Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и успех.Три секрета настройки голоса.

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

29 ноября 2004 Выпуск 68
«Экономия – сама по себе большой доход» - Цицерон.
Глава XII «Богатство в бережливости». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

ГЛАВА 6. ИСКУССТВО — ИЛЛЮЗОРНЫЙ МИР, СОЗДАННЫЙ ВООБРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА

6.1. Творец, исполнитель, слушатель, зритель: этико-эстетическяя сверхзадача

Талантливый человек обладает повышенной энергетикой. Актер О. Табаков как-то скачал, что талант способен заряжать людей. Не зря мы называем великого пианиста современности С. Рихтера сильнейшим коммуникатором XX века. Этот воздействуюший сплав энергий у каждой неординарной личности индивидуален, самобытен.
Если, к примеру, мы сравним дирижеров Е. Мравинского, Г. Караяна, Е. Колобова, то все они, владея магией воздействия на музыкантов оркестра и на слушателей, обладают совершенно разными индивидуальностями, темпераментом, способностью проникать во внутренний мир других людей, в суть трактуемых ими произведений. Обладая природной предрасположенностью, талантом, интерпретаторы многократно усиливают потенциал своего воздействия, они его черпают из глубин своего творческого «я», из «Царства Матерей» (Юнг). Таким образом, исполнители постоянно подпитываются энергией со-резонаненых им творцов, энергией произведений, которые они интерпретируют. По существу, это созвучие, синхронизация обеспечивают им постоянный контакт с Вечностью. Так, все три названных дирижера в своем творчестве священнодействуют, становясь как бы проводниками идей интерпретируемых ими произведений.
Кроме того, талантливые исполнители обеспечивают взаимосвязь, со-резонанс согласия между творцом, создавшим шедевр, и слушателями, зрителями с помощью декодирования, оживления, одухотворения заложенных в произведениях искусства информации, идей.
Исполнители, аккумулируя в себе их энергию, являются как бы энергоинформационными трансформаторами. Затем они транслируют эту информацию, идеи зрителям, слушателям, внося свою трактовку. Их творческий потенциал, собственная индивидуальность, а также предрасположенность к тому или иному творцу и трактуемому произведению определяют значимость совершенного.
Рассмотренная нами ранее закономерность предрасположенности различных индивидуальностей к взаимодействию, взаимопониманию в зависимости от биоритмов рождения, возникающие при этом отторжение, нейтральность или со-резонанс сердец (совместимость этих индивидуальностей) в полной мере срабатывают и во взаимо¬действии: творец-исполнитель-интерпретатор
зритель, слушатель, читатель.
Певцам, музыкантам часто ближе одни композиторы, а другие не понятны, не близки. Так же образуется совместимость интерпретатор слушатель, зритель, читатель. Каждый выбирает свое, это процесс свободного выбора (творческого). Он, как и контакт творец-интерпретатор, происходит на бессознательном уровне!
И если интерпретатор, будучи профессионалом, обязан исполнять музыку и не очень любимую, не совсем близкую ему хотя бы просто для самосовершенствования, т. е. внося сознательное в свой выбор, то слушатель, зритель этот выбор осуществляет спонтанно, бессознательно, и в этом, думается, состоит влияние культуры, искусства на внутренний мир человека.
Хотя существуют и другие точки зрения на данную проблему, например, что культура и искусство ничему не учат, не воспитывают, они лишь уравновешивают зло добром (Б. Окуджава). Но наполнение человека добром и нейтрализация таким образом зла и есть воздействие искусства, культуры на подсознательном уровне, которое преображает людей, заряжает едиными целями, энергиями. И что важно, процесс этот носит характер само-преображения, само-соверешенствования человека!
Человеку, обществу нужен достаточный уровень культуры, чтобы глубинно воспринимать искусство, а затем суггестивно, испытав потрясение (катарсис) от воздействия искусства, преображать свой внутренний мир. Таким образом, слушателю, зрителю, читателю необходимо иметь талант к восприятию, ему необходимо подняться на уровень культуры исполнителя, понять его систему ценностей, способ дешифровки художественного произведения, художественно-образный язык.
