Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


06.12.07. Выпуск 190 "

 Некоторые книги надо пробовать, другие глотать, а немногие жевать и пережевывать…"

Глава XXV КНИГИ Из книги Орисон Свет Марден " СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

 ЛИСТ Ференц (1811-1886)

 Венгерский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель

"..пусть виртуозность будет для него средством, а не целью, пусть он никогда

 не забывает, что если «благородство обязывает», то в такой же мере и даже больше,

чем благородство, «reний обязывает». Ф. Лист Ференц

 Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (область Шопрон). Это было одно из поместий известных венгерских князей Эстергази, имя которых связано с историей жизни и других великих музыкантов — Й. Гайдна и Ф. Шуберта.

Его отец, Адам Лист, мечтавший о карьере профессионального музыканта, но не имевший возможности получить музыкальное образование, был смотрителем овчарни в имении Эстергази. Мать, Анна Лагер, — дочь галантерейщика из австрийского городка Кремса. Отец хотел, чтобы его мечта воплотилась в сыне, поэтому, обнаружив в нем необычные музыкальные способности, стал первым его учителем игры на фортепиано. В возрасте восьми лет мальчик с легкостью справлялся с произведениями Баха, Моцарта, Бетховена, Клементи, Гуммеля, Крамера, умел без ошибок читать с листа, играть самые сложные фортепианные пьесы.

 В 9 лет он впервые выступил на публике, а затем уже на собственном концерте в Пожони (Братислава), прошедшем с громадным успехом. Венгерские меценаты, пораженные игрой мальчика, дали деньги, на которые он вместе с отцом в 1820 году поехал учиться в Вену, куда переезжает и вся семья. Он занимается частным образом с Черни — лучшим учеником Бетховена, игрой на фортепиано, причем преподаватель, услышав игру мальчика, не берет с него денег; теорию композиции ему преподает знаменитый Антонио Сальери. Первое произведение Листа — «Вариации на тему вальса Диабелли» написаны в 11 лет.

Но всеобщий интерес он вызывает не как юный композитор, а как вундеркинд-виртуоз. 1 декабря 1822 года он вместе с певицей Каролиной Унгер выступает в Венском зале, собирая восторженные отзывы прессы, a 11 декабря 1823 года, с благословения Бетховена, едет с семьей в Париж.

Будучи иностранцем, Лист, по закону, не был принят в консерваторию и начал брать частные уроки у Ф. Паэра, а позже А. Рейха. Первые значительные концертные поездки Лист совершает в Англии в 1824 году, где завоевывает признание даже самых ревностных и скептически настроенных поклонников музыки. При этом он занимается композицией.

 В возрасте 14 лет парижская «Гранд Опера» поставила первую оперу Листа «ДонСанчо, или Замок любви». Триумф был необычайным: наиболее удачные места оркестру приходилось трижды повторять, однако в этом жанре композитор больше ничего не создал.

Тогда же были написаны его фортепианные сочинения — 12 этюдов, «Бравурное аллегро» и «Бравурное рондо» и др. Одновременно с сочинением он продолжал успешно выступать как пианист. XIX-XX вв.

Но четырехлетняя напряженная деятельность пошатнула здоровье как отца, так и сына. Летом, по совету врачей, они едут в Булонь, где 24 августа отец умирает. Юноша вынужден отказаться от карьеры пианиста-виртуоза и, заботясь о матери, начал давать уроки музыки. Среди учеников Листа выделялась Каролина Сен-Крик, дочь министра внутренних дел короля Карла X, но отец, узнав о взаимной любви дочери и музыканта, отказал ему от дома.

 Революционные события 1830-х годов застали Листа только созерцателем. Но дальнейшее общение с великими общественными деятелями, музыкантами, писателями, поэтами помогло мировоззрению композитора сформироваться. Лист знакомится с Паганини и восхищается его мастерством, стремясь достичь такого же совершенства в игре на фортепиано, Шопен на долгие годы становится его близким другом. Впоследствии их отношения испортятся, тем не менее после смерти польского композитора Лист пишет о нем книгу «Фридерик Шопен». Особо теплые отношения у Листа сложились с Берлиозом.

