Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и успех.Три секрета настройки голоса.

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

7 ноября 2004 Выпуск 65
«Бережливость – половина житейской борьбы».
Глава XII «Богатство в бережливости». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжение

ГЛАВА 5. ПАРАДОКСЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
5.1. Игра, спонтанность как доминанты творчества
Игра (иго-pa: иго — сила, власть; ра — солнце) — власть солнца.
Иго — ярмо, насилие, рабство (Даль); угнетаются, порабощающая сила, рабство (Ожегов); власть, приоритет.
Ра — в древнегреческой мифологии — бог солнца, почитался как Царь и отец богов.
Игра — спонтанная детская доминантность.
Приведем несколько определений этого понятия: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе»1Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 480.

«Игра — форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного...»2; Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 110-112.
«Игра —термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемый обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности» 3 Философский энциклопедический словарь. М.. 1989. С. 202.
Упоение процессом, свободное самовыявление (спонтанность), переживание удовольствия от самой деятельности, несерьезность, бескорыстие — все это характеристики игры. Величие иг-ры заключено в том, что это власть солнца.
Значительный вклад в разработку общей теории игры внесли Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Гросс, Ф. Бейтендейк, Й. Хейзинга. Этой проблемой занимался Г. Плеханов. Основы теории детской игры были заложены Л. Выготским и развиты Д. Элькониным.
«Целый ряд влиятельных направлений современной мысли выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения. Наряду с этим широко используется эвристическая ценность игровых моделей социальной, культурной динамики, активно обсуждается игровая природа искусства. Классический шиллеровский идеал искусства как бескорыстной игры находит своих новых сторонников»4 Современная западная философия: Словарь. С. 110.
В духовном противоборстве с идеологией тоталитаризма Хейзинга в своем трактате «Homo LUDENS» {«Человек играющий») создает универсальную концепцию культуры как свободной и «честной» игры. Он обосновывает значение игры во всех сферах человеческой деятельности. В это же время Г. Гессе пишет философскую утопию «Игра в бисер», Т. Манн в центр своей эстетической программы ставит игру и «принцип иронии».
Снятие скреп серьезности, излишней деловитости, уход от обыденности и реальности осуществляется в нашей диалого-силергетической системе перевоплощенческим, образным (вхождение в образ) путем. И так во всех сферах деятельности. Состояние иг-ры — это выход в высшие сферы творческого, вдохновенного состояния; в нашей терминологии — состояние одухотворенного вздоха. На этом уровне творчество и игра — равновеликие явления, они находятся в неком равновесном — резонансном состоянии.
Вдохновенное, творческое состояние, как и иг-pa, раскрывает в нас запредельные возможности. Артур Рубинштейн говорил: «Музицировать я могу хоть целый день, но устаю через час после серьезного разучивания музыки» 1 Цит. по: Музыкальная жизнь. 1987. № 10. С. 37.
Музицирование, персонификация, интерпретация, где важно ни «что?», а «как? каким образом?» — это процесс диалогизации, взаимопроникновения, перевод деятельности в игровую сферу.
Карнавальный принцип, уходящий своими корнями в первобытный строй и имеющий глубинный смысл в наше время, — это сгусток игровых ситуаций. «Карнавал — это зрелище без рампы и без разделения на исполнителей и зрителей... Карнавал не созерцают и, строго говоря- даже не разыгрывают, а живут в нем... отменяется всякая дистанция между людьми, и вступает в силу особая карнавальная категория — вольный фамильярный контакт между людьми»6. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп. Киев, 1994. С. 332.
Но у иг-ры существует страшный противник. Главным разрушителем феномена иг-ры является не серьезность, а насилие. Оно уничтожает мир игры или искажает его до неузнаваемости. Так, насилие взрослых над детьми не знает границ. Чтобы объединить эти два трудно стыкуемых мира (взрослого и детского), необходимо «дуракаваляние» взрослых наполнить истинной любовью, лаской к своим детям. Непонимание же ведет к насилию. Противостояние, конфронтация во всех сферах жизнедеятельности — это разновидности насилия, которое губит на корню высшие творческие порывы, проявления. Насилие деморализует все вокруг себя. Великое предназначение игры состоит в том, что она упреждает насилие. Творческое состояние взрослых (в любви — перевоплощение в мир ребенка) равнозначно детским игровым спонтанным проявлениям. Как только эти два мира состыковались, проникли друг в друга — возникло взаимопонимание.
Реабилитация мира взрослых возможна: I) с помощью спонтанного диалога (бескорыстного проникновения друг в друга); 2) путем выхода в высшие сферы творческих проявлений: 3) через общение с миром детей.
Дух соревновательности, состязательности, умение «одеть» технологию в одежды образности, артистично обыграть каждую возникшую ситуацию нужны и детям, и взрослым. Поэтому мы трактуем образование как создание образа человеческого в душе подрастающего поколения. Утилитарный, деловой, прагматичный, реальный, технократичный миры только в диалоге с высшими проявлениями, только в атмосфере игрового, образного, перевоплощенческого состоятельны. Иначе они «выпадают в осадок» как ремесленничество, вульгарный суррогат — шаблонность, стереотипность. В каждом творческом взрослом должен затаиться устремленный к иг-ре непосредственный ребенок, который, по словам Хейзинга, — «источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости». Сохранение «большого ребенка» во взрослом — задача воспитания творческой личности.
Другим словами, профессионализм, узкая специализация, ремесло — это горизонтальная составляющая человеческой деятельности — важная, часто являющаяся ее основанием. Но существует вертикаль — восхождение к душе и духу человека. Именно эту сверхзадачу, в первую очередь, должна выполнять школа. Co-чувствие, со-пережива-ние, оживление мира и его одухотворение осуществляются через синтез этического и эстетического. Найти в любой сфере деятельности красоту, художественность, музыкальность — значит гармонизировать мир и себя в этом мире. Все это осуществимо только в атмосфере игрового, перевоплощенческого, творческого состояния человека.
Спонтанность творчества — непроизвольный, само собой возникающий позыв к созиданию по собственному побуждению, со-резонансный космическому, всевышнему. Деформированная, искаженная личность не способна к спонтанности, у нее нет внутренней свободы, она не целостна. Игра как выгода, а не спонтанность все более охватывает современное общество. Для России это может иметь пагубные последствия.
Ребенок, с восторгом слушающий пение птиц, начиная с помощью родителей познавать и различать их, сразу перестает видеть и слышать то, чем он только что восторгался. То есть даже самые идеальные условия для постижения знаний ведут к отключению спонтанности, непроизвольности. Да, взрослый способен выдержать натиск монолога, насилия, ребенок, особенно до пяти лет, — нет. Он под воздействием монолога деформируется или ломается, потому что он диалогичен и совсем не монологичен, он все оживляет и одухотворяет вокруг себя.
Подтверждением этому являются мои детские воспоминания и они не единичны. Когда я приглашал деда устроить соревнование, игру во время косьбы и уборки сена или других неинтересных для мальчишки дел, то дед, не способный к диалогу, отказывался от такого взаимодействия, тем самым превращая взаимопомощь в работе в пытку для меня. А понимай старый человек детскую психологию, все бы обернулось по-другому, были бы и радость труда, обшения и прекрасные детские воспоминания.
Сохранение в игровом процессе (моменте) достаточной доли бескорыстия, так как у каждой личности своя мера, определяет спонтанность, свободу выбора — творчество по законам этико-эстетического. Так, в творчестве вначале проявляются альтруизм, упоение самим процессом и его результатом, затем критический анализ, отрезвление, после чего — прагматизм, утилизация и лишь потом — реализация и извлечение каких-то дивидендов. Чаще всего в нормальном обществе этим занимаются другие люди.
Приоритет умозрительного (со-зерцателыюго), удовлетворенность самим процессом созидания, а не порочная гонка за тем, чтобы как можно больше производить и потреблять, ведут к чувству меры (мерности), целостности личности, т. е. самоограничению — экологии духа (самотворению).