«Любое художественное произведение обладает тремя уникальными свойствами: путем "сопереживания герою" — учит нас понимать другого; путем эмоционального постижения авторской позиции учит понимать и совершенствовать себя; воплощая эстетический идеал обществ и творца, формирует в нас художественную картину мира и образ человека в его центре» 1 Человек в зеркале культуры и образования: Сб. / Под ред. И. А. Бирич. М., 1989. С. 200.
Таким образом, необходимы многослойные искусство и культура, которые бы в свободном выборе могли подпитывать, заряжать любые слои общества: это и разнообразное массовое искусство, различные стили и направления, в частности традиционное искусство — романтическое и реалистическое, роль которого в воспитании подрастающего поколения огромна, и, безусловно, новое искусство, новаторское, для избранных, для тех, кто потом поведет за собой, просветит массы.
Состояние современного человеческого сообщества, опыт взаимодействия культуры и цивилизации констатируют постоянное «пожирание» культуры цивилизацией, подтверждая тем самым идеи Шпенглера и Бердяева, высказанные в начале XX века.
Таким образом, в этико-эстетическом воздействии на человека и общество в современном мире доля этических начал, нравственного, морального, думается, должна иметь перевес. Эстетическое — это как бы завершение, последняя капля в самосозидании, преображении человека.
Этическое и эстетическое должны идти рука об руку, взаимодополняя друг друга, находясь в состоянии переливания друг в друга по принципу сообщающихся сосудов. И, главное, этико-эстетическое воздействие должно быть не «набором, предназначенным на потребу массе», а мудрой программой, которая, поднимая, возвышая отдельную личность, будет способна возродить и общество.
Таким образом, важны любые формы этического воздействия, взаимоотношений человека с природой, миром животных и, главное, с миром других людей.
Лишь когда экология человеческой души и окружающего мира будет рассматриваться как единое целое, мы чего-то сможем добиться. Вся атмосфера нашей жизни должна быть пропитана духом этического благоговения перед жизнью и венчаться эстетическим.
6.2. Исполнительство: медитацнонно-созерцательный процесс
Собственно, я предлагаю реанимировать европейское, и особен¬но российское, со-зерцание с помощью медитационно-созерцатель¬ного процесса, которым наполнены религии, творчество, спонтанный
диалог.
Если детализировать европейское со-зерцание (его остатки), то можно отметить, что оно носит более рефлективный характер. Российское же со-зерцание более интуитивно, если хотите — эмпатично. Можно выразиться еще конкретнее или более в традиции европейца: необходимо разбудить дремлющее бессознательное в глубинах души европейцев, не востребованное с помощью психотренинга, наиболее приемлемого для них. То же самое можно сказать и о реанимации глубин бессознательного в душах русских людей, но наш путь (в силу другой структуры личности русского человека) иной.
Существует несколько путей проникновения интерпретаторов (исполнителей) во внутренний мир творца или созданного им:
1. Косвенный путь воссоздания атмосферы, в которой создавалось то или иное произведение, — через историю, культуру того времени (если мы говорим о музыке, то имеем в виду, к примеру, Вивальди, Бетховена, Глинку, Чайковского и т. д.)- Это, с одной стороны, интеллектуальное исследование, а с другой — творческое. Композитор Тертерян подчеркивал: исполнители «должны быть предельно информированными людьми, должны знать больше, чем сам композитор, потому что последний не всегда может объяснить то, что рождено интуицией, а исполнитель должен понять тайну музыки и донести ее до слушателя. Для этого мало одной эрудиции, необходимо быть еще и в высшей степени духовным человеком»2 Тертерян Р. Авет Тертерян: (Беседы, исследования, высказывания). Ереван, 1989. С. 215
2. Главный путь — проникновение в суть произведения, умение вжиться в него, войти в пространство сотворенного. Вживание в мир творца, атмосферу его времени, самые незначительные штрихи могут оказаться важными в творческом процессе исполнителя, ведь окольные пути в искусстве — «умные всегда идут в обход» — часто оказываются наиболее плодотворными. Окольные пути — дорога в бессознательное — ни в коей мере не умаляют роль сознания в творчестве, но важно затем трансцедентировать, выйти в запредельное, бессознательное.
