Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


17.10.06.Выпуск 155 « Когда вы добры к другим, то вы лучше всего для самих себя» Глава XXI Добрые дела. Из книги Орисон Свет Марден "СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ Этот выпуск выходит в 25-летнюю годовщину защиты мной кандидатской диссертации «Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека». Первоначальное название звучало … «животных и человека». Эта защита мне далась не легко. Первая предзащита состоялась в ноябре 1977года и прошла успешно. Но затем недруги на кафедре нашли какие-то формальные зацепки, чтобы ее отменить. В феврале 1978 года на второй предзащите меня уже откровенно провалили. Перед третьей предзащитой мне пришлось убрать огромный материал, полученный мною лаборатории генетики высшей нервной деятельности на крысах. В тайне я предполагал, (такие случаи бывали) что Ученый Совет мне присудит сразу докторскую степень. На это я нацеливался еще в студенческие годы. Это понимали недоброжелатели на кафедре и поэтому утопили бы и в третий раз. Защита прошла блестяще, и Ученый Совет проголосовал со счетом 12:0. Началась новая эра жизни. Самый тяжелый период пришелся на 1975-81 годы. Более всего способствовали преодолению многочисленных испытаний, в том числе 21 однодневное голодание, которое я провел в этот период, мысли Свами Вивекананды изложенные им в лекциях в Нью-Йорке в 1928 году. (Кстати, сегодня буду отмечать юбилей выходом после недельной голодовки, которые ранее проводил довольно регулярно и сейчас это традицию возрождаю. Абсолютно никаких признаков упадка сил. А интеллектуальная сила даже увеличилась. Об этом сужу по результатам двух шахматных турниров по активным шахматам. Все противники были переиграны, и только спешка в некоторых партиях не привела к победе.) В последствии, после его смерти они были изданы отдельной небольшой книгой под названием «КАРМА ЙОГА». Предварительно о Вивекананде и его учителе мне удалось узнать из предпоследнего тома собраний сочинений Ромена Ролана. Этот том был под негласным запретом и выдавали его читать в маленьком зале Русской литературы Публичной библиотеки. Всем советую прочитать. Эти книги вывели мою духовную силу на совершенно иной уровень и сыграли огромную роль в моей жизни. Свами Вивекананда «КАРМА ЙОГА». ГЛАВА I Карма и ее влияние на характер Слово «карма» происходит от санскритского «кри» - делать. В технике этим словом называ¬ют вообще результаты всякой работы, в метафи¬зике оно употребляется иногда для обозначения следствий наших прежних поступков, в Карма Йоге же под разумевается любая работа, труд, деятельность. Люди обыкновенно думают, что цель, к осу¬ществлению которой стремится и должно стре¬миться человечество, состоит в достижении так называемого счастья, т. е. возможно большего ко¬личества наслаждений при наименьшей сумме страданий. Такой взгляд - глубокое заблуждение, и он же причина всех бедствий в этом мире. На¬слаждения преходящи, и каждый, после более или менее продолжительной погони за ними, часто со¬провождаемой ожесточенной борьбой, приходит наконец к убеждению, что полного удовлетворе¬ния они не дают. Философы Востока ставят перед нами другой идеал: они говорят, что целью стремлений долж¬но быть познание истины и что к этой именно цели, хотя и не сознавая того, идет как все челове¬чество в совокупности, так и каждый отдельный человек. Наслаждения же и страдания являются I при этом только могущественными пособниками. Оставляя в душе разные впечатления, они форми¬руют «характер» человека, представляющий со¬бой сумму всех его стремлений и склонностей. В образовании характера и придании ему той или другой формы одинаково участвуют как благопри¬ятные факторы, так и дурные. Изучая историю ве¬ликих людей, легко проследить, что в огромном большинстве случаев несчастья и бедность ока¬зывались для них более полезными учителями, чем счастье и богатство, и порицания чаще, чем похвалы, вызывали наружу их внутренний огонь. Знание - прирожденное достояние человека; оно все в нем самом и ниоткуда извне не появля¬ется. То, что по общепринятому выражению человек «узнает», на самом деле, говоря точным языком психологии, он «открывает», снимая по¬крывало с собственной души, содержащей в себе бесконечное знание. Говорят, что Ньютон открыл закон притяжения. Но где он нашел его? Скры¬вался ли этот закон в каком-нибудь тайнике внеш¬ней природы? Может быть, в центре земли, или в яблоке, падение которого повело к его откры¬тию? Нет, падение яблока только побудило Нью¬тона углубиться в себя, разобраться в своих соб¬ственных мыслях. Изменяя порядок расположения отдельных их звеньев, он нашел между ними но¬вое, не известное ему раньше звено, которое и назвал законом притяжения. Все знание, каким когда-либо обладал мир всегда исходило из ума человека. В уме каждого из нас находится беспредельная библиотека Все¬ленной, и внешний мир дает только толчки, по¬буждающие нас знакомиться с се содержанием. Как я уже сказал, наши знания как бы покрыты покрывалом. Когда оно постепенно приподнима¬ется, говорят, что мы «учимся». У всех людей по¬крывало это по-разному закрывает содержание ума: у невежды оно лежит плотно, у более знаю¬щего человека - несколько приподнято, а у всеве¬дущего - совсем снято. Вы спросите, пожалуй: да разве могут быть всеведущие люди? Несомнен¬но, они всегда были в мире и теперь существуют, а в грядущие циклы их будут миллиарды. Знание таится в уме, как огонь в куске крем¬ня, и внешние воздействия, подобно трению или удару огнива, вызывают этот скрытый огонь. Так¬же и со всеми нашими чувствами и действиями. Внимательно разбираясь в них, мы видим, что радости и печали, улыбки и слезы, смех и плач, благословения и проклятия, похвалы и порица¬ния, - все это исходит изнутри нас под воздей¬ствием внешних толчков и ударов. В результате получается то, что мы представляем собой; дей¬ствия же и чувства наши, вместе взятые, состав¬ляют карму, в широком смысле этого слова, и эту карму мы производим постоянно в течение всей нашей жизни. Многие явления и действия складываются из огромного числа слагаемых. Когда мы стоим, например, на берегу моря и слушаем шум прибоя, мы знаем, что ударяющие о камни волны состоят из многих миллионов маленьких волн, из которых каждая производит шум; но эти шумы не улавли¬ваются нашим слухом и, только сливаясь с други¬ми в один общий громкий гул, становятся слыш¬ными. Подобным же образом каждое биение нашего сердца вносит свою долю участия в ог¬ромное целое его работы; но отдельно мы их не ощущаем, а они замечаются нами только в боль¬шей или меньшей совокупности. Так же и харак¬тер человека состоит из множества мелких стрем¬лений и склонностей, которые вместе определяют его сущность. Поэтому, чтобы сказать о человеке, что он велик, недостаточно знать его великие дея¬ния, а надо прежде наблюдать его в повседнев¬ных условиях жизни. Чрезвычайные обстоятель¬ства поднимают иногда совершенное ничтожество на значительную высоту, и всякий безумец при известной обстановке может оказаться героем; но действительно велик лишь тот, кто велик всегда и во всяком положении. Карма действует на характер, как самая могу¬чая сила, с какой только приходится считаться. Человек является как бы центром, к которому стре¬мятся все силы Вселенной. Он вбирает их в себя, а затем изливает в окружающий мир огромным потоком. Этот центр и есть настоящий человек, всемогущий, всеведущий. Он привлекает к себе