Салонная жизнь пробуждает чувства Листа — любовь к Мари д'Агу, аристократке и писательнице, публикующейся под псевдонимом Даниель Стерн. С ней он предпринял длительное путешествие в Швейцарию, где преподавал в Женевской консерватории, и в Италию. Во Флоренции влюбленные расстаются. Эти годы получили название «годы странствий». У Листа с Мари было трое детей, заботу о которых Лист проявлял до конца жизни.

О сердечных связях Листа ходили легенды. Среди его возлюбленных были писательница и любовница Шопена Жорж Санд, испанская танцовщица Лола Монтез, итальянская принцесса Кристин Бельджиозо, прусская баронесса Ольга фон Мейендорф, молодая польская графиня Ольга Янина и знаменитая куртизанка Мари Дюплесси, которая стала прототипом героини романа А. Дюма-сына «Дама с камелиями».

Самой продолжительной любовной связью в жизни Листа стал его роман с польской принцессой Каролиной фон Саян-Витгенштейн.

В 1838 г. началась его гастрольная деятельность. Во время наводнения в Венгрии он дает ряд благотворительных концертов, слава о которых разносится по всей Европе. До 1847 г. он концертировал как пианист, побывав во всех странах Европы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся сплошным триумфом, принесли Листу огромную славу, всеобщую любовь и невероятную популярность.

Во время гастролей в России в 1842, а затем в 1843 и 1847 годах Лист познакомился с Серовым, Стасовым, но наибольшее впечатление на него произвел М. Глинка. Лист сделал транскрипцию алябьевского «Соловья» и «Марша Черномора» Глинки. Лист выступил как преобразователь фортепианной игры, расширив сферу применения фортепиано, придав ему оркестровое звучание.

В 1848 г. начался веймарский период в творчестве Листа. В это время, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза, Лист принял предложение и стал придворным капельмейстером в Веймаре. Сюда за ним вместе со своей дочкой следует Каролина Витгенштейн.

Это был период интенсивного творчества. Лист создал здесь цикл фортепианных пьес «Годы странствий». Одновременно он завершил работу над этюдами: « Этюды трансцендентного исполнения», «Большие этюды по каприсам Паганини» (1851); «Поэтические и религиозные гармонии» (1852); продолжая разработку национальной темы, создал 15 «Венгерских рапсодий». Интерес композитора к поэзии и стремление обновить музыку путем слияния ее с этим искусством привели к созданию Листом нового жанра — симфонической поэмы. Лист создал тринадцать таких поэм, вдохновленных образами мировой поэзии, литературы, иногда — живописи: «Прелюды» (1854, поЖ. Отрану и А. Ламартину), «Тассо. Жалоба и Триумф» (1856, по Гете), «Фауст-симфония» (1857, по Гете), Симфония к «Божественной комедии» Данте» (1856), «Обучение» — по картине Рафаэля, «Мыслитель» — по скульптуре Микеланджело.

Веймар в это время находился под полным идейным влиянием Листа. Сюда приезжали многие в поисках поддержки и понимания: И. Брамс, Б. Сметана, А. Бородин, А. Рубинштейн, Г. Бюлов, Г. Венявский, К. Сен-Сане, И. Альбенис, Ж. Визе и др. Особое участие он принял в судьбе Р. Вагнера, который вынужден был скрываться. Лист берет его под свою защиту. Впоследствии Вагнер женится на дочери Листа — Козиме.

 В Веймаре вокруг Листа объединились видные музыканты, образовавшие так называемую веймарскую школу. Лист организовал «Нововеймарский союз» и «Всеобщий немецкий музыкальный союз».

 В период пребывания в Веймаре он разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. Однако косность веймарского двора все больше и больше препятствовала осуществлению планов Листа. В 1861 г. он подал в отставку и покинул Веймар.

Это было время тяжелых потерь для композитора. В 1860 г. умер его сын Даниель, в 1862-м — дочь Бландина. Положение Каролины Витгенштейн стало в Веймаре невыносимым. Она едет в Рим, чтобы завершить подготовку к разводу с мужем и оформить законный брак с Листом, но это ей не удается. В марте 1860 года группа Брамса — Иоахима объявляет открытую войну «новой музыке» Листа. Но его поддерживают его друзья — Берлиоз, Мошелес, Ламартин, Полина Вирдо, Гуно, Россини, Делакруа, даже королевская чета: Наполеон III и его жена Евгения.

Он живет в Риме, в творческом отношении переходя от светской музыки к церковной. Стремление уйти от светской жизни выразилось в принятии им в 1863 году духовного сана. Он поселяется в монастыре Мадонна дель Розарио. Здесь его посещает папа Пий IX, а Лист наносит ответный визит, пленяя его своей игрой.

 Но Рим не становится «единственным» городом композитора. Спустя время он вновь приезжает в Веймар. Здесь проходит его педагогическая деятельность. За всю жизнь у него было около 300 учеников из разных стран.

 Когда в 1871 году Листа назначают венгерским королевским советником, он часто посещает Будапешт, уделяя много внимания -формированию национальной венгерской музыкальной школы. Он способствовал также образованию Музыкальной академии в Будапеште и стал ее первым президентом.

Среди поздних произведений Листа — оратория «Христос» (1866) и симфоническая поэма «От колыбели до могилы» (1882). С прощальными концертами он едет по всей Европе. Заболев воспалением легких, 31 июля 1886 года Лист скончался в Байрейте.

Будучи бескорыстным по натуре, он посвятил большую часть своей жизни пропаганде других композиторов. Всего Листу принадлежит около 1200 произведений. Примерно половина из них — транскрипции и парафразы на темы других композиторов. Он поддерживал композиторов разных национальных школ: Шопена, Сметану, Грига, Шумана, Вагнера, Берлиоза, Бородина, Римского-Корсакова, Глинку, Даргомыжского, пропагандировал их произведения в Европе.

НОВОСТИ «Школы Природного Голоса»

В связи с развитием и расширением «Школы Природного Голоса», Вы можете овладеть новой профессией – стать преподавателем. Вести наши занятия и получать гарантированную хорошую прибыль. Для этого, Вам нужно пройти 48 часов обучения, из них минимум 24 – в первом ряду. И у Вас должен быть музыкальный слух. 03-11 января 2008 года Вам предоставляется отличный вариант для получения НОВОЙ ПРОФЕССИИ, развития собственного голоса, в сочетании с прекрасным отдыхом в пансионате «Подмосковье».

 Более подробно – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php

Окупаемость этого мастер-класса для Вас не заставит себя долго ждать. Вы инвестируете деньги в себя, которые в ближайшее время окупятся и будут приносить регулярную прибыль. Преподавательский сертификат получают только те ученики, которые проходят обучение лично у меня.

 А также, с 2008 года, в связи с всеобщей инфляцией, мы вынуждены поднять цены на мастер-классы. С Нового 2008 Года мастер-классы будут стоить дороже.

Расписание мероприятий «Школы Природного Голоса»

15-16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в МОСКВЕ. Ведущие – Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos01.php

15 декабря – Мастер-Класс III ступени (ПЕВЧЕСКИЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb02.php

16 декабря – Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ уровень) в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.

Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_spb01.php

03-06 января, 08-11 января, 03-11 января 2008 года – Рождественский Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова I-III ступени С участием Кирилла Плешакова-Качалина.

Подробнее – http://www.goloslogos.ru/t_mos03.php

ВНИМАНИЕ

 Руководство подмосковного пансионата затребовало 100% предоплату за полный срок проведения мастер-классов. В связи с этим мы сообщаем, что участники, не внесшие предоплату в ближайшие два дня будут решать проблему с поселением самостоятельно.

В Италии (Сардиния) начало 2-х недельного МАСТЕР-КЛАССА будует проходить в конце июня-начала июля 2008 года.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! ВЛАДИМИР БАГРУНОВ


В избранное