Мастерство, ремесло исполнителя — это тот инструментарий, с помощью которого осуществляется процесс углубления в творение Другого. Виртуозное владение мастерством, профессионализм — также творческая составляющая общего процесса. Мы это уже отмечали: когда инструментарий становится продолжением, частью нас, это высшее мастерство. Эта сорезонансность значительно облегчает творческий поиск исполнителя.
В этом смысле нейгаузовский путь ассоциативного перебрасывания из одной сферы искусства в другую оправдан как тренаж, который пригодится исполнителю при проникновении в далекое прошлое, мир творца. То есть путь ассоциаций, аналогий, поиск родства в других видах искусства — это поиск методов в педагогике, родственных тем, которыми исполнители будут пользоваться в дальнейшей своей деятельности (исполнительстве).
Но проникновение в мир творца, его окружение, в дух и атмосферу его времени у исполнителя несколько иное, чем у теоретика, музыковеда, если мы говорим о музыкальном творчестве. Оно менее конкретно, сознательно, менее проявлено и носит более бессознательный характер, иначе не попасть на одну волну с автором, творяшим в ос¬нове своей бессознательно. Исполнителю нужно обладать универсализмом творца, а не интеллектуала, и это принципиально важно. Поэтому художник оперирует в первую очередь образами, а не мыслью, словом.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б.Пастернак
Известно, что искусство исполнителя вторично, тогда как искусство автора (творца) произведений первично: «Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинен своему творению, по этой причине мы не должны, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ. Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению... никогда не имеет однозначного толкования»3 Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М„ 1992. С. 150-151.
Талантливый автор со-настроен с высшими космическими творящими силами, его творческая доминанта со-резонантна творящему космосу. Интерпретатор же должен пройти этот путь вторично за автором. Он должен как бы войти в пространство трактуемого произведения, декодировать, дешифровать то таинство, которое заложено автором в произведении во многом бессознательно (с помощью нот, знаков, различных указаний). Таким образом, он должен проникнуть, вжиться в душу автора, используя всевозможные средства, знание и ощущения времени, в котором жил автор, атмосферу его окружения, его личную жизнь и т. д.
Уникальность лицедейства, искусства интерпретатора состоит в том, что он должен быть многолик, универсален. Он должен постоянно меняться в зависимости от авторов и их произведений.
С одной стороны, если исполнитель талантлив, он сам со-настроен с творящим космосом, а с другой стороны, он находится в состоянии постоянной перенастройки в унисон с другими творцами, что очень непросто... Более того, входя в мир, допустим, композитора, его творчества (произведений), он должен быть необыкновенно деликатным: проявлять свое «я», свое видение художественной образности, не нарушив, не исказив того, что зашифровано с помощью нотных знаков, указаний автора.
Интерпретаторство — одно из самых парадоксальнейших, покрытых тайной проявлений творчества. Это синтез традиции и новаторства (креативности). Перебор в сторону традиции ведет к шаблону, стереотипности, ремесленничеству; перебор в сторону новаторства — к разрушению стиля, духа произведения, т. е. к своеволию. Но при этом интерпретатору не надо бояться новизны, быть новатором:
время расставит все по местам, превратив новое или в банальность или в традицию.
Таким образом, исполнительство — это соединение несоединимого. Соединение в одном лице двух совершенно противоположных личностей. Традиция предполагает собирание по крупицам, выявление из прошлого всего позитивного, как бы перенесение плодородной почвы из прошлого в настоящее. Новатор же (креативная личность) устремлен из настоящего в будущее, чаще всего он разрушает традицию, создавая новое. Исполнитель должен в своей душе разрешить этот конфликт, примерить, синтезировать в себе эти две противоборствующие тенденции.
Если добавить к этому парадоксальность сценического одиночества, когда исполнителю приходится соединять несоединимые одновременность творения и самонаблюдение, о которых мы уже подробно говорили, то открываются действительно невероятные препятствия на пути интерпретаторства. Кроме этого акустика залов, жесточайший график выступлений, калейдоскоп смены партнеров по выступлениям и т. д. довершают картину этого сложнейшего творческого процесса.

6.3. Парадоксы творческой со-настройки
Святое отношение к делу, служение ему — уже творчество. Великий русский певец И. Козловский, будучи суеверным человеком, снимал калоши, ступая на сцену театра. Сцена была для него святым местом. Когда он слышал «гоготанье» певцов после спектакля, то заходил к ним в гримерную и журил: разве можно после такой нагрузки варварски обращаться со своим голосом, вообще с собой? Свою жизнь Козловский превратил в инструмент, положил ее на алтарь высокого искусства.
Талисманы, всевозможные ритуалы артистов, музыкантов, певцов, спортсменов — притча во языцех. Потрепанный портфель с нотами и монета, которую маэстро клал на рояль во время выступления, были неизменными атрибутами И. С. Козловского. Каждый спортсмен или артист по-своему преодолевает предстартовое волнение, входя в творческое состояние. Один уходит в себя, сосредотачивается, заряжается, другой ищет собеседника, лучше — близкого человека, для поддержки, для уравновешивания своего душевного состояния, успокоения, а иному нужен конфликт, ему надо поругаться, повздорить, разрядиться и, таким образом, найти душевное равновесие. Так, Ростропович бегает весь день по магазинам, живет в своем ритме и тем самым наилучшим образом настраивает себя к концерту, Д. Ойстрах отключал телефон, отделялся от мира, как и Шафран, которому необходимо было самоуглубление, сосредоточение. И таких людей большинство. А вот В. Высоцкий творил мимоходом за сценой, в антрактах и перерывах, писал на газетных обрывках; ему не мешали ни люди, ни суета, ни включенный телевизор... Существует закономерность, что с годами талантливый человек, углубляясь в творчество, все более волнуется, его все более лихорадит перед выступлением, он становится более ответственным. Об этом, кстати, говорили Л. Утесов, многие другие певцы, музыканты.
Сосредоточенне актера, выработка актерского внимания — это и аутотренинг, и медитационно-созерцательный процесс, и творчество. Так происходит выход в другие сферы сознания. Это творческий прорыв, вдохновение, когда творец как бы воспаряет в высшие сферы души и духа. Все будничное, реальное отступает на задний план, творящий как бы находится в другом измерении, некой детской спонтанности.
Что удивительно, впечатляет со-настройка внутреннего мира творца, допустим, концертанта (артиста, певца, музыканта); у художника, писателя, поэта, композитора это происходит несколько иначе из-за специфики творчества, спортсмены же близки концертантам (исполнителям).
Внутренняя настройка организма творца перед ответственным выступлением начинается загодя. У талантливых исполнителей, или же спонтанно, или с долей сознательного управления, происходит преображение внутреннего мира, накопление потенциала. При этом меняется биохимический состав крови, количество адреналина, норандреналина, сахара, гормонов и т. д. Происходит концентрация, накопление энергии. Именно эта энергия, со-резонируя, индуцируя энергию зала, воздействует на слушателей, зрителей.
Неопытный исполнитель или спортсмен не переживает этого внутреннего преображения, его творческий потенциал незначителен, поэтому он терпит фиаско или имеет незначительный результат. Творец волнуется сильнее, глубже, потенциал накопления у него значительнее — и собственное потрясение, и со-переживалие зрителей, слушателей значительнее.
«В те дни, когда мой отец брался за кисть, — писал прославлен¬ный пейзажист Го Си, живший в XI веке, —он непременно садился у светлого окна за чистый стол, зажигал благовония, брал тонкую кисть и превосходную тушь, мыл руки, чистил тушечницу. Словно встречал большого гостя. Дух его был спокоен, мысли сосредоточены. Потом начинал работать»4 Цит. по; Парнов Е. Боги лотоса. М., 1980. С. 112. 208
Вот оно, сосредоточение, вхождение в творческое состояние, некая медитация.
Современные художники интерпретируют процесс творчества так: творчество — это одухотворение неодухотворимого, преодоление сопротивления материала, наполнение его энергией. Талантливый человек, вживаясь в материал, инструментарий, сливаясь с ним, всячески изощряясь, лицедействуя, находит единый ритм, со-резонанс. Эта со-резонантность и есть единение, способствующее вызреванию и рождению живого, одухотворенного плода творчества. Художник с помощью штрихов, линий наполняет полотно (плод творчества) энергией. Это как бы со-настройка, подчинение, преодоление сопротивляемости материала. Возникший со-резонанс многократно усиливает энергию со-творенного творческого акта.
В состоянии вдохновения творец отключается от внешнего мира, производя на окружающих впечатление чудака. Происходит сильнейшая концентрация внимания на одной проблеме, окружающий мир перестает существовать для творца.
Имеется много баек, различных историй о чудачествах А. Эйнштейна. Например, о том, как десятитысячный долларовый чек он использовал в качестве книжной закладки, чек впоследствии обнаружил библиотекарь в возвращенной книге, а Эйнштейн на это даже не обратил внимания... Другой случай: Эйнштейн идет по улице в пальто, которое на нем сидит как на пугале огородном... Оказывается, он, не удосужившись вытащить вешалку, надел пальто на себя! Или еще пример: Эйнштейна спрашивают, перекусил он уже или нет. На что тот отвечает примерно так: если я направляюсь в сторону дома — то нет, если иду из дома — то да! Таким образом, великий ученый как бы постоянно находился в состоянии, близком к вдохновенному, что позволяло ему быть со-настроенным на восприятие идей, ниспосланных ему свыше.
Творчество талантливых, гениальных людей — наиболее яркое подтверждение наших идей. Свое священнодействие каждый творец превращает в только ему свойственный ритуал. Итальянский композитор Паэзиэлло сочинял свои произведения, укрывшись множеством одеял. Лейбницу для творческой деятельности необходимо было принять горизонтальное положение.
Ф. Величко считает вдохновенное творчество великих творцов определенной формой ясновидения: «По моему мнению, — говорит он, — ясновидение — это прием мыслеформ, незапланированный в обычном режиме деятельности нашего мозга: резонанс из прошлого и будущего возникает в определенных исключительных обстоятельствах... Представление о том, что мыслеформы существуют вне нашего мозга, подтверждается многими фактами, касающимися творчества гениальных людей. Вдохновение приходит спонтанно, его нельзя вызвать по желанию. Необходим резонанс, чтобы мозг уловил мыслеформу и превратил ее в мысль... Человек способен воспринять эти мыслеформы только в определенный момент, когда мозг настраивается с ними в резонанс. Этот резонанс выступает в нашем представлении как настоящее, а память о предыдущих резонансах формирует будущее. Таким образом, информация, представляющаяся нам результатом мышления, существует вне нашего мозга. Мозг подобен радиоприемнику с его двумя блоками — принимающим, трансформирующим резонансную электромагнитную частоту в звуковую, и передающим, воспроизводящим, преобразованные сигналы в виде звуков...»5
Величко Ф. Что такое ясновидение? // Наука и религия. 1996. № 4. С. 29-30.

Таким образом, от развитости и глубины ума зависит лишь качество принимаемой и воспроизводимой информации. Все вышеизложенное созвучно с идеями мыслителей, критикующих европейскую логику Аристотеля и приветствующих парадоксальную логику Востока, а также с нашими идеями.

6.4. Дуракаваляние и обломовщина — маски творческого самосохранения русского человека
Весь XX век — фантастическое разбазаривание самого ценного - генофонда нации, главных ресурсов творческого потенциала русского народа. Начиная с печально знаменитого «философского парохода», когда «за борт» был выброшен цвет нации, се «озоновый слой» все творческое, нестандартное, неконформное подвергалось шельмованию, с ним расправлялись так или иначе в зависимости от времени. Уникальность же нашего времени заключается в том, что творчество вообще не востребовано. Все скупается США и Западом. Обвинить талантливых людей, стремящихся к реализации своих способностей, к благополучию, в корысти нельзя, так как государство, отечество ничего не делает, чтобы не терять этот «озонный слой» общества. Да, они вернутся уже состоявшимися, дай бог, в другую Россию и принесут, может быть, ей пользу; но они, эти творческие люди, нужны сейчас, в трудное время. Они нужны как генераторы, создающие импульсы объединения, со-резонапса сердец...
Таким образом, в течение века шла подпитка Запада новыми идеями. Мы как бы гармонизировали западный мир, совершенствовали его. Действительно, «дурдом». Все лучшее выбрасываем, не ценим, а сами погибаем, истинно — собака на сене. Важнее приспособиться, а не созидать — все как в кривом зеркале.
Беда состоит еще в том, что в жизни общества на первый план выдвигается не глубинная суть решаемых проблем, а прикладное их значение, сиюминутные выгоды, потребительство. Это снятие пенок — итог нашей фрагментарности, поверхностности. Мы забыли, что мы — нация идеи, общины, соборности, благолюбия, добросердечия. Какова пропорция коллективизма и индивидуализма в нашем менталитете? Думается, правило золотого сечения, 62 на 38, — это ответ на поставленный вопрос. Это правило отражает и оптимальную пропорцию во взаимодействии государственного и частного в саморазвивающемся со-обществе.
Пренебрежение правилом золотого сечения — одна из главных ошибок большевизма. Нарушив искусственным путем это равновесие, уничтожив деятельную, созидающую часть общества, ориентируясь только на одну часть людей, большевики тем самым обеспечили свою гибель.
К слову сказать, среди бедноты, которая ничего не делала, а только лузгала семечки, сидя на скамейках, да пила водку, были и творческие русские люди, которые «валяли дурака», не сумев найти себя. Они не могли вкалывать с утра до ночи, как многие настоящие труженики — русские ремесленники и крестьяне, не только из-за лени, а потому, что они были приспособлены к другой работе, такова была структура их личности. В русском дуракавалянии скрыт глубинный смысл. В терзаниях Ивана-дурака (пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что...) — в неконкретности, непроявленности идей русского человека, доминанте бессознательного в его жизни и свершениях, когда мы сами себя не совсем понимаем, «чуем», чего хотим, куда нас тянет, но многое не осознаем — сокрыта одна из тайн творческой русской души.
Не абсолютизируя и не вульгаризируя русское дуракаваляние (ничегонеделание), нужно заметить, что в нем, безусловно, заложен механизм самосохранения творческости русской души, некая спонтанность русского характера, нашедшего в жесточайших сплетениях жизни народа спасительную ниточку не только выживания, но и творения. Это в духе русского народа — некое лицедейство, духовно-душевное перевоплощение: с дурака меньше спрос. Надел маску дурака — и взятки гладки. Другого пути нет, иначе тебя сломают, выбросят на задворки жизни, а так ты как бы живешь в параллельном, воображаемом мире — мире творчества.
Сейчас многие, начиная с сатириков и кончая психологами и философами, глумятся над русской мифологией, сказками, былинами, где русский Иван как бы ничего не делает, мечтает, ленится и т. д. Но они «копают» только наполовину глубины, глубина же раскрывается лишь тогда, когда мы во всем этом видим еще и бескорыстие, любовь к окружающему миру, целесообразность и, главное — творческость!
Да, многие из нас недеятельны, да, мы нецелостны и негармоничны, но мы — творцы новых идей, для нас важнее со-творить идею, а реализовать ее — не наше предназначение. Когда же мы сбросим с себя ярмо рабов, «внутренней ссылки», неверия, апатии и т. д., развернем весь свой творческий потенциал, научимся доводить дела до конца, т. е. станем целостными? Когда же идеи сольются с их реализацией, а не будут оборачиваться злодеяниями? Поверьте, все это не за горами!
Таким образом, дуракаваляние — не только и не столько никчемность, это маска, за которой творческий человек скрывает свою «инаковость», делая это сознательно или бессознательно. Но еще в большей степени дуракаваляние — это высшее проявление творческой личности, умение подняться над житейским, освободиться от пресса дел, забот, спешки, бега от самого себя, как бы ничего не делая, на самом деле — осмыслять, находить новые пути. Это, собственно, русский вариант медитационно-созерцательного подхода.
Кстати, уникальность нашего времени, что я уже отмечал выше, заключается в том, что мы находимся в состоянии погруженности в самих себя, состоянии некой подвешенности, яви или сна. Вся страна как бы переживает медитационно-созерцательный процесс и безмолвствует.
Еще одно уникальное проявление русского человека, которое напрямую смыкается с русским дуракавалянием, — обломовщина. В высшем своем проявлении — это 100% правополущарная креативность, доведенная до крайности. Полный отказ от деятельности — или все или ничего, никаких компромиссов, консенсусов. Это отречение от полнокровной жизни, некая ссылка, своеобразный «монастырь».
В среднем проявлении — это неистребимое стремление русского творца рождать идеи, проспекты и полное нежелание их реализовать. Правильнее сказать — отсутствие способностей к реализации, умения перевести воображаемое, пространственное, интуитивное в плоскость технологичного, вербализуемого, рационализируемого.
В низшем проявлении — это отсутствие, блокировка творческих идей, полная апатия, отчуждение, действие по команде, указке, инструкции. В большей степени это итог оболванивания народа в XX веке, итог античеловеческих экспериментов, хотя надо признать, что определенная доля такой обломовщины свойственна нам как сиротам молодой нации с «тяжелым детством». Это как раз то состояние, когда нет настоящего, а значит — нет ничего.

Маленький комментарий
Если посмотреть на все то, о чем говорится в последних выпусках применительно к проблеме голоса, то мы увидим много общего.
Та Западная рациональность, о которой идет речь губительно сказывается в вокальной педагогике, как на Западе, так и у нас взявших на вооружение их губительные методы.
В связи с этим хочется вспомнить нашего выдающегося соотечественника Владимира Стасова, писавшего о Шаляпине: "Ни в какой школе он не был, ни в каких классах не сидел, не учился никаким предрассудкам. Каким-то чудом он уберёгся от педагогической дрессировки, худых задач и примеров, особенно же уберёгся он от Музыкальной Италии, пожравшей и обезобразившей столько поколений".
И вместо того, чтобы разобраться в сути системы Шаляпина, его объявляют неподражаемым, уникальным, самородком и тем самым вопрос ставится в иную плоскость. А именно: пассивное созерцание и обожествление. В тоже время известно, что Собинов в самом начале своего творческого пути многое позаимствовал у Шаляпина. По сути, он применил тот же самый подход. Достаточно посмотреть гримы Собинова по фотографиям. Сам же Шаляпин многое перенял у драматических актеров Александрийского театра и в особенности многое ему дал Мамонт Дальский, а в дальнейшем Савва Мамонтов, образованнейший человек того времени.
«Педагогическая дрессировка» имеет в своей основе совершенно ложный постулат, а именно, подход к звуку человеческого голоса, как к физическому звуку, т.е. мертвому звуку. Так и надо говорить: в консерваториях имеют дело именно с мертвым звуком. А в живой природе голос живой и действует он по законам живой природы. А в живой природе голос существует, как информационная система. Иначе, в живой природе каждый звук имеет смысл, несет информацию. Когда же ученика заставляют тысячи раз пропевать различные интервалы, то в результате его голос «темперируется». У нас до сих пор понять не могут, что эта темперация или механизация голоса приводит к тому, что выпускников музыкальных заведений давно уже не называют певцами. Это вокалисты, т.е. люди издающие звуки, но не умеющие петь. Информация и интонация, о которой постоянно говорил Шаляпин – это одно и тоже. Поэтому он работал над информационной составляющей звука (интонацией), а у нас работают над физической (мертвой) составляющей. А это, как говорится, две большие разницы.

О НАСУЩНОМ
В связи с тем, что вылет в Египет 7.12.04. утром, а в аэропорту надо быть уже в 7.15., то придется приехать 6 декабря и у меня в Москве будет свободный день. Решено в этот день провести презентацию-семинар, подобно тому, что имело место в Питере 17.11.04.

Это объявление составлено моим менеджером Антоном М.

ВНИМАНИЕ!!! 6 декабря 2004 - ОТКРЫТЫЙ СЕМИНАР В МОСКВЕ!
ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С МЕТОДИКОЙ Владимира БАГРУНОВА!

Приглашаем Вас посетить московский ознакомительный семинар!

Семинар ведет сам Владимир Павлович Багрунов.
Начало в 19-00.(Понедельник, 6 декабря)

Планируется, что мероприятие продлится до 21-00.
В процессе семинара Вы сможете ознакомиться с уникальной методикой восстановления голоса,
узнать о результатах ее применения. Будут продемонстрированы видео- и аудио - записи, Вы услышите увлекательный рассказ автора методики и увидите "живую" демонстрацию результатов.

Для тех, кто на открытом семинаре оплатит предстоящий декабрьский тренинг (24-26 декабря),
предусмотрены скидки от стоимости курса.

Открытый семинар состоится по адресу:
ул. Ставропольская, 14, Центр Александра Свияша "Разумный Путь
(от ст.м. "Волжская" - трол.74 третья остановка МАГАЗИН ОПТИКА)

Приглашаем Вас предварительно записаться по телефону (095) 350-30-90

Последнее объявление по Египту

Если вы хотите получить преподавательский сертификат, то для этого
надо пройти тренинг в Хургаде с 7 по 19 дек. с.г. Уникальность тренинга
в малочисленности групп. Всего по 4 человека в начальной и продвинутой
группе. Все ученики получат преподавательский сертификат. Одно из
занятий будет проведено на Пирамидах. Будут съемки на видео и далее
монтироваться документальный фильм. Фильм будет демонстрироваться в дальнейшем по всему миру.
Цена тренинга 400 евро с путевкой 900-1000 долларов (зависит от номера 1или 2-х местный). Осталось только одно место в каждой группе. Подробности на сайте www.bagratid.com

Москва
В Новый Год с Новым Голосом!

Ближайший трехдневный 20 часовой тренинг "Голос и Успех - три секрета настройки голоса" в Москве состоится 24-26 декабря 2004 г. Стоимость 250 евро. Предоплата 900 рублей за две недели до начала тренинга. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90. Тренинг будет проведен при наличии предоплаты не менее 8 человек.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

 

 


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное