родился сын Се­мен. Гулаки-Артемовские происходили из старинного казац­кого рода, берущего свое начало с XVIII века — с Патрикия Гулака-Артемовского. По семейной традиции, несколько по­колений мужской половины семьи принимали духовный сан. Кроме того, многие ее представители отличались тягой к ис­кусству. Среди них были скрипачи-виртуозы, композиторы, пианисты, певцы, собиратели народных песен.

Семен уже в детстве обладал чудесным голосом — дискан­том, знал множество украинских песен и любил их испол­нять. Будущее мальчика мало тревожило родителей, так как Степан Петрович твердо решил, что его младший сын дол­жен, как и его предки, стать священником. Поэтому, когда ребенку исполнилось 11 лет, он отвез его в Киев, где 1 сен­тября 1824 года Семен был зачислен в Киевское духовное училище.

Слух о чудесном голосе мальчика дошел до киевского митрополита, и по его приказу Семена зачислили в митрополичий хор Софийского собора. Мальчик все свое время проводил в хоре, пренебрегая уроками в училище, причем богословские уроки его совершенно не интересовали. Даже в его аттестате отмечалось, что Семен Артемовскйй «способностей хороших, ленив и преленив, успехов малых».

12 февраля 1829 года скоропостижно умирает отец, оста­вив семью практически без средств к существованию. Тогда же Семена отчисляют из хора в связи с мутацией голоса и, соответственно, из училища за неуспеваемость. Но здесь на помощь ему и пришел митрополит: в 1830 году юношу зачис­ляют в хор киевского Михайловского монастыря. Со време­нем у него развивается прекрасный баритон, и он становится первым солистом хора.

С осени 1835 года молодой певец становится учеником Киевской духовной семинарии, стремясь пополнить свое об­щее образование.

В1838 году в Киев приехал М. И. Глинка с целью набрать для Придворной капеллы мальчиков с хорошими голосами. В это время он работал над оперой «Руслан и Людмила» и хо­тел найти способного певца, которому можно было бы дове­рить исполнение партии Руслана.

Услышав во время богослужения голос Семена, исполняв­шего соло в концерте Бортнянского, Глинка немедленно пред­ложил ему ехать в Петербург, на что певец тотчас согласился. В северной столице Глинка занялся устройством его судьбы. Путем хитроумных уловок, ходатайств, просьб и связей он добивается, чтобы Синод уволил Гулака-Артемовского из ду­ховного ведомства, что и случилось 11 ноября 1838 года. Для юноши началась светская свободная жизнь вне опасений, что он может быть отозван в Киев митрополитом.

Именно в это время Гулак-Артемовский знакомится с Т. Г. Шевченко, отношения вскоре переросли в искреннюю, теплую дружбу, длившуюся на протяжении многих лет. О по­эте Гулак-Артемовский  знал давно, так как в его семье воспи­тывался двоюродный брат поэта Евдоким Саввич Шевченко.

Глинка лично занимался с Гулаком-Артемовским вокалом и музыкой вообще, повышая его культурный уровень. Поэт и друг Глинки Нестор Кукольник занимался научным воспи­танием Семена, учил его французскому и итальянскому язы­кам. Кроме того, Глинка стремился создать молодому певцу популярность еще до выхода его на сцену, устраивая встречи с известными людьми в своем доме, надеясь найти меценатов и отправить певца за границу. Гулак-Артемовский оказался способным учеником, и к 1839 году Глинка решил устроить первый его публичный концерт. В этом ему помогли Дарго­мыжский и меценат князь Волконский. Вскоре в театральном зале Юсуповского дворца состоялся концерт. Успех певца пре­взошел все ожидания. Известный владелец уральских заво­дов П. Демидов, услышав голос Семена и узнав, что он соби­рается выехать за границу, чтобы завершить в Италии свое музыкальное образование, здесь же, на концерте, заявил, что берет финансирование этой поездки на себя.

В августе 1839 года Гулак-Артемовский прибыл в Париж. Он занимается у педагога-композитора Джулио Эдженио Абрамо Алари, который затем забирает его во Флоренцию. Со­ученик Гулака-Артемовского писал, что его голосу «в Италии нет соперников». Следующим учителем стал Мартолини, а затем капельмейстер Флорентийского оперного театра компо­зитор Пьетро Романи. На сцене этого театра Гулак-Артемов­ский выступил в трех операх: «Беатриче ди Тенда» Беллини, «Люччия ди Ламермур» Доницетти и «Браво» Меркаданте. Слух о талантливом певце достиг Петербурга, и дирекция им­ператорских театров официально приглашает Гулака-Арте­мовского в петербургскую оперную труппу. 1 мая 1842 года был подписан контракт, правда, на кабальных для певца ус­ловиях.

Дебют состоялся 3 июля 1842 года в опере «Люччия ди Ламермур». Пресса с восторгом отозвалась о таланте певца. Но поистине творческой победой стала партия Руслана в опе­ре «Руслан и Людмила» Глинки 29 ноября 1842 года. Талант был оценен даже дирекцией, распорядившейся за успехи, достигнутые певцом, «увеличить ему жалованье на 200 рублей и платить за каждый спектакль еще по 3 рубля».

На протяжении 22 лет певец исполнял Мазетто в «Дон Жуане» Моцарта, Каспара в «Вольном стрелке» Вебера, сер­жанта Белькоре в «Любовном напитке» и Антонио в «Линде ди Шамуни» Доницетти, Луиса ди Камоена в «Индре» Флотова, Форда в «Виндзорских проказницах», графа ди Луна в «Трубадуре» Верди и, наконец, Ивана Карася в собственной опере «Запорожец за Дунаем». Абсолютно все выступления шли с полным успехом и восхищением прессы.

В 1846 году, создавая благоприятные условия для италь­янских певцов в Петербурге, оперную труппу на полтора года отправили в Москву, где она слилась с труппой Большого те­атра. Гулак-Артемовский учит новые партии, выступает в спектаклях. Блестяще была исполнена им партия Вильгель­ма Телля в одноименной опере Россини.

В Москве Гулак-Артемовский женился на дочери худож­ника-декоратора московских театров — пианистке и арфист­ке Александре Ивановне Ивановой и вместе с ней вернулся в Петербург. Но певец не всегда был занят в оперных спектак­лях. Его интересует драматический театр, он проявил себя как одаренный комедийный и драматический актер. Особо пре­успел актер в роли Михаила Чупруна в водевиле Котляревского «Москаль-чаривнык».

Имея свободное время, Гулак-Артемовский занялся ком­позиторским творчеством. Первое публично прозвучавшее произведение — «Баллада». В1851 году аранжирована музыка хора и танцы «Картинок степной жизни цыган», которая была в репертуаре труппы на протяжении 10 лет.

26 мая 1852 года в бенефисе певца и композитора состоя­лась премьера комедии-водевиля «Ночь накануне Иванова Дня», в которой Гулак-Артемовский выступал в качестве ис­полнителя и композитора.

Конец 40-х — начало 50-х годов — период творческого рас­цвета Гулака-Артемовского. Он поет, выступает в концертах, интенсивно сочиняет. Когда Шевченко находился «в солда­тах» в Оренбургской губернии, Семен Степанович всячески старался помочь поэту, и не только морально, но и матери­ально, посылая ему деньги.

В 1859 году появились первые признаки потери голоса, а в 1862 году он уже не мог брать высокие ноты, «бас значи­тельно ослабел». Именно в это время композитор работает над оперой «Запорожец за Дунаем». Премьера ее состоялась в 1863 году на сцене Мариинского театра. Публика очень теп­ло встретила оперу, пресса дала самые лестные отзывы. Ком­позитора и одновременно исполнителя главной партии «вы­зывали после каждого акта».

Но необратимый процесс потери голоса прогрессировал. И постепенно Гулак-Артемовский теряет все партии. Чтобы получить пенсию, он обращается в театр, но ему отказывают. Тогда он ищет себе покровителя в лице князя Николая Нико­лаевича-старшего, и благодаря ему увольнение с должности было отменено, а певец и композитор переведен в Москву в труппу Большого театра.

В 1865 году сценическая деятельность Гулака-Артемов-ского закончилась спектаклем «Громобой».

Начиная с июля 1868 года Семен Степанович жил с семь­ей в небольшом церковном доме при Кудринской церкви. Здесь он умер от воспаления легких 5 апреля 1873 года. По­хоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Могила со временем затерялась, но в 1952 году, усилиями артистов Мос­ковского музыкального театра им. Станиславского и Неми­ровича-Данченко, место погребения было найдено и установ­лена колонна с мраморной вазой.

 

Новости

Подробная информация на сайте www.goloslogos.ru 

03-05 января, 06-08 января, 03-08 января 2008 года, ПОДМОСКОВЬЕ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова и Кирилла Плешакова-Качалина.


25 декабря 2007 года, Санкт-Петербург

Презентационный мастер-класс "Возрождение и развитие Природного голоса" в книжном супермаркете "Буквоед на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин. Вход свободный. Начало в 19:30.


16 декабря 2007 года, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

БАЗОВЫЙ мастер-класс I ступени Кирилла Плешакова-Качалина по методике Владимира Багрунова.


15 декабря 2007 года, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПЕВЧЕСКИЙ мастер-класс III ступени Владимира Багрунова.


15-16 декабря 2007 года, Москва

БАЗОВЫЙ мастер-класс I ступени Владимира Коварского и Виктора Апталикова по методике Владимира Багрунова.

Подробная информация на сайте www.goloslogos.ru

 

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов

 

 

 


В избранное