Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


17.12.07.
Выпуск 196
"Нет развлечения дешевле чтения и нет удовольствия более длительного" Уортли


Глава XXV КНИГИ  
Из книги Орисон Свет Марден
" СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ"

 

 

ВАГНЕР Вильгельм-Рихард (1813-1883)

Немецкий композитор, дирижер, театральный деятель.

Реформатор оперы

 

Родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье потомствен­ных учителей и органистов. Всего в семье было девятеро де­тей, но двое умерли в раннем возрасте. Отец его, ухаживая за ранеными после знаменитой битвы под Лейпцигом, заразил­ся и умер, когда мальчику было всего полгода.

Мать его вскоре вновь вышла замуж — за театрального ак­тера, драматурга и художника Людвига Гейера, после чего семья переехала в Дрезден. С юных лет Вагнер был связан с театром. В их доме собирались артисты, художники, музы­канты. Отчим Вагнера нежно любил пасынка, мечтал увидеть Рихарда художником и сам научил его рисованию. Но боль­ше, чем живопись, Рихарда увлек театр. С семи лет он высту­пал на сцене.

Но именно отчим был первым, кто пророчил Рихарду му­зыкальное поприще. Смерть отчима в 1821 г. стала тяжелым Ударом для восьмилетнего мальчика.

В дрезденской школе, где Вагнер проучился 5 лет, боль­шое внимание уделялось античной литературе, греческому и латинскому языкам. Учителя хвалили Вагнера и предсказы­вали ему будущность филолога.

Приблизительно тогда же он набросал план большой тра­гедии «Лейбальд и Аделаида». Ничто не предвещало, что Ваг­нер станет музыкантом: в игре на рояле он особых успехов не достиг, не научился он и игре на скрипке.

Первым композитором, открывшим Вагнеру его призва­ние, был Вебер, представления оперы «Вольный стрелок» ко­торого он не пропускал в театре. Когда Вагнер впервые услы­шал музыку Л. Бетховена — увертюру «Эгмонт», потрясшую его, он решил создать нечто подобное сам, написав музыку к ранее сочиненной им трагедии. Ему было тогда пятнадцать лет. Он засел за самостоятельное изучение теории музыки, но и здесь далеко не продвинулся. Первая сочиненная им музы­ка, исполненная публично, вызвала смех слушателей. Когда Вагнеру исполнилось двадцать, он еще не мог определиться, чем ему хочется заниматься.

В 1827 году мать Вагнера с тремя младшими детьми вер­нулась в Лейпциг, и в 1831 году Рихард стал студентом Лейпцигского университета в качестве «студента музыки». Одно­временно брал частные уроки композиции у Т. Вейнлига, которому в знак благодарности посвятил первое опубликован­ное произведение — Сонату для фортепиано.

Композиторское дарование Вагнера вдруг, к 18-19 годам, прорвалось очень бурно: от создавал одно за другим фортепи­анные и оркестровые произведения, симфонию, музыку к «Фаусту» Гете. Некоторые сочинения Вагнера были вскоре исполнены, и в лейпцигских газетах появились о них похваль­ные отзывы. Годы учения закончились, и началась практи­ческая школа жизни.

В конце января 1833 года по приглашению брата Альбер­та — актера, певца и режиссера — он устроился работать в театр в Вюрцбурге. К этому добавилась работа дирижера в Об­ществе любителей музыки. Ему очень помогло знакомство с различными оперными партитурами. Быстро восполнив про­белы в музыкальном образовании, ознакомившись с учением о гармонии, контрапунктом, оркестровкой, он пишет несколь­ко опер: первую романтическую оперу «Феи» (1833-1834) по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея». Она не была поставлена.

 

Уже в ней встречаются мотивы, разработанные позднее в « Лоэнгрине», «Тангейзере» и «Парсифале». Тогда же им создана увертюра «Польша» (1832-1834). Знакомство с Шубертом в 1834 году вылилось в сотрудничество с его «Новым музыкаль­ным журналом», где появлялись корреспонденции Вагнера, однако в дружбу это знакомство так и не переросло.

И с Мендельсоном у Вагнера не сложились творческие кон­такты. В концертах Мендельсона прозвучала лишь одна увер­тюра Вагнера.

Сезон 1834-1835 года Вагнер провел в Магдебурге, где ди­рижировал в небольшом оперном театре. Там он женился на молодой актрисе Минне Планер, но поспешный брак не при­нес счастья — они были чуждыми друг другу людьми: краси­вая практичная женщина, не любившая ни театра, ни искус­ства, и молодой необеспеченный композитор, одержимый грандиозными идеями и верящий в свое великое призвание.

Он пишет еще одну оперу — «Запрет любви» (1836) для Магдебургского театра. В ней Вагнер ориентировался на тра­диции французской комической оперы. Произведение не име­ло успеха. После этого Вагнер покинул Магдебург (1836) и направился в Кенигсберг.

Его берут на место капельмейстера местного театра, где выступала Минна, но через два месяца и этот театр разоряется. Минна уехала. Вагнер, обремененный долгами и преследуе­мый кредиторами, возвращается в Дрезден, а затем получает предложение поехать в Ригу. В течение двух лет (1837-1839) он дирижирует в оперном театре и работает над новой опе­рой — «Риенци, последний трибун». У Вагнера зреет реши­мость попытать счастья в Париже. В июне 1839 года Вагнер покинул рижский театр, гастролирующий в Митаве, тайно, без паспорта, ночью перешел границу с контрабандистами и в прусской гавани Пилау сел на небольшое торговое судно, от­правлявшееся в Лондон. Поездка по морю оказалась длитель­ной и тяжелой; разыгравшаяся буря чуть не погубила корабль, прибив его к берегам Норвегии, и лишь через три с половиной недели путешественники добрались до Лондона. Месяц спус­тя Вагнер приехал в Париж. Он поселился в одной из парижских трущоб. Небольшие сбережения быстро растаяли, и Вагнер берется за любую ра­боту: за грошовую плату делает переложения для всевозмож­ных инструментов, занимается литературным трудом, пишет статьи о музыкальной жизни Парижа, одна из которых зас­лужила похвалу Гейне. Положение Вагнера было катастро­фическим: все ценное заложено в ломбарде и продано, жена страдала от хронического безденежья — не было денег даже на кусок хлеба. Он оказывается в долговой тюрьме и выходит из нее лишь через месяц. Но ничто не сломило его волю к твор­честву, веры в себя, в свое призвание. Вагнер пишет увертю­ру «Фауст» (одно из лучших произведений раннего периода) и летом 1841 года приступает к созданию оперы «Летучий гол­ландец». У Вагнера крепнет желание вернуться в Германию. Он предлагает оперы различным немецким театрам, и нако­нец «Риенци» принимают в Дрездене, а «Летучий голландец в Берлине. 7 апреля 1842 года Вагнер покидает Париж.

Премьера «Риенци», состоявшаяся 20 октября 1842 года в Дрездене, внезапно сделала безвестного музыканта, поги­бавшего в нищете в Париже, модным композитором, знаме­нитостью. «Вагнер плакал, смеялся одновременно, обнимал всех и в то же время обливался холодным потом». Когда на следующий день он хотел приняться за сокращение оперы — спектакль длился 6 часов, то певцы энергично запротестова­ли. Через два месяца, 2 января 1843 года, состоялась премье­ра другой оперы — «Летучий голландец», и тоже с успехом. Вагнер был приглашен на должность дирижера Дрезденско­го оперного театра, располагавшего на то время лучшим со­ставом певцов в Германии. Это было первое солидное посто­янное место, полученное в 30 лет.

Дирижерская деятельность не поглощала Вагнера цели­ком. Основные силы он отдавал творчеству: он написал две оперы — «Тангейзер» (1842-1845) и «Лоэнгрин» (1845-1848) — самую популярную из своих опер. В этот период ро­дились замыслы почти всех опер, которые композитор созда­вал на протяжении своей жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Оперы Вагнера начали завоевывать популярность и на дру­гих немецких сценах: на протяжении 40-х годов «Риенци» ставят в Берлине и Гамбурге, «Летучий голландец» в Берли­не, Касселе и Риге, «Тангейзер» — в Веймаре.

В Берлине Вагнер снова встречается с Листом (первая встреча была в Париже), затем встречи участились и перерос­ли в тесную дружбу. Именно Лист способствовал постановке на сцене в 1849 году «Тангейзера», а в следующем — «Лоэнгрина» в Веймаре.

В1849 г. Вагнер принимает участие в Дрезденском восста­нии: выступает с докладами на тему о том, как относятся рес­публиканцы к королевской власти, сотрудничает в револю­ционной газете «Народные листки», знакомится с Михаилом Бакуниным — русским революционером-анархистом. Он це­лые дни проводил в ратуше, где заседало временное правитель­ство, или на баррикадах, печатал прокламации и раздавал их солдатам. После поражения революции Вагнер уехал в Вей­мар к Листу, а затем переправился в Швейцарию (за его голо­ву была обещана награда). Там он прожил 9 лет — с 1849 по 1858 год, в основном в Цюрихе. Благодаря поддержке Листа получил возможность целиком отдаться музыке, а в 1850-м, по его же ходатайству, состоялась постановка «Лоэнгрина» в Веймаре. Кстати, Лист боролся за успех Вагнера вопреки даже собственным интересам.

Жизнь в Цюрихе складывалась трудно. Его преследовала нужда, он перебивался случайными литературными заработ­ками, отдельными дирижерскими выступлениями. Постанов­ки опер в Германии приносили мало доходов. Вагнера неожи­данно пригласили в Лондон продирижировать концертами Филармонического общества. Поездка оказалась неудачной. Но там он познакомился с Берлиозом, что воодушевило его, влило новые силы для творчества и борьбы.

Возвращение в Цюрих было нерадостным. Личная жизнь Вагнера не налаживалась. У Минны развивалась сердечная болезнь, которая в 1866 году свела ее в могилу. Она стара­лась экономно вести хозяйство, а Вагнер тратил много и не­расчетливо, стремился к роскоши, не доступной его скудным средствам. В1858 г. композитор создал свою «песнь песней» — музы­кальную драму «Тристан и Изольда». История возникновения этого произведения такова. Скрываясь в Швейцарии после Дрезденского восстания, он познакомился с четой Везендонн. Вагнер и хозяйка дома Матильда полюбили друг друга, зная, что никогда не смогут пожениться. Свою любовь к Матильде, обреченную с самого начала, Вагнер выразил в «Тристане». Благоразумие заставило Вагнера покинуть Матильду. У нее было трое детей и муж, человек благородной души; все видя­щий, все понимающий и все терпящий; у Вагнера была же­на — увядающая, больная и патологически ревнивая. Вагнер уехал в Венецию и здесь, под влиянием идей Шопенгауэра, продолжил создавать оперу. Однако Венецию ему приходится покинуть под давлением австрийского правительства. Прав­да, к этому времени «Тристан» был практически закончен.

В сентябре 1859 года Вагнер приезжает в Париж. Он выс­тупает с концертами и добивается постановки оперы «Тангейзер» на сцене «Большой оперы». Но спектакль с треском про­валился.

Возвращение в Германию становится возможным лишь в 1860 году.

После амнистии Вагнер ненадолго приезжает в Вену, что­бы услышать своего «Лоэнгрина», и направляется в Бибрих-на-Рейне — маленький городок, где приступает к созданию « Мейстерзингеров ».

В конце 1862 года петербургское Филармоническое обще­ство пригласило Вагнера дирижировать концертами. Он был восторженно принят русской публикой, выступил и в Моск­ве. Гонорар был довольно велик, но, несмотря на это, денег, чтобы расплатиться с кредиторами, не хватало. Доходы от последующих концертов в Будапеште, Праге, Карлсруэ, Левенберге и Бреславе почти полностью идут на уплату долгов. В 1864 г. ему пришлось скрываться, чтобы вновь не по­пасть в долговую тюрьму в Швейцарии. Его спасло пригла­шение Людовика II Баварского посетить Мюнхен. Так нача­лась их дружба. Именно здесь Вагнеру наконец удалось осуществить постановку некоторых своих опер, в частностиТристана и Изольды». В 1868 г. в Мюнхене были поставле­ны «Нюрнбергские мейстерзингеры».

По желанию Вагнера для музыкального руководства его операми в Мюнхен был приглашен Ганс Бюлов, молодой друг Вагнера, женатый на дочери Листа. Их брак оказался несчаст­ливым, и Козима предпочла Бюлову Вагнера. Поведение Ваг­нера глубоко оскорбило не только Бюлова, но и его верного друга Листа. Дружеские отношения были прерваны.

В1865 году Вагнер покинул Баварию и надолго обосновал­ся в Швейцарии. Рядом была Козима — верный и преданный друг, человек сильной воли и настойчивости. (Она пережила Вагнера почти на полвека и умерла в 1930 году в возрасте 93 лет.) На склоне лет он узнал счастье отцовства — один за другим рождались дети, которым композитор давал имена своих оперных героев: Изольда, Ева, Зигфрид.

Еще в Мюнхене летом 1865 года Вагнер по желанию коро­ля начал диктовать Козиме автобиографию. В 1870 году был издан первый том «Моей жизни» в количестве 15 экземпля­ров — только для самых близких друзей. В следующем году начало выходить собрание литературных трудов Вагнера (их полное издание составляет 16 томов).

В 1876 г. в Байрейте (Бавария) заканчивается строитель­ство театра, предназначенного специально для исполнения опер Вагнера. Театр этот, созданный на средства, собранные «вагнеровскими» обществами разных стран, и короля Людо­вика Баварского, существует и сегодня. Он был открыт в 1876 году постановкой тетралогии «Кольцо Нибелунга». Но борьба за свой театр была долгой и упорной: на строительство постоянно не хватало денег, и Вагнер то и дело обращался за помощью к общественности, другим театрам, актерам, меце­натам, банкирам с просьбой о добровольных пожертвованиях на строительство. При этом он выступал с концертами, ставил оперы на других сценах, чтобы покрыть расходы на те­атр. Именно там на протяжении 30 лет после смерти компо­зитора будет идти последняя опера Вагнера — «Парсифаль», премьера которой состоялась в 1882 году и имела необычай­ный успех.

Утомленный хлопотами, связанными с постановкой, Ваг­нер решил отдохнуть в Италии, в Венеции. И там он не пере­ставал писать статьи. Смерть настигла 69-летнего Вагнера за работой и, в отличие от жизни, полной тяжелой борьбы и про­тиворечий, была легкой и безболезненной. Вагнер умер внезапно, от разрыва сердца, 13 февраля 1883 года.

Мощь, красота и новизна музыки Рихарда Вагнера побу­дили П. Чайковского назвать композитора одной из самых за­мечательных личностей второй половины XIX века.

НОВОСТИ

Мой ученик Андрей Светлов, проявив неуемную тягу к изучению природы голоса, нашел феноменально  важную информацию о природе  голоса. Речь идет об анатомических тетрадях Леонардо да Винчи.

Цитирую наиболее важный фрагмент из материалов присланных мне Андреем.

«Лист 33 оборотный. В силу чего кольца жесткой артерии (трахеи) не соединяются по двум причинам; и одна это ради голоса, а другая, чтобы дать место пище между ними и костью. [Фиг. 147.] О старике. Сочти кольца жесткой артерии. [Фиг. 148:] a b п т f Отметь, в какой части оборачивается возвратный нерв и для чего он служит. И опиши вещество мозга, является ли оно более разреженным или более плотным над началом нервов, чем в своих других частях. И исследуй, каким образом возвратные нервы передают ощущение кольцам трахеи и какие те мускулы, которые вызывают движение этих колец, для образования низкого, среднего и высокого голоса. Возвратные нервы начинаются в a, b и b f — это возвратный нерв, спускающийся к привратнику желудка, а левый нерв, сопутствующий ему, спускается к сердечной сумке, и я думаю, что это тот нерв, который входит в сердце. Сердце само по себе не является началом жизни; но это сосуд, состоящий из плотного мускула, оживляемый и питаемый артерией и веной, как остальные мускулы. Правда, что кровь и артерии, которые очищаются в сердце, это жизнь и питание других мускулов, и сердце имеет такую плотность, что огонь с трудом способен ему повредить. Это можно видеть у сгоревших людей, у которых кости превратилась в пепел, а сердце внутри еще кровоточит. И эту большую стойкость по отношению к температуре природа предусмотрела, чтобы оно могло противостоять сильному жару, образующемуся с левой стороны сердца посредством артериальной крови, которая становится более жидкой в этом желудочке.

Колебание голоса происходит вследствие расширения и сокращении колец, из которых состоит жесткая артерия; расширение осуществляется мускулами, соединенными с этими кольцами; а сокращение происходит (я думаю) само собой потому, что это зависит от хряща, который сокращается сам собой, чтобы вернуться к своей первоначальной форме и т. д.»

Это означает, что  открытие Грузинова на Бородино надо теперь рассматривать, ссылаясь на труды  Леонардо да Винчи. Знал ли об этих трудах Илья Грузинов? Этого мы возможно никогда не узнаем.

Но теперь у всех моим сторонников и последователей есть мощный аргумент в защиту бронхиальной теории голосообразования в лице величайшего гения человечества – ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

УРА!!! УРА!!! УРА!!!

Маленький комментарий

Цитирую самого себя из рассылки «Голос и Успех. Три секрета настройки голоса» вышедшего час назад.

 В связи с музыкальной темой, которую мы развиваем в этих выпусках, хочу сообщить о событии, которое, казалось бы, не имеет  к теме никакого отношения.

Речь идет о закончившемся крупном шахматном соревновании, а именно

КУБКЕ МИРА ПО ШАХМАТАМ. Его выиграл Гата Камский, в прошлом наш соотечественник, ленинградец. Мало кто знает, что его мать профессиональная пианистка стала обучать сына игре на фортепиано с 2-х летнего возраста.  А папа, будучи большим любителем шахмат с этого же возраста пристрастил ребенка к шахматам. В 7 лет Гата в обоих видах деятельности показывал выдающиеся результаты. Так с листа играл произведения консерваторского уровня, в частности сложнейшие сонаты Бетховена. В дальнейшем родители развелись, и папа посчитал, что надо сделать упор на шахматах. Для этого он с сыном перебрался в Ленинград и отдал мальчика в шахматную секцию Дворца Пионеров.  С Гатой и его отцом я познакомился в сентябре 1980 года в Юсуповском саду,  когда юному дарованию было 10 лет. Там по вечерам собирались окрестные любители шахмат. Вот как это произошло. Был еще ранний вечер, около 6 вечера. Смотрю, сидит за доской мальчик в очках, рядом стоит  папаша и обращается к любителям, мол кто еще хочет попытаться обыграть моего сына?  Я только, что подошел и поскольку все видимо были уже обыграны, то он обратился с этим же вопросом и ко мне. Напомню, что сам я прошел эту школу в середине 50-х годов. В 1960 году в 15 лет, имея 1 разряд, я закончил эти занятия, так как началась моя трудовая жизнь. К описываемому моменту в этом 1980 году в апрельском номере рижского журнала шахматы вышла моя  статья «Психология пола и воспитание юных».  Эта статья была частью моих исследований вошедших в кандидатскую диссертацию, которую я защитил 17.10. 1981. Об этом подробно говорю, так все это было сообщено папе Гаты после того, как я выиграл у его сына и сообщил, вышесказанное.

Он очень заинтересовался всем этим и приходил ко мне домой за консультациями, звонил по телефону по психологическим проблемам.  Мне было совершенно ясно, что это чудо-ребенок и подход к нему в шахматах должен быть индивидуальным. Важно, чтобы в то время в его психике не установилась механическая модель мышления, когда все подчиняется результату, а не процессу.  Для этого необходимо, кроме шахмат иметь противовесы в виде гармонического развития личности: образование, высокий уровень культуры. Папа усвоил эти аксиомы, забрал его из Дворца Пионеров и, как я ему рекомендовал, нашел ему индивидуального тренера, с которым они просто играли, анализировали  партии и исправляли ошибки. А всюду до сих пор, как правило,   занимаются «талмудистикой», т.е. заучивают наизусть дебютные варианты, партии и прочее, что подавляет инициативу ребенка.  Месяца через два папа прекратил наше общение, а потом  делал вид, что мы не знакомы.  А спустя 4 года Гата выиграл  первенство СССР среди юношей, где его партнерами  были 18-летние юноши. Через год он повторил этот выдающийся результат. Вскоре они уехали в США. Там Гата получил высшее медицинское, а затем и юридическое образование. Успешно играл отборочные матчи на первенство мира. Но преодолеть Анатолия Карпова ему не удалось. За год до  Кубка 2007 года  мира у него был 10 летний «отдых» от шахмат. Его никто не принимал всерьез. А на самом деле наработанный за многие годы  глубинный личностный уровень  проявился в самой высшей степени. Он играл смело, уверенно  с высочайшим  пониманием шахмат, не ввязываясь в «талмудистику»,  которой подвержены все современные молодые гроссмейстеры. 

Музыка непременно в этом гармоническом комплексе сыграла одну ведущих ролей. 

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ

15-16 декабря 2007 года в Москве успешно провели

БАЗОВЫЙ мастер-класс I ступени  студенты 3 курса Гитиса Владимир Коварский  и Виктор Апталиков.

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ !!!

16 декабря 2007 года преподавательский сертификат получила Ширнина Ольга.

        НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ !!!

Новости

25 декабря 2007 года, Санкт-Петербург

Презентационный мастер-класс "Возрождение и развитие Природного голоса" в книжном супермаркете "Буквоед на Восстания" (Лиговский пр, д. 10). Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин. Вход свободный. Начало в 19:30.

19 января 2008 года (суббота), бизнес-центр "КРИСТАЛЛ" (м. Елизаровская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин. Только для членов "Клуба Умных Покупателей". Подробнее...

20 января 2008 года (воскресенье), центр "Другой Мир" (м. Нарвская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Кирилл Плешаков-Качалин. Подробнее...

Постановка голоса в Москве.

03-05 января, 06-08 января, 03-08 января 2008 года, ПОДМОСКОВЬЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Большой Мастер-Класс Владимира Багрунова

19 января 2008 года (суббота), центр "Юность" (м. Киевская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее...

20 января 2008 года (воскресенье), центр "Юность" (м. Киевская) - Мастер-Класс I ступени (БАЗОВЫЙ). Ведущий - Владимир Коварский и Виктор Апталиков. Подробнее...

Постановка голоса в Волгограде.

Мастер-классы I, II и III ступени Кирилла Плешакова-Качалина
по методике Владимира Багрунова.

Мастер-классы I, II и III ступени по методике Владимира Багрунова состоятся в Волгограде при наличии достаточного количества участников.

Контактный телефон: +7-905-212-0349
Контактный e-mail:
goloslogos@mail.ru

Мастер-классы проводит ученик Владимира Багрунова - исполнительный директор и преподаватель "Школы Природного Голоса Владимира Багрунова" - Кирилл Плешаков-Качалин.

                                                                                    Стоимость:

  • 1.500 рублей за каждую ступень мастер-класса
  • При оплате нескольких ступеней - скидка 10%

Вы желаете возродить свой природный голос - пожалуйста, регистрируйтесь.
С Вами свяжется наш сотрудник для уточнения деталей.

Подробная информация на сайте www.goloslogos.ru

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов


В избранное