всю Вселенную; добро и зло, счастье и бедствия, -все течет к нему непрерывной струей и облекает его со всех сторон. Из всего этого он вырабатыва¬ет обратный поток стремлений, называемый ха¬рактером, который и проявляет в своей деятель¬ности. Притягивая все к себе, человек обладает способностью и все направлять от себя, чтобы оно действовало и приносило плоды. Карма вырабатывает характер человека, а ха¬рактер - волю; воля же посредством мысли про¬изводит все, что составляет продукт обществен¬ной и личной деятельности человека. Города и корабли, машины и орудия - все это только вне¬шние проявления воли. Много было людей с мо¬гучей волей, способной преобразовать мир, и эта воля создана их кармой; все эти люди были вели¬кими тружениками. Но для выработки такой воли требовалась настойчивая работа в течение мно¬гих веков. Одной человеческой жизни недостаточ¬но, чтобы могли сформироваться такие гиганты, как, например, Будда. Теорией наследственности также нельзя объяснить появление их. Мы знаем, что отец Будды был один из тысяч царьков, не обмолвившихся ни одним словом на благо чело¬вечества, которым часто не повиновались их соб¬ственные слуги. Как же он мог произвести на свет сына, боготворимого половиной мира? Откуда взялась та гигантская воля Будды, которой он ох¬ватил весь мир? Как накопилась ее необычайная сила? Очевидно, она должна была существовать раньше и постоянно расти в течение веков, пока в лице Будды не излилась на человечество. На этом развитие ее не остановилось; рост ее продолжал¬ся и продолжается до сего дня. И все это произведено кармой, работой, тру¬дом. Без труда ничего не дается. Это вечный, не¬преложный закон. Если и могут иногда возникнуть сомнения в этом, то последствия неизбежно зас¬тавят признать его истину. Можно всю жизнь до¬биваться богатства, обмануть тысячи; но если вы не заслужили его личным трудом, ваша жизнь в конце концов станет тягостной и невыносимой. В нашей воле накапливать средства для всевозмож¬ных физических наслаждений, но использовать из них мы сможем лишь те, которые действительно заработаны нами. Невежда может приобрести все книги, какие только есть на свете, но прочтет толь¬ко тс, которые подходят к уровню его развития. Наша карма определяет, что мы заслужили и что можем усвоить. На нас самих лежит ответствен¬ность за то, что мы собой представляем. Но если наше состояние теперь - результат наших прошлых действий, то, несомненно, сле¬дует, что и наша будущность обусловливается на¬шей настоящей деятельностью, а значит, от нас зависит стать тем, чем сами пожелаем. Для этого необходимо только знать условия, при которых усилия увенчиваются наибольшим успехом, - надо научиться работать. Но вы спросите, зачем учиться труду? Ведь каждый и без учения так или иначе трудится. Дело в том, что возможна напрасная трата энергии, рас¬ходование сил на пустяки. В Гите говорится, что Карма Йога учит трудиться умело, научно, т. е. с наибольшими результатами. Вы должны по¬мнить, что цель всякого труда только вызвать силу ума, уже находящуюся в нем, пробудить душу. В человеке заложены как сила, так и знание, а вся¬кого рода труд только вызывает их, заставляя этих гигантов проснуться. Человек работает по разным побуждениям; труд без побудительной причины немыслим. Одни стремятся к славе, богатству и власти, и работают ради приобретения их; другие ищут Неба и тру¬дятся, чтобы заслужить его; третьи стараются пе¬редать после смерти свое имя потомству. В Ки¬тае, например, никто не получает титула при жизни, а за выдающиеся заслуги деятеля почет¬ный титул дается его умершему отцу или деду, и находятся охотники трудиться ради этого. После¬дователи некоторых магометанских сект всю жизнь работают, чтобы после смерти им сооруди¬ли большую гробницу. Я знаю людей, которые уже при появлении на свет ребенка начинают приго¬тавливать для него гроб. Предполагается, что чем больше и изящнее гроб, тем лучше будет этот человек. Даже благотворительность преследует нередко корыстные цели. Натворив всяких зло¬действ, люди строят храм или одаряют духовен¬ство в расчете получить от него «паспорт» на Небо. Они думают, что такая благотворительность очи¬стит их, искупит все грехи и даст свободу. Таковы некоторые из побуждений к труду. Но в каждой стране есть также люди, трудя¬щиеся для того, чтобы приносить добро, и не за¬ботящиеся ни о мирских выгодах, ни о Небе. Есть и другие, не думающие вовсе о результатах свое¬го труда, а оказывающие помощь бедным и вооб¬ще человечеству просто потому, что считают это хорошим делом и любят все хорошее. Это те, о которых сказано, что они - соль земли. К каким же результатам приводит деятель¬ность, руководимая этими разными побуждения¬ми? Погоня за славой, властью, богатством редко увенчивается немедленным успехом. Цели эти обыкновенно достигаются, когда мы уже соста¬рились и почти покончили с жизнью, да и тогда достигаются не вполне; достигается лишь слабая удовлетворенность, и этим все и кончается. Если же человек трудится абсолютно бескорыстно, он выигрывает гораздо больше. Даже материальное бескорыстие оплачивается несравненно лучше. Любовь, честность и отсутствие эгоизма не толь¬ко красивые слова - в них заключается огромная сила, и тот, кто в состоянии трудиться хотя бы пять дней или даже пять минут без всякого эгоистич¬ного побуждения, не думая о будущем - ни о Небе, ни о наказании и ни о чем подобном - тем самым обнаруживает в себе способность стать могуще¬ственным нравственным гигантом. Трудиться так не легко, но в глубине души мы чувствуем цену такого труда и сознаем все благо, которое он при¬носит. Сдерживание себя - самое высшее прояв¬ление силы. В самообуздании проявляются гораз¬до высшие качества, чем в каком бы то ни было свободном действии. Экипаж, запряженный чет¬веркой, может спуститься с холма в карьер, но можно заставить лошадей спустить его и шагом. В чем же больше проявится сила правящего ло¬шадьми, в предоставлении им бежать, как они хотят, или в сдерживании их? Брошенный в воз¬дух шар пролетает некоторое расстояние, падает на землю и вся заключавшаяся в нем энергия ис¬трачивается, не производя никакого дальнейшего результата. Но бросьте тот же шар и с той же си¬лой в стену, он пролетит меньшее расстояние, но, встретив препятствие, произведет сильное нагре¬вание. Всякое действие, свободно следующее за эгоистическим побуждением, рано или поздно прекращается и исчезает бесследно, не вызвав в нас никакой новой силы; при воздержании же та¬кая сила в нас разовьется в виде могучей воли и характера подобного тому, каким отличался Будда и другие великие основатели религий. Глупцам не постичь этого секрета, и, тем не менее, они хотят управлять человечеством. Им невдомек, что они могли бы даже покорить мир, если б труди¬лись и ждали. Ждите несколько лет, удерживай¬тесь от безумного желания властвовать и, когда мысль о власти совсем оставит вас, вы будете в состоянии подчинить себе все и всех. Люди го¬нятся за несколькими долларами, не останавли¬ваясь перед обманами и обкрадыванием ближних, не подозревая того, что, воздержись они от такой жизни несколько лет, и характер их так развился бы, что стоило бы им только пожелать и они ста¬ли бы миллионерами. Увы, мы все такие глупцы... Большинство из нас смотрит вперед не дальше нескольких лет, подобно тому как зрение некото¬рых животных не простирается дальше несколь¬ких шагов. Наш мир очень мал, но у нас нет тер¬пения заглянуть, что находится за его пределами, и в этом наша слабость, наше бессилие. Не следует пренебрегать никаким трудом. Пусть те, кто не знает ничего лучшего, трудятся сначала ради эгоистических целей, ради имени или славы; но при этом надо только постоянно отда¬вать себе отчет в своих побуждениях и ставить себе все высшие и высшие цели. «Мы имеем пра¬во на труд, но не на плоды его». Оставьте в покое плоды; не заботьтесь о результатах. Помогая кому-нибудь, не думайте, как этот человек отнесется к вам в будущем. Задавшись сделать добро или великое дело, не беспокойтесь о том, что из него выйдет. При таком идеале труда мы наталкиваемся на трудно разрешимый вопрос. - Если необходима напряженная деятельность, и мы должны посто¬янно безостановочно трудиться, то как примирить такое требование с рекомендуемым в то же время идеальным покоем. Перед нами две картины: одна представляет жизненную борьбу, неустанный труд среди вихря общественной жизни; другая - само¬отречение, спокойствие, уединение. Ни та, ни дру¬гая из этих картин, очевидно, не полна и не может привести к цели. Неподготовленный человек, взду¬мавший осуществить идеал самоотречения, оста¬ваясь в водовороте мира, при первом же столкно¬вении с ним будет уничтожен подобно тому, как рыба, живущая в глубине моря, где давление воды уравновешивало ее внутренние центробежные силы, разрывается в куски, как только всплывет на поверхность. С другой стороны, возможно ли для человека, привыкшего к житейским волнени¬ям и суете, сохранить полное спокойствие в оди¬ночестве и удовлетвориться им? Нет, если он и останется при таких условиях в живых, то кончит без сомнения домом для умалишенных. Чтобы достигнуть идеала, необходимо подготовить себя так, чтобы среди полной тишины и уединения уметь найти самую напряженную деятельность и в вихре общественной суеты - тишину и уедине¬ние пустыни. Познавший такой секрет самообуз¬дания управляет собой. Он идет по шумным ули¬цам большого торгового города, а его ум спокоен, как если бы он находился в пещере, куда не дохо¬дит ни один звук, и, оставаясь совершенно спо¬койным, в то же время усиленно работает. Это настоящий идеал Карма Йоги. И если вы достиг¬ли такого состояния, вы действительно узнали сек¬рет труда. Но всегда необходимо начинать с азбуки, при¬ниматься за тот труд, который достался нам на долю, и становиться с каждым днем все более и более бескорыстным. При этом следует стараться понять, какие именно мотивы побуждают нас ис¬полнять ту или другую работу. В первые годы мы увидим, что почти все наши побуждения эгоис¬тичны, но постепенно эгоизм будет уступать пе¬ред настойчивым стремлением к бескорыстию; личные интересы все реже и реже будут руково¬дить нашими действиями, и наконец наступит вре¬мя, когда мы станем совершенно бескорыстными. В этот момент все силы человека сосредоточатся, и познание истины, которою он овладеет, начнет сразу проявляться в полной силе. О насущном Москва. 28-29 октября 2006. Начало в 12.00.Речевой тренинг. Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 октября. Предоплата в центр "Разумный путь" или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. При себе иметь копию квитанции. Телефоны Центра"Разумный путь" (495) 350-30-90, 995-203, менеджер Лена 8 903 1695255-понедельник, среда, четверг. Запись и предоплата ул. Ставропольская д.14 (М.Волжская) Москва. 25-26 ноября 2006. Начало в 12.00.Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 ноября. Запись по тел. (812) 713-78-47, или 8-911-973-05-25 или voice@bagratid.com или bageon@yandex.ru Предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 8 910 420 8215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов 17.10.06.Выпуск 155 « Когда вы добры к другим, то вы лучше всего для самих себя» Глава XXI Добрые дела. Из книги Орисон Свет Марден "СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ Этот выпуск выходит в 25-летнюю годовщину защиты мной кандидатской диссертации «Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека». Первоначальное название звучало … «животных и человека». Эта защита мне далась не легко. Первая предзащита состоялась в ноябре 1977года и прошла успешно. Но затем недруги на кафедре нашли какие-то формальные зацепки, чтобы ее отменить. В феврале 1978 года на второй предзащите меня уже откровенно провалили. Перед третьей предзащитой мне пришлось убрать огромный материал, полученный мною лаборатории генетики высшей нервной деятельности на крысах. В тайне я предполагал, (такие случаи бывали) что Ученый Совет мне присудит сразу докторскую степень. На это я нацеливался еще в студенческие годы. Это понимали недоброжелатели на кафедре и поэтому утопили бы и в третий раз. Защита прошла блестяще, и Ученый Совет проголосовал со счетом 12:0. Началась новая эра жизни. Самый тяжелый период пришелся на 1975-81 годы. Более всего способствовали преодолению многочисленных испытаний, в том числе 21 однодневное голодание, которое я провел в этот период, мысли Свами Вивекананды изложенные им в лекциях в Нью-Йорке в 1928 году. (Кстати, сегодня буду отмечать юбилей выходом после недельной голодовки, которые ранее проводил довольно регулярно и сейчас это традицию возрождаю. Абсолютно никаких признаков упадка сил. А интеллектуальная сила даже увеличилась. Об этом сужу по результатам двух шахматных турниров по активным шахматам. Все противники были переиграны, и только спешка в некоторых партиях не привела к победе.) В последствии, после его смерти они были изданы отдельной небольшой книгой под названием «КАРМА ЙОГА». Предварительно о Вивекананде и его учителе мне удалось узнать из предпоследнего тома собраний сочинений Ромена Ролана. Этот том был под негласным запретом и выдавали его читать в маленьком зале Русской литературы Публичной библиотеки. Всем советую прочитать. Эти книги вывели мою духовную силу на совершенно иной уровень и сыграли огромную роль в моей жизни. Свами Вивекананда «КАРМА ЙОГА». ГЛАВА I Карма и ее влияние на характер Слово «карма» происходит от санскритского «кри» - делать. В технике этим словом называ¬ют вообще результаты всякой работы, в метафи¬зике оно употребляется иногда для обозначения следствий наших прежних поступков, в Карма Йоге же под разумевается любая работа, труд, деятельность. Люди обыкновенно думают, что цель, к осу¬ществлению которой стремится и должно стре¬миться человечество, состоит в достижении так называемого счастья, т. е. возможно большего ко¬личества наслаждений при наименьшей сумме страданий. Такой взгляд - глубокое заблуждение, и он же причина всех бедствий в этом мире. На¬слаждения преходящи, и каждый, после более или менее продолжительной погони за ними, часто со¬провождаемой ожесточенной борьбой, приходит наконец к убеждению, что полного удовлетворе¬ния они не дают. Философы Востока ставят перед нами другой идеал: они говорят, что целью стремлений долж¬но быть познание истины и что к этой именно цели, хотя и не сознавая того, идет как все челове¬чество в совокупности, так и каждый отдельный человек. Наслаждения же и страдания являются I при этом только могущественными пособниками. Оставляя в душе разные впечатления, они форми¬руют «характер» человека, представляющий со¬бой сумму всех его стремлений и склонностей. В образовании характера и придании ему той или другой формы одинаково участвуют как благопри¬ятные факторы, так и дурные. Изучая историю ве¬ликих людей, легко проследить, что в огромном большинстве случаев несчастья и бедность ока¬зывались для них более полезными учителями, чем счастье и богатство, и порицания чаще, чем похвалы, вызывали наружу их внутренний огонь. Знание - прирожденное достояние человека; оно все в нем самом и ниоткуда извне не появля¬ется. То, что по общепринятому выражению человек «узнает», на самом деле, говоря точным языком психологии, он «открывает», снимая по¬крывало с собственной души, содержащей в себе бесконечное знание. Говорят, что Ньютон открыл закон притяжения. Но где он нашел его? Скры¬вался ли этот закон в каком-нибудь тайнике внеш¬ней природы? Может быть, в центре земли, или в яблоке, падение которого повело к его откры¬тию? Нет, падение яблока только побудило Нью¬тона углубиться в себя, разобраться в своих соб¬ственных мыслях. Изменяя порядок расположения отдельных их звеньев, он нашел между ними но¬вое, не известное ему раньше звено, которое и назвал законом притяжения. Все знание, каким когда-либо обладал мир всегда исходило из ума человека. В уме каждого из нас находится беспредельная библиотека Все¬ленной, и внешний мир дает только толчки, по¬буждающие нас знакомиться с се содержанием. Как я уже сказал, наши знания как бы покрыты покрывалом. Когда оно постепенно приподнима¬ется, говорят, что мы «учимся». У всех людей по¬крывало это по-разному закрывает содержание ума: у невежды оно лежит плотно, у более знаю¬щего человека - несколько приподнято, а у всеве¬дущего - совсем снято. Вы спросите, пожалуй: да разве могут быть всеведущие люди? Несомнен¬но, они всегда были в мире и теперь существуют, а в грядущие циклы их будут миллиарды. Знание таится в уме, как огонь в куске крем¬ня, и внешние воздействия, подобно трению или удару огнива, вызывают этот скрытый огонь. Так¬же и со всеми нашими чувствами и действиями. Внимательно разбираясь в них, мы видим, что радости и печали, улыбки и слезы, смех и плач, благословения и проклятия, похвалы и порица¬ния, - все это исходит изнутри нас под воздей¬ствием внешних толчков и ударов. В результате получается то, что мы представляем собой; дей¬ствия же и чувства наши, вместе взятые, состав¬ляют карму, в широком смысле этого слова, и эту карму мы производим постоянно в течение всей нашей жизни. Многие явления и действия складываются из огромного числа слагаемых. Когда мы стоим, например, на берегу моря и слушаем шум прибоя, мы знаем, что ударяющие о камни волны состоят из многих миллионов маленьких волн, из которых каждая производит шум; но эти шумы не улавли¬ваются нашим слухом и, только сливаясь с други¬ми в один общий громкий гул, становятся слыш¬ными. Подобным же образом каждое биение нашего сердца вносит свою долю участия в ог¬ромное целое его работы; но отдельно мы их не ощущаем, а они замечаются нами только в боль¬шей или меньшей совокупности. Так же и харак¬тер человека состоит из множества мелких стрем¬лений и склонностей, которые вместе определяют его сущность. Поэтому, чтобы сказать о человеке, что он велик, недостаточно знать его великие дея¬ния, а надо прежде наблюдать его в повседнев¬ных условиях жизни. Чрезвычайные обстоятель¬ства поднимают иногда совершенное ничтожество на значительную высоту, и всякий безумец при известной обстановке может оказаться героем; но действительно велик лишь тот, кто велик всегда и во всяком положении. Карма действует на характер, как самая могу¬чая сила, с какой только приходится считаться. Человек является как бы центром, к которому стре¬мятся все силы Вселенной. Он вбирает их в себя, а затем изливает в окружающий мир огромным потоком. Этот центр и есть настоящий человек, всемогущий, всеведущий. Он привлекает к себе всю Вселенную; добро и зло, счастье и бедствия, -все течет к нему непрерывной струей и облекает его со всех сторон. Из всего этого он вырабатыва¬ет обратный поток стремлений, называемый ха¬рактером, который и проявляет в своей деятель¬ности. Притягивая все к себе, человек обладает способностью и все направлять от себя, чтобы оно действовало и приносило плоды. Карма вырабатывает характер человека, а ха¬рактер - волю; воля же посредством мысли про¬изводит все, что составляет продукт обществен¬ной и личной деятельности человека. Города и корабли, машины и орудия - все это только вне¬шние проявления воли. Много было людей с мо¬гучей волей, способной преобразовать мир, и эта воля создана их кармой; все эти люди были вели¬кими тружениками. Но для выработки такой воли требовалась настойчивая работа в течение мно¬гих веков. Одной человеческой жизни недостаточ¬но, чтобы могли сформироваться такие гиганты, как, например, Будда. Теорией наследственности также нельзя объяснить появление их. Мы знаем, что отец Будды был один из тысяч царьков, не обмолвившихся ни одним словом на благо чело¬вечества, которым часто не повиновались их соб¬ственные слуги. Как же он мог произвести на свет сына, боготворимого половиной мира? Откуда взялась та гигантская воля Будды, которой он ох¬ватил весь мир? Как накопилась ее необычайная сила? Очевидно, она должна была существовать раньше и постоянно расти в течение веков, пока в лице Будды не излилась на человечество. На этом развитие ее не остановилось; рост ее продолжал¬ся и продолжается до сего дня. И все это произведено кармой, работой, тру¬дом. Без труда ничего не дается. Это вечный, не¬преложный закон. Если и могут иногда возникнуть сомнения в этом, то последствия неизбежно зас¬тавят признать его истину. Можно всю жизнь до¬биваться богатства, обмануть тысячи; но если вы не заслужили его личным трудом, ваша жизнь в конце концов станет тягостной и невыносимой. В нашей воле накапливать средства для всевозмож¬ных физических наслаждений, но использовать из них мы сможем лишь те, которые действительно заработаны нами. Невежда может приобрести все книги, какие только есть на свете, но прочтет толь¬ко тс, которые подходят к уровню его развития. Наша карма определяет, что мы заслужили и что можем усвоить. На нас самих лежит ответствен¬ность за то, что мы собой представляем. Но если наше состояние теперь - результат наших прошлых действий, то, несомненно, сле¬дует, что и наша будущность обусловливается на¬шей настоящей деятельностью, а значит, от нас зависит стать тем, чем сами пожелаем. Для этого необходимо только знать условия, при которых усилия увенчиваются наибольшим успехом, - надо научиться работать. Но вы спросите, зачем учиться труду? Ведь каждый и без учения так или иначе трудится. Дело в том, что возможна напрасная трата энергии, рас¬ходование сил на пустяки. В Гите говорится, что Карма Йога учит трудиться умело, научно, т. е. с наибольшими результатами. Вы должны по¬мнить, что цель всякого труда только вызвать силу ума, уже находящуюся в нем, пробудить душу. В человеке заложены как сила, так и знание, а вся¬кого рода труд только вызывает их, заставляя этих гигантов проснуться. Человек работает по разным побуждениям; труд без побудительной причины немыслим. Одни стремятся к славе, богатству и власти, и работают ради приобретения их; другие ищут Неба и тру¬дятся, чтобы заслужить его; третьи стараются пе¬редать после смерти свое имя потомству. В Ки¬тае, например, никто не получает титула при жизни, а за выдающиеся заслуги деятеля почет¬ный титул дается его умершему отцу или деду, и находятся охотники трудиться ради этого. После¬дователи некоторых магометанских сект всю жизнь работают, чтобы после смерти им сооруди¬ли большую гробницу. Я знаю людей, которые уже при появлении на свет ребенка начинают приго¬тавливать для него гроб. Предполагается, что чем больше и изящнее гроб, тем лучше будет этот человек. Даже благотворительность преследует нередко корыстные цели. Натворив всяких зло¬действ, люди строят храм или одаряют духовен¬ство в расчете получить от него «паспорт» на Небо. Они думают, что такая благотворительность очи¬стит их, искупит все грехи и даст свободу. Таковы некоторые из побуждений к труду. Но в каждой стране есть также люди, трудя¬щиеся для того, чтобы приносить добро, и не за¬ботящиеся ни о мирских выгодах, ни о Небе. Есть и другие, не думающие вовсе о результатах свое¬го труда, а оказывающие помощь бедным и вооб¬ще человечеству просто потому, что считают это хорошим делом и любят все хорошее. Это те, о которых сказано, что они - соль земли. К каким же результатам приводит деятель¬ность, руководимая этими разными побуждения¬ми? Погоня за славой, властью, богатством редко увенчивается немедленным успехом. Цели эти обыкновенно достигаются, когда мы уже соста¬рились и почти покончили с жизнью, да и тогда достигаются не вполне; достигается лишь слабая удовлетворенность, и этим все и кончается. Если же человек трудится абсолютно бескорыстно, он выигрывает гораздо больше. Даже материальное бескорыстие оплачивается несравненно лучше. Любовь, честность и отсутствие эгоизма не толь¬ко красивые слова - в них заключается огромная сила, и тот, кто в состоянии трудиться хотя бы пять дней или даже пять минут без всякого эгоистич¬ного побуждения, не думая о будущем - ни о Небе, ни о наказании и ни о чем подобном - тем самым обнаруживает в себе способность стать могуще¬ственным нравственным гигантом. Трудиться так не легко, но в глубине души мы чувствуем цену такого труда и сознаем все благо, которое он при¬носит. Сдерживание себя - самое высшее прояв¬ление силы. В самообуздании проявляются гораз¬до высшие качества, чем в каком бы то ни было свободном действии. Экипаж, запряженный чет¬веркой, может спуститься с холма в карьер, но можно заставить лошадей спустить его и шагом. В чем же больше проявится сила правящего ло¬шадьми, в предоставлении им бежать, как они хотят, или в сдерживании их? Брошенный в воз¬дух шар пролетает некоторое расстояние, падает на землю и вся заключавшаяся в нем энергия ис¬трачивается, не производя никакого дальнейшего результата. Но бросьте тот же шар и с той же си¬лой в стену, он пролетит меньшее расстояние, но, встретив препятствие, произведет сильное нагре¬вание. Всякое действие, свободно следующее за эгоистическим побуждением, рано или поздно прекращается и исчезает бесследно, не вызвав в нас никакой новой силы; при воздержании же та¬кая сила в нас разовьется в виде могучей воли и характера подобного тому, каким отличался Будда и другие великие основатели религий. Глупцам не постичь этого секрета, и, тем не менее, они хотят управлять человечеством. Им невдомек, что они могли бы даже покорить мир, если б труди¬лись и ждали. Ждите несколько лет, удерживай¬тесь от безумного желания властвовать и, когда мысль о власти совсем оставит вас, вы будете в состоянии подчинить себе все и всех. Люди го¬нятся за несколькими долларами, не останавли¬ваясь перед обманами и обкрадыванием ближних, не подозревая того, что, воздержись они от такой жизни несколько лет, и характер их так развился бы, что стоило бы им только пожелать и они ста¬ли бы миллионерами. Увы, мы все такие глупцы... Большинство из нас смотрит вперед не дальше нескольких лет, подобно тому как зрение некото¬рых животных не простирается дальше несколь¬ких шагов. Наш мир очень мал, но у нас нет тер¬пения заглянуть, что находится за его пределами, и в этом наша слабость, наше бессилие. Не следует пренебрегать никаким трудом. Пусть те, кто не знает ничего лучшего, трудятся сначала ради эгоистических целей, ради имени или славы; но при этом надо только постоянно отда¬вать себе отчет в своих побуждениях и ставить себе все высшие и высшие цели. «Мы имеем пра¬во на труд, но не на плоды его». Оставьте в покое плоды; не заботьтесь о результатах. Помогая кому-нибудь, не думайте, как этот человек отнесется к вам в будущем. Задавшись сделать добро или великое дело, не беспокойтесь о том, что из него выйдет. При таком идеале труда мы наталкиваемся на трудно разрешимый вопрос. - Если необходима напряженная деятельность, и мы должны посто¬янно безостановочно трудиться, то как примирить такое требование с рекомендуемым в то же время идеальным покоем. Перед нами две картины: одна представляет жизненную борьбу, неустанный труд среди вихря общественной жизни; другая - само¬отречение, спокойствие, уединение. Ни та, ни дру¬гая из этих картин, очевидно, не полна и не может привести к цели. Неподготовленный человек, взду¬мавший осуществить идеал самоотречения, оста¬ваясь в водовороте мира, при первом же столкно¬вении с ним будет уничтожен подобно тому, как рыба, живущая в глубине моря, где давление воды уравновешивало ее внутренние центробежные силы, разрывается в куски, как только всплывет на поверхность. С другой стороны, возможно ли для человека, привыкшего к житейским волнени¬ям и суете, сохранить полное спокойствие в оди¬ночестве и удовлетвориться им? Нет, если он и останется при таких условиях в живых, то кончит без сомнения домом для умалишенных. Чтобы достигнуть идеала, необходимо подготовить себя так, чтобы среди полной тишины и уединения уметь найти самую напряженную деятельность и в вихре общественной суеты - тишину и уедине¬ние пустыни. Познавший такой секрет самообуз¬дания управляет собой. Он идет по шумным ули¬цам большого торгового города, а его ум спокоен, как если бы он находился в пещере, куда не дохо¬дит ни один звук, и, оставаясь совершенно спо¬койным, в то же время усиленно работает. Это настоящий идеал Карма Йоги. И если вы достиг¬ли такого состояния, вы действительно узнали сек¬рет труда. Но всегда необходимо начинать с азбуки, при¬ниматься за тот труд, который достался нам на долю, и становиться с каждым днем все более и более бескорыстным. При этом следует стараться понять, какие именно мотивы побуждают нас ис¬полнять ту или другую работу. В первые годы мы увидим, что почти все наши побуждения эгоис¬тичны, но постепенно эгоизм будет уступать пе¬ред настойчивым стремлением к бескорыстию; личные интересы все реже и реже будут руково¬дить нашими действиями, и наконец наступит вре¬мя, когда мы станем совершенно бескорыстными. В этот момент все силы человека сосредоточатся, и познание истины, которою он овладеет, начнет сразу проявляться в полной силе. О насущном Москва. 28-29 октября 2006. Начало в 12.00.Речевой тренинг. Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 октября. Предоплата в центр "Разумный путь" или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. При себе иметь копию квитанции. Телефоны Центра"Разумный путь" (495) 350-30-90, 995-203, менеджер Лена 8 903 1695255-понедельник, среда, четверг. Запись и предоплата ул. Ставропольская д.14 (М.Волжская) Москва. 25-26 ноября 2006. Начало в 12.00.Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 ноября. Запись по тел. (812) 713-78-47, или 8-911-973-05-25 или voice@bagratid.com или bageon@yandex.ru Предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 8 910 420 8215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов TABLE align=center border=1 cellPadding=8 cellSpacing=1 width="700" bordercolor="#666666">
СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ НАШЕЙ ПСИХИКИ
ПРОЕКТ
www.bagratid.com
ВЕДУЩИЙ
БАГРУНОВ В.П.

 

 

17.10.06. Выпуск 155

" Когда вы добры к другим, то вы лучше всего для самих себя"

Глава XXI Добрые дела.
Из книги Орисон Свет Марден
"СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

Этот выпуск выходит в 25-летнюю годовщину защиты мной кандидатской диссертации «Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека». Первоначальное название звучало … «животных и человека».
Эта защита мне далась не легко. Первая предзащита состоялась в ноябре 1977 года и прошла успешно. Но затем недруги на кафедре нашли какие-то формальные зацепки, чтобы ее отменить. В феврале 1978 года на второй предзащите меня уже откровенно провалили. Перед третьей предзащитой мне пришлось убрать огромный материал на крысах, полученный мною в лаборатории генетики высшей нервной деятельности института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР.
В тайне я предполагал, (такие случаи бывали) что Ученый Совет мне присудит сразу докторскую степень. На это я нацеливался еще в студенческие годы. Это понимали недоброжелатели на кафедре и поэтому утопили бы и в третий раз. Защита прошла блестяще, и Ученый Совет проголосовал со счетом 12:0. Началась новая эра жизни.
Самый тяжелый период пришелся на 1975-81 годы. Более всего способствовали преодолению многочисленных испытаний, в том числе 21 однодневное голодание, которое я провел в этот период, мысли Свами Вивекананды изложенные им в лекциях в Нью-Йорке в 1928 году.
(Кстати, сегодня буду отмечать юбилей выходом после недельной голодовки, которые ранее проводил довольно регулярно и сейчас это традицию возрождаю. Абсолютно никаких признаков упадка сил. А интеллектуальная сила даже увеличилась. Об этом сужу по результатам двух шахматных турниров по активным шахматам. Все противники были переиграны, и только спешка в некоторых партиях не привела к победе.)
В последствии, после его смерти они были изданы отдельной небольшой книгой под названием «КАРМА ЙОГА».
Предварительно о Вивекананде и его учителе мне удалось узнать из предпоследнего тома собраний сочинений Ромена Ролана. Этот том был под негласным запретом и выдавали его читать в маленьком зале Русской литературы Публичной библиотеки. Всем советую прочитать.
Эти книги вывели мою духовную силу на совершенно иной уровень и сыграли огромную роль в моей жизни.

Свами Вивекананда «КАРМА ЙОГА».

ГЛАВА I Карма и ее влияние на характер
Слово «карма» происходит от санскритского «кри» - делать. В технике этим словом называют вообще результаты всякой работы, в метафизике оно употребляется иногда для обозначения следствий наших прежних поступков, в Карма Йоге же под разумевается любая работа, труд, деятельность.
Люди обыкновенно думают, что цель, к осуществлению которой стремится и должно стремиться человечество, состоит в достижении так называемого счастья, т. е. возможно большего количества наслаждений при наименьшей сумме страданий. Такой взгляд - глубокое заблуждение, и он же причина всех бедствий в этом мире. Наслаждения преходящи, и каждый, после более или менее продолжительной погони за ними, часто сопровождаемой ожесточенной борьбой, приходит наконец к убеждению, что полного удовлетворения они не дают.
Философы Востока ставят перед нами другой идеал: они говорят, что целью стремлений должно быть познание истины и что к этой именно цели, хотя и не сознавая того, идет как все человечество в совокупности, так и каждый отдельный человек. Наслаждения же и страдания являются
при этом только могущественными пособниками. Оставляя в душе разные впечатления, они формируют «характер» человека, представляющий собой сумму всех его стремлений и склонностей. В образовании характера и придании ему той или другой формы одинаково участвуют как благоприятные факторы, так и дурные. Изучая историю великих людей, легко проследить, что в огромном большинстве случаев несчастья и бедность оказывались для них более полезными учителями, чем счастье и богатство, и порицания чаще, чем похвалы, вызывали наружу их внутренний огонь. Знание - прирожденное достояние человека; оно все в нем самом и ниоткуда извне не появляется. То, что по общепринятому выражению человек «узнает», на самом деле, говоря точным языком психологии, он «открывает», снимая покрывало с собственной души, содержащей в себе бесконечное знание. Говорят, что Ньютон открыл закон притяжения. Но где он нашел его? Скрывался ли этот закон в каком-нибудь тайнике внешней природы? Может быть, в центре земли, или в яблоке, падение которого повело к его открытию? Нет, падение яблока только побудило Ньютона углубиться в себя, разобраться в своих собственных мыслях. Изменяя порядок расположения отдельных их звеньев, он нашел между ними новое, не известное ему раньше звено, которое и назвал законом притяжения.
Все знание, каким когда-либо обладал мир всегда исходило из ума человека. В уме каждого из нас находится беспредельная библиотека Вселенной, и внешний мир дает только толчки, побуждающие нас знакомиться с се содержанием. Как я уже сказал, наши знания как бы покрыты покрывалом. Когда оно постепенно приподнима¬ется, говорят, что мы «учимся». У всех людей покрывало это по-разному закрывает содержание ума: у невежды оно лежит плотно, у более знающего человека - несколько приподнято, а у всеведущего - совсем снято. Вы спросите, пожалуй: да разве могут быть всеведущие люди? Несомненно, они всегда были в мире и теперь существуют, а в грядущие циклы их будут миллиарды.
Знание таится в уме, как огонь в куске кремня, и внешние воздействия, подобно трению или удару огнива, вызывают этот скрытый огонь. Также и со всеми нашими чувствами и действиями. Внимательно разбираясь в них, мы видим, что радости и печали, улыбки и слезы, смех и плач, благословения и проклятия, похвалы и порица¬ния, - все это исходит изнутри нас под воздействием внешних толчков и ударов. В результате получается то, что мы представляем собой; действия же и чувства наши, вместе взятые, составляют карму, в широком смысле этого слова, и эту карму мы производим постоянно в течение всей нашей жизни.
Многие явления и действия складываются из огромного числа слагаемых. Когда мы стоим, например, на берегу моря и слушаем шум прибоя, мы знаем, что ударяющие о камни волны состоят из многих миллионов маленьких волн, из которых каждая производит шум; но эти шумы не улавливаются нашим слухом и, только сливаясь с другими в один общий громкий гул, становятся слышными. Подобным же образом каждое биение нашего сердца вносит свою долю участия в огромное целое его работы; но отдельно мы их не ощущаем, а они замечаются нами только в боль¬шей или меньшей совокупности. Так же и характер человека состоит из множества мелких стрем¬лений и склонностей, которые вместе определяют его сущность. Поэтому, чтобы сказать о человеке, что он велик, недостаточно знать его великие дея¬ния, а надо прежде наблюдать его в повседневных условиях жизни. Чрезвычайные обстоятельства поднимают иногда совершенное ничтожество на значительную высоту, и всякий безумец при известной обстановке может оказаться героем; но действительно велик лишь тот, кто велик всегда и во всяком положении.
Карма действует на характер, как самая могучая сила, с какой только приходится считаться. Человек является как бы центром, к которому стремятся все силы Вселенной. Он вбирает их в себя, а затем изливает в окружающий мир огромным потоком. Этот центр и есть настоящий человек, всемогущий, всеведущий. Он привлекает к себе всю Вселенную; добро и зло, счастье и бедствия, -все течет к нему непрерывной струей и облекает его со всех сторон. Из всего этого он вырабатывает обратный поток стремлений, называемый ха¬рактером, который и проявляет в своей деятельности. Притягивая все к себе, человек обладает способностью и все направлять от себя, чтобы оно действовало и приносило плоды.
Карма вырабатывает характер человека, а характер - волю; воля же посредством мысли производит все, что составляет продукт общественной и личной деятельности человека. Города и корабли, машины и орудия - все это только внешние проявления воли. Много было людей с могучей волей, способной преобразовать мир, и эта воля создана их кармой; все эти люди были великими тружениками. Но для выработки такой воли требовалась настойчивая работа в течение многих веков. Одной человеческой жизни недостаточно, чтобы могли сформироваться такие гиганты, как, например, Будда. Теорией наследственности также нельзя объяснить появление их. Мы знаем, что отец Будды был один из тысяч царьков, не обмолвившихся ни одним словом на благо человечества, которым часто не повиновались их собственные слуги. Как же он мог произвести на свет сына, боготворимого половиной мира? Откуда взялась та гигантская воля Будды, которой он охватил весь мир? Как накопилась ее необычайная сила? Очевидно, она должна была существовать раньше и постоянно расти в течение веков, пока в лице Будды не излилась на человечество. На этом развитие ее не остановилось; рост ее продолжался и продолжается до сего дня.
И все это произведено кармой, работой, трудом. Без труда ничего не дается. Это вечный, непреложный закон. Если и могут иногда возникнуть сомнения в этом, то последствия неизбежно заставят признать его истину. Можно всю жизнь добиваться богатства, обмануть тысячи; но если вы не заслужили его личным трудом, ваша жизнь в конце концов станет тягостной и невыносимой. В нашей воле накапливать средства для всевозможных физических наслаждений, но использовать из них мы сможем лишь те, которые действительно заработаны нами. Невежда может приобрести все книги, какие только есть на свете, но прочтет только тс, которые подходят к уровню его развития. Наша карма определяет, что мы заслужили и что можем усвоить. На нас самих лежит ответственность за то, что мы собой представляем.
Но если наше состояние теперь - результат наших прошлых действий, то, несомненно, следует, что и наша будущность обусловливается нашей настоящей деятельностью, а значит, от нас зависит стать тем, чем сами пожелаем. Для этого необходимо только знать условия, при которых усилия увенчиваются наибольшим успехом, - надо научиться работать.
Но вы спросите, зачем учиться труду? Ведь каждый и без учения так или иначе трудится. Дело в том, что возможна напрасная трата энергии, расходование сил на пустяки. В Гите говорится, что Карма Йога учит трудиться умело, научно, т. е. с наибольшими результатами. Вы должны помнить, что цель всякого труда только вызвать силу ума, уже находящуюся в нем, пробудить душу. В человеке заложены как сила, так и знание, а всякого рода труд только вызывает их, заставляя этих гигантов проснуться.
Человек работает по разным побуждениям; труд без побудительной причины немыслим. Одни стремятся к славе, богатству и власти, и работают ради приобретения их; другие ищут Неба и трудятся, чтобы заслужить его; третьи стараются передать после смерти свое имя потомству. В Китае, например, никто не получает титула при жизни, а за выдающиеся заслуги деятеля почетный титул дается его умершему отцу или деду, и находятся охотники трудиться ради этого. Последователи некоторых магометанских сект всю жизнь работают, чтобы после смерти им соорудили большую гробницу. Я знаю людей, которые уже при появлении на свет ребенка начинают приготавливать для него гроб. Предполагается, что чем больше и изящнее гроб, тем лучше будет этот человек. Даже благотворительность преследует нередко корыстные цели. Натворив всяких злодейств, люди строят храм или одаряют духовенство в расчете получить от него «паспорт» на Небо. Они думают, что такая благотворительность очистит их, искупит все грехи и даст свободу. Таковы некоторые из побуждений к труду.
Но в каждой стране есть также люди, трудящиеся для того, чтобы приносить добро, и не заботящиеся ни о мирских выгодах, ни о Небе. Есть и другие, не думающие вовсе о результатах своего труда, а оказывающие помощь бедным и вооб¬ще человечеству просто потому, что считают это хорошим делом и любят все хорошее. Это те, о которых сказано, что они - соль земли.
К каким же результатам приводит деятельность, руководимая этими разными побуждениями? Погоня за славой, властью, богатством редко увенчивается немедленным успехом. Цели эти обыкновенно достигаются, когда мы уже состарились и почти покончили с жизнью, да и тогда достигаются не вполне; достигается лишь слабая удовлетворенность, и этим все и кончается. Если же человек трудится абсолютно бескорыстно, он выигрывает гораздо больше. Даже материальное бескорыстие оплачивается несравненно лучше. Любовь, честность и отсутствие эгоизма не только красивые слова - в них заключается огромная сила, и тот, кто в состоянии трудиться хотя бы пять дней или даже пять минут без всякого эгоистичного побуждения, не думая о будущем - ни о Небе, ни о наказании и ни о чем подобном - тем самым обнаруживает в себе способность стать могущественным нравственным гигантом. Трудиться так не легко, но в глубине души мы чувствуем цену такого труда и сознаем все благо, которое он приносит. Сдерживание себя - самое высшее проявление силы. В самообуздании проявляются гораздо высшие качества, чем в каком бы то ни было свободном действии. Экипаж, запряженный четверкой, может спуститься с холма в карьер, но можно заставить лошадей спустить его и шагом. В чем же больше проявится сила правящего лошадьми, в предоставлении им бежать, как они хотят, или в сдерживании их? Брошенный в воздух шар пролетает некоторое расстояние, падает на землю и вся заключавшаяся в нем энергия истрачивается, не производя никакого дальнейшего результата. Но бросьте тот же шар и с той же силой в стену, он пролетит меньшее расстояние, но, встретив препятствие, произведет сильное нагревание. Всякое действие, свободно следующее за эгоистическим побуждением, рано или поздно прекращается и исчезает бесследно, не вызвав в нас никакой новой силы; при воздержании же такая сила в нас разовьется в виде могучей воли и характера подобного тому, каким отличался Будда и другие великие основатели религий. Глупцам не постичь этого секрета, и, тем не менее, они хотят управлять человечеством. Им невдомек, что они могли бы даже покорить мир, если б трудились и ждали. Ждите несколько лет, удерживайтесь от безумного желания властвовать и, когда мысль о власти совсем оставит вас, вы будете в состоянии подчинить себе все и всех. Люди гонятся за несколькими долларами, не останавливаясь перед обманами и обкрадыванием ближних, не подозревая того, что, воздержись они от такой жизни несколько лет, и характер их так развился бы, что стоило бы им только пожелать и они стали бы миллионерами. Увы, мы все такие глупцы... Большинство из нас смотрит вперед не дальше нескольких лет, подобно тому как зрение некоторых животных не простирается дальше нескольких шагов. Наш мир очень мал, но у нас нет терпения заглянуть, что находится за его пределами, и в этом наша слабость, наше бессилие.
Не следует пренебрегать никаким трудом. Пусть те, кто не знает ничего лучшего, трудятся сначала ради эгоистических целей, ради имени или славы; но при этом надо только постоянно отдавать себе отчет в своих побуждениях и ставить себе все высшие и высшие цели. «Мы имеем право на труд, но не на плоды его». Оставьте в покое плоды; не заботьтесь о результатах. Помогая кому-нибудь, не думайте, как этот человек отнесется к вам в будущем. Задавшись сделать добро или великое дело, не беспокойтесь о том, что из него выйдет.
При таком идеале труда мы наталкиваемся на трудно разрешимый вопрос. - Если необходима напряженная деятельность, и мы должны постоянно безостановочно трудиться, то как примирить такое требование с рекомендуемым в то же время идеальным покоем. Перед нами две картины: одна представляет жизненную борьбу, неустанный труд среди вихря общественной жизни; другая - самоотречение, спокойствие, уединение. Ни та, ни другая из этих картин, очевидно, не полна и не может привести к цели. Неподготовленный человек, вздумавший осуществить идеал самоотречения, оста¬ваясь в водовороте мира, при первом же столкновении с ним будет уничтожен подобно тому, как рыба, живущая в глубине моря, где давление воды уравновешивало ее внутренние центробежные силы, разрывается в куски, как только всплывет на поверхность. С другой стороны, возможно ли для человека, привыкшего к житейским волнениям и суете, сохранить полное спокойствие в одиночестве и удовлетвориться им? Нет, если он и останется при таких условиях в живых, то кончит без сомнения домом для умалишенных. Чтобы достигнуть идеала, необходимо подготовить себя так, чтобы среди полной тишины и уединения уметь найти самую напряженную деятельность и в вихре общественной суеты - тишину и уединение пустыни. Познавший такой секрет самообуздания управляет собой. Он идет по шумным улицам большого торгового города, а его ум спокоен, как если бы он находился в пещере, куда не доходит ни один звук, и, оставаясь совершенно спокойным, в то же время усиленно работает. Это настоящий идеал Карма Йоги. И если вы достигли такого состояния, вы действительно узнали секрет труда.
Но всегда необходимо начинать с азбуки, приниматься за тот труд, который достался нам на долю, и становиться с каждым днем все более и более бескорыстным. При этом следует стараться понять, какие именно мотивы побуждают нас исполнять ту или другую работу. В первые годы мы увидим, что почти все наши побуждения эгоистичны, но постепенно эгоизм будет уступать перед настойчивым стремлением к бескорыстию; личные интересы все реже и реже будут руководить нашими действиями, и наконец наступит время, когда мы станем совершенно бескорыстными. В этот момент все силы человека сосредоточатся, и познание истины, которою он овладеет, начнет сразу проявляться в полной силе.

О насущном

Москва. 28-29 октября 2006. Начало в 12.00.Речевой тренинг.

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 октября. Предоплата в центр "Разумный путь" или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение. При себе иметь копию квитанции. Телефоны Центра"Разумный путь" (495) 350-30-90, 995-203, менеджер Лена 8 903 1695255-понедельник, среда, четверг. Запись и предоплата ул. Ставропольская д.14 (М.Волжская)


Москва. 25-26 ноября 2006
. Начало в 12.00.Певческий тренинг в КАРАОКЕ-БУМ

Цена 10500 руб. Скидка 3000 руб. при предоплате до 18 ноября. Запись по тел. (812) 713-78-47, или 8-911-973-05-25 или voice@bagratid.com или bageon@yandex.ru Предоплата в КАРАОКЕ-БУМ (Ирина: 8 910 420 8215) или на счет указанный на сайте www.bagratid.com в разделе заочное обучение.

БУДЬТЕ В ГОЛОСЕ! Владимир Багрунов



 

 

 

 

 


 

 


Пvoice@bagratid.com


В избранное