Игровая ситуация - это сонастройка с высшими идеалами. Возникающий от единого ритма (шага) сорезонанс обеспечивает целостность личности. Так круг замыкается, личность вновь вписывается в единство природы и космоса.
Диалогичность ребенка, творческой личности – это одухотворение; монолог оживает
превращаясь в диалог а игра – диалог – это действо, некий спектакль. Игровая ситуация в жизни – это диалог.
Все, раскрепощающее человека – юмор, шутка, смех, все потрясения, сбивающие скрепы (груз) стереотипов, когда от восторгов и удивления расширяются глаза и мороз по коже, - ведет к диалогу.
Формализм, схематизм, ремесленничество, однообразие – это тщедушный скелет, монолог, оставшийся после кастрации диалога. Большинство взрослых сами подвергают себя такой экзекуции. Самое ужасное состоит в том, что взрослые проделывают это же со своими детьми, влезая со своим уставом в чужой монастырь, ведь мир взрослого и ребенка трудносовместимы, это как бы два параллельных мира. Проводились любопытные исследования о влиянии жирной пищи на кроликов, на особенности развития у них атеросклероза. Все исследования показали примерно одинаковые результаты, за исключением одного. Когда выяснили причину, то оказалось, что во время проведения экспериментов (кормления) экспериментатор ласкал кроликов, потрепывая, гладя им ушки. Таким образом, при добром отношении, повышенном внимании атеросклероз у кроликов развивался значительно медленнее. Вот она, цена со-участия, со-чувствия.
Та же картина наблюдалась в экспериментах над крысами. Выяснилось, что любой физический контакт положительно влиял на их физическое, эмоциональное развитие, биохимию мозга, повышая сопротивляемость при лейкемии. Ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.
Младенцы, длительное время лишенные физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. То есть и для людей любое общение полезно и необходимо. Но, учитывая то, что человечность, нравственно-моральные проблемы, совесть, проблемы эстетического, всеобъемлющей любви — эмпатии, выдвигаются человечеством на передний план, нас все более волнует не просто здоровье, а здоровье нашего внутреннего мира. Поэтому спасение человечества в ласке, а не в электрошоке.

5.2. Любовь — главный источник творчества
Будем оптимистами и надеяться на человечность: человек, его ласка, а не электрошок спасет нас... Займемся нашими детьми — в них наше спасение: если мы едины с ними — это процесс двухстороннего взаимосовершенствования.
Ласка (любовь + физический контакт), замешанная на игре, лучший способ проникнуть во внутренний мир ребенка. Это спонтаный диалог, эмпатическое проникновение миров взрослого и ребенка.
Представим на миг: если взрослые, находясь в одном мире, говорят мыслят, чувствуют на понятном друг другу языке и не могут прийти к со-гласию, то как детям, особенно маленьким, живущим в другом мире, как бы параллельном нам (этот мир суггестивный, само-гипнотический, для нас нереальный), выстоять против нашего насилия, беспардонности?
На Руси детей состоятельных родителей, кроме учителей, гувернеров, всегда опекали любящие, бесконечно преданные хозяину и детям няни, дядьки (вспомним пушкинскую няню). Их души были полностью отданы детям. Это было истинное творчество, жизнь, отданная без остатка, некая жертвенность ради другого. О. Табаков как-то сказал, что все хорошее, что в нем есть, — от женской половины его семьи, ее любви: любовь близких как бы создала пластику души актера, подобно рукам скульптора, размяла глину детской души, научив отзывчивости, со-страданию. Другой актер, А. Калягин, в одном из интервью выразился в том же духе.
Таким образом, эти примеры подтверждают, что отчуждение, разобщение, спешка, когда детьми занимаются мимоходом или формально, ведут нас к ужасающим деформациям.
Детей должны окружать простые, не деформированные духовно-душевно люди. К примеру, грузинская знать отдавала своих детей на воспитание крестьянам, чтобы не портить их, не деформировать сословными, семейными и т. д. привилегиями, их исключительностью. Среда, чинопочитание, интриги окружающих людей, наделенных властью, пагубно сказываются на близких, особенно детях. Ведь власть и деньги — главные человеческие испытания. Естественно, что крестьяне-воспитатели были от природы одарены умом и сердцем, оплодотворенными мудростью. И может быть, особенно важными для воспитания ребенка в этих условиях являлись естественность жизни, общение с природой, простые крестьянские дела. Видеть, слышать, ощущать душу родного парода, со-настраиваться в унисон с ним — что может быть благодатнее для воспитания ребенка? Такая среда воспитывает, способствует вырастанию души ребенка.
Ближе всего к ребенку любящая мать. Их взаимосвязь уникальна. В большинстве случаев мать нянчит ребенка, держит его на руках. То есть со-резонанс сердец, когда ребенок был одним целым с матерью, находясь в утробе, продолжается и после рождения... Новорожденный ощущает биение сердца матери, они оба стремятся продлить это единение. Более того, ребенок больше общается с левой частью лица матери. Общеизвестный факт, что большинство женщин более правололушарные (эмоциональны, чувственны), чем сильная половина человечества, и в материнстве, в любви, в самом процессе деторождения, правополушарная сфера женщины, благодаря генетической ее сути (продолжение рода), многократно усиливается. А мы знаем, что правое полушарие управляет левой частью тела человека, поэтому прижатие ребенка к левой части груди, большее общение ребенка с левой частью лица матери означают интуитивное притяжение ребенка к энергии бессознательного. Более того, общение ребенка с матерью в младенчестве происходит посредством зрения и слуха (напомним, что зрительный и слуховой центры расположены в правом полушарии), поэтому и ласковые слова, обращенные к ребенку, воспринимаются им слухово и визуально (он видит лицо близкого человека, излучающее тепло, доброту, ласку при произнесении слов любви), положительно воздействуют на внутренний мир ребенка. А постоянный физический контакт ребенка с любящей матерью завершает это потрясающее единение двух существ.
В дальнейшем наведение мостов, стыковка миров (взрослого и детского) жизненно необходимы ребенку, но также нужны и взрослому. Это диалог самоочищения, снятия ржавчины жизни с мира взрослого человека. Таким образом, спонтанный диалог взрослый -ребенок превращается во взаимообогащение, взаимопреображение.
Думается, роль женщины, матери в нашей жизни так велика потому, что женщина более гармонична, чем мужчина; ее внутренний мир, суть направлены на продолжение рода, продление жизни, на заботу о Другом, Поэтому она более эмпатична, со-резонансна. Женщина — хранительница очага, она является буфером, устранителем конфликтов в семье, поддерживает и наставляет близких мужчин. Вспомним, сколько мужских судеб состоялось благодаря присутствию рядом жен, матерей, сестер. В этом заключены и добровольное жертвование собой, своей карьерой, и умение поддержать, со-настроить мужчин (поддерживать их лидерство), и все это ради благополучия семьи, близких.
Самая бескорыстная и мудрая любовь — это любовь бабушек и дедушек, но есть опасность воздействия больных взрослых и стариков на детей — это некий психический вампиризм. Поэтому необходимо охранять ребенка от таких воздействий. Более того, несостоявшиеся люди, неудачники также негативно воздействуют на детей. Ребенок в семье бессознательно находится под воздействием наиболее сильной личности, необязательно отца или матери.
Родители, живущие ради детей и считающие, что этого достаточно, глубоко ошибаются: «Чтобы быть хорошими родителями, надо быть счастливыми взрослыми людьми. Только крепкие деревья приносят здоровые плоды и цветы»7 Мененгетти А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь, 1993. С. 13.

«За каждым больным ребенком просматривается семантическое поле взрослого человека, который болен или просто несчастен»8 Там же. С. 41.
«В любых взаимоотношениях надо устанавливать контакт с душой другого человека. Именно на уровне такого контакта человек проявляет себя как отражение бытия. Любой другой контакт отделяет от истины»9. Мененегетти А. Мудрость и искусство жизни. 1993. С.37.
Непонимание мира ребенка, грубость и невежество взрослых во многом обусловлены различием структур личностей. Часто мама-«си-ний чулок» или прагматик папа недовольны ребенком художественно-образного склада. Я много раз наблюдал картину, как такой папа начинает терроризировать ребенка, при этом будучи уверенным, что делает благое дело. Насилию нет границ: отец непременно хочет добиться своего, ребенок же просто не понимает, что от него требуют, ведь все против его сути! Жизнь становится невыносимой, прекрасная атмосфера мира ребенка, тонкая, изящная, грубо нарушается; все вокруг становится для ребенка темным и безрадостным. Та же картина наблюдается, когда родители, наоборот, хотят развить ребенка худо жест венно-образно, не учитывая предрасположенностей своего чада. Мальчишку прагматического склада, тяготеющего к технике, насилуют, загоняют в угол, заставляя заниматься музыкой, живописью. Никто не говорит, что этого делать не надо, как раз наоборот, но мы говорим о мере, ненасилии.
И этот беспредел наблюдается в семье, яслях, детских садах, школах, вузах, армии: вообще в жизни господствует террор взрослых. Эта издевательства во многом — следствие непонимания наличия разных типов лнчностей.

Мы постоянно подчеркиваем негативизм жесточайшей цензуры, левого полушария, всячески ратуем за правополушарлое мышление человека с одной лишь целью: необходимо стремиться к диалогу взаимодействия полушарий, их синхронизации, ведущей к сорезонансоному эффекту, т. е. к выявлению максимума творческих способностей в человеке.
Рассмотрим интересный пример, касающийся ФАМП человека, — откровения Эйнштейна, который до пяти лет вообще не говорил, а до девяти лет говорил плохо. Свое позднее речевое развитие, а затем и затруднение при обучении чтению он считал одной из причин, «облегчивших открытие им теории относительности: он говорил, что понял по-новому пространство и время именно благодаря тому, что научился употреблять слова Raum и Zeit только в таком позднем возрасте, когда другие молодые люди давно их уже говорят, как правило, не задумываясь о их значении, полученном в готовом виде при обучении языку»10. Иванов В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и творчество // Бессознательное. Тбилиси, 1985. Т. 4. С. 258.

Вот оно, подтверждение того, как несостоявшееся засилье левополушарного мышления позволило маленькому Эйнштейну дольше своих сверстников оставаться в мире образов, а не понятий. Это дало ему возможность видеть мир, мыслить по-другому, не как все. Особенностью мышления Эйнштейна была опора не на слова, а на бессловесные образы, безусловно правополушарные, оттого он всегда подчеркивал, что воображение важнее знаний. Он всю жизнь стремился найти адекватные цветовые и музыкальные образы (правополушарные проявления) своим физическим и геометрическим идеям. Этим самым он как бы гармонизовывал взаимодействие левого и правого полушарий своего мозга, самосовершенствовался.
5.3. Эстетический вкус — вершина человеческой гармонии
Идеи И. Канта, X. Арендт, М. Мамардашвили, касающиеся диа¬лога, умения проникать в мир Другого, значения эстетического вку¬са в, казалось бы, далекой сфере — сфере общественного со-гласия, и другие родственные нашим размышлениям идеи изложены в прекрасной работе Б, Мечленда (США) «В кругу идей Мамардашвили», которая была написана па основе бесед с М. Мамардашвили в последний год его жизни и включена в книгу «Конгениальность мысли» (М- 1994. С. 177-197). Ниже излагаются фрагменты этой статьи с нашими комментариями.
В работе И. Канта «Что такое просвещение» он пишет, что «просвешение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого» 11 Кант И. Критика чистого разума //Кант И. Соч. М„ 1964. Т. 3. С. 302.
Еше более важным для нас являются идеи, выдвинутые в позднем трактате И. Канта «Критика способности суждения», где он анализирует способ мышления, позволяющий нам размышлять с точки зрения другого, или, как он выражается, «мысленно ставить себя на место каждого другого».
Мы называем эту способность эмпатией, вживаемостыо, перенесением в мир Другого. Кант называл ее здравым смыслом, вкусом, просвещенностью, публичным мышлением, расширенной мыслью.
Говоря о здравом смысле, он рассуждает об идее «общего для всех чувства», т. е. «способности суждения, которая в своей рефлексии мысленно принимает во внимание способ представления каждого другого...»
Далее Кант пишет о «расширенной мысли»: «Человек обнаруживает широкий образ мыслей, если пренебрегает субъективными условиями суждения, в которых как бы зажато так много других людей, и рефлектирует о своем собственном суждении со всеобщей точки зрения (которую он может определить, только становясь на точку зрения других)».
Для нас представляет большой интерес исследования X. Арендт, которая, опираясь на идеи И. Канта о том, как эстетика влияет на суждения человека, доказывает, что формирование эстетического вкуса, отношения к прекрасному сходно с достижением общественного согласия. X. Арендт говорит, что в том и другом есть момент углубления, стремления к сосредоточению на специфике безотносительно к общим правилам.
Анализ концепции эстетического вкуса И. Канта приводит X. Арендт к выводу, что наше политическое чувство развивается в значительной мере так же, как формируется наш эстетический вкус, т. е. через наблюдение, обсуждение, общение и, возможно, определенное согласие. А И. Кант писал, что в вопросах вкуса мы должны во многом отрекаться от себя в пользу других. Он различал два вида суждения. В первом — особенное соотносится с универсальным, во втором — суждение образовано из самой сути особенного. Именно этот вид суждения выделяют Ареидт и Мамардашвили. По терминологии И. Канта, в этом случае речь может идти скорее о рефлектирующем суждении, чем детерминирующем.
Арендт и Мамардашвили стремятся соединить общественную философию с традициями диалога. Поэтому рефлектирующее суждение определяет и указывает на следующие четыре важных процесса: возможность выбора, плюрализм, наличие взаимных связей и согласие. Мы обязаны научиться говорить друг с другом на общем языке, об общих интересах.
Сократ вступал в диалог с людьми не для того, чтобы убедить их в чем-то, а чтобы уяснить, что у них на уме, выяснить их заботы. И интересы. Он обнаружил, что окружающий мир воспринимается весьма различно каждой отдельной личностью. Каким же образом выявить общее в этом многообразии? Видимо, в общении, диалоге о том, о чем мы думаем сообща. Арендт формулирует это так: «Через беседу мы становимся равными партнерами в мире и образуем некоторую общность». К сожалению, мы лучше видим то, что разъединяет нас, чем то, что объединяет, мы не ищем единое во множественном. То, что есть общее в наших умах (общественный мир), Сократ выявлял через «социальное акушерство», определял единое пространство через беседу.
Суть сократовской майевтики (повивального искусства) состоит не в пересаживании мысли, истины, образа в голову собеседника, а во «взращивании» их из того, чем он сам располагает, что пробуждает его творческие силы. Истина должна сама родиться в голове другого. Помочь родиться истине — этой цели и служит сократовский диалог.
Здесь следует отметить очень важную закономерность, вытекающую из наших наблюдений и исследований, — со-звучие, со-резонанс идей Сократа и Юнга.
Сократовскую трактовку творчества, его диалектический метод,
определяет майевтика — повивальное искусство, социальное акушерство, иначе саморождение, а юнговскую трактовку творчества — рождение плода творчества из Царства Матерей (женской сути творчества), вырастание (рождение) его из бездн бессознательного.
Идеи И. Канта о способностях суждения, здравом смысле, роли эстетического вкуса перекликаются с размышлениями X. Гадамера на эту тему и, что отрадно, созвучны с нашими убеждениями на этот счет. «Узнавать в чужом свое, осваиваться в нем — вот в чем основное движение духа, смысл которого — только возвращение к себе самому из инобытия» 12 Гадамер X. Истина и метод. М., 1988. С. 55.
«Общий отличительный призрак образования — открытость всему иному, другим более обобщенным точкам зрения. В образовании заложено общее чувство меры и дистанция по отношению к нему самому и через него — подъем над собой к всеобщему»13. Там же. С. 59.
Далее Гадамер рассуждает, что рассматривать как бы на расстоянии себя самого и личные цели означает рассматривать их так, как это делают другие. Здравый смысл на деле характеризуется способностью суждения. Глупец отличается от умственно одаренного отсутствием способности суждения. Он неправильно применяет то, что выучил и знает. Особенно важными для нас являются следующие мысли Гадамера: «Английские философы-моралисты утверждают, что моральные и эстетические оценочные суждения не подчиняются разуму, а обладают характером чувства (а также вкуса)! Тетенс, один из представителей немецкого просвещения, усматривает в здравом смысле "суждение без рефлексии"»14 Там же. С.73.

