Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скрытые резервы нашей психики


Информационный Канал Subscribe.Ru

Голос и успех.Три секрета настройки голоса.

проект
www.bagratid.com
Ведущий
Багрунов В.П.

22 ноября 2004 Выпуск 67
«Лучше лечь спать без ужина, чем встать с долгами» - немецкая пословица.
Глава XII «Богатство в бережливости». Из книги Орисон Свет Марден
«СТРОИТЕЛИ СУДЬБЫ ИЛИ ПУТЬ К УСПЕХУ И МОГУЩЕСТВУ

В. Н.Шерстов
МЕНТАЛИТЕТ РУССКОГО НАРОДА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Продолжени
е

ГЛАВА 5. ПАРАДОКСЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
5.7. Девиантное поведение и проблемы творчества
Девиация (от позднелат. deviatio— отклонение) может быть отклонением магнитной стрелки компаса, движущегося тела от расчет¬ной траектории и т. д. Существует и социальная девиация, некое отклонение от нормы, которое имеет широкий спектр проявлений в человеческом сообществе.
Одним из парадоксов российской действительности является полное несовпадение реального с идеальным, что ведет к еще большему расколу общества, увеличению пропасти между ожидаемыми результатами и реальностью.
К основным формам девиантного поведения относятся: преступность, алкоголизм, проституция, наркомания. Рассмотрим взаимосвязь, взаимодействие девиантного поведения с творческими началами человека. Люди, нестандартно мыслящие, талантливые, творческие, пытаются изменить модель своего поведения, выйти за пределы стереотипных, сложившихся норм. Нас интересует позитивное в девиантном поведении. Важным является то, в какой системе координат рассматривать это поведение. Мы уже говорили, что поведение Н. С. Хрущева, стучавшего башмаком по трибуне во время выступления на высоком форуме, некоторые (в том числе представители зарубежной общественности) считали проявлением нестандартности, говоря с восторгом, что западные политики на такое не способны, так как они задавлены этикетом, зашорены и т. д., хотя общая оценка поступка руководителя страны, конечно, была негативной.
Точно так же по-разному можно воспринимать поведение В. В. Жириновского: он постоянно демонстрирует экстравагантные поступки, которые, безусловно, относятся к девиантным. Еще более глубокая девиация была присуща А. Д. Сахарову, вступившего в неравную схватку с консервативными, реакционными, тоталитарными, советскими
образцами поведения. Девиантное поведение демонстрируют народные патриоты в отношении демократов.
Очень часто открытия творцов, их новые идеи переносятся в социальную плоскость; общество, не понимая этого нового, шельмует творцов, которые по складу своей души не могут отречься от своего детища, тем самым, вступая в конфликт с обществом. Все новое, гениальное в эволюции человечества прокладывало себе путь, принося в жертву самих творцов. Сократ, Н. Коперник, Джордано Бруно и многие другие инакомыслящие — тому пример. В этом же ряду находятся революционеры разных мастей, диссиденты и т. д.
Итак, при вписывании творцов в социум из-за их девиантного поведения возникают огромные проблемы. С одной стороны, они «разрушители», в том или ином смысле, устоев этого общества. Так как их творчество направлено в будущее, они часто творят против настоящего. А с другой стороны, эти же «разрушители» требуют к себе от общества отношения «няньки к ребенку». И это объективная реальность, так как творческая личность по своей сути, складу характера не защищена, особенно социально. Возникает, таким образом, трудно разрешимый парадокс. А в России к этой проблеме вообще никак не относятся, особенно в наше время: ее будто бы не существует, не до этого...
По существу, творческое проявление личности, независимо оттого, имеем ли мы дело с творцами — генераторами идей или творцами-борцами (общественными, политическими деятелями, организатора¬ми науки, производства, искусства, культуры и т. д.), в основе своей — это девиантное поведение.
5.8. Генезис феномена творчества
В заключение хотелось бы коснуться одной очень деликатной темы, которая до конца 90-х годов XX века в России умалчивалась.
Давно замечено, что многие одаренные люди страдают теми или иными нервными и психическими расстройствами. Мысль, что гениальность — это безумие, очень старая; ее высказывал еще Платон, считавший творчество «бредом, даруемым нам богами». Итальянский психиатр Ц. Ломброзо в 1892 году написал книгу «Гений и помешательство», где доказывал, что «гениальность — это дегенеративный психоз». Самой существенной чертой «помешанных гениев» Ломброзо считал чередование перемежающихся состояний экстаза (возбуждения) и упадка.
Современный американский психолог Дж, Карлсон полагает, что существует связь между творческим потенциалом личности и психозом. «Предрасположенность к близорукости, шизофрении, алкоголизму — это пена, которую платит человечество за высокую одаренность отдельных людей, без которых невозможен прогресс» 28.Цит. по; Гончаренко И. Гений в искусстве и науке. М., 1991. С. 358.
Карлсон считает, что наличие гена шизофрении — один из стимулов высокой творческой одаренности. По мнению Карлсона, несмотря на то, что Эйнштейн был душевно здоровым человеком, он был носителем такого гена, и в нашей книге мы отмечаем своеобразие натуры великого физика.
Сторонники идеи, что «гений - это невроз», отстаивают тезис: «вдохновение и впечатлительность — единственное оружие гениев».
В разд. II, п. 5.6 «Невротизм и творчество» мы достаточно подробно рассмотрели эту проблему с разных точек зрения.
Интересны высказывания на эту тему В. Розанова относительно творчества Н. Гоголя, обладавшего болезненной психикой. По его мнению, некоторые формы гениальности, или «приступы» гениальности, если и сродни безумию, то безумию не в логическом смысле, не в смысле умения связывать мысли, а безумию «в смысле смятения всех чувств, необыкновенного внутреннего волнения, "пожара" души, "революции" в душе»29. Розанов В. В. Мысли о литературе, М., 1989. С. 295 Там же
Здесь безумствует не мысль, а воля, сердце, совесть, «грех» в нас, «святость в нас». Поэтому Гоголь ощущает, видит и знает много вещей, весьма странных с точки зрения обывателя, «но не очень уж странных для ясновидящих Платона, Паскаля, для каких-нибудь мудрецов Индии или сектантов Ирана»30Там же.
И, наконец, познакомимся с шокирующими исследованиями В. П. Эфроимсона, бывшего руководителя отдела генетики Московского НИИ психиатрии. «Я обращал внимание на то, что среди вели¬ких мира сего часто встречаются некоторые наследственные болезни, — говорил в одном из последних интервью Эфроимсон. — Стал более "прицельно" изучать биографии знаменитостей. Результат оказался поразительным. Я обнаружил пять "стигм" гениальности, встречающихся гораздо чаще именно у уникумов»31 Цит. по: Кузина С. «Все гении — то шизофреники, то алкоголики?» // Комсомольская правда. 2002. 9 апр. С. 20.
В своих книгах «Гениальность и генетика», «Генетика этики и эстетики», «Педагогическая генетика» Эфроимсон утверждает, что выдающихся людей отличает пять болезней:
1. Подагра (каждый второй гений был подагриком, у этих людей выделяется избыточное количество мочевой кислоты, близкое по своей химической природе к таким стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин, которые содержатся в чае и кофе; подагра возникает из-за злоупотребления мясом и алкоголем).
2. Синдром Марфана (непропорциональный гигантизм, тонкие и длинные конечности при коротком худощавом теле; наблюдается выброс в кровь катехоламинов, в состав которых входит адреналин).
3. Синдром Морриса (женщины-псевдогермафродитки отличаются мощной умственной энергией и физической выносливостью, наряду с женскими половыми гормонами в их крови содержится повы¬шенное количество мужского полового гормона тестостерона),
4. Повышенная сексуальная возбудимость (повышенное содержа¬ние половых гормонов андрогенов рождает безудержную сексуаль¬ность, которая повышает умственную активность).
5. Маниакально-депрессивный психоз (шизофрения (гр. schiso— раскалываю + рhren— сердце, душа, ум, рассудок, эпилепсия). Это состояние характеризуется резким чередованием настроений, особенно весной, реже осенью.
Таким образом, пафос исследований Эфроимсона состоит в том, что ряд болезней провоцирует выделение стимулирующих веществ, что многократно увеличивает творческий потенциал у гениальных людей.
«В гениальном ребенке (человеке. — В. Ш.) комплекс сильнее собственного "Я" и контролирует всю личность в целом. Сознание гипертрофировано в одном секторе за счет других, обделенных информацией, оно вербализует то, что в нем заложено, не создавая ничего нового, и при серьезном психотерапевтическом исследовании не отличается от сознания шизофреника-параноика. Но общество не считает его больным, потому что комплекс в этом случае совпадает с одной из социальных функций»32. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. С. 52.
Итак, комплекс гениального человека направлен на благо.
В этом смысле всеохватный российский раскол можно интерпре¬тировать как «социальную шизофрению», кроме того, нельзя не согласиться с мнением Р. Рыбакова, директора Института востоковедения РАН: «У России сейчас активное сочетание мании величия и комплекса неполноценности. Этакая шизофреническая раздвоенность сознания и подсознания»33. Рыбаков Р. Стадийный инстинкт // Российская газета. 2002. 22 май-С. 4
Голова идет кругом, крыша едет от на¬шей социальной невменяемости. Хотелось бы, чтобы раздрай, бедлам, хаос российской действительности стали созидающими, подобно проявлениям комплекса гениального человека.
Но ведь и стресс — защитная реакция организма на различные воздействия стрессоров. Это ответ организма на разного рода «атаки». Физиологический и психологический стрессы имеют одну природу. Биохимический ответ организма — выброс «защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений» 34 Селъе Г. Ключ к здоровью: бегство от стресса //Диалоги продолжаются. М„ 1989. С 78.
«Стрессоры — факторы, вызывающие положительный (эустресс) или отрицательный (дистресс) стресс, могут быть различны, противоположны по знаку ("радость — страдание"), но реакция организма на них однозначна: это адаптация либо перестройка различной степени интенсивности, сопровождаемая выбросом запасной энергии»35.
Силантьева И., Клименко Ю. Актер и его ALTER EGO. М., 2000. С. 391.
При стрессах, в первую очередь, происходит «мощный выброс катехоламинов, в состав которых входит адреналин, что позволяет организму выдерживать высокий уровень физических и психических нагрузок»36 Кузина С. «Все гении — то шизофреники, то алкоголики?» С. 20. 194
По существу, любое потрясение — это стрессовое состояние. Час¬то сверхвозможности (сверхчувственное восприятие, экстрасенсорные возможности, некий творческий прорыв) открываются у людей после сильных потрясений, автокатастроф, электрошока, т. е. сильнейших стрессовых воздействий. Так, откровение А. Малинина в телевизионной передаче «Час пик» (от 3 июля 1997 г.) — яркое и убедительнейшее подтверждение идей автора о творчестве и во многом объясняет феномен воздействия, генезис (природу) влияния талантливого артиста на людей и главное — проливает свет на становление А.Малинина как певца. Александр Малинин попал в автокатастрофу, которая привела к многочисленным переломам, сильному сотрясению, потере голоса; но затем с певцом начали происходить чудопревращения, для него открылся новый мир. Как откровение пришло понимание творчества В. Высоцкого. Идеи, мысли, наставления педагогов, продюсера, друзей, как некое озарение, стали ему понятны; все как бы сомкнулось. В нем возникла потребность обратиться к религии. На певца как бы снизошла благодать. Его повела за собой некая тайная сила, она привела его на конкурс в Юрмалу, хотя обстоятельства, жизнь направляли в другую сторону... Произошла некая со-настройка внутреннего мира певца с творящим космосом... «У меня, например, была хорошая техническая подготовка, я пел и военные песни, и народные, затем был период рока и партии Ленского, арии Каварадосси. Все эти метания закончились с автокатастрофой, после которой я спустя некоторое время пришел к православию. Это событие стало своего рода поворотной точкой: меня словно осенило, как и что нужно петь (курсив мой. — В. Ш.). Так я пришел к романсу»37 Огилько И. «Голос Малинина в симфоническом оркестре» // Российская газета. 2003. 16 мая. С. 29.
Примерно в это же время определилась и личная жизнь певца. Думаю, что катастрофа только ускорила процесс прозрения одаренной личности, нужно было потрясение, толчок к осуществлению прорыва в запредельное. Для меня очень важно, что это преображение произошло с известным светским человеком — не экстрасенсом, йогом, священнослужителем—людьми особого склада. А то, что эта метаморфоза произошла на глазах у многих людей, как бы подтверждает «чистоту эксперимента», делает его более убедительным. Кстати, сверхчувственное восприятие, экстрасенсорные возможности часто открывались у людей после сильных потрясений, автокатастроф, электрошока и т. д.
Тысячелетия назад причинно-следственная связь (потрясение -
озарение) использовалась в первобытных обрядах посвящения. Древние вожди знали о влиянии внезапности на состояние сознания при инициации. Неожиданные пытки (страдания), болевой шок открывали дверь в «затерянный мир души», в мир бессознательного.
Так и катарсис одновременно оказывается и сильнейшим потрясе¬нием — стрессором и высшим по эффективности адаптационным средством. По Аристотелю, катарсис—духовное очищение, «религиозный катарсис» — это «очищение от скверны», «искупление вины»38 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 500.
Любые нестандартные воздействия — посты, обет воздержания от мяса и вина ради усмирения плоти, погружение в дремоту (медитация) с тем, чтобы усыпить бдительность сознания; и наоборот, например, бессонная ночь, которая перевозбуждает нас, как бы «взбалтывает» кровь, стимулируя творческое состояние, — ведут к стрессовым ситуациям, к биохимическим выбросам. С другой стороны, очень часто ночью, когда «бдительность» сознания угасает, а бессознательное «просыпается», «нерешаемое решается». Это переходное состояние между ночными грезами — «Nachttraum» (3. Фрейд) и дневными грезами — «Таgtraum» (Э. Блох) так же продуктивно, как состояние между сном и явью. По существу, шоковое воздействие, настройка на творческое состояние являются стимуляцией внутреннего мира, подобной наркотическому воздействию. Но это наркотик творческого вдохновения, естественный стимулятор. Мы за такую «наркоманию», преображающую нас, превращающую Ноmo sapiens (человека мыслящего) в Ноmo creatore (человека творческого), а еще лучше — в Ноmo amans (человека любящего). Такое состояние характерно для актеров: с одной стороны, публичное одиночество (выступление) — это сгусток стрессов, а с другой — это психологическое раздвоение личности на «я» и «не-я», где «не-я» несет огромную творческую на¬грузку.
Вся эта аргументация необходима для того, чтобы окончательно подтвердить, что путь вхождения в образ, мир другого, избранный нами, правильный; что диалого-синергетические принципы взаимодействия учитель - ученик способны в течение двух-трех лет выявить внутренние резервы учеников, вывести их на уровень творческого вдохновения, одухотворенного вздоха. В единении учитель - уче¬ник педагог выступает в роли тренажера, некоего зарядного устройства, генерирующего, заряжающего ученика энергией созидания.
Мой двадцатилетний опыт показывает, что этот метод является универсальным. Взаимопроникновение и обратная связь позволяют уйти от обыденности в высшие сферы, превращая урок в творческий, вдохновенный процесс.
Таким образом, в творческом состоянии включаются все механиз¬мы, рассмотренные выше: собственные терзания, неуемность в работе, творческое вдохновенное состояние, а это и есть тренаж биохимического состава крови (гормонов, сахара, адреналина, норандреналина и т. д.), о котором мы говорили ранее. В общем, это тренинг эндокринной системы и других систем организма, работающих на творческий процесс созидания.
Итак, то, что свойственно вундеркиндам, гениям, уникумам, можно развивать в талантливых, одаренных людях. И Г. Селье, и В. Эфроимсон доказали, что ответ организма на творческие выплески имеет биохимический характер.
На страницах этой книги я доказываю, что все творческие акты подчинены этим же законам. Чем более личность одарена творчески, тем раньше биохимический состав крови, все системы организма начинают перестраиваться с обыденного состояния на состояние все большего перехода в творческое. Этот процесс настройки, перехода в высшие сферы, все большего отключения сознания и включения бессознательного — некий медитационно - созерцательный процесс — в полной мере осуществляется только в состоянии перевоплощения, вхождения в образ: не представления, когда мы репрезентируем свое «я», а когда « состоянии творческого раздвоения, когда на передний план выдвигается «не-я». И в этом смысле важным подтверждением моей педагогической концепции является идея Г. Селье и размышле¬ния авторов книги «Актер и его ALTER EGO» Ирины Силантьевой и Юрия Клименко: «Дело в том, что во время спектакля открывается дополнительный источник поверхностной адаптации, по терминологии Селье, энергии, в отличие от глубокой адаптационной энергии, запасы которой, между прочим, в человеке не беспредельны. Это предостережение относится к актерам, которые существуют на сцене в условиях "Я есмь", растрачивая, по сути, свой жизненно необходи¬мый потенциал и оставляя навсегда "нераспечатанной" энергетическую кладовую, находящуюся в психическом пространстве Не-Я»39. Силантьева И., Клименко Ю. Актер и его ALTER EGO. М., 2000. С. 404.
Весь фокус вхождения в образ и чудеса (метаморфозы), происходя¬щие в дальнейшем с творцом (перевоплотившимся лицедеем), состоят в умении «перекувыркнуть» «я» в «не-я». Ведь творческое педагогическое и актерское перевоплощения во многом идентичны. Вообще, все истинно творческое — перевоплощенческое.
Нам надо беспокоиться о высших проявлениях, творческих взле¬тах, а организм сам отреагирует на них биохимическим образом.
В этом смысле я полностью разделяю точку зрения Г. Селье, который, сформулировав концепцию стресса, адаптационного синдрома, болезней адаптации и т. д., затем перевел ее в нравственную плоскость. Он настаивает, что «альтруистический эгоизм может привести к взаимовыгодному сотрудничеству между соперничающими клетками, органами, людьми, даже целыми сообществами»40. Селье Г. Ключ к здоровью: бегство от стресса. С. 77.
Поиском положительных проявлений в поведении невротиков, отстаиванием их «положительной дезинтеграции» занимается канадский профессор К. Домбровский. Его понимание сути психоневротический проявлений, умение использовать огромные творческие возможности (творческий динамизм) таких личностей во благо общества также вызывают симпатию. Тем более, что невротизм — это болезнь века; повышенную нервную возбудимость наших детей, их впечатлительность надо направлять на благо, а не подавлять. Наш девиз: «Творчество исцеляет невротиков!» Только стимулируя творческое вдохновенное состояние, перевоплощаясь, возгораясь, мы способны преображать свой внутренний мир.
Выход в творческое запредельное состояние открывает в нас огромный творческий потенциал. Убыстряющиеся темпы жизни требуют иной педагогической парадигмы, новому времени нужны не столько профессионалы, сколько генераторы новых идей — творческие личности, созидание которых происходит во многом в состоянии перевоплощения, вхождения в образ, мир Другого, венцом чего является выход в запредельное — высшие сферы творческих проявлений, где правит бал медитационно-созерцательное.
Причем я настаиваю, что вызовы нового времени требуют очень быстрого включения творческого состояния; более того — постоянного нахождения в «запредельном». Современные выдающиеся ученые, артисты, музыканты и т. д., с точки зрения обыденного сознания, существуют в ненормальном состоянии, живут в темпоритме, не укладывающемся в голове. Они как бы находятся, по сравнению со средним человеком, в параллельном мире. Отсюда непонимание, разные легенды о чудачествах творцов. Они выдерживают сумасшедшие нагрузки, «сгорают» в процессе творческого акта, накал страстей неимоверный.
Часто организм творца точно знает меру. Он саморегулирует творческий процесс: сколько и на какое время необходимо «подбросить дровишек» (биохимии), чтобы обеспечить творческое горение. Это касается и ученого, и педагога, и артиста — любого творца. Если внимательно вглядеться, то творческий процесс можно рассматривать как растянувшийся во времени стресс.
Продолжая эту тему, отметим интересное наблюдение. Исполнительская раздвоенность во многом отличается от педагогического состояния творца: как правило, нужно время для перестройки с направленности на Другого на направленность на себя, ведь «не-я» - ученик и «не-я» - образ, как говорят, две большие разницы, да и настроенность на Другого сбивает собственную певческую доминанту. По этой причине, а не только, чтобы не переутомляться, необходимо хотя бы за день до выступления переключиться на собственное творчество. Сбои такого свойства я наблюдал и у себя, и у Е. Нестеренко, и у Н. Андгуладзе, и у 3. Соткилавы, и у многих других певцов, совмещающих исполнительскую и педагогическую деятельность.

Маленький комментарий

Работая над пятой главой, все время ловил себя на мысли, что многое, о чем в ней шла речь в той или иной степени относится и ко мне. Самый последний случай имел место 8 апреля 2003 г. во время моего участия в программе ПРИНЦИП ДОМИНО посвященной «Тайне голоса». Там был довольно любопытный эпизод, о котором хочу рассказать впервые. Заранее мне было сообщено, что главным оценщиком моей теории будет являться певец театра «Геликон-Опера» Дмитрий Овчинников, который будет находиться среди зрителей. Вот как это происходило. Вслед за мной выступал художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Беркман, который был представлен, как строгий оценщик голосов. Привожу его высказывания связанные с рассматриваемой темой.
Елена Ищеева: «Вам понравилась теория, с которой нас познакомил Владимир? Может быть это действительно открытие, что мы поем каким-то внутренним голосом, а связки здесь вовсе не причем?»
Дмитрий Беркман: « Я думаю, что я сегодня в точку попал. Я пригласил нашего солиста замечательного баса-буффо Дмитрия Овчинникова, который помимо того, что он профессиональный оперный певец имеет медицинское образование и является действующим врачом психоневрологом. Он находится здесь и я думаю, что по поводу этой теории он ответил бы
более точно.
Елена Ханга: «Что вы думаете по поводу этой теории?»
Дмитрий Овчинников: « Я это внимательно слушал и больше все-таки вспомнил свою первую специальность – психоневрологию. Но мне хочется сказать, что утверждение, что связки как бы не участвуют и диафрагма не участвует и так далее. Но давайте вспомним: все великие певцы, Мария Калласс, Марио дель Монако, итальянские маэстро, которые славятся своей школой в первую очередь обращают внимание, именно на дыхание, на поддержку диафрагмой. Более того, как врач я знаю, что есть специальные фониатрические упражнения, которые основаны на дыхании, при помощи которых певец, по каким-то причинам после болезни или что-то, может восстанавливать свою форму. Поэтому, честно говоря …
Елена Ханга: «Не хотите воспользоваться новой теорией».
Дмитрий Овчинников: «Нет, не хочу».
Владимир Багрунов: «Позвольте сделать реплику. Известно, существуют две мышечные системы: древняя-гладкая и новая – поперечно-полосатая. Когда мы рождаемся, то работает древняя-гладкая мышечная система. Поэтому у новорожденного ребенка такой мощный голос. Потом, когда усиливается новая – поперечно-полосатая система тот феноменальный голос пропадает. Если бы было дело в поперечно-полосатой системе, то тогда лучшие певцы были бы из спортсменов. Этого нет. Меня так тоже учили, и я потерял голос. Я знаю сотни случаев, когда на диафрагмах люди теряли голоса. У выпускников консерваторий даже существует поговорка: приходим, поем, как соловьи. Уходим, чирикаем, как воробьи».
Елена Ханга, обращаясь к Дмитрию Беркману: « Я хотела бы уточнить. А ваши оперные певцы, чем поют, диафрагмой, связками, или может быть стоило попробовать теорию Владимира.
Дмитрий Беркман: «По поводу Владимира. У вас кто занимается кастингом передачи? Я озадачен, какое бы название придумать, чтобы пригласить Владимира в качестве выступающего на спектакль. Это был бы грандиозный успех и певцы не нужны».
Елена Ищеева: «Давайте контракт сейчас заключим!»
Дмитрий Беркман: «Правда, потому что теория сама и вообще слушать про эту теорию, про вокал это мне кажется сейчас это …».
Елена Ищеева: «Но, пел он хорошо, вы подтверждаете это?»
Дмитрий Беркман: «Да. Это, я говорю, становится интересней, чем сам вокал.
Елена Ханга: «Спасибо. Спасибо большое!»

Теперь комментарий к высказыванию Дмитрия Овчинникова.

В свое время великий немецкий философ Артур Шопенгауэр написал небольшую, но очень ценную книжку «Эристика, или искусство спорить», в которой приводятся 37 уловок спорщиков. В свое время я ее проштудировал и это мне часто помогало в жизни. Так вот: эти уловки делятся на две основные категории. Первая касается самого предмета спора, а вторая направлена на личность спорщика. Ко второму типу уловок прибегают, как пишет Шопенгауэр, недобросовестные спорщики, которые чувствуют слабость в предмете спора. Это так называемый переход на личность. При этом противник возбуждается, и в результате не может четко аргументировать свою позицию. Всем это хорошо знакомо. В качестве малоизвестного приведу пример из шахмат.
Недобросовестные шахматисты часто в явно худшей позиции предлагают ничью. Противник в гневе отказывает и при этом вследствие перевозбуждения делает ряд скоропалительных ходов и в результате все преимущество теряет. Это очень коварная уловка и мне знающему о ней, тем не менее, самому приходилось на нее попадаться.
Вот эту уловку вольно или невольно применил в нашей дискуссии певец и врач-психоневролог Дмитрий Овчинников, который в начале своего выступления сказал, что он больше вспомнил о своей первой профессии, т.е. психоневрологии. Он как бы хотел тем самым показать всем, что автор теории психически больной человек, а, следовательно, и теории верить нельзя. Возможно, и авторы передачи рассчитывали на скандал, который мог бы иметь место, если б я поддался на провокацию. Ведь перед этим и писатель-сатирик Виктор Коклюшкин, а затем эстрадный певец Сергей Пенкин, все время пытались «уесть меня». Так, когда я сообщил, что мои ученики могут заниматься даже в метро, Коклюшкин тут же произнес: "Метро - это "осторожно двери закрываются". Когда я говорил, о том, что все выдающиеся певцы, в том числе и Шаляпин, чтобы убрать работу диафрагмы, как поршня, носили специальные бандажи, тот он тут же перебил меня репликой: «специальная бандероль», чем вызвал смех в зале. А Сергей Пенкин, все время пытался вклиниться в мою беседу с ведущими и по возможности перебивал меня. К слову сказать, в этой передаче мои оппоненты так и не смогли меня спровоцировать на неадекватные слова и поступки. Они же не знали, что в 70-е годы, когда меня пытались выжить с факультета психологии, были такие переделки, что их выпады на этой передаче были просто комариными укусами.

Москва
В Новый Год с Новым Голосом!

Ближайший трехдневный 20 часовой тренинг "Голос и Успех - три секрета настройки голоса" в Москве состоится 24-26 декабря 2004 г. Стоимость 250 евро. Предоплата 900 рублей за две недели до начала тренинга. Запись и справки по тел.(095) 350-30-90. Тренинг будет проведен при наличии предоплаты не менее 8 человек.

Будьте в Голосе!
Владимир Багрунов

 

 


почтовый ящик проекта: voice@bagratid.com

архив рассылки: http://www.subscribe.ru/archive/psychology.psycho/


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psycho
Отписаться

В избранное