«Феномен вкуса следует определить как духовную способность к различению. По сравнению с тиранией... точный вкус сохраняет специфическую свободу и сдержанность... Вкус, как и способность суждения, — это определение единичного с учетом целого: подходит ли это единичное ко всем другим и, следовательно, подходящее оно или нет. Это нужно чувствовать, но это никак нельзя проследить и доказать»15. Там же. С. 81
Еще одно любопытное мнение Дж. Вико, который выделял две формы постижения мира - поэтическую и философскую. Поэтическая «страстями и чувствами» выражает частное, единичное, а философская — всеобщее с помощью «рефлексии и рассудка». Только поэтическое творчество признается итальянским мыслителем творчеством в собственном смысле слова, ибо оно свободно и активно, «тогда как интеллект — пассивная сила, подчиненная истине»16. ВикоДж. Основание новой науки в общей природе наций. М., 1940. С. 139.
Иную точку зрения и в несколько другом ракурсе высказывает Г. Левин, так как она касается менталитета России, процитируем ее полностью:
«Вопросы: Кто виноват и Что (с ним) делать? принято считать специфическими российскими, чуть ли не проявлением национального характера россиян... Действительно, паранойя является нашей национальной чертой?
В Европе в это время к общественности обращались Гегель, Фихте, Шопенгауэр, Конт, Спенсер, Маркс и др. Их слушали, их понимали, в соответствии с этими идеями действовали. В России абстрактные теоретические рассуждения этих исследователей были доступны единицам.
Массовое общественное сознание формировали главным образом не ученые, а писатели. Пушкин, Тургенев. Толстой, Достоевский и т. д. Примерно то же происходит сейчас в Латинской Америке. Это были литературные гении... Но они не были профессиональными исследователями тех социальных проблем, решения которых от них требовали самые образованные и честные россияне. Непрофессионализм же — и гения, и злодея — с неизбежностью порождает экстремистскую, "'зашкаленную", параноидальную логику мышления при решении непосильных проблем»17. 17 Левин Г. Непрофессионалы и профессионалы // Вопр. философии. 1996. № I.C. /83.

О насущном
В составлении нижеследующей информации принимал участие Антон Мирошниченко, сотрудник московского отделения крупной международной корпорации

В Новый Год с Новым Голосом!
ЕГИПЕТ

УНИКАЛЬНАЯ АКЦИЯ !

Декабрьский тренинг в Египте: с выдачей Преподавательского Сертификата.
Со скидкой 20% - если Вы регистрируетесь через сайт (или по электронной почте)!

В декабре планируется проведение тренингов (речевого и певческого) в Египте (Хургада) 07.12.04. 11 ночей (12 дней). Возвращение 19.12.04.


Ведущий тренинга, автор методики В.П.Багрунов: "В течение полугода (декабрь 2003 и май 2004 гг.) мне довелось проводить речевые тренинги в Шарме и Хургаде. Сравнение в пользу Хургады по многим параметрам (пляж, замечательные условия проживания, отличная кухня, обслуживание!). Эффект от занятий отличный!"
В этот раз будут две группы: речевая и певческая.
Речевая для приступающих к занятиям, певческая для тех, кто прошел речевую ступень.
СТОИМОСТЬ ВЫЕЗДНОГО ТРЕНИНГА
Стоимость путевки
540$ (одноместный номер), 463$ (двухместный номер)
NOTA BENE: Стоимость тренинга: 500 евро - С Вашей скидкой: 400 евро;


Количество участников в каждой из групп - не более 4 человек.
24 часовой курс, занятия по три часа в день.
Эффективность выездных занятий, совмещаемых с отдыхом, позволяет прошедшим данный Тренинг сразу получать Преподавательнский Сертификат!
Превосходный отдых и прогресс в занятиях гарантирован !

Заявки по эл.почте voice@bagratid.com

Характеристика отеля
Отель MENAVILLE SAFAGA 4* - 60 км к югу от Хургады, 6 км от пос. Сафага, 2-х, 3-х этажные корпуса и одноэтажные шале (253 и 48 номеров соответственно). Сейф в reception – бесплатно.
Номер: индивидуальный кондиционер, балкон/терраса в 100 % номеров, спутниковое ТВ, холодильник, телефон, душ/ванна с туалетными принадлежностями, туалет, уборка 1 раз в день.
Территория: 2 ресторана, питание в гл.ресторане – шведский стол, 5 кафе и баров, 2 открытых бассейна: 1 детский, 1 взрослый, магазины, room service, пункт обмена валют, прачечная, доктор в отеле, детская площадка, Интернет-кафе.
Развлечения: тренажерный зал, настольный теннис, дискотека, вечерние развлекательные программы, волейбол, парковка. За доп.плату – дайвинг, школа виндсерфинга, катера, сауна, бильярд, джакузи в бассейне, массаж, клиника (лечение опорно-двигательного аппарата и кожных заболеваний, грязелечебница, филиал курорта Карловы Вары)
Пляж: собственный песчаный. Зонтики, лежаки, матрасы, пляжные полотенца – бесплатно.
Питание HB.


Порядок оплаты
1.Путевка


1.1Позвонить по тел. (812) 314-6793 Ирине Викторовне или отправить заявку по эл.почте ssea@wnights.spb.ru
1.2.Получить по факсу реквизиты фирмы и счет, который надо оплатить по безналу или наличными в Петербурге (Малая Морская, д.8, рядом с Невским проспектом) или в Москве (в филиале фирмы «Белые ночи»)


2.Тренинг

2.1 100% предоплата на счет Багрунова Владимира Павловича до 23 ноября. (400 евро в рублях по курсу Центробанка на день оплаты при предварительной регистрации см. NOTA BENE)
2.2 Реквизиты филиала центрального отделения
сбербанка №1991/0369
Адрес:190121, Санкт-Петербург Английский пр., д. 40
СУБ. К/С 30301810955000605523
К/С 30101810500000000653
БИК О44030653
ИНН 7707083893
КОД ОКПО 02802459
КОД ОКОНХ 96130
КПП 782 632 008
счет № 42307810355235602417.39
Багрунов Владимир Павлович (точка перед последними двумя цифрами не опечатка)
2.3
В связи с тем, что перевод может идти до 5 банковских дней, то высылать деньги необходимо не позднее 16.11.04.

На 6.11.04. в остатке 1 место в певческом тренинге и 3 места в речевом.


Для жителей Санкт-Петербурга
17 ноября 19.00-22.00

В эзотерическом
центре «Другой мир»
(ул. Бумажная д.17 метро «Нарвская»)

Ауд. 305

Состоится презентация новой методики настройки голоса.
Будут продемонстрированы отрывки 5-и телепередач, в которых рассказывается о новом подходе к развитию голоса, сравнительные записи учеников до и после обучения, а также уровень развития речевого и певческого голоса самого автора.

Презентацию проводит автор, кандидат психологических наук, автор книги «АЗБУКА ВЛАДЕНИЯ ГОЛОСОМ»
Багрунов Владимир Павлович

По окончанию презентации будет проведена запись на тренинг «Голос и успех – три секрета настройки голоса» в Египте 7-19.12.04. или в Петербурге в январе 2005 г.


Дополнительная информация по тел. 252-15-12, 252-55-35


Москва
В Новый Год с Новым Голосом!

Ближайший трехдневный 20 часовой тренинг «Голос и Успех - три секрета настройки голоса» в Москве состоится 24-26 декабря 2004 г. Стоимость 250 евро. Предоплата 900 рублей за две недели до начала тренинга. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90. Тренинг будет проведен при наличии предоплаты не менее 8 человек.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

 

 


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное